Рок-опера красная нить полная версия
ДЕЙСТВИЕ I: "ЗОВ СКОЛОТОВ"
КАРТИНА 1: "ПРОКЛЯТИЕ ХУДОЖНИКА"
[Сцена: Мастерская Максима. Глубокая ночь. Хаос из картин, эскизов, книг по скифологии. На мольберте – огромный незаконченный холст: угадываются могучие кони, но нет лица всадника. Максим, с окровавленными от угля пальцами, отшатывается от картины.]
№1. УВЕРТЮРА: "НАСЛЕДИЕ СТЕПЕЙ"
(Музыка: начинается с одинокого варгана и ветра в степи, затем вступает мощный гитарный рифф, тяжёлые барабаны, эпический оркестр. На видеопроекции – бесконечные степи, скачущие всадники, золото звериного стиля).
ХОР ПРЕДКОВ (появляется в полумраке, как видение):
Где равнины бескрайни, где солнца восход
Степь хранит её древний, суровый народ
Массагеты и саки — в чужих языках
Отголоски хранятся их грозных атак
А зовёмся мы сколоты, предков завет
Бережём словно пламя, которому нет...
[Припев]
Как соколы в небе, на быстрых конях
Мы мчимся сквозь время, сквозь пепел и прах
Наш род от Папая, в груди его жар —
Свобода и воля, и честный удар
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы!
С раскосыми очами, полными тьмы и огня!
(Музыка достигает кульминации и резко обрывается. Видение исчезает. Максим остаётся один в гробовой тишине).
№2. АРИЯ МАКСИМА: "ВЕЧНЫЕ СТРАННИКИ"
(Звучит как гимн одиночества. Медленный, давящий арена-рок с пронзительным гитарным соло).
МАКСИМ (с горькой иронией смотрит на свои руки):
В океане тишины, где снега одиночества
Покрывают берега нашей памяти следы...
Словно древняя загадка без ответа
Одиночество хранит свои тайны от меня...
[Припев]
Мы вечные странники судьбы
Бродяги дорог и мудрецы;
Измождённые путники
Колесим по всей Земле
Ищем ответы на вопросы мироздания
Но никак не можем их обрести...
(Он подходит к холсту, его голос наполняется болью и яростью):
Вот и я который год
Загадываю на звёзды
Жить с тобой, моя родная...
Но ты – призрак! Идеал, что не даётся в руки!
Ты – ещё один немой лик, что смотрит с холста сурово!
(В ярости он швыряет в холст банкой с разбавителем. Краски стекают, искажая изображение. В изнеможении он падает на пол и засыпает).
КАРТИНА 2: "ВЕЩИЙ СОН"
[Сцена: Сон Максима. Звёздная космическая пустота. Из тумана проявляется силуэт женщины. Это Алёна. Её глаза – точь-в-точь как те, что он безуспешно пытался рисовать.]
№3. АРИЯ-ВИДЕНИЕ: "Я УЗНАЮ ТЕБЯ ПО ГЛАЗАМ"
(Музыка: эфирная, неземная, с хрустальным пианино, арфой и далёким хором).
АЛЁНА (её голос – словно эхо из другого измерения):
Я узна;ю тебя по глазам...
Словно звёзды, что светят во тьме...
Ты являешься ко мне по ночам...
И теряюсь я в этом огне...
[Припев]
Сквозь толпу и года я искал
Этот взгляд, что покоя не даёт...
В заснеженных горах Алтая...
Среди степей, где Дунай течёт...
Но образ твой неуловимый
Всё ускользал, как мираж в пустыне...
(Видение протягивает руку, Максим тянется к ней, но не может дотронуться. Внезапно, в глазах Алёны появляется ужас. Звучит оглушительный диссонансный аккорд. Видение растворяется с тихим стоном).
МАКСИМ (кричит во сне): "Стой!"
(Он просыпается с этим криком. Вскакивает. Глаза горят).
№4. МОНОЛОГ-ОСЯЗАНИЕ: "Я ИЩУ ТЕБЯ!!!"
(Не песня, а сбивчивый, нервный речитатив на фоне нарастающего, прерывистого ритма ударных).
МАКСИМ (мечется по мастерской, говорит с видениями):
Горит, горит пожар в груди...
И заметался огонь в душе...
Я вижу тебя в лицах друзей...
Нет! Во взглядах прохожих! В тенях на стене!
Твоё присутствие рядом всегда!
(Он хватает уголь и начинает яростно рисовать на стене, на оборотных сторонах холстов – везде, где может, один и тот же pair глаз).
