Жюри Чемпионата - осень 2025. Алла Приц
С вами редактор Клуба и ведущая Чемпионата Елена Чалиева.
Продолжаю рассказывать вам о членах жюри Чемпионата «Стихирские звёзды – осень 2025». В этом конкурсе, как и в прошлом, мои эссе будут строиться в основном на интервью с каждым членом жюри. Публиковать эссе я буду в порядке поступления ответов.
А вот к стихам, которые я буду представлять в своих эссе, в этот раз особый подход: у каждого члена жюри я постараюсь выбрать такие три стихотворения, которые, на мой взгляд, отвечают трём темам нашего Чемпионата. Напомню их: "В моём городе", "Монологи", "Былое и думы". Таким образом, участники получат возможность посмотреть, что могли бы представить на этот конкурс уважаемые члены жюри, если бы участвовали в нём в качестве конкурсантов. Мне кажется, что это интересно.
Четвёртой по времени представления свои ответы на вопросы интервью мне прислала поэтесса Алла Приц, и это эссе посвящено ей. Начну с кратких сведений об Алле.
Она родилась в Караганде, сейчас живёт в Нижнем Новгороде. В 2014-м году в издательстве «Маска» (Москва) вышел сборник стихов и рассказов «Маленькие истории о любви и о чувствовании вообще в стихах и прозе». Публиковалась в нескольких периодических изданиях и в литературных журналах — в том числе в «Литературной газете» (Москва), в альманахах “Земляки” (Нижний Новгород”), “Поэзия-XXI век” (Москва), “Невский альманах” (Санкт-Петербург), “Новая Немига литературная” (Минск). Алла – победитель поэтических чтений «День народного единства» в Центральном Доме литераторов 4 ноября 2023 года. С 2018 года – основатель и руководитель Музыкально-поэтического содружества «ОБЕРЕГ», целью которого является сохранение национальных культурных традиций и русского языка в современной литературе, а также популяризация достойного творчества поэтов и музыкантов Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
А вот и обещанное вам интервью с Аллой Приц.
1. В каком возрасте Вы начали писать стихи? Помните ли Вы, при каких обстоятельствах Вы написали своё первое стихотворение? Что послужило побудительным мотивом?
Писать стихи начала в возрасте 50-ти лет. Толчком послужило стихотворение моей виртуальной подруги, которая уже давно занималась стихосложением и любила устраивать в интернете поэтические «представления» — на интернет форуме, на котором мы общались, она периодически создавала для себя новый мужской Ник и посвящала романтические стихи разным форумчанкам. Её всегда и почти сразу разгадывали — по манере общения было видно, что это женщина и уже довольно зрелого возраста. Однажды мне захотелось публично ответить обличающей насмешкой на её лирическое стихотворение в мой адрес. И как-то само получилось, что вместо прозаической иронии возник рифмованный лирический текст, который не захотелось, как было мной уже в процессе его написания задумано, портить обличающим финалом. Это меня удивило, и я решила, что это тоже будет своеобразным «приколом» в её сторону, и опубликовала получившийся текст с посвящением в её адрес. В этот секрет была посвящена еще одна форумчанка, давно слагавшая стихи, и мы с ней решили продолжить эту поэтическую игру с нашей подругой. В результате чего я и «увязла» в рифмах.
2. Расскажите о Вашей поэтической кухне: с чего начинается создание стихотворения, и что служит стимулом для начала работы, как Вы работаете над стихотворением, и как Вы понимаете, что работа закончена и стихотворение состоялось?
Толчком к созданию стихотворения обычно является какое-то сильное впечатление — эмоция от просмотренного кинофильма, воспоминание, какое-то событие в жизни. В любом случае меня должно что-то очень задеть, вызвать эмоции. Пробовала несколько раз писать стихи на заданную тему — это очень трудно для меня, из трёх таких случаев только один текст более-менее меня удовлетворил. Рождение стихотворения всегда начинается с первой внезапно возникшей строки. Причем, если я сразу не продолжу создавать продолжение, то могу эту первую строку забыть и уже не вспомнить её при любом старании это сделать. Работой создание стихотворения не могу назвать — это интересное приключение, слова возникают сами и удивляют своей неожиданностью. Иногда могу искать синоним какому-то слову — для рифмы, для лучшей звукописи и т. п. И когда я прочитаю созданный текст и мне не захочется ничего в нём исправить, то посчитаю его законченным. Но даже через год или больше, вдруг вернувшись к нему, могу заменить какое-то слово в нём, поменять знаки препинания. Но это бывает крайне редко.
