Синтез

В СИЛУ самой природы основных школ Йоги, покрывающих
В своих операциях какую-либо часть сложного человеческого целого и стремящихся
Выделить ее высшие возможности, оказывается,
Что синтез всех их,
Широко понятый и примененный, мог бы привести
К значительным результатам в интегральной Йоге. Однако они настолько разнородны
В своих тенденциях, столь специализированы и утончены в своих формах,
Столь долго утверждались во взаимной оппозиции своих идей и методов,
Что нам нелегко найти путь к их правильному объединению.
Неразборчивая комбинация в куче будет не синтезом, а смесью и хаосом.
Опять же, последовательная практика
Каждой из них по очереди не будет легкой на коротком интервале нашей
Человеческой жизни и с нашими
Ограниченными энергиями, не говоря уже о бессмысленной растрате
Усилий в таком громоздком процессе. Правда, иногда Хатха-Йога
И Раджа-Йога практикуются таким образом последовательно. И в недавнем
Уникальном
Примере, в жизни Рамакришны Парамаханса,
Мы видим колоссальную духовную одаренность, сначала ведущую прямо
К божественной реализации, берущую силой царствие
Небесное, и затем переходящую
От одного Йогического метода к другому, и извлекающую из них субстанцию
С  невероятной скоростью, всегда для того,
Чтобы вернуться к самой сути всего,
Реализации и обладанию Богом
Через силу любви, через расширение врожденной духовности
В многообразный опыт, и через спонтанную
Игру интуитивного знания. Такой пример
Не может быть правилом. Его цель
Так же была особой и временной — показать в великом и решающем
Опыте властвующей
Души истину, теперь столь крайне необходимую человечеству, к которой
Мир, долгое время разделенный на противоборствующие секты и школы,
С трудом прокладывает себе дорогу, истину
Того, что все секты есть формы и фрагменты одной интегральной истины,
И что все учения идут своими различающимися
Путями к одному верховному переживанию.
Знать, быть и владеть Божественным — единственно нужная вещь, и она включает
В себя или ведет ко всему остальному;
К этому единственному благу мы должны направляться, и, обретя его, все остальное,
Что Божественная Воля выбирает для нас, всякая необходимая форма
И проявление будут приложены.
Тот синтез, что мы предлагаем,
Не может быть
Достигнут ни комбинированием по весу, ни последовательной практикой.
Он должен быть
Осуществлен через отрицание форм и внешних сторон учений Йоги, и скорее опираясь
На некоторые центральные принципы, общие для всех, которые включают
В себя и используют,
В нужном месте и пропорции,
Их частные принципы, и на некую центральную динамическую силу, являющуюся
Общей тайной
Их расходящихся методов и способную, таким образом, на организацию
Естественного отбора и комбинирования их различных энергий и разнообразных
Применений. Это была цель, которую мы
Поставили перед собой в начале, когда мы
Приступили к своему сравнительному изучению методов
Природы и методов
Йоги,
И теперь мы возвращаемся к ней с возможностью
Предсказать некое определенное решение.
Сначала мы убедимся,
Что в Индии
До сих пор существует замечательная система Йоги,
Которая по своей природе синтетична
И выходит из великого центрального принципа Природы,
Великой динамической силы Природы; но это отдельная Йога,
А не синтез других школ. Эта система есть путь Тантры.
Благодаря некоторым из сторон своего развития, Тантра
Утратила
Доверие со стороны тех, кто не является
Тантристом; и в особенности благодаря развитию ее пути
Левой руки,
Вамамарга,
Который не удовлетворился превосхождением дуализма добродетели
И греха, и, вместо замены их на спонтанную правильность действия,
Казалось, создал метод самопотакания,
Метод неограниченной социальной аморальности.
Тем не менее, по своему происхождению
Тантра была великой и могущественной системой,
Основанной на идеях,
Которые были по меньшей мере частично верны. Даже ее разделение
На путь правой руки и путь левой руки, Дакшинамарга
И Вамамарга,
Началось с некого глубокого восприятия.
В древнем символическом значении
Слов Дакшина и Вама это было разделение
Между путем Знания
И путем Ананды, —
Природа в человеке, освобождающая
Себя через правильное различение в силе и практике
Своих собственных
Энергий, элементов и возможностей,
И Природа в человеке, освобождающая себя через радостное приятие
В силе и практике
Своих собственных энергий, элементов и возможностей.