[Переходя в отчаянный крик]
Я ищу тебя, родная!
Я ищу тебя, милая!
Я ищу тебя, любимая!
И обязательно найду!
Все на свете познавшая...
Ты остаёшься загадкой...
Моя женщина! ЯВИСЬ!
(С последним криком он в изнеможении падает. Свет меркнет, остаются подсвеченными только нарисованные на стене глаза).
КАРТИНА 3: "ВЕРНИСАЖ СУДЬБЫ"
[Сцена: Престижная художественная галерея. Вечер. Вернисаж. Светские гости, журналисты. Алёна, элегантная, но с заметной усталостью в глазах, отстранённо рассматривает картину Максима – тот самый портрет женщины с незаконченными глазами. Максим, окружённый поклонниками, замечает её и замирает, увидев её профиль.]
№5. АРИЯ АЛЁНЫ: "СОВРЕМЕННАЯ ЖЕНЩИНА"
(Она поёт тихо, почти про себя, глядя на картину, не зная, что он слышит. Лиричная, немного грустная мелодия с фортепианным и виолончельным аккомпанементом).
АЛЁНА:
Сколько раз предавалась я...
Думам тяжким…
В себе искала ответы...
На все вопросы ключевые...
Предаваясь памятным мечтам…
Искала любовь…
Чтобы была…моя заветная...
Чтобы была…моя нежная...
Чтобы была одна…
Одна, но верная…
(Её голос крепнет, наполняясь болью и надеждой):
Бегут одиночки, прячась от всех...
Бегут от самих себя...
Скрываясь, не веря в радость каждого дня...
Скрываясь от солнышка ясного...
Скрываясь от багрового заката…
Но свет любви таит в себе надежду...
Горя маяком в пути сердец всегда…
Ты есть, я верю в это чудо...
Ты знать должна – я ищу Тебя…
Ты знать должна – я жду Тебя…
(Максим, потрясённый, пробивается сквозь толпу. Он подходит к ней. Она оборачивается. Их взгляды встречаются. Он видит те самые глаза).
МАКСИМ (тихо, перебивая финал её арии): "...Я нашёл Тебя."
№6. ДИАЛОГ-ПЕСНЯ: "ТЫ ГОЛОС МОЙ УСЛЫШЬ"
(Начинается как робкий, прерывистый диалог под акустическую гитару, но с припевом взрывается мощным дуэтом, как внезапно нахлынувшее чувство).
МАКСИМ:
Гаснет огонь в тишине ночной...
Стрелки часов бьют полночь...
Вспоминаю дни, что связали нас...
Историю нашей любви...
Что живёт в облаках, на страницах книг...
В детском смехе на утренней зари;...
АЛЁНА (сначала сдержанно, потом всё более эмоционально):
Оставь позади все тяготы дней...
Несправедливость прошлого...
Впереди только свет, только тепло;...
Только счастье возможно...
ВМЕСТЕ (ХОР):
Ты — мой сон, ты — мечта;!
Ты — душа; моя!
Ты — молитва грешная моя;!
Голос мой услы;шь!
За мечтой иди;!
За судьбой своей!
(Они стоят близко, почти касаясь друг друга. Зал замирает. Музыка стихает, остаётся только пульсирующий бас и биение их сердец).
№7. ФИНАЛ I ДЕЙСТВИЯ: "ВОЗЬМИ МОЁ СЕРДЦЕ!"
(Максим поёт ей, страстно, без оглядки. Это вызов, клятва и призыв. Мощный рок-н-ролльный номер с оркестром).
МАКСИМ:
Вновь ночь опустила свой звёздный покров...
И в звёздах твой образ я вновь узнаю...
Моя Незнакомка, заря в темноте...
Я шёл по Земле в бесконечном пути...
Чтоб в пропасти взгляда утонуть в тишине...
Чтоб в пламени сердца навеки сгореть!
[Припев, обращаясь к ней]
Возьми моё сердце! Оно же твоё!
В нём вечность и миг, в нём счастье и боль!
Сожги его страстью, растопчи болью земной!
Но только будь рядом, будь всегда со мной!
Мы связаны нитью, что звёзды зажгли!
И в этой связи — нам вечно любить!
[На самом мощном, почти оперном вокале]
ВОЗЬМИ ЖЕ МОЁ СЕРДЦЕ! ОНО УЖЕ ТВОЁ!
Я отдаю его добровольно, забери его в свой плен!
