Из Парижских Писем

 




 В  МАНСАРДУ  СНОВ

               
                Жизнь лучше прожить в мечтах,
                чем в действительности.
                М. Пруст
               
                Не спи, не спи художник,
                Не предавайся сну.
                Ты Вечности заложник
                У времени в плену.               
                Б. Пастернак



"РЕИНКАРНАЦИИ"  НА ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЯХ

                Господин, сидевший напротив, произнес :
                – Такая маленькая девочка должна знать,
                в какую сторону она едет, даже если она
                не знает, как ее зовут!
                Л. Кэрролл

Помятой шляпою красавица, неряха,
прикрыв слегка прокуренную бровь,

слетает с лестницы, уже почти без страха,
что ночью горлом, с хрипом хлынет кровь.

Легко ли, от недуга улетая,
насвистывая, вспомнить сны свои?

Вдвоём мы,  кофе и туман глотая,
прищурим глаз на дымные слои…

В Лютеции Химер  –  зонты, клошары, птицы
нахохлились под спицами дождя.

А ты, Летицией, сквозь слёзы строишь рожи.
Девица  Alice морщится в меня. . .

О, Боже!..   Дай мне сил быть осторожным.
Здесь Твоей птице невозможно петь в беде,

когда, в кавернах взрывов, дым дорожный
накроет цвет каштанов на воде. . .






     АПРЕЛЬ  НА  ПЛЕНЕРЕ

                Любить –  это значит смотреть не
                на друг друга, а в одном направлении               
                Антуан д' Сент-Экзюпери

Чёрно-белый апрель под горой!      
Только нам торопиться  не надо.
В лужи этого белого сада
тут никто не наступит ногой.   

Лучик солнца в глазах –  золотой. . .
Шардоне ты моя!   Рад, что  рядом.
Эльдорадо  –  мольберт  с  "Ленинградом".
Капнем каплю в капель – голубой. . .

В кромку льда вправим скань серебра:
край грассирует  громко на "гра". . .
грай ворон над ручьём сносит в горы. . .

Мы  дымком их покроем слегка. . .
Пылит в лица пыльца мотылька:
твой,  Алиса,  с Летицией сговор. . .






        ЦВЕТУЩАЯ  АЛЛЕЯ

                Жить – значит походить на кого-либо.
                П. Валери

– Как сон, навеянный следам и сапогам. . .
– Как снег на лицах милых. . .

– Как сон, делимый  нами пополам. . .
– Чистописанье пальцами в чернилах. . .

– Как на уроке, данном Близнецам. . .
– Студентам, возомнившим себя в силах. . .






     ЛЕТИЦИЯ  В  ЛЮТЕЦИИ

                – Ничего не поделаешь, – возразил Кот. –
                Все мы здесь не в своем уме – и ты и я.
                – Откуда вы знаете, что я не в своем уме ? -
                спросила   Алиса.
                – Конечно не в своем, – ответил Кот. –
                Иначе как бы ты здесь оказалась ?
                Л. Кэрролл

– Откуда лился свет,
мой друг,  в твои картины?

Стоит  или течёт твоя вода?

– Ты, богомолик!  Veritas –  in vino. . .
Здесь –  сны и  Тени. . .

– Знаешь, в чем беда?
Про "Лотос в Тине", Змея и Кота –

не сказки для Алисы
иль Мальвины. . .

– Но при плохой  игре,
почти всегда,

для Водолея  краски –
маски, мина.

В кувшине  пусто?
Кровь – его вода. . .

(. . .)

– Тебе, возможно,
проще без дукатов.

А здесь гремит по крыше
жесть и лесть. . .

От галерей, агентов,
меценатов –

кандальный звон
а-ля  "Благая Весть". . .

– Сползает  черепица?
Дни дурные?

Базары  герметистов –
пустыри?

Их зуд –  во дни Иуд.
В дни Каина –  батыи.

Зато, как на дрожжах,
растут  монастыри.

В них –  поименно:
схимник бородатый,

поэт и физик,
близкий имярек. . .

Мир –  Балаган.
Лишь Церковь  –  не Театр.

