По конкурсу - Дети Великого Странника

http://stihi.ru/2025/09/05/4962 – Конкурсная страница
http://stihi.ru/2025/10/12/6703 – Итоги конкурса

Творческое объединение «Международный Фонд Великий Странник молодым», учрежденное в  2005 г Григорием Тер-Азаряном - это конкурсная площадка, из которой я родом. Фонд - это несколько страниц нашего сайта, где я на протяжении почти 15 лет участвовала в разных конкурсах и иногда в них побеждала, где в течение семи лет (с 2010 по 2016гг) работала одним из Председателей Жюри. К сожалению, все в жизни когда-то заканчивается, завершило свою работу и это объединение, но остались его выученики – Дети Великого Странника – многочисленная когорта поэтов, хотя бы раз становившихся лауреатами его конкурсов. Наш, только что завершившийся конкурс посвящен именно им –стихам лауреатов Фонда ВСМ.

 Все приславшие заявки  авторы мне хорошо знакомы, как и многие из  стихов, предложенных  на этот  конкурс. Читать пакет было удивительно приятно: почти всё нравилось, всё хотелось отобрать в свой шорт лист и отметить наградой. Но поскольку наши шорт-листы не были «резиновыми», то приходилось становиться занудами и отбирать не  только  близкое душе, но и еще и безупречное с точки зрения исполнения. С последней задачей многие из нас, членов жюри, справились не до конца – пошли на поводу наших личных симпатий и мнений о качестве поэзии. Наверное, как раз это и неплохо: очень часто безупречное по технике исполнения произведение читателя не трогает, а нечто странное и не совсем отвечающее правилам написания почему-то запоминается и живет в памяти людей. Не мне судить  о критериях совершенства – итоги конкурсов я стараюсь подводить с учетом суммарного мнения всех членов жюри, (С которыми не всегда согласна!), но свои личные впечатления честно пишу в статье по итогам, не настаивая на своей безусловной правоте. Я предпочитаю не затевать споры и дискуссии под статьями. Кроме рождения никому ненужных обид, подобные разборки не создают ничего полезного. Если кто-то хочется высказаться в защиту какого-то стихотворения или, наоборот, раскритиковать его, не согласившись с моей оценкой, то самое правильное – зайти на страницу автора стихов и написать там личный развернутый отзыв.  Причем, конструктивный, а не только лишь эмоциональный…

Но я опять отклонилась от темы, вернемся к итогам нашего конкурса. Как обычно, напомню формулировку конкурсного задания:

Требуются стихи, когда-либо становившиеся лауреатом  хотя бы одного конкурса «Международный Фонд Великий Странник Молодым», то есть, вписанных в СТРАНИЧКИ ЛАУРЕАТОВ КОНКУРСОВ ФОНДА. Тема и жанр стихов – свободные.
 
Перечислю инструменты поэта, с помощью которых он имеет шанс  сотворить не банально зарифмованную  и предсказуемую историю, а еще и образец поэзии. Что это за инструменты? Большинство их мы в ТМА уже разбирали в специальных конкурсах. Вот перечень тех, которые мы уже знаем:

- Лексические выразительные средства: эпитет, сравнение,  метафора, олицетворение, гипербола/литота,  аллегория (и др виды иносказания), гротеск.
- Фонетические выразительные средства: аллитерация, ассонанс и звукозапись.
- Синтаксические выразительные средства: анафора и эпифора, оксюморон, риторический вопрос.
- Устойчивые выражения, употребляемые в переносном смысле: фразеологизмы, крылатые фразы.
- Включение литературных цитат: аппликация, аллюзия и реминисценция.
- Структура рифмовки строф, помогающая раскрытию темы стихов.
- Композиция произведения – расположение и взаимосвязь всех компонентов содержания стихотворения.
- Мелодия стихов - подбор адекватного теме стихотворного размера, ритма.
- И, наконец, отличным украшением  любых стихов является использование интересных авторских рифм.

Представляете, как много, оказывается, мы с вами уже успели изучить в нашей Мастерской, и не только изучить, но еще и потренироваться в практическом использовании этих приемов на наших специальных учебных конкурсах?

Интересно, какие из вышеперечисленных приемов использовали наши конкурсанты, чьи  стихи уже стали лауреатами Фонда ВСМ. Участников (призеров конкурсов Фонда) было 50. К сожалению, не все из поданных стихов  попали  шорт листы нашей судейской команды. Давайте, наконец, рассмотрим то, что было отобрано.

В этот раз я попробую комментировать стихи немного иначе: не стану пытаться расшифровать то, что именно хотел сказать автор своими стихами, а только отмечу, какие именно выразительные средства и приемы были использованы в каждом из победивших стихотворений – что именно помогло участнику не просто зарифмовать какую-то историю, а создать художественное ПОЭТИЧЕСКОЕ произведение.

1. ЖДУ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО

Я - стальной каркас голых нервов:
Плач - ночами, крики - под утро:
Я живу в стране Гулливеров,
Ну а ты - в стране Лилипутов.

Океан меж нами клокочет,
Разбухает звездная млечность,
Как бумагу рву сердце в клочья,
Без тебя зачем мне сердечность?

Вижу сон, не ведая страха,
Между рыб серебряно-бледных
Ты плывешь ко мне черепахой
Над бездонной черною бездной.

И, когда тиарою алой
Полыхнет заря утром ранним,
Буду ждать тебя у причала,
Затаив, как раньше, дыханье.

Видя взмах, нырну прямо в платье
Поскорей обнять чужеземца,
Чтобы сжать до хруста в объятьях,.

Только нет ни брызг и ни взмахов,
Просто сердце чует, как будто
Ты плывёшь ко мне черепахой
Из чужой страны лилипутов.

Итак, ритмика – логаэд (анапест-ямб-анапест) с женской рифмой в концовке. Именно она создает состояние эмоциональной  напряженности и незавершенности событий. Использован троп «аллегория». Несмотря на то, что автор называет рассказанное сном, но содержание несет в себе элемент иносказательности, стихи рассказывают реальную историю любви персонажей, разделенных океаном: «Между рыб серебряно-бледных ты плывешь ко мне черепахой над бездонной черною бездной… из чужой страны лилипутов». Наконец, наличие интересных авторских тропов: метафора: «Разбухает звездная млечность»; метафора и эпитет: «Чтобы склеить рваное сердце»; метафора и сравнение: «Как бумагу рву сердце в клочья»; сравнение: «Когда тиарою алой полыхнет заря».


2. ВСЁ ПРОХОДИТ. ЕЛЕНА ПРОНСКАЯ

Словно мантру, твержу привычное:
поболит - перестанет, стерпится.
Вот и август из жизни вычеркнут -
скалят зубы три жёлтых месяца.

Время их изгрызёт до корочки -
хворь такая ничем не лечится:
под подошвой предзимья корчится
осень голубем искалеченным.

Говорят: так природой велено -
не откупишься кучей золота:
грязный снег умирает медленно,
солнцем мартовским перемолотый.

Не заметишь, как травы росные
станут в поле большими скирдами.
Радость нам продаётся в розницу,
беды - оптом, с большими скидками.

Мчится жизнь, словно лошадь пегая.
Всё проходит - простая истина.
Только сердце не знает этого,
по утратам болит неистово.

 Ритм стихов - почти тот же логаэд (2 анапеста, ямб), но только уже с дактилическим окончанием, он создает настроение напряженности и нарастающего драматизма («поболит - перестанет, стерпится»). Интересные тропы: метафора и сравнение «под подошвой предзимья корчится осень голубем искалеченным»; метафора: «Радость нам продаётся в розницу, беды - оптом, с большими скидками». Понравились и некоторые рифмы - неточные, но зато небанальные и очень интересно звучащие : «скирдами-скидками», «корочки-корчится», «росные–в розницу» и др.