(На последних словах он протягивает ей руку. Она, после мгновения нерешительности, вкладывает свою ладонь в его. Раздаётся оглушительный, сокрушительный аккорд всего оркестра. Свет гаснет. Конец действия).
ДЕЙСТВИЕ II: "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
КАРТИНА 4: "ТРУДНЫЙ СОЮЗ"
[Сцена: Разделённая сцена. Прошло несколько месяцев. Слева – мастерская Максима, заваленная новыми эскизами, но центральный холст снова не окончен. Справа – уютная, но уже пронизанная тоской гостиная Алёны. Она смотрит в окно на дождь.]
№8. ДУЭТ В РАЗЛУКЕ: "КРАСНАЯ ЛИНИЯ"
(Они поют одновременно, каждый в своей реальности. Их мелодии сплетаются, но не всегда гармонично, подчёркивая разлад).
АЛЁНА (у окна, мелодия тихая, с гитарным перебором):
Иногда так сложно признаться...
Что без тебя не могу я жить...
Каждым утром с тобой просыпаться...
И улыбкой день свой озарить...
МАКСИМ (в мастерской, на фоне нервного ритма):
Не хочу, чтоб ты думала, родная...
Что меня не было с тобой...
Что нас не было, что это лишь сон...
Лишь Морфе;я сладкий покой...
ВМЕСТЕ (их голоса сливаются в припеве, находя хрупкое единство):
Ты нужна; мне как во;здух и свет...
Как вода; и земля; под нога;ми...
Ты нужна; как луна; в темноте;...
Как звезда;, что ведёт за мечта;ми...
(После припева их партии снова расходятся)
МАКСИМ (страстно, почти отчаянно):
В радости и в горе, в счастье и беде...
На родной земле и в дальних странах...
Даже если это не случится никогда...
Ты должна знать — ты желанна!
АЛЁНА (с горькой проницательностью):
Родственную душу раз встречают...
Это чудо не придёт вновь...
Сердце мне велит быть с тобою...
Но разум шепчет: дай ему кров...
(Музыка затихает, оставляя ощущение щемящей тоски и недоговорённости).
№9. АРИЯ АЛЁНЫ: "Я О ТЕБЕ ГРУЩУ..."
(Нежная, камерная композиция с фортепиано и струнными, полная безграничной тоски и предчувствия).
АЛЁНА:
Утро. Улица. Рассвет...
Я проснулась и смотрю в окно...
Как прохожие спешат давно...
Небо светом заполняется...
А в душе тоска не кончается...
[Припев, обращаясь к его фотографии]
Дым сигарет в воздухе кружится...
Я о тебе грущу...
В календаре даты сменяются...
Время вдаль несётся, не прощается...
Даже природа красками меняется...
Журавлиный клин зовёт с собой...
Я о тебе грущу, не забывается...
Образ твой, такой родной...
(Её голос становится шёпотом, полным решимости):
Знаешь, я хочу, чтобы ты был моим...
Слышать смех наших детей...
Но сначала... тебе нужно найти себя...
Без меня...
КАРТИНА 5: "БИТВА С ТЕНЯМИ"
[Сцена: Мастерская Максима. Ночь. Он в отчаянии, не может писать. Вокруг него появляются ТЕНИ – танцоры в чёрном, их движения резки и угловаты. Они – визуальное воплощение его сомнений, страха и творческого бессилия.]
№10. АРИЯ МАКСИМА: "МОРЕ"
(Беспокойная, бурная музыка с резкими перепадами, мощными гитарными диссонансами и яростными барабанами. Он борется с внутренним хаосом).
МАКСИМ (мечется по мастерской, Тени повторяют его движения, как насмешка):
Опять в ночи… зовёт меня...
Сияние далёких звёзд...
Опять недолог с Тобой разговор...
И в телефонной трубке лишь гудки!
Сердце трепещет!
Сердце ликует!
Сердце поёт!
Но мысль тревожная, как шторм, всё сметает!
(Тени окружают его, их шёпот накладывается на его пение)
МАКСИМ (с почти яростью, пытаясь прогнать их):
Море бушует!
Море дышит!
Море трепещет!
Прохладу на берег неся...
Море ты охлади меня!
Море ты охлади меня!
МОРЕ ТЫ ОХЛАДИ МЕНЯ!
(Он падает на колени, Тени нависают над ним. Звучит зловещая, соблазнительная музыка).
№11. СЦЕНА ИСКУШЕНИЯ: "ЛАМБАДА"
(Ритмичный, циничный латино-рок. Тени танцуют вокруг него, их движения – пародия на страсть, их голоса – безжизненные и насмешливые).
