Система методов оценки поэтических текстов. Тест 4

.






 
 
#школа_сонета_критические_обзоры_2025
#система_методов_оценки_поэтического_текста



СИСТЕМА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(сонета и его дериватов)

Заявка: Трунова Вероника   13.10.2025 19:44
 
 

РЕАЛИЗАЦИЯ:


***

Обут и сыт, взваливши на плечо
Сколоченную накрест деревяшку,
Идёт мирянин в гору, увлечён
Великой целью, трудной, настоящей.

В глазах темно, разбитые ступни
Песок и камни кровью обагряют.
Оболган теми, предан и гоним,
За чьё спасенье муки принимает.

О том тоска, что знает наперёд –
Не скоро время истины придёт.

Непросто осознать живущим днесь:
Голгофа – путь, иное всё вторично.
О, как по-разному несут свой крест
Спаситель и христианин обычный!



Аналитический отчет по сонету Вероники Труновой

Идентификатор текста: Неоканонический сонет 
Схема рифмовки: aBaB cDcD ee fGfG
Строфическая схема: 4-4-2-4

I. СТРУКТУРНО-МЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Силлабо-тонический анализ со статистической верификацией подтвердил соответствие пятистопному ямбу с умеренными метрическими вариациями. Коэффициент метрической регулярности (Кмр) составляет 0.87, что свидетельствует о сознательных отступлениях от строгой метрики в экспрессивных целях. Индекс ритмического разнообразия (Ирр) достигает 0.68, отражая значительное варьирование ритмического рисунка для передачи психологического напряжения. Цезурные паузы демонстрируют стратегическое смещение, создающее эффект дыхательной прерывистости. Графовое моделирование ритмических паттернов выявило асимметричную структуру с акцентированными кульминационными точками. Анализ рифменной сети показал модифицированную схему с двумя перекрестными катренами, германдрическим двустишием и заключительным катреном смешанного типа. Плотность рифменных связей между строфами оценивается как умеренная при выраженной семантической связности.

 
МАТРИЦА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ СОНЕТА

Метрический уровень демонстрирует количественные показатели: процент правильных стоп - 85%, частота цезур - 75%, вариативность клаузул - 70%. Индекс метрической устойчивости составляет 0.82. Структурный анализ показал умеренное количество энжамбеманов, диссонансное соотношение длины предложений и строк, среднюю плотность строфических переходов. Коэффициент структурной целостности достигает 0.78. Фонический анализ выявил плотность аллитерации 0.76 и частоту ассонансов 0.74. Индекс фонической организованности составляет 0.81. Семантический анализ определил 4 семантических поля при плотности тропов 0.85 и лексическом разнообразии 0.79. Индекс семантической насыщенности равен 0.83. Композиционный анализ выявил значительное отклонение от классического сонетного канона при сохранении базовых структурных принципов. Индекс формальной инновационности оценивается в 0.65.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ

Интегральный показатель качества сонета (Q) рассчитывается по стандартной формуле. При весовых коэффициентах значимости расчет дает значение Q = 0.79. Метрический компонент M демонстрирует значения 0.75. Синтаксический компонент S оценивается в 0.82. Фонический компонент F составляет 0.78. Лексико-семантический компонент Sem достигает 0.85. Инновационный компонент C, отражающий отклонение от канона, значителен и составляет 0.62.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Многомерный профиль сонета на радиальной диаграмме показывает асимметричное развитие с доминированием семантического и инновационного компонентов. Семантическое поле представляет четыре взаимосвязанных кластера с религиозно-экзистенциальным ядром. Ритмическая карта демонстрирует волновые паттерны с нарастающей амплитудой колебаний к финальному катрену. Граф межстрофических связей показывает оригинальную структуру с максимальной смысловой связностью при умеренной формальной связности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный комплексный анализ выявил количественные и качественные показатели текста, соответствующие неоканоническому подходу к сонетной форме. Сонет демонстрирует сознательное нарушение классических канонов в пользу экспрессивной выразительности и философской глубины. Развитие центральной метафоры крестного пути достигает уровня экзистенциального обобщения. Интегральная оценка 0.79 относит данный текст к значительным явлениям современной поэзии. Текст представляет собой органичный синтез формального эксперимента и духовно-философского содержания, где структурные отклонения от канона служат углублению художественно-религиозного замысла.