4. ШТУРМ ЛА-МАНША. ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА

Вся жизнь - одни сплошные понедельники,
Который год - ни праздников, ни драк.
Но если есть Ла-Манш, и есть соперники -
Не переплыть его нельзя никак!

          Вот плавки, вот маршрута описание,
          Старт - ровно в восемь ( я уже продрог!).
          Сказал инструктор: "Главное - дыхание:
          На "раз-два" - выдох, "три-четыре" - вдох!"

Плохой прогноз даёт метеостанция,
Но проплыву я - даже не вопрос! -
Все двадцать миль от Англии до Франции,
От порта Дувр до мыса Белый Нос!

            Здесь побеждают самые достойные,
            Мне повезёт сегодня, видит Бог!
            Себя я на "слабО" беру, как школьника,
            На "раз-два-выдох - три-четыре - вдох"!

Три балла шторм, а сверху дождик капает,
И кто же знал, что будет так тошнить!
Волна - в лицо с размаху мокрой лапою -
Утрись! Терпи! Ведь главное - доплыть!

             По счастью, здесь акулы не встречаются,
             И лишь медуза укусила в бок...
             Но я невкусный, пусть она отравится!
             На "раз-два" - выдох, "три-четыре" - вдох!

Мой конкурент - похоже, иностранец он -
(Всё пяткой в нос мне норовил, нахал!)
Проплыл почти три четверти дистанции
И повернул назад - видать, устал!

               Его там подберут, согреют бережно,
               Дадут пижамку, чтоб скорей обсох...
               А я один остался, и по-прежнему:
               На "раз-два" - выдох, "три-четыре" - вдох!

Кровь вместо слёз - зашкалило давление,
Краснеет мир - от страха? От стыда?...
И я молюсь о чуде, о спасении:
Какой же чёрт принёс меня сюда?!

               Я вижу землю! (Не галлюцинация?)
               Мне повезло! Я победил! Я смог...
               О, как прекрасен берег милой Франции...
               На "раз-два" - выдох...  И, конечно, вдох!

Стихи, победившие в конкурсе «Воля к победе» - во многом их успех обеспечивается четким раскрытием заданной темы. Стихи – репортаж о нестандартном мероприятии – соревновании смельчаков, решивших с риском для жизни переплыть Ла-Манш (32 км, вода +15 градусов). Здесь автор зарабатывает успех во-первых, ярким нестандартным содержанием стихов, во-вторых выразительно переданным живым языком персонажа - участника заплыва (через его речь автор творит образ персонажа!) и, в-третьих, приемом включения особого синтаксического выразительного средства – эпифоры: «На "раз-два" - выдох, "три-четыре" - вдох!»


5. ФАНТАЗЁР. ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА   

- Отчего тебе не спится? Что покоя не даёт?
- Посмотри, как пояс Млечный подпоясал небосвод.
  Эти вкрадчивые тени, волшебство ночных фактур...
- Одарён воображеньем ты, пожалуй, чересчур.
- Видишь - там косматый сумрак, многорук и темнолик,
  Акварелит горизонты цветом "сочный базилик",
  Подсинённой мишурою обрамляет терема...
- Скуп на радугу художник, всё чернила да сурьма.
- Распластался на равнинах фиолетовый уют,
  А русалки в это время  песни сладкие поют...
- Ну, какие там русалки? Это выдумки и вздор,
  В занимательные сказки глупо верить до сих пор.
- Неужели ты не слышишь, как вздыхают облака,
  Как букашка копошится в чаше сонного цветка
  И ведут цикады где-то музыкальную дуэль?
- Эка невидаль, и что же? Ночью надобно в постель.
- Ах, взгляни,-  сочится медом переспелая Луна,
  Молчаливо-величава в буклях звёздного руна,
  Второпях промчался ветер, как по прерии ковбой...
- Фантазёр неисправимый, что поделаешь с тобой?

Композиция стихов – диалог фантазера с человеком, имеющим трезвый и рассудительный взгляд на окружающий мир. Весь текст построен на прямой речи собеседников. Фантазер пытается объяснить прагматику свое особое восприятие мира, используя огромное количество лексических выразительных средств – тропов. Прием не нов – мне уже приходилось видеть подобные композиции в поэзии. Написано красиво, хотя лично у меня от прочтения стихотворения осталось ощущение его искусственности, как будто автор описывает нам не то, что он лично видит и чувствует, а то, что он придумал для написания красивых стихов.

 
6. НИТЬ СУДЬБЫ. ЛИНА ЧИРКО

Смежает очи день, томителен и долог,
Растаял  алый свет  полоски заревой,
И опускает ночь свой тёмно-синий полог,
Рассыпав бисер звёзд  над сонною землёй.

Где медленно плывут в зодиакальном круге,
Свершая свой обряд полночной ворожбы,
Небесные тела  под звуки дивной фуги -
Висит моя звезда на ниточке судьбы.

Исписаны давно небесные скрижали
Узорами светил, их вязью золотой,
Чтоб  кары иль наград Судьбы не избежали
Ни всемогущий царь, ни труженик простой.

Не каждому дано в небесной круговерти
По звёздам прочитать заветную строку
Скрещения судеб, рождения и смерти,
И присно, и вовек,  и на твоем веку.

...По ниточке Судьбы из поднебесных далей,
Из золотых миров, где звёздные сады,
Скользнет моя звезда и канет в зазеркалье,
Под тёмную вуаль мерцающей воды.

Нравится язык стихов - литературный, с правильным построением фраз и ясной логикой изложения, изысканный и выразительный язык истинной поэзии и грамотная русская речь, что, к сожалению, в наши дни встречаешь не часто. Мелодично и много удачных тропов: «Свершая свой обряд полночной ворожбы», «Висит моя звезда на ниточке судьбы», «Чтоб кары иль наград судьбы не избежали ни всемогущий царь, ни труженик простой», «Из золотых миров, где звёздные сады, скользнет моя звезда и канет в зазеркалье».


19. ГРАВИТАЦИЯ. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ

Сутулость крыш рождает тень,
Что острая как нож,
На рёбрах сотовых антенн
Свет переходит в ночь.

Кино по тонким проводам,
Немолодой Брэд Питт,
В железном чайнике вода
Никак не закипит.

Уносит мотылька к огню,
Ленивый скучный плен,
Недоцелован мой июнь
И не дочитан Лем.

Чердачных окон тлен и пыль,
Из летней душной тьмы
Вдруг вылетит смешной упырь,
А может просто мышь.

За стенкой дышит великан,
Плетёт паук уют
И по Галактике века
Плывут себе, плывут.

 Сравнила эти удивительные стихи с предыдущими - стихами Лины Чирко, которые мне тоже очень понравились, и задумалась: как же сложно бывает объяснить, чем именно меня привлекает то или иное стихотворение? Стихи совсем разные. Если у Лины -  мелодичная и изысканная классика золотого века русской поэзии, то стихи Дмитрия – талантливая современность. Здесь и рифмы все какие-то …не точные (нож-ночь, огню-июнь, тьмы- мышь, пыль-упырь), а …нравятся!!! И почему-то совсем не мешают! И содержание стихов – описанная картина – все какое-то недосказанное, отдельными разрозненными мазками сделанное: («На рёбрах сотовых антенн свет переходит в ночь», «В железном чайнике вода никак не закипит», «Из летней душной тьмы вдруг вылетит смешной упырь, а может просто мышь»), но почему-то где-то внутри меня само собою возникло четкое  отражение того, что чувствует автор, каким настроением он хочет со мной  поделиться. «За стенкой дышит великан, плетёт паук уют и по Галактике века плывут себе, плывут». И стихи эти мне ужасно нравятся непонятно чем и почему, знаю только, что они точно - про бытие человека. Как оно есть.