ХОР ТЕНЕЙ:
Море, солнце, жаркий пляж...
Это был наш с тобой вечерний экстаз...
Танец страсти, танец любви —
Всё смешалось внутри, закружило в крови...
Ни к чему бояться ночной суеты...
Ведь в этом люксе только я и ты...
Утром — дайкири в сонном городе Мечты...
А днём на пирсе ты пишешь холсты...
[Припев, Тени пытаются увлечь его в свой танец]
Этот курортный роман меня поменял...
И я себя в нём навеки потерял!
А я ведь и не знал, что судьбу поменял...
В этом огненном городе Мечты!
Где так страстно танго танцуешь ты!
(Максим почти поддаётся, его рука тянется к призрачным танцорам, но в этот момент его взгляд падает на старый, пыльный эскиз скифского воина. Он с силой отталкивает Тень).
МАКСИМ (срывающимся голосом): "НЕТ!"
(Тени отскакивают. Музыка резко меняется).
№12. ЭПИЧЕСКИЙ НОМЕР: "КРОВЬ СКОЛОТОВ"
(Мощнейший рок-номер с хором и оркестром. Это не воспоминание, а гимн силы духа. Максим поднимается во весь рост. На видеопроекции – скачущие скифские всадники, заряжающие его своей энергией).
МАКСИМ и ХОР ПРЕДКОВ (поют в унисон, как клятву):
Где-то на равнинах Востока...
Что тянулись за моря...
Жило племя, имя – сколоты...
Что дала им земля...
[Припев, Максим снова чувствует свою силу]
Их гориты вновь открыты!
Стрелы ждут у тетивы!
Взгляды пламенем налиты!
Мышцы страшно напряжены!
Словно соколы летели...
На нисейских скакунах...
И враги в огне горели...
Обращаясь в пыль и прах!
[Финальный аккорд]
Помнит Запад и Европа...
Мощь бескрайности степей...
Непокорного народа...
Волю пламенных людей!
(Тени рассеиваются с шипением. Максим стоит один, дыша полной грудью, его глаза горят решимостью).
№13. МОНОЛОГ МАКСИМА: "КОМПРОМИСС!"
(Решительно, с новой, очистившейся силой. Музыка – уверенный, прямой рок-н-ролл).
МАКСИМ:
Разбей скрипучий компромисс!
Выбирай смелей: сон и покой...
Или бушующий огонь?
Я выбираю – ОГОНЬ!
Песню о любви небу запой...
Живи своей судьбой!
Лови минуты счастья и часы...
Ведь недаром они даны...
Тот, кто должен быть рядом — будет!
Шепчет опыт минувших лет...
Завтра будет новый день —
Пройдёт забота будних дней...
Всё пройдёт и исчезнет...
Растает, словно снег весной...
Расцветёт и сад сирени в душе у нас!
(Он срывает с центрального холста покрывало. Он знает, что будет писать).
КАРТИНА 6: "ВОССОЕДИНЕНИЕ"
[Сцена: Вокзал. Поздний вечер. Моросящий дождь создаёт ореолы вокруг фонарей. Алёна стоит под зонтом с одним чемоданом. Она решила уйти, подарив ему свободу. Появляется запыхавшийся Максим. Он не звонил, он почувствовал.]
№14. СЦЕНА ВОССОЕДИНЕНИЯ: "СКВОЗЬ БЕЗДНУ ТЫСЯЧ ЛАСК"
(Напряжённый, страстный дуэт. Музыка – нервная, пульсирующая, с взрывными эмоциональными всплесками).
АЛЁНА (сквозь слёзы, отворачиваясь):
Полночь и день... и я в пути...
Судьба ведёт, хочешь — молчи...
Прости... что искала столько лет...
Я свой запутанный путь... к тебе... (чтобы прервать его!)
МАКСИМ (перебивая, крепко хватая её за руку):
Коснись души, молчаньем обнажи...
Ту мелодию, что внутри!
Прошу... ты голос мой услышь!
Я здесь, чтоб больше не бродить в тиши!
ВМЕСТЕ (их голоса сливаются в мощном, катарсическом припеве):
НОЧЬ И ДЕНЬ! СВЕТ И ТЕНЬ!
ИНЬ И ЯН — ОДНОЙ СУДЬБЫ ДВЕ СТОРОНЫ!
Ещё не поздно сделать шаг!
Чтоб была рука в руке, душа к душе —
Мы стали вновь одной судьбы чертой!
