Из Парижских Писем
В МАНСАРДУ СНОВ
Жизнь лучше прожить в мечтах,
чем в действительности.
М. Пруст
Не спи, не спи художник,
Не предавайся сну.
Ты Вечности заложник
У времени в плену.
Б. Пастернак
"РЕИНКАРНАЦИИ" НА ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЯХ
Господин, сидевший напротив, произнес :
– Такая маленькая девочка должна знать,
в какую сторону она едет, даже если она
не знает, как ее зовут!
Л. Кэрролл
Помятой шляпою красавица, неряха,
прикрыв слегка прокуренную бровь,
слетает с лестницы, уже почти без страха,
что ночью горлом, с хрипом хлынет кровь.
Легко ли, от недуга улетая,
насвистывая, вспомнить сны свои?
Вдвоём мы, кофе и туман глотая,
прищурим глаз на дымные слои…
В Лютеции Химер – зонты, клошары, птицы
нахохлились под спицами дождя.
А ты, Летицией, сквозь слёзы строишь рожи.
Девица Alice морщится в меня. . .
О, Боже!.. Дай мне сил быть осторожным.
Здесь Твоей птице невозможно петь в беде,
когда, в кавернах взрывов, дым дорожный
накроет цвет каштанов на воде. . .
АПРЕЛЬ НА ПЛЕНЕРЕ
Любить – это значит смотреть не
на друг друга, а в одном направлении
Антуан д' Сент-Экзюпери
Чёрно-белый апрель под горой!
Только нам торопиться не надо.
В лужи этого белого сада
тут никто не наступит ногой.
Лучик солнца в глазах – золотой. . .
Шардоне ты моя! Рад, что рядом.
Эльдорадо – мольберт с "Ленинградом".
Капнем каплю в капель – голубой. . .
В кромку льда вправим скань серебра:
край грассирует громко на "гра". . .
грай ворон над ручьём сносит в горы. . .
Мы дымком их покроем слегка. . .
Пылит в лица пыльца мотылька:
твой, Алиса, с Летицией сговор. . .
ЦВЕТУЩАЯ АЛЛЕЯ
Жить – значит походить на кого-либо.
П. Валери
– Как сон, навеянный следам и сапогам. . .
– Как снег на лицах милых. . .
– Как сон, делимый нами пополам. . .
– Чистописанье пальцами в чернилах. . .
– Как на уроке, данном Близнецам. . .
– Студентам, возомнившим себя в силах. . .
ЛЕТИЦИЯ В ЛЮТЕЦИИ
– Ничего не поделаешь, – возразил Кот. –
Все мы здесь не в своем уме – и ты и я.
– Откуда вы знаете, что я не в своем уме ? -
спросила Алиса.
– Конечно не в своем, – ответил Кот. –
Иначе как бы ты здесь оказалась ?
Л. Кэрролл
– Откуда лился свет,
мой друг, в твои картины?
Стоит или течёт твоя вода?
– Ты, богомолик! Veritas – in vino. . .
Здесь – сны и Тени. . .
– Знаешь, в чем беда?
Про "Лотос в Тине", Змея и Кота –
не сказки для Алисы
иль Мальвины. . .
– Но при плохой игре,
почти всегда,
для Водолея краски –
маски, мина.
В кувшине пусто?
Кровь – его вода. . .
(. . .)
– Тебе, возможно,
проще без дукатов.
А здесь гремит по крыше
жесть и лесть. . .
От галерей, агентов,
меценатов –
кандальный звон
а-ля "Благая Весть". . .
– Сползает черепица?
Дни дурные?
Базары герметистов –
пустыри?
Их зуд – во дни Иуд.
В дни Каина – батыи.
Зато, как на дрожжах,
растут монастыри.
В них – поименно:
схимник бородатый,
поэт и физик,
близкий имярек. . .
Мир – Балаган.
Лишь Церковь – не Театр.
Нет роли Каина.
Есть Бог.
Он – Человек.
Он – Плотник, во плоти.
Он строит свято.
Святую Церковь.
Это – наш Ковчег.
QUID EST VERITAS?
Аз есмь Истина: и путь, и жизнь;
никто не приходит к Отцу,
как только через Меня.
(Ин.14:6)
Кто познал себя, тот уже
познал своего Господа.
Абу Хамид ибн Мухаммад аль-Газали
(. . .)
Итак, Гурджиев редок?
Не тот, кому козла задрать –
в бараний рог ашрам связать,
а дам – в своих наседок,
в наложниц, напоследок. . .
Что Идрис Дорис мог сказать?
Последняя, пред Меккой, гать:
от Вед ответ отведать. . .
(. . .)
Давно здесь гностиков тома
стоят на полках и в умах.
Вне Церкви – в сердце ломом,
Евреям – Каббала видна;
джигитам – Гита. . .