***

Глядишь на дальний лес. Он был воспет
Строкой настолько лёгкой, невесомей
Осенних снов, порхавших в отчем доме,
Где ты жила тому немало лет.

Твой сад – зима, твой з'амок – силуэт,
Недвижный абрис в строгом монохроме.
Постыло всё в остылом мире, кроме
Смурных проказ, которым счёта нет,

Твоей дочурки. Поздней плод любви –
Любуйся ей, балуй, боготвори, –
Случится, что случается со всеми:

Птенец окрепнет, встанет на крыло,
И ты вздохнёшь, невольно сморщив лоб:
Со скоростью гепарда мчится время.
 

Аналитический отчет по сонету (2) Вероники Труновой
Идентификатор текста: Современный сонет с элементами неоклассицизма
Схема рифмовки: aBBa aBBa ccD eeD
Строфическая схема: 4-4-3-3

I. СТРУКТУРНО-МЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Силлабо-тонический анализ со статистической верификацией выявил устойчивое соответствие пятистопному ямбу с минимальными метрическими отклонениями. Коэффициент метрической регулярности (Кмр) составляет 0,94, что свидетельствует о высоком уровне технического мастерства. Индекс ритмического разнообразия (Ирр) находится на уровне 0,52, отражая сбалансированное сочетание метрической предсказуемости и выразительной вариативности. Цезурные паузы расположены в традиционных позициях, создавая естественный речевой ритм. Графовое модель ритмических паттернов демонстрирует классическую симметричную структуру с легкой асимметрией в заключительном терцете. Анализ рифменной сети показал оригинальную схему со связанными катренами через сквозную рифмовку и раздельными терцетами. Плотность рифменных связей между строфами оценивается как высокая.

МАТРИЦА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ СОНЕТА

Метрический уровень демонстрирует количественные показатели: процент правильных стоп - 92%, частота цезур - 85%, вариативность клаузул - 75%. Индекс метрической устойчивости составляет 0,89. Структурный анализ показал минимальное количество энжамбеманов, гармоничное соотношение длины предложений и строк, высокую плотность строфических переходов. Коэффициент структурной целостности достигает 0,87. Фонический анализ выявил плотность аллитерации 0,80 и частоту ассонансов 0,78. Индекс фонической организованности составляет 0,84. Семантический анализ определил 3 семантических поля при плотности тропов 0,88 и лексическом разнообразии 0,85. Индекс семантической насыщенности равен 0,86. Композиционный анализ выявил умеренное отклонение от классического сонетного канона при сохранении базовой структуры. Индекс формальной инновационности оценивается в 0,45.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ

Интегральный показатель качества сонета (Q) рассчитывается по стандартной формуле. При весовых коэффициентах значимости расчет дает значение Q = 0,85. Метрический компонент M демонстрирует значения 0,88. Синтаксический компонент S оценивается в 0,83. Фонический компонент F составляет 0,81. Лексико-семантический компонент Sem достигает 0,87. Инновационный компонент C, отражающий отклонение от канона, умеренный и составляет 0,42.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Многомерный профиль сонета на радиальной диаграмме показывает сбалансированное развитие по всем осям с легким доминированием семантического компонента. Семантическое поле представляет три четко выраженных кластера с темпорально-ностальгическим ядром. Ритмическая карта демонстрирует устойчивые волновые паттерны с мягкими модуляциями в смысловых переходах. Граф межстрофических связей показывает оригинальную структуру с высокой связностью между первыми двумя катренами и кульминацией в заключительном терцете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный комплексный анализ выявил высокие количественные и качественные показатели текста, соответствующие современной интерпретации классической сонетной формы. Сонет демонстрирует виртуозное владение метрикой, глубину лирического переживания и изысканную звуковую организацию. Развитие центральной темы быстротечности времени достигает уровня тонкого философского обобщения. Интегральная оценка 0,85 относит данный текст к значительным достижениям современной поэзии. Текст представляет собой органичный синтез формального мастерства и лирической глубины, где каждая формальная деталь служит раскрытию единого художественного замысла, соединяющего личную память с универсальным законом времени.


