О воле и безволии

Часто слышится : « на всё Воля Божья»…, но так ли это…?
Единственное, что есть у человека и за что с него спросится — это его человеческая воля…
Следом идёт ещё одно заблуждение, что  воля эта греховна и нужно найти некоего старца , ну, если его нет, то священника, чтобы слушаться хотя бы его… Человек не хочет искать Бога и учиться чуткости , чтобы слышать Его, он жаждет слушаться… Меня всегда поражало, это рабское желание одного человека отказаться от себя , считая это подвижничеством, перед монахом или  священником … , идти за ним , даже если из уст того звучат сомнительные вещи, порой не относящиеся к духовной жизни.  В основе этого ещё лежит страх взвешивать, страдать,  молиться, думать…, гораздо проще, если кто-то скажет, как правильно. Самое интересное, что если человек поверит, что так правильно, Господь его не оставит, просто поведёт по-другому…., путей и обитателей у Господа много.
…Бог есть Истина, и Он непознаваем, Истину же во всей полноте не может вместить ни один человек, но каждого Он ведёт и каждому открывает своё. Каждый человек идёт к своему Богу. Ну, а в желании человека раболепствовать,  на самом деле , проявляется его очень глубинное стремление  к Богу, которого он не знает… Мешают многие факторы, в том числе и нежелание думать и раздробленность психики. Священник же — лишь предстоятель, у него нет власти над людьми, он не должен учить и наставлять , потому что он не знает ни человека ни его путь, начав учить, он может занять место Бога. в сердце человека, а это самое страшное. Он может лишь ободрить, а опытный священник, может задать человеку наводящий вопрос, чтобы тот начал постепенно в рассуждении о себе и других развивать свой ум. Осуждение — это одна подставленная щека, а рассуждение , это когда подставляешь вторую. Подобным образом можно рассуждать о своих страстях, задавая вопрос: « зачем?», « почему я это делаю?», « когда замечаю?» могу ли затормозить во время…?» Нет ничего страшного нив страстях, ни в грехах, просто нужно понимать, что это есть, принимать, что и является сокрушением, и начать рассуждать ища выход к Свету. В Псалтири описано  много подобного опыта.
    Церковь была задумана очень мудро: человек из внешнего простого должен научиться попадать во внутреннее сложное, непонятное, многогранное … и за формами церкви находить содержание и видеть отражение сюжетов Библии в своей внутренней жизни. Человек не понимает, что в нём есть  огромная глубина и он способен рассуждением, выуживать из темноты смыслы существующего и происходящего, тем самым не прекращая обретать свою полноту и целомудрие, как целостное мудрование обо всём.

« Господи, дай мне сил, чтобы изменить то, что я могу изменить, дай мне терпения, чтобы  пережить то, что не могу изменить и  дай мне мудрости, чтобы отличить первое от второго».
Есть воля Божья, а есть воля человека, которая ему дана, чтобы найти Царствие Небесное и живого Бога…
И вопрос не в том, чтобы говорить, мол на « всё воля Божья» и , сложив лапки плыть по течению, а научиться различать Его волю ( но не волю других людей, а именно Его волю о себе ) , а также свою гномиическую, об этом много писал Максим Исповедник. И вот после этого уже , не оставляя молитвы, как интенции, стремиться к внутреннему соединению этих воль.
Если же без рассуждения исходить из того, что « на всё воля Божья», то так можно допрыгаться до фатализма или Толстовского «непротивления злу насилием».
Не нужно своё безволие, сваливать на волю Божью…
Безволие же подобно таланту, зарытому в землю.

14.10.25


Рецензии