9. РАЙ РЯДОМ. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ 

Лето. Полярный день. На дворе июнь.
Утро и вечер, словно коктейль в бокале,
Круглые сутки в окнах блестит латунь,
В полдень обычно чётче оттенки стали.
Солнце, едва коснувшись, ползёт опять
Вверх по наклонной линии горизонта.

Солнце не может просто кого то ждать,
Катится в небе с тяжестью мастодонта.
Жизнь хороша, точнее и не сказать,
Хочешь - пиши картины, а хочешь - песни.
Жалко на солнце долго смотреть нельзя,
Лучше под ноги, будет куда уместней...

Лето. Полярный день. Голубая даль.
Столько оттенков синего!? Боже правый!
Слышите воздух, словно поёт хрусталь
Арию Баха в нотах второй октавы?
Чистые мысли. Кружится голова.
Я упиваюсь жадно внезапным счастьем
И тишина - закончились все слова,
Пульс отбивает степ на моём запястье.
Руки раскинув, падаю на песок,
Крылья мне, крылья, срочно расправьте крылья!
Ангелы, где вы? Алым горит восток.
Вроде бы рай, но где же тогда святые?

Лето. Полярный день. По утрам туман
Стелется покрывалом над чёрной речкой.      4 безударных…
Раньше казалось попросту рай - обман,
Позже я понял - в мире ничто не вечно...
Сколько всего отпущено Богом лет?
Сколько рассветов, сколько лесных дорожек,
Сколько свободы - это большой секрет?
Сложно понять, что людям всего дороже...
Радуюсь жизни, лету и мотылькам,
Радуюсь птицам, листьям, цветам и травам,
Радуюсь небу, радуюсь облакам,
Рай - на земле, находится с нами рядом...

Еще один логаэд: дактиль–хорей–дактиль-2 хорея, который, в отличие от ранее рассмотренных звучит радостно и жизнеутверждающе (ударные слоги стоят в начале стоп!). Эта ритмика точно подобрана к теме красивого, пейзажного стихотворения «Радуюсь жизни, лету и мотылькам, радуюсь птицам, листьям, цветам и травам… Рай - на земле, находится с нами рядом...». По части ритмики я бы заменила только слово «покрывалом» в строке: «Стелется покрывалом над чёрной речкой», поскольку образуется подряд четыре безударных слога (100 00 100 10 10) и это портит мелодию. Есть авторские, удачные тропы. Развернутая метафора дня: «Круглые сутки в окнах блестит латунь, в полдень обычно чётче оттенки стали». Сравнение: «воздух, словно поёт хрусталь». Метафора тишины: «Закончились все слова, пульс отбивает степ на моём запястье»


11. ВЕЖЛИВЫЙ ПОНИ, СМЕШНАЯ СОБАЧКА И КОТ. ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ

Век двадцать первый, громада московского здания,
Дворник привычно снежок от дороги метёт,
Грустно сидят, как старушки прося подаяния,
Вежливый пони, смешная собачка и кот.

Время жестоко свои предъявляет амбиции,-
В цирке нет денег на корм для животных и вот
Как-то смогли убежать от московской милиции
Вежливый пони, смешная собачка и кот.

В доме парковка, машины стоят новомодные,
Видно живёт здесь довольно богатый народ,
Так почему же, дрожащие, вечно голодные,
Вежливый пони, смешная собачка и кот?

Злость и бездушье, как тучи повисли над городом,
Стали жестоки друг к другу людские сердца,-
Губят зверей, обрекая на голод и холод их,
Губят себя и страданьям не видно конца.

Наше тщеславье - пустые потуги над вечностью
Время приходит и всем по делам воздаёт
И как призыв к проявлению в нас человечности
Вежливый пони, смешная собачка и кот.

Выйду на улицу, хлеба возьму и колбаски я,
Дворник приветливо мне головою кивнёт,
Примут еду, но смиренно и как-то опасливо,
Вежливый пони, смешная собачка и кот.

Но для чего нагнетать настроение мрачное,-
Пусть будет сказка! А Муза допишет штрихи:
В цирке собачка танцует нам вальсы собачие
Пони и кот Окуджавы читают стихи...

...Домик арбатский и стол под цветущими сливами,
Юный Булат достаёт со стихами блокнот,
Рядом сидят молодые и очень счастливые
Вежливый пони, смешная собачка и кот.

Пятистопный дактиль передает ощущение повтора – бесконечного круга возвращающихся событий, которые различны по настроению, но по сути не меняются. Этой же цели  служит и эпифора в каждой строфе «Вежливый пони, смешная собачка и кот». Автор здесь нас не поучает и не декларирует свое отношение к описываемому, а пишет картины - делает это только с помощью грамотного использования выразительных средств поэзии.


12. СУЗДАЛЬСКИЙ ТВОРЕЦ. СЕНЯ ПРОТУБЕРАНЦЕВ   

Юнец-послушник
           рисует солнце.
Сусальный Суздаль
           рассвету рад.
Летают тучки, 
           как веретёнца,
Готовят дождик
           на древний град.
 
Монаший отрок
           рисует дождик -
Как жаждал Суздаль
           гостинца туч!
Достойной кистью 
           почти художник
Дал знать, что ветер
           Вовсю летуч!
 
Муж-живописец
           рисует ветер,
Что сдул на Суздаль   
           дождинки вниз.
Колоколами
           встречает вечер
Ультрамарины
           небесных риз.
 
Иконописец
           рисует звоны,
Что просят Бога:          
           "Скорей явись!"
На Божьем лике
           глаза бездонны,
Из храма миро
           струится ввысь.
 
Свят стенописец -
           преклонный инок,
Взглянув на полночь,
           закрыл глаза...
Дремотный Суздаль
           до камня вымок:
Перед рассветом
           прошла гроза.

Талантливое пейзажное стихотворение, где автор не разбрасывается разнородными тропами, а объединяет их в одну смысловую семью – живописание Суздаля на рассвете монахом и набежавшую короткую грозу - «ветер, что сдул на Суздаль дождинки вниз». Довольно много удачных по смыслу и интересных по звучанию авторских тропов: «Сусальный Суздаль», «Летают тучки, как веретёнца», «Колоколами встречает вечер ультрамарины небесных риз», «Дремотный Суздаль до камня вымок».


15. ЛИШЬ ТЁПЛОЙ ПАМЯТЬЮ СОГРЕТ.  ЮРИЙ ПЕСТЕРЕВ

Позёмка вьёт снега веретеном.
Собака в подворотне брешет вяло.
Посёлок спит в долине сладким сном,
Храня тепло под белым одеялом.

Цепляет месяц прямо на рога
Расхристанный настил соседской крыши.
В сугробах спят речные берега.
В печной трубе строптивый ветер рыщет,

А после скачет рысью на метле
Туда, где за шиханом спят зарницы.
Мороз рисует розы на стекле.
Садится лучик солнца на ресницы.

Заплачут сосны скрипкой на ветру, -
В кроватке ушки навострит "невеста".
Бабуля звякнет дужкой по ведру.
Петух побудку протрубит с насеста.

Проснётся в переулке старый дом.
Бадья сорвётся с шумом в глубь колодца.
Снежинки засияют серебром.
В усы с порога батя улыбнётся.

