Застывшее время к тесту 9

#школа_сонета_критические_обзоры_2025
#система_методов_оценки_поэтического_текста



К тесту №9: http://stihi.ru/2025/10/15/7151



ЗАСТЫВШЕЕ ВРЕМЯ: парадоксы безглагольной поэтики в контексте современного стиховедения


В контексте современного гуманитарного знания, пребывающего в состоянии перманентной методологической рефлексии, представляется не только уместным, но и сущностно необходимым подвергнуть критическому осмыслению тот аналитический конструкт, который был применен для оценки поэтического творчества Надежды Саяпиной-Одинцовой, поскольку сама система оценки поэтического текста, при всей видимой научной строгости, оказывается уязвимой для фундаментальной критики с позиций феноменологической герменевтики, деконструктивистского анализа и традиционного имманентного подхода к художественному произведению как к уникальной эстетической целостности, не подлежащей редукции к набору статистических параметров, какими бы изощренными они ни представлялись.

Четырнадцатистишия Саяпиной-Одинцовой, демонстрируя приверженность классическим строфическим формам – от сонетных канонов до восточной газели – при ближайшем рассмотрении обнаруживают парадоксальную поэтику, основанную на сознательном отказе от глагольной динамики в пользу номинализационной статики, что, вопреки первоначальному тезису, требует существенной корректировки: фактический анализ текстов выявляет не   отсутствие глаголов, а их резкую редукцию и семантическое обескровливание, когда единичные глагольные формы («объяты», «забыта») выполняют чисто атрибутивную функцию, лишаясь темпоральной определенности и модальной выразительности, тогда как основная смысловая нагрузка переносится на отглагольные существительные и причастные обороты, создающие эффект застывшего времени, внеисторического бытия образов в неком идеальном пространстве вечных сущностей.

Данная поэтическая стратегия, безусловно, отражает сознательную эстетическую программу, направленную на преодоление временного потока через его остранение и перевод в регистр вневременного созерцания, что роднит поэтику Саяпиной-Одинцовой с некоторыми направлениями символизма и акмеизма, однако применяемая система оценки, оперирующая такими параметрами, как «индекс метрической устойчивости» или «коэффициент структурной целостности», оказывается принципиально неспособной ухватить эту содержательную доминанту, т.к. она априори ориентирована на формальные характеристики в ущерб семантической и концептуальной насыщенности текста.

Более того, сама попытка сведения художественного произведения к совокупности количественных показателей игнорирует базовый принцип герменевтического круга, согласно которому понимание целого и части взаимно обусловливают друг друга, тогда как предложенная методика, разлагая поэтический текст на изолированные компоненты, разрушает его целостное восприятие и не позволяет адекватно оценить такие фундаментальные качества, как образная оригинальность, философская глубина и эмоциональная убедительность, которые составляют подлинную ценность любого художественного высказывания, независимо от его формального совершенства.

Что же касается конкретных аналитических процедур, то вызывает серьезные сомнения адекватность применяемого математического аппарата, т.к. формула Q = ;M + ;S + ;F + ;Sem + ;C, при всей ее внешней наукообразности, основана на произвольном назначении весовых коэффициентов, не имеющих объективного обоснования в теории искусства, а следовательно, не может претендовать на статус надежного инструмента измерения художественной ценности, превращаясь скорее в псевдонаучную симуляцию точности там, где по определению должна царить интерпретационная полифония.

В свете вышеизложенного представляется методологически оправданным введение системы понижающих коэффициентов, которые могли бы скорректировать очевидные перекосы в оценке, возникающие вследствие гипертрофированного внимания к формальным параметрам в ущерб содержательным аспектам; в частности, предлагается ввести:

Коэффициент семантической инновационности (K_si), который учитывал бы степень оригинальности образной системы и концептуальной новизны, поскольку формальное совершенство, не подкрепленное смысловой глубиной, не может считаться достаточным условием художественной значимости.

Коэффициент темпоральной динамики (K_td), отражающий меру использования глагольных форм и других средств выражения временной перспективы, т.к. сознательный отказ от глагольной динамики, будучи эстетическим выбором, не должен оцениваться наравне с текстами, демонстрирующими богатство темпоральных модуляций.

Коэффициент интертекстуальной насыщенности (K_is), учитывающий диалог с культурной традицией, поскольку формальное следование канону, не обогащенное сложными аллюзиями и реминисценциями, представляет собой лишь эпигонство, а не творческое развитие традиции.

Только таким многофакторным подходом, учитывающим как формальные, так и содержательные аспекты поэтического высказывания, можно преодолеть ограниченность чисто количественных методов и приблизиться к адекватной оценке художественного явления, каковым, несомненно, является поэтический корпус Надежды Саяпиной-Одинцовой, требующий не столько измерения, сколько глубокого философско-эстетического осмысления.


Рецензии
Благодарю за дополнительный анализ и новую оценку моих сонетов. Постараюсь пересмотреть и «отшлифовать» погрешности. Новый критический взгляд – мощный мотиватор не отказываться от комбинаторики. Планирую писать и дальше сонеты без глаголов. Продолжение следует... Безглагольный «mix»-сонет – сплав лирики «Серебряного века» (А.Фет «Шёпот, робкое дыханье», «Это утро, радость эта», «Чудная картина, Как ты мне РОДНА») и не только «Серебряного», но и жанров средневековой японской поэзии (хокку, танка, сэдока), на которую огромное влияние оказала китайская литература (и на корейскую в том числе). С уважением, Надежда.

Надежда Саяпина Одинцова   16.10.2025 12:30     Заявить о нарушении
Вся подборка отредактирована с учётом всех замечаний. С уважением, Надежда.

Надежда Саяпина Одинцова   17.10.2025 21:00   Заявить о нарушении