Тенёта Танатоса
О подробностях не пишут – как взлетал такой самолёт. Или он и взлетать мог по телеуправлению, что при отказе системы на взлёте грозило страшной бедой аэродрому, или пилот, подняв машину в воздух (риск!), переключал её на телеуправление и покидал на парашюте. Возможны и тот, и другой варианты. Но, добравшись до цели, экипаж наводящего самолёта с помощью оптического прицела должен был точно направить машину-камикадзе на цель. Понятно, что меткость удара была бы исключительная. Самолёт брал лишь половинный запас топлива, летел без экипажа, вооружения и боезапаса к нему, что позволило за счёт экономии веса поднимать в воздух это чудовище весом 6т. Но довести эту систему до ума к началу войны не успели, а потом стало уже не до таких дорогостоящих экспериментов. Да и не было уверенности, что этому тихоходу вражеские истребители дадут добраться до цели. Такова история одного из первых дронов, очень, согласитесь, внушительного и по размерам, и по поражающей силе. Потом, уже во время войны, за дело взялась враждебная сторона, имевшая побольше технологических возможностей, и к делу подошедшая более рационально. Плодом немецкой конструкторской мысли была телеуправляемая планирующая бомба Henschel Hs 293, со складывающимися крыльями, расправляемыми в момент отрыва от бомбардировщика. Экипаж тоже направлял по радио планирующую бомбу с помощью оптики по сигнальному световому маячку в её хвосте. Самолёт запускал бомбу с расстояния, недоступного для ПВО кораблей, и её жертвами стали в августе – сентябре 1943-го несколько кораблей союзников, повреждённых и потопленных. Например, серьёзные повреждения получил британский линкор "Уорспайт", хоть и не затонул. Итальянскому линкору "Рома", 9 сентября 1943г шедшему сдаваться союзникам на Мальту, повезло меньше – он пошёл ко дну. Затем появился самолёт-снаряд Фау-1, с дальностью полёта около 300км. Он был чисто автоматическим, его автоматика настраивалась на определённый квадрат местности, и он, оснащённый реактивным двигателем, запускался с катапульты и летел, пока над заданной точкой не переходил в пике и поражал цель. Точность попадания была плюс-минус несколько км, достаточно для поражения крупного города по принципу "а там на кого бог пошлёт", но от чисто террористического оружия большего и не требовалось. Скорость 570км/ч. Это их и погубило. После первых ошеломляющих ударов противник быстро раскусил их слабые места, и английские "Спитфайры" и "Темпесты", американские "Мустанги", превосходящие эти дроны по скорости, начали всё чаще с ними расправляться. Правда, расстреливать их с близкой дистанции было опасно для самого истребителя, взрыв тонны взрывчатки мог воздушной волной погубить сам атакующий самолёт. Но союзная разведка, видимо, пронюхала, что автоматика Фау-1 не может работать в перевёрнутом положении, и лётчики стали применять весьма игривую тактику против них. Пилот, поравнявшись с немецким дроном где нибудь над Ла-Маншем, поддевал концом крыла своего истребителя крыло Фау, резко накренял свой самолёт и опрокидывал вражеский беспилотник, который, сразу потеряв управление, врезался в волны, причинив вред только обитателям моря.
Следующий шаг опять сделал СССР. Были разработаны в 1944г аппараты, сходные с Фау-1, с реактивным двигателем, но запускаемые с бомбардировщиков Пе-8 или Ер-2.