Но оба пути пришли в конце концов к затуманиванию
Принципов, деформации символов и падению. Однако,
Если мы и в этом случае оставим в стороне фактические методы и практики,
И поищем центральный принцип, то мы сначала обнаружим, что Тантра
Ясно и определенно отделяет
Себя от Ведических методов Йоги. В некотором смысле,
Все школы, которые мы здесь рассмотрели, являются Ведантическими
По своим принципам; их сила в знании, их метод есть знание,
Хотя оно не всегда является
Принадлежностью интеллекта, но, вместо этого, может быть знанием
Сердца, выраженным в любви и вере, или знанием
В воле, проявляющейся через действие. Во всех господином Йоги является
Пуруша, Сознательная Душа, который знает,
Взирает, привлекает и управляет.
Но в Тантре это скорее Пракрита, Душа Природы, Энергия, Воля-в-Силе,
Действующая во вселенной.
Именно изучением
И использованием сокровенных тайн этой Воли-в-Силе,
Ее методов, ее Тантры Тантрический Йогин преследовал цели
Своего учения, —
Господство, совершенство, освобождение, блаженство. Вместо бегства
От проявленной Природы и ее трудностей, он лицом встретил их,
Схватился с ними и победил.
Но под конец, а такова общая тенденция Пракрити, Тантрическая
Йога во многом утратила свой принцип,
Затерявшийся
В ее громоздком аппарате,
И стала чем-то вроде доктрины
И оккультного механизма,
Еще могучего при правильном использовании, но лишившегося
Чистоты своего первоначального намерения.
В этой центральной Тантрической концепции
Мы  имеем одну сторону истины, культ Энергии,
Шакти,
Как единственно действенной силы для любого достижения. Другую крайность
Мы получаем в Ведантической концепции Шакти
Как силы Иллюзии, и в поиске безмолвного пассивного Пуруши в качестве
Средства освобождения от обмана,
Созданного активной Энергией. Но в интегральной
Концепции Сознательная Душа есть Господь, Душа Природы — это его действующая
Энергия. Пуруша имеет природу Сат, сознательного самосуществования, чистого
И бесконечного; Шакти, или Пракрити, имеет природу Чит, — это сила чистого
И бесконечного самосознающего существования Пуруши. Их взаимоотношение
Существует между полюсами покоя и действия.
Когда Энергия поглощена блаженством сознательного
Самосуществования,
Это покой; когда Пуруша самоизливается в действии
Своей Энергии — это действие,
Творение и наслаждение, или Ананда
Становления. Но если Ананда
Является творцом и вдохновителем
Всех становлений,
То ее метод — Тапас, или сила сознания Пуруши, опирающегося
На свои безграничные возможности в существовании,
И создающего из него концептуальные истины или реальные Идеи, vijnana,
Которые, исходя из всезнающего и всемогущего Самосуществования,
Имеют гарантию своего собственного завершения
И содержат в себе природу и закон своего собственного становления
На уровне ума, жизни и материи. Окончательное всемогущество
Тапаса и неминуемое
Осуществление Идеи являются
Самым основанием
Всей Йоги. В человеке мы передаем эти понятия через Волю
И Веру, —Воля,
Которая в конце неизбежно самоэффективна, так как является субстанцией Знания,
И вера, являющаяся
Отражением в низшем сознании Истины или реальной Идеи, еще не реализовавшейся
В  проявлении. Именно эта самоопределенность Идеи подразумевается
Гитой, когда она говорит:, «Какова бы ни была человеческая вера или уверенная Идея
В нем, он становится этим».
Затем мы видим, что с психологической точки зрения — а Йога
Ни что иное,
Как практическая психология, — является
Концепцией Природы, с которой мы должны начать. Это самореализация
Пуруши через свою Энергию. Однако движение Природы двоично,
Высшее и низшее,
Или, как мы можем по другому назвать их, божественное
И небожественное.
В действительности, различие может делаться
Лишь в практических целях; так как нет ничего небожественного,
И по большому счету это так же бессмысленно, словесно,
Как различие между естественным
И сверхъестественным,
Ибо всё существующее — естественно.
