Знакомство с крупнейшей драгой 601

ЗНАКОМСТВО С ДРАГОЙ № 601

Я расскажу вам о самой большой в мире драге № 601.
Возможно, кто-то из вас даже не видел и не слышал и не знал, что такое драга.

Золотодобывающая драга № 601, безусловно, являлась самой крупной речной черпаковой драгой в мире, ее владельцем было объединение "Лензолото".

Однако, к сожалению, данная драга больше не существует, так как 26 ноября 1992 года, в утренние часы, она затонула в результате сложившихся обстоятельств.

Чтобы лучше понять, что собой представляла драга № 601, необходимо рассмотреть ее характеристики и оборудование.

Драга 601 была настоящей плавучей обогатительной фабрикой, которая была оснащена самым современным на тот момент оборудованием. В ее конструкции находилось множество сложных систем, включая двухступенчатую систему подвижных саморазгружающихся шлюзов. Кроме того, на драге находились элеваторы, концентрационные столы, отсадочные машины, сепараторы, гидроловушки, амальгоматоры, классификаторы и самородкоуловители.

Все эти устройства работали в едином комплексе, обеспечивая высокую производительность и эффективность добычи золота. Драга была оснащена 169-ю трехтонными ковшами по 600 литров.

Каждый ковш мог выполнять до 22 черпаний в минуту, что позволяло драге достигать впечатляющей производительности — 550 кубометров воды в час.

Общая мощность трехсот электродвигателей составляла 7300 киловатт. Все процессы на драге были полностью механизированы и управлялись с центрального пульта.

За время эксплуатации драги объем добытого золота варьировался от 500 до 1500 тонн, и в целом было добыто около 20 тонн этого драгоценного металла.

Что касается габаритов драги, то ее длина составляла 236 метров, высота — 54 метра, ширина — 50 метров, а общая масса достигала 10 300 тонн. Осадка драги была равна 3,8 метра.

Таким образом, драга 601 была не только выдающимся техническим достижением своего времени, но и важным элементом золотодобывающей промышленности, который способствовал увеличению объемов добычи драгоценных металлов. К сожалению, ее затопление в 1992 году стало печальным завершением истории этого уникального объекта.

СТРОИТЕЛЬСТВО И ГИБЕЛЬ ДРАГИ № 601

В 1950 году на реке Маракан, расположенной в Бодайбинском районе Иркутской области, была обнаружена поистине уникальная находка — глубокозалегающая россыпь золота, которая находилась на глубине от 40 до 50 метров.

Это открытие стало настоящим событием в мире добычи драгоценных металлов. В 1965 году на прииске Маракан, который входил в состав объединения "Лензолото", начались работы по монтажу новой драги, обладающей впечатляющей емкостью ковша в 600 литров.

Эта драга была создана при активном сотрудничестве Иркутского завода тяжелого машиностроения имени В. В. Куйбышева (ИЗТМ) и множества других предприятий, расположенных как на Урале, так и в Ленинграде, всего их насчитывалось около пятидесяти. Стоит отметить, что лишь некоторые из самых ответственных узлов в конструкции драги, такие как стакер и ковшевая цепь, были заказаны в Великобритании, что подчеркивает уровень технологической сложности и значимость этого проекта для всего Советского Союза.

Создание такой драги стало выдающимся достижением в области тяжелого машиностроения, и этот проект стал символом прогресса в добыче полезных ископаемых.

Драга, получившая номер 601, была спущена на воду в ноябре 1967 года, а уже в 1968 году она прошла проверку государственной комиссии. 30 сентября 1969 года был подписан акт о вводе в эксплуатацию этой драги, которая на тот момент являлась крупнейшей не только в СССР, но и в мире.

Это был первый и единственный экземпляр драги отечественного производства такого масштаба. На тот момент в мире никто не занимался добычей золота со дна рек на такой глубине. Лишь американская компания "Бью-Сайрус-Эри" строила 45 метровые драги с емкостью ковша 510 литров, что было значительно меньше.

Однако, спустя много лет, 26 ноября 1992 года, в Бодайбинском районе Иркутской области, где стояла морозная погода, произошла трагедия.

Утром, в 6 часов 10 минут, при температуре воздуха -46 градусов, была поднята главная ферма агрегата, чтобы предотвратить обледенение металлических конструкций. Несмотря на эти меры, все конструкции и агрегаты быстро покрылись льдом. В ответ на это, по приказу руководства, рабочие начали обрабатывать горячей водой (примерно 70 градусов Цельсия) раму суперструктуры, чтобы удалить намерзший лед.

Однако резкий перепад температуры в 120 градусов привел к неожиданному разрушению главной фермы драги. В результате этого многоэтажное сооружение, состоящее из пяти этажей, рухнуло, что вызвало разрушение понтонов правого борта.

Вода                                начала поступать в понтоны, и в этот момент был также перебит питающий силовой кабель, что привело к обесточиванию всей драги. Системы жизнеобеспечения и освещения сразу же остановились, и драга начала погружаться в воду.
               
В течение первых нескольких минут она погрузилась на 6-8 метров, а к 8 часам утра уже легла на дно, на глубину примерно 40 метров. Драга почти полностью ушла под воду. Над поверхностью котлована выступала только верхняя часть надпалубной постройки.

Таким образом, судьба драги 601, которая когда-то была гордостью советского тяжелого машиностроения, оказалась трагичной.


Рецензии