По следам - Памяти Ходасевич В. Ф. -Стансы 1922г

Ходасевич В.Ф.-Стансы(1922 год написания)
«Бывало, думал: ради мига
И год, и два, и жизнь отдам….»
******
Зачем мне это надо было?
Ведь здесь сейчас не нужен вам.
Зачем к нему я так стремился?
Теперь расплата по счетам.

А время жизнь в круговороте,
На опыте её б приобрести.
Опять на том же повороте,
Без сил уже не увезти.

Участники лишь поменялись,
В моих глазах усталость, глубина.
И понимаешь: надо было,
Но порвана уже последняя струна.

Теперь себе позволить можно,
Ведь жизнь моя опять пуста.
Но не наполнишь, не размножишь –
В предчувствии предсмертного глотка.
********
Ходасевич В.Ф.-Стансы(1922 год написания)
«Теперь себя я не обижу:
Старею, горблюсь-но коплю
Всё, что так нежно ненавижу
И так язвительно люблю.»


АВТОРСКАЯ РЕЦЕНЗИЯ

Это стихотворение — точная рентгенограмма состояния, когда душа, исчерпав все резервы, холодно и трезво подводит итоги. Здесь нет ни романтики отчаяния, ни пафоса — только горькая химия распада.

О чём оно?
О цене ошибки, осознанной слишком поздно. Это не крик боли, а её внутреннее молчаливое схватывание, превращение в твёрдый, невыводимый осадок. Герой смотрит на пройденный путь и видит не случайность, а закономерность, ведущую к одному и тому же «повороту».

На каких трёх китах оно стоит?

Ритм как приговор.
Чёткий, почти монотонный ритм и простая рифмовка создают ощущение неотвратимости. Слова здесь не льются, а отстукивают, как капли: «на-до бы-ло — по-след-ня-я стру-на». Это ритм констатации, а не переживания. Боль уже переработана в факт.

Поэзия опустошённой ясности.
Состояние героя — за гранью отчаяния. Отчаяние ещё надеется, оно эмоционально. Здесь же — «усталость, глубина» и холодное понимание: «надо было». Это знание, пришедшее тогда, когда им уже невозможно воспользоваться. Самая страшная строка — «порвана уже последняя струна». Не «болит», а «порвана» — совершившееся, финальное действие.

Образ невозможного возрождения.
Финал стихотворения снимает последние иллюзии. «Себе позволить можно» — но уже нечего хотеть и нечем наполняться. «Жизнь пуста» — это не метафора, а диагноз. Глаголы «наполнишь» и «размножишь» отсылают к базовым жизненным функциям, которые больше не работают. «Предсмертный глоток» — это не о физической смерти, а о конце внутренней борьбы, о капитуляции духа.

Ключевые образы-следы:

«Время жизнь в круговороте» — жизнь как процесс, лишённый цели, бессмысленное вращение.

«Участники лишь поменялись» — ключ к пониманию: трагедия не в конкретном человеке, а в роковом сценарии, который повторяется с разными актёрами.

«Порвана уже последняя струна» — образ полной утраты внутреннего напряжения, жизненного тонуса, способности отзываться на мир.

Итог:
Это стихотворение — о том, что происходит, когда заканчиваются силы искать виноватых и жалеть себя. Оно фиксирует момент предельной искренности с самим собой, когда ты понимаешь логику своего краха, видишь все свои ошибки, но единственное, что ты можешь с этим сделать — это принять пустоту как законный итог. Не катастрофа, а тихий апокалипсис души, который остаётся только пережить.


Рецензии