Все вещи существуют в Природе,
И все вещи существуют в Боге.
Но в практических целях мы здесь имеем реальное
Различие. Низшая Природа, та, которую мы знаем и которой мы являемся,
И в которой должны оставаться
До тех пор, пока вера в нас не изменится, действует через ограничение
И разделение,
Имеет природу Неведения
И достигает кульминационной точки в жизни эго;
Но высшая Природа, та, к которой мы стремимся, действует через единение
И превосхождение ограничений,
Имеет природу Знания
И  достигает
Кульминационной точки в жизни божественного. Переход
От низшего к высшему и есть цель Йоги; и этот переход
Может быть осуществлен
Через отрицание низшего
И бегство в высшее, —
Обычная точка зрения, —
Или через трансформацию низшего и его вознесения
К высшей Природе.
Это и должно быть, видимо, целью интегральной Йоги.
Но в любом случае именно отталкиваясь от чего-то низшего должны мы подняться
В высшее существование,
И каждая из школ Йоги выбирает
Свою собственную отправную точку или свои
Собственные пути
Избавления. Они отбирают
Определенные действия
Низшей Пракрити и придают им Божественную направленность.
Но нормальным
Действием
Природы в нас является интегральное движение, в котором затрагиваются полностью
Все наши элементы,
И которое влияет на все наше окружение. Вся жизнь в целом
И есть Йога Природы.
Йога, к которой мы стремимся, тоже должна быть интегральным движением Природы,
И вся разница между Йогином и обычным человеком будет в том, что Йогин
Стремиться заменить
В себе интегральное действие низшей Природы,
Действующей в эго
И посредством эго
И разделения, интегральным действием высшей Природы,
Действующей в Боге и через Бога
И единение. Если бы действительно нашей целью было лишь бегство от мира к Богу,
То синтез не только не нужен, но и был бы
Пустой тратой времени;
Ибо в этом случае нашей единственной практической целью должен стать поиск
Одного Пути из тысячи, которые ведут к Богу,
По возможности самого короткого из всех, а не затягивание исследования разных
Путей, ведущих к той же цели. Но если наша цель есть трансформация
Нашего интегрального
Бытия в условия Божественного существования,
То тогда синтез становится необходим. Метод, который в этом случае мы
Используем, заключается в том, чтобы ввести
Все наше сознательное бытие
Во взаимоотношение и контакт с Божественным, и призвать его внутрь для того,
Чтобы, перестроить все наше бытие в Его так, что в определенном смысле Сам Бог,
Реальная Личность в нас, становится Садхакой Садханы,
А так же
И Властелином Йоги, тем, кто использует низшую личность как центр
Божественного преобразования и как инструмент
Своего собственного совершенствования. В действительности, давление Тапаса,
Силы сознания в нас, пребывающего
В Идее
Божественной Природы, на то, что мы есть в своей целостности,
Производит свою собственную реализацию. Божественное, всезнающее
И всепреобразующее спускается в ограниченное и неясное, постепенно просветляет
И наполняет энергией всю низшую природу и замещает
Своим собственным действием все условия низшего человеческого света
И  суетной тленной деятельности.
Психологически, этот метод трактует себя как постепенную сдачу,
Капитуляцию
Эго,
Во всем объеме и со всем своим механизмом Тому, что за пределами эго
С его обширными и бесчисленными, всегда неизбежными деяниями.
Конечно, это не короткая и не легкая Садхана.
Она требует колоссальной веры, абсолютного мужества и, самое главное,
Величайшего терпения. Ибо она включает в себя три стадии,
Из которых лишь последняя может быть
Полностью блаженна и быстра, — попытку эго войти
В контакт с Божественным, обширную, полную
И потому тяжелую
И трудоемкую подготовку
Всей низшей Природы
Через божественную работу
Обрести и стать высшей Природой,
И окончательное преображение. На самом же деле,
Божественная Мощь, часто незамеченная
И завуалированная, замещает собой нашу слабость и поддерживает
Нас в случае ослабления наших веры, мужества и терпения.
Она «заставляет слепых видеть и хромых
Перешагивать через холмы».