Увы, всё это в прошлом, позади.
В лесном краю меня никто не встретит,
Не приголубит, не прижмёт к груди.
Лишь набежит с погоста грусть и ветер...

Глядят другие люди на рассвет.
Другая жизнь в родном краю начнётся.
А ты лишь тёплой памятью согрет
Да, может, вешними лучами солнца.

Автор как настоящий художник с помощью тропов рисует очень зримую картину деревенской жизни – воспоминания «теплой памяти» ушедших лет. Получилось очень образно, точно: «Позёмка вьёт снега веретеном», «Цепляет месяц прямо на рога расхристанный настил соседской крыши», «В печной трубе строптивый ветер рыщет, а после скачет рысью на метле…», «Заплачут сосны скрипкой на ветру», «Бадья сорвётся с шумом в глубь колодца» - нет ничего придуманного, автор описывает то, что ему хорошо знакомо и передает свои ощущения нам. Очень мне язык изложения понравился в этом стихотворении.


16. НЕ ЗАВЕРШАТЬСЯ.УЛЬЯНА ПОЛИКАРПОВА

Вот так сидеть бы, обняв колени,
средь колокольчиков и ромашек,
и видеть, как облака-тюлени
лениво в небе хвостами машут.

Сидеть меж прошлым и ненаставшим
на серединке шального лета.
КружИтся жизнь беззаботной пташкой,               
в зелёно-синий наряд одета.

И время - мимо, и мысли - мимо,
кино сансары остановилось.
Есть только ветер неуловимый,
да бескорыстная Божья милость.

Вот так сидеть бы, обняв колени,
смотреть, как в небе стрижи кружАтся.
И, продолжаясь в цветущем лете,
не завершаться... не завершаться...

Талантливая передача ощущение кружения жизни и стрижей в небе, когда и «время - мимо, и мысли – мимо», и это доставляет ЛГ радость: «Есть только ветер неуловимый, да бескорыстная Божья милость». Есть желание вечно длящегося мгновения: «продолжаясь в цветущем лете, не завершаться... не завершаться..». Это не просто пейзаж, а в первую очередь передача внутреннего состояния персонажа, которому помогают и удачные авторские тропы - «облака-тюлени лениво в небе хвостами машут» и интересные авторские находки: «Сидеть меж прошлым и ненаставшим на серединке шального лета»


17. РОЗА И ЧЕРТОПОЛОХ. АГЛАЯ ЛЮБИМЦЕВА 

Прелестница сада, душистая Роза,
Для взгляда - услада, для пальцев - заноза.
Для пальцев заноза, на клумбе – царица!
Прекрасная Роза, садов чаровница,
Влюбилась в соседа, что рос за забором,
В красавца-атлета с пленительным взором.

И он, отвечая ей чувством взаимным,
Сквозь прутья забора тянулся к любимой.
Зашторив ажурной листвою оконца,
Её защищал от палящего солнца.
Когда бы не прутья стального забора,
Он стал бы для Розы надежной опорой!

Но чувствам влюбленных возникла преграда.
Такому соседству Хозяйка не рада -
Какой-то сорняк, представляя угрозу,
Собой затенял благородную Розу!
Хозяйка, не видя в деянье подвоха,
Избавилась тотчас от Чертополоха.

Для Розы прополка закончилась плохо –
Бедняжка засохла без Чертополоха.

Четкое изложение сюжета, зарифмованного попарной рифмовкой с точными рифмами. Художественный прием – одушевление: автор рассказывают о растениях, а имеет в виду историю несчастной любви людей. Назвать этот сюжет философской аллегорией или притчей мне сложно: не хватает поучительной морали. Он любил и защищал Ее, но был убит, Она не выдержала разлуки. Довольно банальная история! С точки зрения  написания поэзии авторских тропов или иных приемов повышения выразительности я в тексте не нашла. Написано хорошо, придраться не к чему, но дух не захватывает.


18. МОЙ ФЕВРАЛЬ. ОЛЬГА СВЕТОВА 

За окном природы снежной
пастораль.
Здравствуй, ласковый и нежный
мой февраль!

Для кого-то ты метельный,
ледяной,
для меня ж – цветной, пастельный,
слюдяной.

Побегу по узкой тропке,
словно встарь,
крикну радостно и громко:
– Мой февраль!

На снегу узоры птичьи
тут и там.
Брошу крошек я синичкам,
воробьям.

Полюбуюсь на кипучий
пташек пир.
Налеплю снежков – пахучих,
как пломбир.

Манит сказочною новью
леса даль.
Пахнет первою любовью
мой февраль…

Написано разностопными (3-1-3-1) катренами логаэда (анапест-2 ямба), (анапест). Стихи звучат как радостное и светлое обращение к февралю, который лирическая героиня стихов ощущает как вестника весны и предтечу первой любви. «Для кого-то ты метельный, ледяной, для меня ж – цветной, пастельный, слюдяной» (здесь, конечно, лучше бы без «ж» обойтись!…). На первый взгляд – простое, милое стихотворение, которое не назовешь гениальным, но, тем не менее, оно отлично передает настроение автора и запоминается, оказалось созвучным мне и близким, поэтому и не удержалась - отобрала…


21. ЭВЕРЕСТ. АНДРИС САЙНИО

Тонул я, переплыть пытаясь реку,
Тогда еще юнец совсем зеленый,
Но был спасен случайным человеком –
Он вытащил меня, сказав со смехом:
«Ты, вижу, парень целеустремленный!»
И огорченный первой неудачей,
Чтоб что-то доказать себе и людям,
Себе я ставил разные задачи,
Стремился к цели так или иначе,
Хоть путь порой рискован был и труден
Ходил я в одиночку по пустыне,
взбирался в горы, прыгал с парашютом,
Бывал в местах, где кровь от страха стынет…
Видавший виды, я желал отныне
вершины главной, ожидая чуда.

И вот с друзьями мы, продав квартиры,
(Как будто в городе нам мало места)
Потратив всё, но обретя кумира,
Взойти решили на макушку мира
И покорить вершину Эвереста
«Коль выше к небу – значит ближе к раю!»
Но в мысли этой – малая погрешность:
Вперед и вверх идешь почти по краю
В мороз и снег, пути не выбирая.
Рай там – вверху, а здесь же – ад кромешный.
От напряженья в сон заметно клонит,
Но так близка заветная вершина…
Что впереди виднеется на склоне?
Подходим ближе – еле слышно стонет
Еще живой, израненный мужчина.

- Оставь – ему как видно не поможешь,
И кислорода - только по баллону.
Что ж мы напрасно лезли вон из кожи?
На что он шел - он знал - мы знаем тоже.
Погибнешь сам, таща его по склону.
…Те, кто ушли, – вершину взять сумели…
А мы - назад, борясь с собой и снегом,
До лагеря добравшись еле-еле…

Порою нужно отступить от цели,
С тем, чтоб остаться цельным человеком.

Насыщенный содержанием рассказ, заставляющий  размышлять, который был бы ничуть не хуже, будь он написан в прозе. Автор его зарифмовал – без каких-либо недочетов техники. Данные стихи стали лауреатами Фонда ибо четко подошли по теме и захватили интересным содержанием. Но где здесь приметы поэзии? Ведь не одна же только рифмовка строк превращает прозу в поэтическое творение! Или я ошибаюсь?


22. НА ЛЮБОВЬ. ЛЕННА ЖУК

Этот дождь меня точно вынудит,
сделать что-то из ряда вон
выходящее, да не выйденное,
да кривое со всех сторон.