Нам дана –
во храмах:
в горле комом.
У ЛАТИНСКОГО ЛУКОМОРЬЯ
Повесили арфы свои, мы на ивы…
Свободные нам завещал песнопенья. . .
Пс136:2
Не вешай шарф и арф на это Древо.
"Златая цепь" – Змея на дубе том. . .
Вползает Кундалини в мозг из чрева
чревовещателей, с буддийским животом. . .
Леса словес и лотосы их лести,
с улыбкою Чеширского Кота. . .
Любого гуру чешут тут за песни
о том, что смерть – не горе, не беда. . .
СУТРА ЛАТИНСКОГО КВАРТАЛА
Ад – особая милость,
которой удостаиваются те,
кто упорно её домогались.
А.Камю
"Этот Мир – Карусель,
а кому-то и дыбы вращенье.
Карнавал, где, как маски,
меняют тела и лицо.
Твоя маска – нужда
одного твоего воплощенья.
Все концы и начала
свернулись спиралью в кольцо.
Ты умрёшь и вольёшься
в мир духов таких же бесплотных.
Сбросишь узы иллюзии
собственной, личной души…
А возжаждешь испить –
из копытца водицы болотной –
воплотишься в утробе. . .
и новую плоть одолжишь.
Время – Дух Перемен:
эхо. . . марево, кружево, морок
в море жизни и смерти –
лишь тени из небытия.
Старый Хронос – целитель,
могильщик, убийца, астролог
в карусели вселенского
звёздного календаря.
Хороводами листьев,
с опавшей могильною хвоей,
завиваются ваши
сплетения ног или рук.
Корни сосен впиваются
в чёрную пашню прибоя…
Тут Пространство и Время
смыкаются в замкнутый круг.
Так Сизиф учит вечный
Закон Мировой Круговерти:
Карма все возвращает
на круги начальных основ…"
(. . .)
Кот, с чеширской улыбкой,
мурлычет о таинстве смерти –
полуложь, полуправду
от полусиамских богов.
БУДДИЙСКАЯ УЛЫБКА МОНЫ ЛИЗЫ
Перед ней на ветке опять сидел Кот.
В "поросёнка" или в " карасёнка"? – спросил он.
Л. Кэрролл
Пришёл с Востока к местным бельведерам
дудук Гурджиева, как в Гаммельне дуда.
Ведёт направо – тянет "Соло Верой".
Ведёт налево – "Соло в Никуда".
Начнёт с мотивов местного разлива:
"Оui, с'est la vie! Ca va? Ca va ! Sera". . .
С улыбкой пан-шарманщика – на диво.
Таких тут редко гонят со двора.
СУТРА ЭВДЕМОНИЗМА
Основная цель человеческой жизни – счастье.
Это очевидно. Независимо от того, кто мы –
атеисты или верующие, буддисты или христиане,–
все мы ищем чего-то лучшего в жизни.
Таким образом, по моему мнению, основное движение
в нашей жизни – это движение к счастью.
Далай-Лама XIV
"Забудь про Смерть в Полях,
где под сквозной аркадой
топтать парижский, звёздный чернотроп
приятней, чем с базарной бастонадой
сходить с ума, тем более – во гроб. . .
Тут – чудеса. . . Тут Новый Гуру!.. Бро-
дит, как вино, богема:
что им с того, что это – ропата?
Бросают в дрожь органные фонемы.
Мистическая тишь и темнота
взрывается в их громовых раскатах. . .
сквозь витражи, вобрав в себя цвета
всей "Новой Радуги" над "Новым Араратом"…
Ну, и т.д: спиши БГ слова.
Поздней, однако, будет трудновато
не слышать новых "Песен Газавата" –
из всех бараков нового Волхва.
СМЕРТНИКИ СЧАСТЬЯ
Самые лучшие обитатели преисподней
получаются из счастливых людей.
Луи Селин
Пока взрываются библейские закаты,
и не мечеть пока что Notre Dame. . .
Париж дрожит под тенью шариата
за свой комфорт и мир a-la bedlam.
Мир статных дам, солидных чичисбеев,
их спаниелей мирный promenade ,
их шефов (настоящих чародеев),
их синекуры евро-жирный чад. . .
Тут дзен-буддист, тантрист и агни-йогин,
БГ и мозговитый московит, –
член-корр. ГБ, член ложи, синагоги, –
кумир с амуром, гуру, прозелит
мелькают в длинной пёстрой веренице. . .
за пацифисткой – только пацифист:
толстовки, сари, псевдо-власяницы;
панбархат, биркенштоки и батист…
Как Ренессанс – раёк для Казановы,
как новым гностикам – кристаллы и Грааль,
New Age – для Саломей!
Для них богов обновы, –
как скидки на tatu иль фестиваль.
Послушай их:
– На этом карнавале
любой рlayboу – жыреющий кумир. . .