НОЧЬ И ДЕНЬ!
МАКСИМ (тихо, с непоколебимой уверенностью):
Судьба сей путь нам предложить...
Сама за долг сочла!
Один лишь миг — и в этот миг...
Вся вечность воплотилась!
(Он забирает у неё чемодан. Они смотрят друг на друга. Дождь прекращается).
№15. ФИНАЛ: "AMOR VINCIT OMNIA"
(Начинается как нежный дуэт, перерастает в грандиозный финал с хором и оркестром. Звучат реминисценции всех главных тем: "Наследие степей", "Я узнаю тебя по глазам", "Кровь Сколотов").
ДУЭТ (стоя очень близко, почти шёпотом):
Держаться за руки так...
Чтобы их было не различить...
Чтобы было не различить...
Если в них движение или нет...
(Музыка нарастает. Максим обращается к Алёне, а через неё – ко всему миру).
МАКСИМ (страстно и нежно):
Но ты оставайся собой…
Свободной, озорной!!!
Милой и чудной!
Рыжей, настоящей, живой!!!
(Подключается ХОР ПРЕДКОВ и ХОР ГОРОДА, которые поют в унисон, символизируя примирение прошлого и настоящего).
ВСЕ ХОРЫ (мощно, торжественно):
AMOR VINCIT OMNIA!
ЛЮБОВЬ УМЕЕТ ПОБЕЖДАТЬ!
ЛЮБОВЬ УМЕЕТ ЖДАТЬ!
КОГДА ОНА ЛЮБОВЬ…
[Финальная сцена: Максим и Алёна стоят в центре залитой светом сцены, держась за руки и глядя друг на друга. За ними на огромном экране проецируется законченная картина: Алёна в образе скифской богини, а вокруг неё – всадники-предки, не угрожающие, а охраняющие их союз. Медленное, торжественное затемнение.]
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (тихо, как вечное эхо):
Мы близки, как бы не были мы далеко...
Это - в сердцебиении каждом...
Связь через сны...
Навсегда...
(Музыка окончательно стихает. Занавес).
ДЕТАЛЬНЫЙ ХРОНОМЕТРАЖ
ДЕЙСТВИЕ I: "ЗОВ СКОЛОТОВ"
Картина 1: "Проклятие художника"
№1. Увертюра: "Наследие степей" - 6 минут
№2. Ария Максима: "Вечные странники" - 5 минут
Итого по картине 1: ~11 минут
Картина 2: "Вещий сон"
№3. Ария-видение: "Я узнаю тебя по глазам" - 4 минуты
№4. Монолог-осязание: "Я ищу тебя!!!" - 3 минуты
Итого по картине 2: ~7 минут
Картина 3: "Вернисаж судьбы"
№5. Ария Алёны: "Современная женщина" - 5 минут
№6. Диалог-песня: "Ты голос мой услышь" - 4 минуты
№7. Финал I действия: "Возьми моё сердце!" - 5 минут
Итого по картине 3: ~14 минут
СЦЕНИЧЕСКИЕ ПЕРЕХОДЫ, ДИАЛОГИ, МИМИЧЕСКИЕ СЦЕНЫ (в течение действия) - ~13 минут
ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ I ДЕЙСТВИЯ: ~45 минут
ДЕЙСТВИЕ II: "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
Картина 4: "Трудный союз"
№8. Дуэт в разлуке: "Красная линия" - 5 минут
№9. Ария Алёны: "Я о тебе грущу..." - 4 минуты
Итого по картине 4: ~9 минут
Картина 5: "Битва с тенями"
№10. Ария Максима: "Море" - 4 минуты
№11. Сцена искушения: "Ламбада" - 4 минуты
№12. Эпический номер: "Кровь сколотов" - 5 минут
№13. Монолог Максима: "Компромисс!" - 3 минуты
Итого по картине 5: ~16 минут
Картина 6: "Воссоединение"
№14. Сцена воссоединения: "Сквозь бездну тысяч ласк" - 5 минут
№15. Финал: "Amor Vincit Omnia" - 6 минут
Итого по картине 6: ~11 минут
СЦЕНИЧЕСКИЕ ПЕРЕХОДЫ, ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ, РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВ (в течение действия) - ~14 минут
ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ II ДЕЙСТВИЯ: ~50 минут
ИТОГО:
I Действие: ~45 минут
Антракт: ~20 минут
II Действие: ~50 минут
ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СПЕКТАКЛЯ: ~1 час 55 минут
Свидетельство о публикации №125101505328