Мне весенним дождём отпущены,
смыты лужами все грехи.
Непорочная, безоружная,
я читаю тебе стихи
обнажённых промокших скверов,
нераскрытых никем зонтов,
кавалерий без кавалеров,
палисадников без цветов,
полусонных ночных прохожих,
полусогнутых ржавых стрел,
затянувшихся ран на коже
расплётенных к рассвету тел,
непроснувшихся непокорных,
и проснувшихся покорять,
неоспОренных и бесспорных,
и рождённых всегда летать,
неумытых дождём бездомных
воробьёв оголтелых стай,
неразвенчанных невлюблённых,
по которым так плачет май…

И вовеки тебе не скрыться
от дождя, как и от меня,
не должна бы была я сбыться,
невозможностью всё кляня,
но безмолвной уже не высидеть,
вытекает за вены кровь,
этот дождь меня точно вынудит
на любовь…

Стихотворение, которое точно ни с каким другим не спутаешь, со своим авторским  языком, богатым словарным запасом и рифмами, каждая из которых небанальна и интересна по звучанию: «вынудит-выйденное» (последнее – неологизм автора), «высидит-вынудит», «прохожих-ран на коже». А еще – чуть-чуть игра со звучанием, но при этом все-таки осмысленность и работа на передачу содержания: «кавалерий без кавалеров». Захватывающее внимание начало: «Этот дождь меня точно вынудит, сделать что-то из ряда вон выходящее, да не выйденное, да кривое со всех сторон».  И далее есть потрясающие строки: «расплётенных к рассвету тел, непроснувшихся непокорных, и проснувшихся покорять, неоспОренных и бесспорных…». Стихи- исповедь, стихи-выражение чувств, которые невозможно досконально передать словами, стихи про нечто такое же, как и этот текст, очень индивидуальное и необъяснимое – про любовь.


24. ВАЛААМСКИЙ ТУПИК. ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ 20

Своевольна память-то, возвращает в прошлое:
Поле солнцем за;лито, клевера не cкошены.
Задувает с севера, знать, погода сменится,
По траве, по клеверу, свежий ветер стелется.

За кустом ольшаника, затаив дыхание,
Бинтовала раны мне санитарка Танечка,
Да наткнулась на свинец и упала замертво —
Угодило сердце в сеть перекрестья снайпера.

Нет пощады у войны, а и нам она на кой?
Все мы были пленены санитаркой Танечкой.

Толк да толк... Помалу хоть, но бежит тележечка.
Надо только смазывать, чтобы шла без скрежета.
Толк, да толк, да толк ещё... От угла до ящика
Жизнь бесцветная течёт, как слеза незрячего.

Чуть забудусь — и опять: "За Москву! За Сталина!",
Не даёт ночами спать мне молитва Танина:
"Помоги, не дай пропасть, ни ему, ни вместе нам..."
Да молитва прервалась хлёстким перекрестием.

Ноги не шевелятся, а без них — ни встать ни сесть.
Выползай, коль можешь, сам — добивают пленных здесь.
На локтях по клеверу, на руках по чуточке,
От куста до дерева, от полудня — в сумерки.

А потом резвилась сталь, и сестрички ахали.
Две культяшки за медаль — не дороговато ли?
На вокзалах подают скупо да немного —
Атеисты, мать твою, запретили Бога!

Мне бы девок провожать в эти ночи летние,
Раньше срока выполнять планы пятилетние,
Выступать за партактив монолитным фронтом
Да уверенно идти к светлым горизонтам...

По дороге в райский сад убирают лишних, и
Проржавевшие трещат шарикоподшипники.
Пилят грешников в ада;х пилами двуручными,
Свято место завсегда заполняют душами.

Толк, да толк, да толк опять... Брызжет грязь осенняя.
Надо было умирать, не искать спасения.

Свято место для чужих тяжелей острога.
Мы теперь из стен святых умоляем Бога:
"В перелётный клин прими журавлями-душами,
Помоги взлететь с земли, подтолкни толкушами!"

Не пускает в небо грязь, липкая да вязкая.
Жизнь по кругу поплелась, кляча валаамская!

Толк да толк, да толку что? Заживо обрублены,
Копошимся у око;н, с байками да с руганью.
Непривычны к ке;лиям, не нужны обители,
Как кресты нательные на парадном кителе.

Стихи на острую гражданскую тему, в которых главное их содержание, авторский рассказ, решенный простым,  приближенным к просторечному языком. Стихи, написанные самой простой рифмовкой строф – попарной. Автор сознательно понижает литературный стиль речи, приближая его к речи его персонажа-рассказчика, к былинному способу изложения. А еще здесь умело использована рассыпанная по всему тексту эпифора «Толк, да толк, да толк опять...», от которой становится жутко, страшно и больно. У читателя возникает зримая картина жизни инвалидов, выброшенных из общей жизни войной и государством: «По дороге в райский сад убирают лишних…».


25. ТЕАТР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУДЕБ. НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА

Вокзал с интересом глядит свысока
На суетность бренного мира.
Его развлекает людская толпа
И страсти похлеще Шекспира.
На сцене бессрочный спектакль идёт,
Написанный множеством судеб,
Антракта в нём нет, и оваций не ждёт
Актёрский состав: просто люди
Ему открывают частицу души,
Где радость и боль вперемешку,
А из декораций то снег, то дожди,
Жара, ожидание, спешка...
 
И диктор, по службе, ведя конферанс,
Меняет актёрские лица.
И кто-то получит (упустит) свой шанс,
И будет смеяться (иль злиться).
Девчонка украдкой слезинку смахнёт
И сделает шаг в неизвестность.
Гитара средь шума тихонько взгрустнёт,
Кляня суету и поспешность.
Любовь, наконец, обретя свой причал,
Сольётся в объятьях без фальши...
Актёров не счесть. Верный зритель – вокзал
Спектакль смотреть будет дальше.

В основу стихотворения положен рассказ о вокзале, но он здесь не сам по себе, а больше - это еще и символ жизни «суетного бренного мира». Автор продуманно и точно подобрал тропы для его описания. В стихах многие строки аллегоричны, иносказательны. Вокзал уподоблен театру, где «на сцене бессрочный спектакль идёт, написанный множеством судеб», где актеры – «просто люди», которые «ему открывают частицу души, где радость и боль вперемешку, а из декораций то снег, то дожди, жара, ожидание, спешка...». В концовке автор находит жизнеутверждающую фразу: «Актёров не счесть. Верный зритель – вокзал спектакль смотреть будет дальше».


26.МОНАСТЫРСКОЕ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ 

Многоцветием вод и небес,
Белостенностью древних церквей   
Тишина, разливаясь окрест,
Овладела душою моей.

Тихим словом наполнился звук
Колоколен, цепляющих высь.
Теплота и скрещение рук...
Благодать... Только стой да молись.

Источается миро любви
Из внимательных, искренних глаз…
Не скорби, не печалься – смотри,
Как Господь исповедует нас.

Серой уточкой рвётся душа
На простор, к бездне вод и небес.
Сердце, радостью тихой дыша,
Улыбнётся – Спаситель воскрес.

Православная поэзия, посвященная Александро-Свирскому монастырю, расположенному  в Лодейнопольском районе Ленинградской области. И стиль речи, и настроение  автора -  тихое и благостное, передаче чего помогают уместно подобранные тропы – эпитеты и метафоры:  «Тихим словом наполнился звук колоколен, цепляющих высь», «Источается миро любви из внимательных, искренних глаз», «Серой уточкой рвётся душа на простор, к бездне вод и небес», «Сердце, радостью тихой дыша, улыбнётся….».