– Banquier ou hippie?..
– Оба в идеале!
– "V" – ноги вверх?
– Oui, с'est la vie!. . . For mir?.
– Thanks, give your "V" to Gandy!
– Take pipe! Let's puff for peace!
– Trafic de contrebande ?
– Oui, c'est "Fancy East".
(. . .)
– Merci! Comme ci, comme ca. . .
– Grand Lent is propaganda!
– Puff. . . Easter – clergy's feast!
– But it's сa va! Ca va!..
– Qui est-ce Jean-Baptiste?
– Балела галава?
(. . .)
ДЕЖАВЮ РЕИНКАРНАЦИЙ
Стало быть, всё – лишь игра,
повторенье, вращенье по кругу –
лишь суета, безымянность, бездомность, мираж?
Р.М.Рильке. Марине Цветаевой.
– Смерть, – как волны, как трупы на пляж?..
Столп из соли для Лота – лишь данность?
Только Мёртвого Моря пейзаж?
Значит, все на Земле – карусель?
Бесконечность летальных кружений?
Рождество и Распятия – все
будут в циклах Его возвращений?
Круг за кругом закружит Земля
Крест Господень, сгибающий плечи?
– После смерти, – пастушьи ль, овечьи ль, –
плоть и кости уже не болят. . .
ТЕНЕЙ ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА
Человеком движут прежде всего побуждения,
которых глазами не увидишь.
Человека ведет дух.
Антуан де Сент-Экзюпери
Человек не господин сущего.
Человек – пастух бытия.
Мартин Хайдеггер
Если “все лишь игра, –
повторенье, Марина, вращенье", –
вся материя создана зря:
Смертью кончатся все Воскресенья. . .
Плач иль скрежет зубов, как у Шнитке,
от пещер наших райских начал,
где листали "Кумранские Свитки"
средь истыканных молнией скал. . .
"Крест Сизифа" – названье картины?
Или – "Буря в Стакане Воды"?
Вся история – бисер, Марина?..
Игра бесов на дыбе беды?
Добровольно принять их? Поверить
в их природный "порядок вещей"?
Отворять свои веки, как двери,
легионам, вошедшим в свиней?..
В революциях душу, как кожу –
на шагрень, для удачи в пути?..
Дарвин, Ленин иль Сталин поможет.
Душу легче продать, чем спасти.
CКАРАБЕЙ В КОЛЬЦЕ ТЕНЕЙ
Ибо Христос для того и умер,
и воскрес, и ожил, чтобы
владычествовать и над мертвыми,
и над живыми.
Рим.14:9-12
Перспективу птичьего полета
заменили перспективой лягушки.
О. Шпенглер
Вот пролегомены к основам их теорий:
– Везде, всегда выигрывает смерть.
Будь ты хоть Буддой!.. В счастье или в горе –
Бессмертья – нет!.. Все – "Смерти Круговерть". . .
В оковах Кармы все мы. Жизнь напрасна.
И жизнь, и смерть – один разменный дар.
Листва, летящая на жёлтый и на красный,
на перекрестье ярких дальних фар. . .
В ночном тумане тают эти руны:
роддом, аптека, кладбище, вокзал. . .
В Шуньяте – волны, дхармы или струны –
Калейдоскоп космических зеркал.
Будь хоть нацист, нудист или буддист ты –
святой иль грешник, царь, торговец, смерд –
Шуньята – Пустота. В ней – рай для атеиста!
Кружиться в хороводах палых листьев,
где тело не воскреснет. . .
Телу – Смерть.
Бессмертье есть. Но только в дхармах-струнах. . .
В космических энергиях, что в нас.
Душа пуста, как чей-то череп в дюнах,
как сны его. . . как тени в этих снах. . .
Все растворяются в безличии Едином,
как капли в Океане Бытия. . .
А в мире из песка, костей и глины
навозный жук – верховный судия.
УМЕРЕТЬ ТОЛЬКО ОДНАЖДЫ
Как человеку суждено умереть только однажды ,
а затем – Суд, так и Христос, однажды
принесенный в жертву, чтобы унести грехи
множества людей, во второй раз явится
не для того,чтобы иметь дело с грехом,
но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.
Евр 9:27-28
Как в Зазеркалье девочки Алисы,
где горизонт – её сознанья круг,
вот так и тут: Вселенная зависит
от точек зрения: любой из них, мой друг.
Ты – личность.
Не листва кустов опавших.
Сам Бог перекрестил наш Круг –
Крестом.
Смерть тела, – только отдых для принявших
Дар Воскресенья тела,– со Христом. . .
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
смиряться под ударами судьбы?
Иль надо оказать сопротивленье
и в смертной схватке с целым морем бед
покончить с ними? Умереть. Забыться.
Гамлет
Итак: отстой ли – склоняться под ударами судьбы?