Нет роли Каина.
Есть Бог.

Он – Человек.
Он – Плотник, во плоти.

Он строит свято.
Святую Церковь.

Это – наш  Ковчег.   








         QUID EST VERITAS?

                Аз есмь Истина: и путь, и жизнь;
                никто не приходит к Отцу,
                как только через Меня.
                (Ин.14:6)
                Кто познал себя, тот уже
                познал своего Господа.
                Абу Хамид ибн Мухаммад аль-Газали
               
(. . .)
Итак, Гурджиев редок?   

Не тот, кому козла задрать –   
в бараний рог ашрам связать,   

а  дам –  в своих наседок,
в наложниц, напоследок. . .

Что Идрис  Дорис  мог сказать?      
Последняя, пред Меккой, гать:
   
от Вед ответ отведать. . .

(. . .)

Давно  здесь гностиков тома   
стоят на полках и в умах.

Вне Церкви – в сердце ломом,   
Евреям – Каббала  видна;

джигитам – Гита. . .
Нам дана –

во храмах:
в горле  комом.






    У  ЛАТИНСКОГО   ЛУКОМОРЬЯ

                Повесили арфы свои, мы на ивы…
                Свободные нам завещал песнопенья. . .               
                Пс136:2
               
Не вешай шарф и арф на это Древо.
"Златая цепь" –  Змея на дубе том. . .

Вползает  Кундалини в мозг из чрева
чревовещателей, с буддийским животом. . .

Леса словес  и лотосы их лести,
с улыбкою Чеширского  Кота. . .

Любого гуру чешут тут за песни
о том, что смерть – не горе, не  беда. . .









СУТРА  ЛАТИНСКОГО   КВАРТАЛА

                Ад – особая милость,
                которой удостаиваются те,
                кто упорно её домогались.               
                А.Камю      

"Этот Мир – Карусель,
а кому-то и дыбы вращенье.

Карнавал, где, как маски,
меняют тела и лицо.

Твоя маска – нужда
одного твоего воплощенья.

Все концы и начала
свернулись спиралью в кольцо.

Ты умрёшь и вольёшься
в мир духов таких же бесплотных.

Сбросишь узы иллюзии
собственной, личной души…

А возжаждешь испить –
из копытца  водицы болотной –

воплотишься в утробе. . .
и новую плоть одолжишь.

Время – Дух Перемен:
эхо. . . марево, кружево,  морок

в море жизни и смерти –
лишь тени  из небытия.

Старый Хронос – целитель,
могильщик, убийца, астролог

в карусели вселенского
звёздного календаря.

Хороводами  листьев,
с опавшей могильною хвоей,

завиваются ваши
сплетения ног или рук.

Корни сосен впиваются
в чёрную пашню прибоя…   
               
Тут Пространство и Время
смыкаются в замкнутый круг.

Так Сизиф учит вечный
Закон Мировой Круговерти:

Карма все возвращает
на круги начальных основ…"

(. . .)

Кот, с чеширской улыбкой,
мурлычет о таинстве смерти –

полуложь, полуправду
от  полусиамских богов.











  БУДДИЙСКАЯ  УЛЫБКА   МОНЫ  ЛИЗЫ

               Перед ней на ветке опять сидел Кот.
               В "поросёнка" или в " карасёнка"? – спросил он.
                Л. Кэрролл

Пришёл с Востока к местным бельведерам
дудук  Гурджиева, как в Гаммельне  дуда.

Ведёт направо – тянет  "Соло  Верой".
Ведёт налево – "Соло в Никуда".

Начнёт с мотивов местного разлива:
"Оui, с'est la vie! Ca va? Ca va ! Sera". . .

С улыбкой пан-шарманщика –  на диво.
Таких тут редко гонят со двора.








СУТРА  ЭВДЕМОНИЗМА

                Основная цель человеческой жизни – счастье.
                Это очевидно. Независимо от того, кто мы –
                атеисты или верующие, буддисты или христиане,–
                все мы ищем чего-то лучшего в жизни.
                Таким образом, по моему мнению, основное движение
                в нашей жизни –  это движение к счастью.
                Далай-Лама  XIV               

"Забудь про Смерть в Полях,
где под сквозной  аркадой

топтать парижский, звёздный чернотроп
приятней, чем с базарной бастонадой

сходить с ума, тем более –  во гроб. . .