3. Есть ли темы, которые Вы в стихах терпеть не можете, даже если они гениально оформлены? Насколько для Вас важна техническая безупречность стиха, если за ней стоит глубокая идея?
В стихах для меня отвратительным является то же, что и в прозе, и в устной речи: скабрезности, обсценная лексика, непристойности в любом виде. Крайне отрицательно, как к мусору, отношусь к неоправданному употреблению жаргонизмов любого происхождения и многих иноязычных нововведений (кэшбэк(скидка), шоппер(котомка), лайфхак(совет/секрет) и т.п.). Кроме этого, не приветствую авторский поучающий тон и всё, что автор произносит от имени всех и за всех, употребляя при этом местоимение «мы». Допускаю малюсенькие технические «помарки» (например, перенос ударения или небольшой слом ритма), если смысл написанного перевешивает «грамматику отличницы». При этом считаю, что в русском языке достаточно слов, чтобы передать любое чувство и раскрыть любую тему. И в последнюю очередь — после оценки поэтического языка, ритма, звукописи, оригинальности и смысла — я критическим взглядом осматриваю рифмы.
4. Как Вы относитесь к «формату А4», пренебрежению заглавными, знаками препинания, произвольному разбиению на «строки», отказу от традиции написания строки с заглавной буквы и прочим чисто типографским ухищрениям?
Ко всему перечисленному отношусь резко отрицательно. Допускаю, что могут существовать поэтические тексты, когда отсутствие заглавных букв и знаков препинания оправдано темой стихотворения — читала всего лишь одно такое стихотворение (к сожалению, не запомнила его названия и имени автора) о фашистском концлагере, в котором герой находится на грани жизни и смерти, видит ужас вокруг себя, он внутренне в клочья разорван, и каждое его слово — а это весь текст стихотворения! — есть страшная боль, переданная в тексте буквами. Иные стихотворные тексты без заглавных букв и знаков препинания отношу к способу закамуфлировать своё поэтическое бессилие или скрыть свою безграмотность.
5. Какое стихотворение на сегодняшний день Вы считаете лучшим у себя, Вашей визитной карточкой?
«Не болит» — такое стихотворение выбрали зрители моих творческих выступлений. Его часто просят прочитать, если оно не прозвучало в программе. А однажды, уже по завершении выступления, попросили прочитать его во второй раз. Сама же я не могу выбрать «лидера» из четырёх своих стихов, потому предпочитаю покориться чужому мнению.
В заключение предлагаю вашему вниманию три стихотворения Аллы Приц, в том числе стихотворение, которое Алла считает своей визитной карточкой.
Наблюдаю весну из окна...
Наблюдаю весну из окна –
Мы с ней обе едва ото сна! –
Чёрный снег на зелёной траве
Всё не верит теплу на дворе.
Небогат мой пейзаж за окном:
Три высотки, две кошки с котом,
Да ещё карусель – лета ждёт!..
Вот не красят её пятый год...
Сквозь повислые ветки берёз
Вижу бабку, с ней старенький пёс,
По асфальту идут не спеша –
Мерно боты шуршат: ша... ша... ша...
Вот мамаша несёт грудничка,
Под одеждами – пульс родничка;
Спит дитя, видит детские сны,
Дышит воздухом первой весны.
Плакун-трава
На берегу твоей реки
Под солнцем летним
Прошли, рассудку вопреки,
В любви запретной
Три дня, прочерченных едва
По жизни мелом.
Слезами плакала трава –
Как я посмела!
В твоих взволнованных руках
Взлетала птицей.
Как жаль... – полет под облака
Не вечно длится.
Ласкались где-то в камышах
Вода с причалом.
Дрожали губы и душа.
А мы – прощались.
Не болит...
К приоткрытой калитке приник
Проходящий деревней маклак.
И, мусоля плаща воротник,
Учит русскую бабу он так:
– Твой младенец кусает сосок – отними!
– Не болит, – та в ответ. – Не болит!
– Муж неласковый цедит твой сок – прогони!
– Не болит, – говорит. – Не болит.
– Братец отнял наследный кусок – прокляни!
– Не болит, – говорит. – Не болит.
– Дед безумный кричит на печи – не корми!
– Не болит, – говорит. – Не болит.
– А сосед?! Лазит в сад твой в ночи!.. Осрами!
– Не болит, – говорит. – Не болит!
Щуря чёрные щели глазниц –
Только блеск сквозь завесу ресниц
Озлащает лицо торгаша –
От забора отпрянул на шаг:
– Нет ума у неё! Лишь душа.
Ещё почитать стихи Аллы можно на её странице: http://stihi.ru/avtor/goldas .
Свидетельство о публикации №125101607465