Интеллект узнает о существовании Закона, который милосердно настаивает,
И о помощи, приходящей
В тяжелую минуту, что не дает упасть; сердце говорит о Хозяине
Всех вещей
И Друге человека, или о вселенской Матери, поддерживающей во всех
Трудностях и невзгодах.
Таким образом,
Этот путь одновременно и самый трудный изо всех
Вообразимых, и все же, в сравнении с величием
Своего усилия
И  цели, самый легкий и надежный из всех.
Существует три замечательных особенности этого действия высшего,
В то время как оно интегрально трудится над низшей
Природой. Во-первых, оно не действует
Согласно жесткой системе
И последовательности, как в специализированных методах Йоги,
Но в некотором роде
Свободно, рассеянно, но постепенно все интенсивнее и целеустремленнее,
В полном соответствии с темпераментом индивидуума, в котором
Оно действует, с  полезными материалами, которые
Предлагает
Его природа, и препятствиями, которые она представляет
Для очищения и совершенствования. В некотором смысле, каждый человек на этом
Пути имеет свой собственный метод
Йоги. И все же существуют определенные
Широкие направления
Работы, общие для всех, которые позволяют нам создать действительно
Не рутинную систему, а своего рода Шастру или научный метод
Синтетической Йоги. 
Во-вторых, если процесс интегрален,
То он принимает
Нашу природу такой, какая она есть в результате
Нашей прошлой эволюции, и без отрицания
Чего-либо существенного заставляет все претерпеть
Божественное изменение.
Все в нас проходит через руки могучего
Искусника  и преобразуется
В ясный образ того, что оно уже сейчас
Смутно хотело бы из себя представлять. 
В этом всегда постепенном опыте мы начинаем
Постигать то,
Из чего это низшее проявление состоит, и что все в нем,
Каким бы деформированным,
Или незначительным,
Или гнусным ни казалось, есть более или менее искаженный
Или несовершенный образ
Некого элемента или действия в гармонии божественной Природы.
Мы начинаем понимать,
Что Ведические Риши имели в виду, когда говорили
О прародителях
Людей, создававших и предоставлявших форму богам
Также, как кузнец
Кует грубый материал
В своей кузнице.
В-третьих, божественная Сила в нас
Использует всю жизнь как средство этой интегральной
Йоги. Каждое переживание
И внешний контакт
С  нашим мировым окружением, сколь угодно пустячный или, наоборот,
Сокрушительный, используется для работы, и любой
Внутренний опыт, даже самого отталкивающего
Страдания
Или самого унизительного
Падения, становится ступенью
На пути к совершенству.
И мы узнаем в себе, с открытыми глазами, метод Бога в мире,
Его стремление
К свету в темном, к мощи в слабом
И  падшем,
К наслаждению в том, что горестно и угнетающе.
Мы видим, что божественный метод одинаков в низших и в высших деяниях;
Только в одном он идет на ощупь и впотьмах через подсознательное
В Природе, в другом он
Становится быстрым и самосознающим, и инструмент признает
Руку Мастера. Вся жизнь — это Йога Природы,
Стремящейся проявить Бога
В себе. Йога отмечает стадию, на которой это усилие;
Становится способным
К самоосознанию и, таким образом,
К  правильному завершению в индивидууме.
Это собирание и концентрация движений, разрозненных и свободно
Комбинирующихся
В  низшей эволюции.   Интегрален
Метод — интегрален
И результат. Во-первых, интегральная реализация
Божественного Бытия; не только реализация
Единого
В его неразделимом единстве,
Но так же в его множестве аспектов, которые также необходимы
Для полного знания его относительным сознанием; не только реализация единства
В Я, но и единство
В  бесконечном разнообразии действий, миров и созданий.
Отсюда, также —
Интегральное освобождение. Не только свобода,
Рожденная
Из неразрывного контакта индивидуального бытия
Во всех его частях
С Божественным,  посредством которого оно становится свободно
Даже в своем отделении, даже в двойственности;  благодаря которому
Все сознательное существование пребывает в одном и том же статусе бытия,
Что и Божественное, в состоянии
Сатчитананда;
Но так же овладение божественной природой через трансформацию
Нашего низшего
Бытия в человеческий образ божественного,  и полное и окончательное освобождение
Всего, освобождение сознания
От преходящей формы эго и его слияние
С Единым Бытием, одновременно универсальным
В мире
И в индивидууме,
И трансцендентально единым и в мире и вовне, за пределами
Всей вселенной.