Тут –  чудеса. . . Тут Новый Гуру!.. Бро-
дит, как вино,  богема:

что им с того, что это – ропата?
Бросают в дрожь органные фонемы.

Мистическая тишь и темнота
взрывается в их громовых  раскатах. . .

сквозь витражи, вобрав в себя цвета
всей  "Новой Радуги" над  "Новым Араратом"…

Ну, и т.д: спиши  БГ слова.
Поздней, однако, будет трудновато

не слышать новых "Песен Газавата" –
из всех бараков нового Волхва.







     СМЕРТНИКИ   СЧАСТЬЯ
      
                Самые лучшие обитатели преисподней
                получаются из счастливых людей.
                Луи Селин

Пока взрываются библейские закаты,
и не мечеть пока что  Notre Dame. . .

Париж дрожит под тенью  шариата
за свой комфорт и мир a-la bedlam.

Мир статных дам, солидных чичисбеев,
их спаниелей мирный  promenade ,

их шефов (настоящих чародеев),
их синекуры евро-жирный чад. . .

Тут дзен-буддист, тантрист и агни-йогин,
БГ и мозговитый московит, –

член-корр. ГБ, член ложи, синагоги, –
кумир с амуром, гуру, прозелит

мелькают в длинной пёстрой веренице. . .
за пацифисткой –  только пацифист:

толстовки, сари, псевдо-власяницы;
панбархат, биркенштоки и батист…

Как Ренессанс  –  раёк для Казановы,
как новым гностикам  – кристаллы и Грааль,

New Age – для  Саломей!               
Для них  богов обновы,  –

как скидки на tatu иль фестиваль.
Послушай их:

– На этом карнавале
любой  рlayboу – жыреющий кумир. . .

– Banquier ou hippie?..
– Оба в идеале!

– "V" –  ноги вверх?
– Oui, с'est la vie!. . . For mir?.

– Thanks, give your "V" to Gandy!
– Take pipe! Let's puff for peace!

– Trafic  de  contrebande ?
– Oui, c'est "Fancy East".

(. . .)

– Merci! Comme ci, comme ca. . .
– Grand Lent is propaganda!

– Puff. . . Easter  –  clergy's feast!
– But it's сa va! Ca va!..

– Qui est-ce Jean-Baptiste?
– Балела галава?

(. . .)




         
         ДЕЖАВЮ   РЕИНКАРНАЦИЙ

               Стало быть, всё – лишь игра,
               повторенье, вращенье по кругу  –
               лишь суета, безымянность, бездомность, мираж?
               Р.М.Рильке. Марине Цветаевой.

–  Смерть, –  как волны, как трупы на пляж?..
Столп из соли  для Лота – лишь данность?

Только  Мёртвого Моря  пейзаж?

Значит,  все на Земле  –  карусель?
Бесконечность летальных  кружений?

Рождество и Распятия – все
будут в  циклах Его возвращений?

Круг за кругом закружит Земля
Крест Господень, сгибающий плечи?

– После смерти, – пастушьи ль, овечьи ль, –
плоть и кости уже не болят. . .







                ТЕНЕЙ   ШАГРЕНЕВАЯ   КОЖА

                Человеком  движут прежде всего побуждения,
                которых глазами не увидишь.
                Человека ведет дух.
                Антуан де Сент-Экзюпери
               
                Человек не господин сущего.
                Человек – пастух бытия.
                Мартин Хайдеггер

Если  “все  лишь игра, –
повторенье, Марина, вращенье", –

вся материя создана зря:
Смертью кончатся все Воскресенья. . .

Плач иль скрежет зубов, как у Шнитке,
от пещер наших райских начал,

где листали  "Кумранские Свитки"
средь истыканных молнией скал. . .

"Крест Сизифа" – названье картины?
Или –  "Буря в Стакане Воды"?

Вся история – бисер,  Марина?..
Игра бесов  на  дыбе беды?