28. ЗАГАДАТЬ ЖЕЛАНИЕ. НЕУТОМИМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

Я помню, как утром ранним
Упала с небес звезда,
И я загадал желанье  –
Быть вместе с тобой всегда.

Сверкнула опять в тумане
Звезда, хоть иссякла ночь,
И я загадал желанье  –
Чтоб ты родила мне дочь.

Потом, под зари сиянье,
Обрушился звездопад!
И я всё шептал желанья,
Поспешно и наугад.

Как много желаний было,
Как сладко они лили'сь!
Казалось бы, их хватило
На всю без остатка жизнь.

...С тех пор пролетели годы,
Пожухла надежд трава.
Из всех тех желаний вроде
Исполнились только два.

Теперь мир до боли познан,
Получен на всё ответ,
И падают так же звёзды,
Вот только желаний нет.

Милое стихотворение на жизненную и понятную всем тему.  Приятная мелодия звучания, созданная простым логаэдом (2 амфибрахия-хорей) и удачный, четко выстроенный сюжет - монолог автора, рассказывающий нам о желаниях, которые жили в его душе. Самое выигрышное  в стихах - концовка: «Теперь мир до боли познан, получен на всё ответ, и падают так же звёзды, вот только желаний нет». Стихи привлекают близким всем мыслями, но поэтический язык их скуп - он излагает факты, события, а не пишет картину жизни поэтическими средствами. Одно только мелодичное звучание стихов плюс метафора «пожухла надежд трава» работают в пользу поэтического творения.


29. ВЕСТОЧКИ ОТ ПАШИ. НИНА ПИГАРЕВА

В небольшой светёлке бабушки Агаши
Чистота, порядок, фуксия цветёт.
Над кроватью снимок дорогого Паши,
Он погиб в победный сорок пятый год.

Залилась слезами бедная старушка:
«Не растил дочурку, мой сердечный друг…
Почитай мне письма, внученька Надюшка,
Как на школьной ёлке, с выраженьем. Вслух».

Протянула Наде стопочку посланий,
В них любовь сквозь годы до сих пор живёт
К жёнушке Агаше и дочурке Мане.
Внученька листочки в сотый раз берёт.

Строчки еле видно, времени подвластны…
В голосе Надюши чувствуется грусть,
Бабушку ей жалко. Ведь она прекрасно
Каждое словечко помнит наизусть.

«Милая Голубка, родненькая Гаша, -
Начала чеканить Наденька слова, -
Береги Маняшу, Золотинку нашу,
Прежде всей работы, накорми дитя.

Помню её глазки, глазки – уголёчки,
Бледненькие щёки, тихий голосок.
Без отцовской ласки подрастает дочка,
Как весенний, хрупкий, нежный  колосок.

И себя, Агаша, береги, ты слышишь,
Мне без вас, родные, не прожить и дня.
Скоро, очень скоро разгромим фашистов,
Возвращусь с Победой в отчие края!»

Вновь Надежде мысли не дают покоя,
Бабушки любимой рядом нет давно…
- Что же ты, дедуля, не сумел из боя
Выйти невредимым? Видно, не дано…

Еще один пример душещипательной, пронзительной истории, которую просто зарифмовали, причем, самым простым – народным способом, сдвоенным трехстопным хореем (10 00 10 / 10 00 10). Хотя именно такая ритмика здесь наиболее уместна: стихи построены на прямой речи персонажа – бабушки Агаши, которая именно так говорит (речевая характеристика персонажа) и служит созданию образа. Содержание стихов – яркое, значимое, но оно могло бы быть решено и в прозе – нет здесь, к сожалению, ничего того, что дарит нам особую энергию поэтического произведения.


30. ВЫБОР. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС

Концлагерь. Ночь. Невольники.
На вышках часовые.
Спят мертвым сном покойники,
Пока еще живые.

Прожектор жадно носится,
Овчарки наготове,
Натасканные броситься
На страх и запах крови.

Немецкий восклицАет чин,
В солдата пальцем тыча:
- Попался, Сталин! СтАрший сын -
Отличная добыча!

Мы Паулюса за него   
Получим. Очень кстати!
Не бросит сына своего
Власть предержащий батя.

…Москва. Кремлевский кабинет.
В глазах застыла мука.
Что скажет Сталин им в ответ?
Молчит тиран – ни звука.

Ночные тени пали ниц
Перед его натурой,
Под скрип сапог и половиц
Сутулится фигура.

Шагает из конца в конец
Железной власти глыба,
Кто Сталин - вождь или отец?
Спасение сына, либо...               

Он - и закон, и власть, и суд,
Пусть непомерна плата,
Фельдмаршалов не отдают
За пленного солдата. 

Под френчем не видны рубцы
Душевных ран кровавых,
«Прости, сынок, не все отцы
Любить имеют право».

Альтернатива у судьбы,
Могла ли быть иная?
Но сослагательного "бы"               
История не знает.

На первый взгляд, здесь тоже больше содержания, чем художественного впечатления от поэзии, но это не так. Автор к месту использовал сразу несколько приемов повышения выразительности стихотворения. Авторские тропы: «Спят мертвым сном покойники, пока еще живые», «Прожектор жадно носится», «В глазах застыла мука.», «Ночные тени пали ниц перед его натурой, под скрип сапог и половиц сутулится фигура», «Железной власти глыба», «Под френчем не видны рубцы душевных ран кровавых». Это совсем не пересказ событий, а изображение обстановки и состояния персонажей – средства поэзии! А еще (пожалуй, единственный пример из всего пакета!!!) есть прием включения литературных цитат – аллюзия на известное историческое высказывание «Фельдмаршалов не отдают за пленного солдата» и аллюзия на крылатое выражение: «Но сослагательного "бы" история не знает». Есть и прием «умолчание»: «Спасение сына, либо...». К сожалению, есть технический недочет по структуре строф, который испортил звучание стихов. Написано 4-х стопным ямбом, но первые три строфы – с дактилической  рифмой в 1 и 3 строках катрена, а далее в строфах в этих же строках пошла концовка на мужскую рифму.

 
32. РУССКИЕ КОРНИ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ

Мне открывается таинство слов,
Суть их простая и смысл их глубинный:
Соло и вей – соловей, соловьиный
Вечер под сенью весенних стволов.

Родина – роды, народ, родники,
Долы родные, леса, перелески.
Блеск от блесны, от натянутой лески.
Невод рыбачий и заводь реки.

Рек рукава и ручьи – руки рек.
Паводки в плавнях, где плещутся плёсы.
Белое солнце и берег белёсый,
Скальный, отвесный – земли оберег.

Русские корни и русскую речь
В разноязыкой чужой круговерти
Как не забыть и, спасая от смерти,
Как сохранить нам и как уберечь?

Чтобы не штампам, жаргону, клише
Мир поклонялся бесцветный и куцый,
А удивлялся – с мечтой дотянуться –
Так и непонятой русской душе.

Стихи о таинстве слов русской речи – хорошо выбранная тема, которая сразу же вызывает интерес и симпатию у читателей. Четкая мелодия строк – логаэд (3 дактиля, ямб), стихи звучат позитивно, уверено. А еще – умелое использование фонетических выразительных слов – аллитерации, продуманного сочетания одинаковых согласных звуков создает интересные звучания отдельных фраз: «Соло и вей – соловей, соловьиный», «Родина – роды, народ, родники», «Рек рукава и ручьи – руки рек. Паводки в плавнях, где плещутся плёсы. Белое солнце и берег белёсый, скальный, отвесный – земли оберег».


33. ЦВЕТНЫЕ СЛАЙДЫ. ЕЛЬЧЕНКО ЛАНА   

Застыла осень - перевал;
змеёй дорога.
Прохладный воздух стан сковал –
дрожит немного.