Как следствие интегральной реализации
И освобождения — совершенная гармония результатов
Знания, Любви и Трудов. Ибо достигается
Полное освобождение от эго и отождествление в бытии с Единым во всем
И за пределами всего.
Но поскольку приобретающее сознание не ограничивается своими приобретениями,
Мы также получаем единство в Блаженстве и гармоничное
Многообразие в Любви
Таким образом, что все взаимоотношения игры
Остаются доступными для нас,
Даже тогда, когда мы сохраняем в высотах нашего бытия
Вечное единство с Возлюбленным. И посредством такой широты, будучи способны
К свободе
В духе, которая объемлет жизнь и не зависит
От ухода из жизни,
Наши ум и тело могут без эгоизма,
Пут или реакции стать проводником для божественного действия,
Свободно изливающегося в мир. По своей природе
Божественное существование есть не только свобода,
Но и чистота, блаженство и совершенство. Интегральная чистота,
Которая дает возможность, с одной стороны,
Для совершенного отображения божественного Бытия
В  нас самих, и с другой стороны,
Для совершенного излияния его Истины и Закона в нас
В условиях жизни
И через функционирование
Сложного инструмента, которым мы являемся в наших внешних частях,
Есть условие интегральной свободы.
Ее результат –
Интегральное блаженство, в котором
Сразу становится возможной
Ананда всего, что в мире выглядит как символы Божественного и Ананда
Того, что лежит за пределами мира. И она подготавливает
Интегральное совершенство
Нашего человечества
Как тип Божества в условиях человеческого
Проявления, совершенство,
Основанное на некой свободной универсальности бытия, любви
И радости, игры знания, и игры
Воли в силе и воли в неэгоистическом действии. Эта целостность тоже может быть
Достигнута интегральной Йогой.  Совершенство включает в себя
Совершенство ума
И тела, таким образом высшие результаты Раджа-Йоги
И Хатха-Йоги
Должны быть заключены
В широчайшей доктрине синтеза и, в конце концов, осуществлены
Человечеством.
Во всяком случае, полное развитие общих ментальных
И физических свойств и переживаний, достигаемых
Человечеством посредством Йоги, должно быть включено в практику
Интегрального метода. И в то же время они
Не будут иметь никакого результата до тех пор, пока не будут вовлечены
В интегральную ментальную и физическую жизнь.
Такие ментальная и физическая жизнь по своей природе были бы претворением
Духовного существования в его правильные
Ментальный и физический эквиваленты.
Таким образом мы пришли бы к синтезу трех
Степеней Природы и трех
Видов человеческого существования,
Которые она развила или развивает.
Мы бы включили в объем нашего
Освобожденного бытия и совершенных видов деятельности материальную жизнь, нашу
Основу, и ментальную
Жизнь, наш промежуточный инструмент.   Не была бы реальной
Или даже возможной та интегральность,
К которой мы стремимся, если бы она была прикована к индивидуальности.
Поскольку наше божественное совершенство объемлет реализацию нас самих в бытии,
В  жизни и любви через других точно так же, как и через нас самих,
То расширение нашей свободы и ее результатов в других
Было бы неизбежным эффектом, так же как и величайшая полезность
Нашего освобождения и совершенства. И непрерывное стремление
К подобному расширению привело бы к его усилению
И в высшей степени завершенному обобщению
В человечестве.
Обожествление
Обычной материальной жизни человека и его великого извечного усилия
Ментального и морального роста в индивидууме и расе
При помощи такой интегрализации широко совершенного духовного существования,
Таким образом, было бы венцом, достойным наших
Индивидуальных и наших
Общих усилий. Подобное достижение, будучи ни чем иным, как царствием небесным
Внутри, воспроизведенным в царствии небесном
Вовне, было бы также истинным осуществлением великой мечты, исповедуемой
В различных формах всеми мировыми религиями.
Широчайший синтез совершенства, возможный для мысли есть единственное усилие,
Полностью достойное тех, чье посвященное видение постигает
Тот факт, что Бог сокрыто пребывает
В человечестве.


Рецензии