Добровольно принять их?  Поверить
в их природный  "порядок вещей"?

Отворять свои веки, как двери,
легионам,  вошедшим  в свиней?..

В революциях душу, как кожу –
на шагрень,  для удачи в пути?..

Дарвин,  Ленин иль Сталин поможет.
Душу легче продать,  чем спасти.





CКАРАБЕЙ  В  КОЛЬЦЕ   ТЕНЕЙ

                Ибо Христос для того и умер,
                и воскрес, и ожил, чтобы
                владычествовать и над мертвыми,
                и над живыми.
                Рим.14:9-12
               
                Перспективу птичьего полета
                заменили перспективой лягушки.
                О. Шпенглер

Вот пролегомены к основам  их  теорий:
– Везде, всегда выигрывает смерть.

Будь ты хоть Буддой!.. В счастье или в горе –
Бессмертья – нет!..  Все  –  "Смерти Круговерть". . .

В оковах Кармы все мы.  Жизнь  напрасна.
И жизнь, и смерть – один разменный дар.

Листва, летящая на жёлтый и на красный,
на перекрестье  ярких дальних фар. . .

В ночном тумане тают эти руны:
роддом, аптека, кладбище, вокзал. . .

В Шуньяте – волны, дхармы или  струны  –
Калейдоскоп  космических  зеркал.

Будь хоть нацист, нудист или буддист ты –
святой иль грешник, царь, торговец, смерд  –

Шуньята  –   Пустота. В ней –  рай для атеиста!
Кружиться в хороводах  палых листьев,

где тело не воскреснет. . .
Телу  –  Смерть.

Бессмертье  есть. Но только в  дхармах-струнах. . .
В космических энергиях, что в нас.

Душа  пуста, как чей-то череп в дюнах,
как сны его. . .  как тени в этих снах. . .

Все растворяются в безличии Едином,
как  капли в Океане Бытия. . .

А в мире из песка, костей и глины
навозный  жук –  верховный   судия.







    УМЕРЕТЬ  ТОЛЬКО  ОДНАЖДЫ

               Как человеку суждено умереть только однажды ,
               а затем – Суд, так и Христос, однажды
               принесенный в жертву, чтобы унести грехи
               множества людей, во второй раз явится
               не для того,чтобы иметь дело с грехом,
               но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.
               Евр 9:27-28

Как в Зазеркалье девочки Алисы,
где горизонт – её сознанья круг,

вот так и тут: Вселенная  зависит
от точек зрения: любой из них, мой друг.

Ты – личность.
Не листва кустов опавших.

Сам Бог перекрестил наш Круг –
Крестом.

Смерть тела, –  только отдых для принявших
Дар Воскресенья тела,–  со Христом. . .








            БЫТЬ  ИЛИ  НЕ БЫТЬ?

                Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
                смиряться под ударами судьбы?
                Иль надо оказать сопротивленье
                и в смертной схватке с целым морем бед
                покончить с ними? Умереть. Забыться.
                Гамлет

Итак: отстой ли – склоняться под ударами судьбы?
Вот в чем Вопрос к общественному мненью

о допустимости  "бессмысленной  борьбы". . .
Взамен толстовскому "непротивленью".






            ПОСМЕРТНЫЕ  СНЫ

               Какие сны в том смертном сне приснятся,
               когда покров земного чувства снят?               
                Гамлет               

Пьём из Одера, Сены иль Вислы,
из Дуная, Днепра иль Десны. . .

Все умоемся Логосом Смысла,
созерцая посмертные сны.

В этих снах,–  а мы все их увидим, –
все, что было вернется к нам вновь.

Никого мы уже не обидим.
Но, дай Бог нам, узреть в них Любовь. . .





   
 ПОСЛЕДНИМ   БЕЛОГВАРДЕЙЦАМ

                Любите врагов ваших,
                гнушайтесь врагами Божиими,               
                поражайте врагов Отечества.               
                Св. митр. Московский Филарет

                На свете счастья нет,
                Но есть покой и воля.
                А.С. Пушкин

Покоя  –  нет.
Есть  –  воля.  Выбор воли.