Но это, право, ерунда –
согреет танец!
Попасть лишь нужно с ветром в такт:
теплее станет.

Колдунья рыжая легко
(с морозцем в паре)
заинкрустирует ледком
чудной гербарий.

Столкнув стенанья под откос,
раздвинет тучи;
воткнёт в копну ветвей-волос
искристый лучик.

Поэтам (тем, кто верно ждёт)
даст строчек ворох.
А ворчунам стальным дождём
плеснёт за ворот.

Одарит щедро красотой
невыносимой;
и устремится на покой,
вплетаясь в зиму.

В кармане – горстка желудей
да гроздь калины.
А в ежедневнике средь тем –
клин журавлиный.

Воспоминаний – «от и до»;
цветные слайды…
Удачу встретить за Чертой
ей пожелай ты!               

Строфы – разностопные катрены ямба (4-2-4-2) с чередованием мужских и женских рифм. Удачно использован прием одушевления осени - «колдуньи рыжей», что «…столкнув стенанья под откос, раздвинет тучи; воткнёт в копну ветвей-волос искристый лучик». Или: «Одарит щедро красотой невыносимой и устремится на покой, вплетаясь в зиму». Концовка меня не особо впечатлила, я ожидала чего-то более яркого и неожиданного.


34. СТАРУШКА-ВОРОНА. ВИТА ОСЕННЯЯ

Улыбок не встретишь на сумрачных лицах,
В глазах затаилась осенняя грусть,
Тоску добавляют продрогшие птицы,
Контрастом алеет рябиновый куст —
Кормилец пернатых до поздних морозов,
Чем позже, тем слаще карминная гроздь.
Вот села на ветку старушка-ворона,
Она постоянный рябиновый гость.

Намокла бедняга — не скрыться от ливня,
Вопит беспрерывно, отчаянно — «карр…»,
А сочные ягодки манят призывно,
Их мало осталось, ведь кустик-то стар.
Склевать бы немного плодов до набега
Голодных и прытких галчат, воронят,
Местечко потом отыскать для ночлега,
Где дождь не достанет и окна горят.

Глядишь, поутру птице кинет горбушку
Вчерашнего хлеба и горстку пшена
Седая, забытая всеми, старушка,
Весь мир у которой — сквозь призму окна.

Четырехстопный амфибрахий помогает передать неторопливую «качающуюся» мелодию, которая очень подходит содержанию. На первый взгляд, просто городской осенний пейзаж, но в нем прячется смысловое триединство символов старости: «Вот села на ветку старушка-ворона», «А сочные ягодки манят призывно, их мало осталось, ведь кустик-то стар» и «Седая, забытая всеми, старушка, весь мир у которой — сквозь призму окна». Очень тонко и продумано построен сюжет, здесь - не пейзаж осени, а психологическое настроение осени, написанное внимательным художником слова.


35. ПЕРВЫЕ СТИХИ... INOPLANETEANKA

Повисли над городом хмурые тучи,
Стучат-барабанят по крышам дожди.
Промозглая осень, и ветер колючий...
Воробышком бьётся сердечко в груди.

Влюблённый отчаянно, рыжий мальчишка
Сидит над тетрадкой, печален и тих...
За стенкой уснули сестра и братишка, –
Он пишет свой первый и трепетный стих.

Не знает парнишка о хитрых размерах,
Не знает, что есть амфибрахий, хорей...
Есть чистые чувства и... девочка Вера,
И нет стихотворных признаний... добрей!

Сами по себе стихи неплохие, особых замечаний к ним нет, но  меня они ничем не поразили, не заставили перечитывать. Обычное – проходное стихотворение человека, умеющего правильно рифмовать. Может, это только мне так показалось? К тому же в нем еще и нелюбимое мною слово «стих» вместо уважительного «стихотворение» или «стихи»…


36. СЛУХАЧ. СОФЬЯ БОРДАКОВА

Он был слухач - простой советский парень, не верящий иконам и святым,
Романсы пел по слуху на гитаре, хотя и был с рождения слепым...
Но волею немецкого рейхстага  настали непростые времена
И над родной Невой фашистским флагом нависло слово страшное - война.

Чертило небо бомбами воронки и, вражеским десантом окружен,
Был город средоточьем похоронки, теряя матерей, отцов и жен...
И все тесней вокруг кольцо сжималось, и разливалась где-то в вышине
Простая человеческая жалость, дождями плакал город на Неве.
            
Стреляло небо вражескою злобой, обстрелы не щадили никого.      
Не видел самолетов Яков Зобин. И ничего не знал про ПВО.
Слепому что? Мир надвое расколот - на рокот дня и тишину ночей.
Но так нуждался осажденный город в слепом и неказистом слухаче!

Ему ли, чуть живому инвалиду, часами под обстрелами лежать?
Но жгла в душе жестокая обида  за родину, за брата и за мать -
Там в раскаленных докрасна кварталах не топлены дома, отключен свет.
И хлеба мало. Очень-очень мало - так мало, что его и вовсе нет...
            
Не устает свершать молебны тризны осадой истощенный Ленинград.
Над Ладогою километры жизни полуторками спешными скользят.
Дорога жизни и Дорога смерти: открыты дверцы транспорта не зря:
Ударит бомба или дунет ветер - идет по льду большая полынья...

Грохочет оглушительное небо - над озером взрывается снаряд.
В полуторках - мука, ведь нормы хлеба любой ценою надобно поднять!
Но ждет сигнала в аппаратной Яков, приложит ухо - и гудит радар.
Подаст предупредительные знаки, чтоб отразить противника удар!

Летит немецкий Хейнкель или Юнкерс - он слышал звук до первых децибел!
Спешили от обстрела люди в бункер. А сколько жизней он спасти сумел!
И отражали местные зенитки обидчика фашистского налет,
И весточками шли на фронт открытки: "Подорван снова вражий самолет!"
         
...Был город выжат натиском блокады, и оставались в страшной западне   
Несломленные люди Ленинграда, непокоренный город на Неве...         
...Минуя дни, десятилетий годы, почти полвека он в земле лежит -
Слепой солдат - ефрейтор Яков Зобин, что землю охранял и нашу жизнь!

Объемное стихотворение о блокадном Ленинграде. Превышенный объем в конкурсах стихов это всегда скорее минус, чем плюс автору, ибо хорошо писать коротко в разы сложнее! Первое впечатление – еще одна качественная рифмовка прозаического  рассказа, но, к счастью, я ошиблась. Очень много выразительных и пробирающих до мурашек строк, написанных языком подлинной поэзии: «Чертило небо бомбами воронки», «и разливалась где-то в вышине простая человеческая жалость, дождями плакал город на Неве» (здесь помимо метафоры еще и перифраз использован!).» Мир надвое расколот - на рокот дня и тишину ночей. Но так нуждался осажденный город  в слепом и неказистом слухаче!». «километры жизни полуторками спешными скользят». «Грохочет оглушительное небо». Но больше всех меня пробила до сердца с виду очень просто выстроенная строчка: «И хлеба мало. Очень-очень мало - так мало, что его и вовсе нет...». Глубокие, пропущенные через себя стихи!


38. СКАЗКА НА НОЧЬ. ПОЛИКАРПОВА ДАРЬЯ

Ночь июльская звёздные теплит свечки.
Ветру резвому тесно в лугах просторных.
Я считаю по пальцам смешных овечек -
раз, два, три овечка... барашек чёрный...

Приютилась на бабушкиной кровати
под лоскутным ласковым одеялом.
Чтобы счесть овечек, двух рук не хватит...
Ветер треплет ветви берёз и яблонь...

