ОБ ИГРЕ

Йохан Хёйзинга в своей работе "Homo Ludens. Человек играющий" утверждал, что игра - это не столько развлечение, сколько фундаментальный культурообразующий феномен. Именно игра предшествует культуре, является ее непосредственным  источником.

По Хёйзенге - искусство, философия, право, война, религия - это все игровые формы, это все о театре действа. И возникновение этого театра возможно в условиях:

1. Добровольного участия на основе свободного проявления и спонтанности.

2. Отделенности от "реальности" - у игры есть своё пространство и своё время.

3. Создание порядка - введение правил упорядочивает хаос и обнаруживает структурный скелет игры. Вместе с этим участники "верят" в правила, верят в саму "фиктивность" игры, понимая их условность.

4. Возникновения напряжения и радости - игра всегда связана с неким переживанием риска, азартом, соперничеством, удовольствием...

Если соединить взгляды Хёйзенге и психоанализ, то мы можем увидеть параллели - способность играть взрослого человека напрямую связана со способностями находиться в спонтанности, символизации и фантазии. То есть, с тем, что в детстве складывалось, как зона переходного пространства (по Винникоту).

Если ребенку в детстве не дали свободно развиваться в игре, если его спонтанность подавляли, не поддерживали, не разделяли фантазии, то во взрослой жизни может развиться ригидность, страх импровизации, ощущение, что жизнь - это "очень серьезная штука" и творческие проявления - это опасно, "смешно" и "неповзрослому".

Игровой компонет у взрослых - это не всегда буквальная, дословная игра. Это и легкость в контакте, и умение пребывать в условном пространстве "как будто", не теряя при этом ни своих границ, ни ощущения существования реальности, и принятие неоднозначности, неидеальности всех участников и самой игровой ситуации, и переживание удовольствия без чувства вины.

В терминах Лакана игра напрямую связана с включением субъекта в символическое поле.
Ребенок сначала находится в воображаемом - зеркальной стадии - где он идентифицируется с образом себя и Другого. Возникновение игры - это момент, когда ребенок начинает оперировать символами, то есть, воображать, что один предмет может представлять другой предмет (листики - это деньги), что есть такое правило "наделить один предмет свойством другого" - в этом смысле это и есть Отцовская функция в лакановском смысле - введение закона, структуры, третьей позиции, которая помогает отделиться от матери и начать играть символами.

Подводя итог, рискну сказать, что

ИГРА - ЭТО СПОСОБ БЫТЬ СУБЪЕКТОМ.

Через игру человек не просто отражает мир, а со-творит его, вводя в хаос собственный ритм, и закон - это некий личный жест. И именно в этом движении между вымыслом и правилом рождается культура, как продолжение человеческой способности играть.

Играя, человек перестает быть заложниками сценариев и становится автором своей жизни.

Мы пробуем мир на вкус, меняем правила, смеемся, ошибаемся и продолжаем играть. И, может быть, именно в эти мгновения - между серьезностью и свободой - человек больше всего похож на себя.

07.10.2025

Иллюстрация - Яцек Йерка (Jacek Yerka)


Рецензии