Вот в чем Вопрос к общественному мненью
о допустимости "бессмысленной борьбы". . .
Взамен толстовскому "непротивленью".
ПОСМЕРТНЫЕ СНЫ
Какие сны в том смертном сне приснятся,
когда покров земного чувства снят?
Гамлет
Пьём из Одера, Сены иль Вислы,
из Дуная, Днепра иль Десны. . .
Все умоемся Логосом Смысла,
созерцая посмертные сны.
В этих снах,– а мы все их увидим, –
все, что было вернется к нам вновь.
Никого мы уже не обидим.
Но, дай Бог нам, узреть в них Любовь. . .
ПОСЛЕДНИМ БЕЛОГВАРДЕЙЦАМ
Любите врагов ваших,
гнушайтесь врагами Божиими,
поражайте врагов Отечества.
Св. митр. Московский Филарет
На свете счастья нет,
Но есть покой и воля.
А.С. Пушкин
Покоя – нет.
Есть – воля. Выбор воли.
Как долго, Боже, Призрак здесь бродил.
Вселиться здесь просил –
в орду, для буйной доли.
Но обуял свиней, пасущихся в Руси.
Вы уходили с боем. . . Не навеки.
Не от крестов могил родной земли.
Изборск – Валдай – Босфор. . .
Так шли варяги в греки.
Вы шли под омофор.
Церквей своих не грабили, не жгли.
Не все тогда ушли от ига плена.
Не все стряхнули гефсиманский сон.
Но и в богатстве, в бедности и тлене
вы слышали родной вечерний звон…
Россию многим не дано понять.
Ведь только болью в сердце можно мерить
любовь и смерть, надежду, благодать,
дарованные нам по отчей вере, –
что в испытаньях века, как в ненастье,
Крещением омоется страна. . .
Святым Причастием
отгонит бесов власти.
Воспрянет к Господу!
Как от дурного сна. . .
ПОСЛЕДНЯЯ ПРОГУЛКА
– Скажите пожалуйста, куда мне отсюда идти ?
– А куда ты хочешь попасть ?ответил Кот.
– Мне все равно – сказала Алиса.
– Тогда все равно куда и идти,заметил Кот.
– . . .только бы попасть куда-нибудь,пояснила Алиса.
– Куда-нибудь ты обязательно попадешь,сказал Кот.
– Нужно только достаточно долго идти.
Л. Кэрролл
Вода, сквозь створки вниз слетая гулко,
листву каштанов кружит, шелуша. . .
Сквозь ржавый шлюз наш взгляд ведёт в прогулку
в теченье листьев, в шорохи ежа,
в дымок, – змеящийся сквозь свет и тень как запах,
струящийся над золотом волос, –
над запахом листвы, просвеченной на запад
от мыса, под названьем "Лисий Нос". . .
(. . .)
И снова дождь. Мокры палитры, кисти.
И в ванной дождь, и в кухне льёт вода. . .
Бок о бок посидим, прощаясь в мыслях. . .
И вот пора: с гнезда – на поезда.
Поверх голов, как взмахи крыльев странных, –
хлопки зонтов, в прилипших листьях банных.
ПОСЛЕДНИЙ ВЗГЛЯД
Слова любви
немеют при разлуке.
В. Шекспир
В губах без звука –
вдруг, невзначай –
почти как “здравствуй”,
звучит “прощай”.
И так же глухо
в глухой ночи
дождь шепчет в ухо:
"молчи. . . молчи"…
Фонарь вокзальный
поплыл назад.
Твой дар прощальный:
Последний Взгляд. . .
ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ ?
Мы сами созданы из сновидений
И эту нашу маленькую жизнь
Сон окружает. . .
В. Шекспир
Дожди. . . дожди. . . дожди. . .
На празднике счастливом,
оставив сохнуть эти письмена
в кармане мокрой алой альмавивы,
продрогшая красавица княжна,
рукой своей, слегка нетерпеливой,
налив бокал горячего вина, –
за акварель садится в ванну сливок,
водя в ней кончиком
то кисти, то пера. . .
(. . .)
. . .Пар в ванной, капли крана,
привычный поиск Свана
смежает веки двух промокших глаз. . .
И вот уж сон несёт её в нирвану. . .
Несёт из дома в дом
секунд фото-моргану
в проём окон, в вагон,
вдогон, "par avion",
в её фотоальбом
заносит напоказ, –
ту-тум. . . ту-тум. . .
ту-тум. . .
почётный легион
солдатских Gauloises .
В их лёгкой дымке синей
блуждает цвет глициний,
дым древних благовоний,
в гогеновских тонах:
дым мессы, пар espresso,
Сен-Перса галльский страх,–
ту-тум. . . ту-тум. . .
ту-тум, –
дым манговых колоний
на синих островах. . .
+ + +
Свидетельство о публикации №125101600716