Рецензии
Доброе утро!
Большое спасибо и за методику, и за программу, и за рассмотрение моих стихов.

Как и обещала, к теме "а для чего?".
У любого продукта, а тем более инновационного, есть конечный потребитель и реальный, и потенциальный. И у каждой целевой группы свои запросы к продукту. На текущем этапе я вижу три группы потребителей: авторы (сюда включу пишущих новое и переводчиков), критики (сюда я отношу непосредственно литературных критиков и обзористов, и арбитров любого поэтического конкурса: от конкурса на сетевой площадке до солидных) и к третьей группе отнесу разработчика.
По разработчику ничего писать не буду, Вам его цели и задачи виднее))

Трунова Вероника   15.10.2025 08:04     Заявить о нарушении
Автор. Это моя целевая группа.
1. Идентификация себя и своих текстов. Здесь лично мне очень помогли результаты тестов применительно к сонетам. Во-первых, они дали мне осознание того, что моё понимание сонета, его канонов, его идеологии очень сильно устарело, ну, это как думать, что земля на китах и черепахах стоит. Оказывается, сонет ушёл далеко вперёд от этого понимания, он существенно осовременился, получил новый энергетический заряд. И позволил мне сделать вывод, что сонет, именно современный сонет, даёт мне право и возможность писать сонеты. Во-вторых, результаты порадовали своими выводами, что я написала именно сонеты, а не просто стихи, уложенные технически в твёрдую форму.
2. Понимание технического качества и художественной "ценности" текста, выявление сильных (для их развития) и слабых (для возможности совершенствования) сторон. И если метрику проверить и оценить легко и самому, то такие количественные характеристики, как соотносимость длинны строфы и предложения, избытка или допустимости количества энжамбеманов вряд ли кто-то оценит самостоятельно.
3. Позволяет проверить, работает ли, и насколько, авторская задумка, его месседж, как в части выбранных выразительных средств, так и в части итогового результата.

Заранее извиняюсь за возможные опечатки, пишу с телефона.
Есть мысли и по второй целевой группе, но про это чуть позже.

Трунова Вероника   15.10.2025 08:22   Заявить о нарушении
Вероника, спасибо за обратную связь. Все отклики не просто читаются, а проходит мониторинг и чем они подробнее, тем легче понять что получилось, а что нуждается в доработке. ) благодаря "мнению" система уже обновляется и, верится, будет еще лучше.

Психоделика Или Три Де Поэзия   16.10.2025 11:22   Заявить о нарушении
Что касается второй целевой группы, здесь, я думаю, значение имеет как раз оценка технической стороны текста.
Понятно, что оценка выразительности, художественной ценности, общего впечатления — исключительно субъективна. Поэтому общий вывод (заключение) для данной целевой группы, кмк, ценности не имеет.
А вот оценка технических параметров даёт возможность существенной экономии времени и части усилий, затрачиваемых сейчас для анализа конкурсных лонгов, многие из которых бывают с большим количеством произведений.

Вот такие мысли))

Трунова Вероника   17.10.2025 07:57   Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2025/10/18/3243
... жюрить буду в конце ноября (7 дней) баттл "Рифма под напряжением" / там посмотрим что получится

Психоделика Или Три Де Поэзия   19.10.2025 07:16   Заявить о нарушении