Они должны были запускаться, заранее настроенные, на вражеский город вне зоны его ПВО. Точность у них тоже была невелика. Но они не применялись, будто бы потому, что наши жалели немецкое мирное население. Вряд ли поэтому. Ведь в августе сорок первого и год спустя при обычных бомбёжках мирное население наши ничуть не жалели. Чего жалеть, если враг сам был от жалости бесконечно далёк? Каковы действительные причины – можно только развести руками. Всё же думается, что в условиях напряжённой борьбы с врагом сочли неразумным тратить средства на аппарат, позволяющий лишь приблизительно поражать города, и непригодный для точных ударов по военным и промышленным объектам, и, стало быть, не способный заметно повлиять на ход войны. Обычных бомб можно было сбросить больше и точнее, обходились они дешевле, хоть самолёт и был в гораздо большей опасности. Послевоенные годы были плодовиты на аппараты такого типа. И обратим внимание прежде всего на ПТУРСы – противотанковые управляемые реактивные снаряды. С ракетными двигателями и системой телеуправления. А она была двух типов – радиоуправляемая, как у ТБ-3 в своё время и немецкой планирующей бомбы, и по... проводам. Дело в том, что у телеуправления по радио есть одно слабое место – оно чувствительно к радиопомехам, которые запросто можно навести и искусственно. Можно и запеленговать управляющий радиосигнал и по этому пеленгу поразить пусковую установку. Провода в этом отношении надёжнее. На снаряде установлена катушка, соединяющая его с пусковой установкой, и оператор по кабелю управляет рулями летящего крылатого снаряда с помощью сельсинов – электромеханических устройств, точно повторяющих движения управляющих органов на пусковой установке. Тонкий лёгкий кабель с катушки сматывается в полёте. Почему катушка на снаряде, а не на пусковой установке? Да при ином положении снаряд просто разорвал бы кабель ещё на старте при разгоне, или зацепившись им в полёте за какое либо препятствие. А так катушке при старте даётся раскрутка с помощью небольшого двигателя, и кабель, плавно сходя со снаряда, ложится на землю, да на что угодно – хоть на кроны деревьев, хоть на крыши строений, может захлёстываться за разные предметы при поворотах снаряда – не страшно! Но всё же электрические системы, даже проводные, не абсолютно защищены от помех. Их источниками могут быть грозовые разряды. Или кабель может, ложась на землю, схлестнуться с проводом полевого телефона или ЛЭП. Их переменное магнитное поле внесёт существенные помехи в управляющие сигналы. Да мало ли ещё что! И вот в последние десятилетия на помощь пришла волоконная оптика. Тонкое прозрачное волокно может проводить световые сигналы на большие расстояния – несколько километров, а с промежуточными усилителями, говорят, и не на одну сотню километров. И стали в эти проклятые последние годы запускать дроны, управляемые световыми лазерными сигналами по световоду, намотанному на установленную на них катушку. От всевозможных помех они защищены как нельзя лучше. И тут встаёт горький, жуткий вопрос – разумеется, усилительных промежуточных станций для таких дронов нет. Вес катушки, который они способны нести, тоже имеет жёсткий предел, и длина световода не может превышать нескольких километров. Значит, если наши СМИ не врут, что атакующие оптиковолоконные дроны, поставляемые (кому?!) из Китая, атакуют наши объекты, то атакуют их они с очень близкого расстояния, не превышающего 5км. И после его атаки дрон оставляет тонкий, но заметный световодный кабель, тянущийся к месту его запуска. Что оператор втянул и смотал несколько километров этой "паутины", пусть уж лучше меня не пытаются убеждать.
И вопрос – если это делает предполагаемый враг, то почему так дерзко и безнаказанно? Как будто у него здесь есть сообщники, помогающие ему в его чёрном деле. Несомненно одно – без невиданного, колоссального предательства в том или ином виде здесь не обошлось.
Да, осенью молодые паучки расселяются, летая на паутинках. Летают страшные "паучки" на тонких стеклянных паутинках, сея смерть, разрушение, страх. Всё больше опутывая нас паутиной страха. Паутиной зловещего Танатоса. Где же, где сидит тот плодящий их паук, держащий концы этой паутины? Кто он?!
Свидетельство о публикации №125101603575
Николай Мамонов 16.10.2025 21:49 Заявить о нарушении
Спасибо, Николай!
Владимир Павлов 8 17.10.2025 07:52 Заявить о нарушении
Николай Мамонов 17.10.2025 08:55 Заявить о нарушении
Благодарю Вас за понимание, Николай!
Владимир Павлов 8 18.10.2025 13:57 Заявить о нарушении