Тени пляшут по стенам, ковра орнамент
изменяя вольно, легко и просто,
укрывая явь расписными снами.
Полночь в небо сыплет созвездий просо.

Я глаза закрою, но мне не спится -
час за часом прошедшую жизнь итожу.
Время с горки катит - мелькают спицы,
и мечты черствеют, как сдобный коржик.

Сумрак ходит по комнате, тих и ласков.
Рыжий кот негромко мурлычет песни.
Расскажи мне, бабушка, на ночь сказку,
как в далёком, памятном сердцу, детстве...

Тщетно пыталась определить, каким размером написаны эти стихи. Большая часть строк имеет звуковую схему: 1010 0100 1010, но то здесь, то там в текст вклиниваются строки другого размера: 0010 100 1010. Грязный - не доработанный до конца логаэд? Это всегда минус. Есть пара очень удачных образов: троп сравнения - «и мечты черствеют, как сдобный коржик» и метафора - «Полночь в небо сыплет созвездий просо». Остальное – лирический монолог наедине с собою, воспоминания детства персонажа: «Час за часом прошедшую жизнь итожу. Время с горки катит…».


39. ПРИ ЛЮБОЙ ПОГОДЕ. ТАТЬЯНА КВАРТАЛЬНОВА  (прежний ник –Татьяна Долинная)

У воробьев распевка за окном!
Хорошая, плохая ли погода,
Но каждый день, в любое время года,
Они щебечут радостный псалом.

И в ноябре вновь царствует весна,
Когда они так дружно запевают!
И шаг невольно люди замедляют
С улыбкой у поющего куста.

Мы ропщем, унываем, плохо спим,
А воробьи своей судьбой довольны!
Не тяготит их груз забот огромный,
И голос, как полет, неудержим.

Мотива их поймав простую нить,
Я поняла - мне есть к чему стремиться!
Меня научат маленькие птицы
От сердца Богу благодарной быть.

Самая сильная сторона этих стихов – их композиция,  построение сюжета сродни сонетному, где есть теза, антитеза, синтез и вывод. Сначала – описание поющих пернатых, что «…каждый день, в любое время года, они щебечут радостный псалом» Потом автор делает птиц метафорой – переносит внимание на человека и сравнивает его с птицами, противопоставляет человека птицам: «Мы ропщем, унываем, плохо спим, а воробьи своей судьбой довольны!» И наконец, философская концовка: «Меня научат маленькие птицы от сердца Богу благодарной быть». Когда структура и сюжет стихов хорошо продуманы и четко выстроены, стихи привлекают симпатию читателя.


41. ВЫБОР СДЕЛАН... МАТИЛЬДА СНЕЖИНСКА

Выбор сделан - бросаюсь в пропасть
безрассудной твоей любви -
на снегу расцветает крокус
и чирикают воробьи.
Улыбается солнце пьяно -
так хмельная любовь сильна,
из наполненного стакана
выпиваем любовь - до дна!

Выбор сделан, а что в итоге?
Это мой незаконный брак...
Я одна на пустой дороге,
а колодец любви иссяк...
Выбор сделан...
Печальный жребий -
мыслить сердцем, не головой...
Закатилась звезда на небе,
как роман бестолковый мой...

Искренние, исповедальные стихи, написанные в жанре интимной лирики. Когда автор откровенно и доверительно рассказывает о себе (строит сюжет именно таким образом), читатель всегда отзывается – стихи запоминаются. Тема здесь не новая: «Печальный жребий - мыслить сердцем, не головой…», но написано честно и выразительно, с использованием авторских выразительных средств: «Из наполненного стакана выпиваем любовь - до дна!», «Я одна на пустой дороге, а колодец любви иссяк..», «Закатилась звезда на небе, как роман бестолковый мой».


42. ЯБЛОЧНЫЙ СПАС. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА

Опять не сплю и все бессильны средства –
Шальные строчки просятся в тетрадь,
А няня-перепёлочка из детства
Всю ночь меня укладывает спать.
А в прошлое вернуть меня нетрудно:
Всё та же, с белым пологом, кровать
И летний дом в саду, и запах чудный,
И тишь вокруг, и божья благодать.
Как здесь бесследно таяли обиды,
О неземной любви мечталось мне –
Сновали метеоры Персеиды
И вспышки оставляли на стене...
Так сладко на душе и так тревожно –
Ах, яблочный медовый аромат!
Девчонкой босоногой, осторожно,
Хочу пройти в ночной отцовский сад,
Где зреют в вышине созвездий гроздья,
В тиши над миром нежно:"Спать пора!"
И, вниз слетая, яблоки и звёзды
В перину трав ложатся до утра...

Интимная лирика воспоминаний событий детства, написанная классическим 5-и стопным ямбом: «А в прошлое вернуть меня нетрудно», «О неземной любви мечталось мне». И читатель вместе с автором уже тоже хочет «девчонкой босоногой, осторожно,… пройти в ночной отцовский сад, где зреют в вышине созвездий гроздья». Очень удачный, красивый троп – метафора в концовке: «И, вниз слетая, яблоки и звёзды в перину трав ложатся до утра...».


44. КАК СЛАДОК СНЕГ... ГАЛИНА КОВАЛЬЧУК 

Как сладок сон, как сладок снег,
упавший утром на ладони,
в благословенном старом доме
со мной любимый человек.
Мороз рисует по стеклу
слова любви, слова привета,
как будто нежный лучик света
вдевает в тонкую иглу.
Вздохнет короткий зимний день
и незаметно впустит вечер,
пейзаж красив и безупречен
вокруг окрестных деревень.
Луна как сказочный плафон
украсит мир лимонной гладью,
я запишу в своей тетради -
как сладок снег, как сладок сон...

Из примененных выразительных средств здесь можно отметить только риторическую эпифору – обрамление текста чуть меняющимся рефреном: «как сладок снег, как сладок сон..». И еще авторскую метафору, описывающую мороз, который «слова любви…как будто нежный лучик света, вдевает в тонкую иглу». Все прочее чем-то особенным меня не удивило.

*************************
Из 50 принятых произведений, наши судьи отобрали в свои шорт листы 41 произведение: всем нам очень сложно было найти среди них самое лучшее! В этой своей статье я уже прокомментировала вам 31 стихотворение, отчего она становится все более объемной. Поэтому предлагаю на этом остановиться. Самые интересные  примеры авторской работы с разными выразительными средствами я вам уже показала.

Немного удивило полное отсутствие фразеологизмов в текстах лауреатов конкурсов. Почему? Люди стали мало читать книг? Наша речь оскудела на крылатые фразы и на аллюзии литературных источников? А ведь именно это в старшем (советском) поколении было столь привычным для русской речи, а все источники происхождения этих фразеологизмов еще совсем недавно были на слуху - хорошо узнаваемыми всеми! Если фразеологизмы и литературные цитаты исчезнут из русского языка, то это очень печально…

Не знаю, как вам, а мне конкурс очень понравился. Во-первых, отличные стихи, во-вторых, я теперь примерно представляю, какие учебные темы нам стоит повторить и чем заняться в новом учебном сезоне. Спасибо всем, кто участвовал. Ваши стихи очень нужны Мастерской, поэтому, пожалуйста, приходите сюда почаще!

С теплом, Ваша Алкора, 13.10.25.


Рецензии
Уважаемая Алла! Спасибо Вам большое за обзор!
Всегда с удовольствием читаю его и нахожу в нём много полезного для себя. Спасибо огромное!

Евгения Белто   13.10.2025 21:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.