Как долго,  Боже, Призрак здесь бродил.
Вселиться здесь просил –

в орду, для буйной  доли.
Но обуял свиней, пасущихся в Руси.

Вы уходили с боем. . . Не навеки.
Не от крестов могил родной земли.

Изборск – Валдай – Босфор. . .
Так шли варяги в греки.

Вы шли под омофор.
Церквей своих не грабили, не жгли.

Не все тогда ушли  от ига плена.
Не все стряхнули  гефсиманский сон.   
               
Но и в богатстве, в бедности и тлене
вы слышали родной вечерний звон…

Россию многим не дано понять.
Ведь только  болью в сердце можно мерить

любовь и смерть,  надежду, благодать,
дарованные нам по отчей вере, –

что в испытаньях века, как  в ненастье,
Крещением омоется страна. . .

Святым Причастием
отгонит  бесов власти.

Воспрянет  к  Господу!
Как от дурного сна. . .         








        ПОСЛЕДНЯЯ   ПРОГУЛКА

                – Скажите пожалуйста, куда мне отсюда идти ?
                – А куда ты хочешь попасть ?ответил Кот.
                – Мне все равно – сказала Алиса.
                – Тогда все равно куда и идти,заметил Кот.
                – . . .только бы попасть куда-нибудь,пояснила Алиса.
                –  Куда-нибудь ты обязательно попадешь,сказал Кот.
                –  Нужно только достаточно долго идти.
                Л. Кэрролл

Вода, сквозь створки вниз слетая гулко,
листву  каштанов кружит, шелуша. . .

Сквозь ржавый шлюз наш взгляд ведёт в прогулку
в теченье листьев, в шорохи ежа,

в дымок, –  змеящийся сквозь  свет и тень как запах,
струящийся над золотом волос, –

над запахом листвы, просвеченной на запад
от мыса, под названьем "Лисий Нос". . .

(. . .)

И снова дождь. Мокры палитры, кисти.
И в ванной дождь, и в кухне льёт вода. . .

Бок о бок посидим, прощаясь в мыслях. . .
И вот пора: с гнезда – на поезда.

Поверх голов,  как взмахи  крыльев  странных, –
хлопки зонтов, в прилипших  листьях банных.







ПОСЛЕДНИЙ   ВЗГЛЯД

                Слова любви
                немеют при разлуке.      
                В. Шекспир

В губах без звука –
вдруг, невзначай –

почти как  “здравствуй”,
звучит “прощай”.

И  так же глухо
в  глухой ночи

дождь  шепчет в ухо:
"молчи. . . молчи"…

Фонарь  вокзальный
поплыл  назад.

Твой  дар прощальный:
Последний  Взгляд. . .








ПРАЗДНИК,  КОТОРЫЙ  ВСЕГДА  С  ТОБОЙ ?

                Мы сами созданы из сновидений
                И эту нашу маленькую жизнь
                Сон  окружает. . .
                В. Шекспир

Дожди. . .  дожди. . .  дожди. . .
На празднике счастливом,

оставив сохнуть эти письмена
в кармане мокрой алой альмавивы,

продрогшая красавица княжна,
рукой своей, слегка нетерпеливой,

налив бокал горячего вина, –
за акварель садится  в ванну сливок,

водя в ней кончиком
то  кисти, то пера. . .

(. . .)

. . .Пар в ванной, капли крана,
привычный поиск Свана

смежает веки двух промокших глаз. . .
И вот уж сон несёт её в нирвану. . .

Несёт из дома в дом
секунд фото-моргану

в проём окон,  в вагон,
вдогон, "par avion",

в её фотоальбом
заносит напоказ, –

ту-тум. . .   ту-тум. . .
ту-тум. . .

почётный легион
солдатских Gauloises .

В их  лёгкой дымке  синей
блуждает цвет глициний,

дым древних благовоний,
в гогеновских тонах:

дым мессы, пар  espresso,
Сен-Перса галльский страх,–

ту-тум. . .  ту-тум. . .
ту-тум, –

дым манговых колоний
на синих островах. . .

         
                +  +  +


Рецензии