Опыт Иова
Состояние Иова можно назвать глубочайшей нищетой во всех смыслах, в том числе и духовном: был праведен, предан Богу – а в итоге оказался на свалке этой жизни, как говорит Писание, на гноище, потеряв все. Жена даже советует ему покончить с собой – настолько, по мнению окружающих, жизнь его позорна и потеряла всякий смысл. Но что же тут блаженного?
А то, что именно в эти тяжкие моменты, когда почва ушла из-под ног, Иов встретился лицом к лицу с Богом. Мы знаем, что в итоге, именно благодаря этому опыту духовной опустошенности, он получил новый опыт богообщения.
Конечно, опыт Иова особый. Он святой человек. Но мы тоже можем ощутить нечто подобное в своей жизни. Я бы рискнул сравнить Иова с человеком, который переживает кризис среднего возраста. Это состояние, в которое каждый из нас может прийти естественным путем. Допустим, мужчина выполнил общественно одобряемую программу жизни: посадил дерево, вырастил сына, построил дом. То есть много чего успел к своим сорока. А что дальше?
Человек в какой-то момент понимает, что ему чего-то не хватает. Его перестает радовать то, что раньше грело и вселяло надежду: вторая половинка, дети, работа, друзья. Он оказывается в пустоте. Он начинает искать.
И поиск этот может заканчиваться не всегда так удачно, как в случае праведника. Кто-то заводит новую семью, новую работу. Старается вложить в них то, чего не делал раньше. Исправляет прежние ошибки. Он еще полон надежд, что новая жизнь принесет то, чего не хватало в старой. Заполнит пустоту. Но в итоге все начинается заново. Он просто идет на новый виток. Опять разочаровывается, а сил для нового поиска уже нет.
А кто-то явственно ощущает, что эти новые попытки – просто хождение по кругу. То, что работало вчера, сегодня больше не работает. И новые отношения – это не дверь в новую жизнь, а тупик. И необходимо нечто большее. Но ведь должен же быть выход, – задается риторическим вопросом отец Дмитрий.
Блажен тот, кто находит, чего просит
Просить можно только после того, как ощутишь недостаток и крайнюю необходимость нечто иметь. Древнегреческое слово «нищий» (;;;;;;) в древних переводах евангельских текстов обозначало не вообще бедного, а того, кто открыто просит о том, чего ему не хватает: денег, одежды, еды.
– Выход есть, но найти его непросто, а потому блаженны те, кто находит, – продолжает отец Дмитрий. – Те, кто, пережив во всем разочарование, понимают, что именно сейчас, у разбитого корыта у них появляется уникальная возможность изменить свою жизнь. Открыть новое измерение. Обратить внимание на то, мимо чего раньше шли мимо.
У человека появляется возможность заметить, что, кроме него самого и его возможностей, в жизни может появиться еще одно действующее Лицо.
Именно так люди в Евангелии получают исцеление. Женщина кровоточивая все перепробовала. Она в смятении, совершает поступки, странные для правоверной иудейки: нарушает закон, прикасаясь «в нечистоте» ко Христу, к прохожим. А в итоге получает исцеление и одобрение Христа.
Или Иаир, начальник синагоги. Он кланяется в ноги Проповеднику, которого начальство не поддерживает, и умоляет прийти к нему в дом, исцелить дочь, которой, очевидно, другие врачи помочь не могли.
Иаир прекрасно понимает, что завтра его товарищи по цеху, эти самые фарисеи, стоящие вокруг, его осудят, и, возможно, он станет изгоем, все потеряет. Но его ребенок при смерти, а Иаиру неоткуда ждать помощи. Некуда идти со своим горем. Он оказался в пустоте, один на один со смертью своего единственного ребенка, и тогда он обращает внимание на Христа.
Ребенка Христос исцеляет даже не от болезни, а, по сути, от смерти.
Так же и с разбойником на кресте. Всю жизнь он с кем-то сражался, убивал, а сейчас висит на древе. До смерти несколько часов. Он прибит гвоздями, не может пошевелиться, не может ничего. Казалось бы, что тут можно изменить? Но он обращается ко Христу, кается и просит. И получает Царство Небесное, – говорит отец Дмитрий.
«Как молишься – так и живешь»: как всегда находить время на молитвенное правило
Читать еще
Почему лучше быть холодным или горячим
Коллаж
– Примером того, что измениться мы можем из состояния кризиса, крайней нужды, падений, могут служить известные слова Христа из Апокалипсиса: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!» (Откр. 3:15), – уверен отец Александр Сатомский. – Действительно, горячая вера, духовная активность способствуют переменам жизни, и это, так сказать, преподобнический сценарий. Однако состояние холодности, ухода в минус, падения, не менее, а часто более потенциально.
Падения можно переживать не только как евангельский разбойник, но и по примеру Савла, ставшего в своей новой жизни апостолом Павлом.
Ревностный в своих взглядах до жестокости, убежденный в своей правоте до слепоты, однажды на Дамасской дороге он встречает Того, против Которого воюет.
Когда Господь укоряет Павла за то, что он Его гонит, Павел немедленно простирается в пыль со словами: «Господи, что повелишь мне делать?» Павлу хватает сил, мужества, честности признать, что он шел против Бога, следуя своим представлениям о Боге. Но он не просто признает этот факт, но и готов на самые решительные действия по изменению себя.
Павел навсегда понял (и это позже отразится в его рассуждениях о делах закона и вере), что его собственные дела, праведность, рьяное исполнение закона не привели его к Богу. Это произошло только тогда, когда Бог сам вышел Павлу навстречу, и Павел Его услышал.
Таких историй, прикосновений Бога к нашей жизни очень много, – уверен отец Александр Сатомский. – Главное, задаем ли мы Павлов вопрос: «Господи, что повелишь мне делать?» и следуем ли потом воле Божией?
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА
Свидетельство о публикации №125101806045