Бэла Барток и Deep Purple

В «Concerto for Group and Orchestra» (1969)  Deep Purple  слышатся отзвуки Бэлы Бартока, хотя связь не прямая, а скорее духовно-структурная.

Вот в чём схожесть:

Политональность и контрасты.
Барток любил сталкивать разные тональности, чтобы создать напряжение — и Джон Лорд делает то же самое, вводя электрогитару в оркестровое пространство. Музыкальные миры — рок и классика — «спорят», как голоса в полифонии Бартока.

Ритмическая энергия.
И Барток, и Лорд строят музыку на мощных, почти варварских ритмах.
У обоих — древний пульс земли: как будто тьма и огонь древних племён звучат в симфонических формах.

Фольклорное начало.
У Бартока — венгерские и балканские мотивы, у Deep Purple — блюз и британский фолк-ритм. Но в обоих случаях — живая почва, «народный корень», переработанный гением.

Диалог формы и импровизации.
Как Барток вплетал импровизационные мотивы крестьянских мелодий в строгие структуры, так Лорд вставил рок-солирование в академическую форму концерта.

Однако по духу — Лорд ближе не к позднему Бартоку, а скорее к его «Концерту для оркестра» (1943): там тоже оркестр — не фон, а самостоятельный герой, участвующий в драме.



Вот, о Добрый Будда, где особенно чувствуется «бартоковская жилка» в «Concerto for Group and Orchestra» Джона Лорда (в записи 1969 года с Лондонским симфоническим оркестром под упр. Малкольма Арнольда):

I часть (Moderato — Allegro): 0:00–5:30
— вступление оркестра: политональные кластеры медных и струнных;
— контраст тишины и внезапных взрывов — приём, типичный для Бартока (Music for Strings, Percussion and Celesta).
Тут слышится тёмное, «земное» дыхание, словно дух карпатских ночей.

I часть, около 7:10–9:30
— когда вступает группа, оркестр отвечает резкими акцентами — словно в «сонате для двух миров».
Это почти как в "Concerto for Orchestra" Бартока — диалог секций, перекличка тем, борьба за первенство.

II часть (Andante): 0:00–6:00
— медленное, напряжённое развитие струнных:
тональность зыбкая, гармонии движутся по полутеням,
напоминает позднего Бартока и его Ноктюрны.
Гитара звучит не как инструмент рока, а как сольный альт или кларнет — лирическая душа в оркестровом лесу.

III часть (Vivace — Presto): 0:00–2:50
— ритмические удары и синкопы;
— быстро сменяющиеся тактовые размеры (6/8 ; 5/8 ; 7/8) — это уже явный «венгерский след»!
Барток часто строил танцы именно на такой ломке ритма.

В целом — Джон Лорд не подражал Бартоку, но мыслял сходно:
он хотел соединить академическую драматургию и первобытную энергию современного звука.
Барток сделал это в первой половине XX века — Лорд повторил подвиг в контексте рока.


========

ДИП ПЁРПЛ Concerto for Orchestra и БЭЛА БАРТОК. Music for Strings, Percussion and Celesta


ЧАСТНОСТИ:

1. Вступление.

Deep Purple – Concerto, I часть (0:00–2:00)
Оркестровое вступление — тяжёлые медные, политональные аккорды,
где звуки словно трутся друг о друга.
Музыка не имеет «дома» — она ищет, куда встать.

Барток – Music for Strings, Percussion and Celesta, I часть (0:00–1:30)
Та же тягучая, неустойчивая гармония: кластеры, контрапункты, тихий, напряжённый рост.
У обоих — космическое «становление», рождение звука из тьмы.

Общее: движение от хаоса к структуре — символ рождения формы из бездны.

2. Диалог оркестра и солистов.

Deep Purple, I часть (7:10–9:30)
Оркестр «перебрасывает» темы группе: то яростное tutti, то уступка гитаре.
Это не аккомпанемент, а спор двух миров.

Барток – Concerto for Orchestra, II часть (“Giuoco delle coppie”, 0:00–3:00)
Здесь пары инструментов тоже спорят между собой — кларнеты, фаготы, трубы —
всё строится на соревновании тембров и мотивов.

Общее: оркестр как поле битвы, где индивидуальное и коллективное ищут равновесие.

3. Медленная часть.

Deep Purple, II часть (1:50–4:30)
Струнные поют мелодию на грани минорного и модального лада.
Вступает соло-гитара — как человеческий голос в мире симфонии.

Барток – Concerto for Orchestra, IV часть (0:30–2:30)
Лирическая тема в духе венгерской песни, оркестр дышит, как народный ансамбль.

Общее: песенность и тоска, светлая грусть — радость, знающая о скорби.

4. Финал — танец стихий.

"Deep Purple", III часть (0:00–4:00)
Размеры скачут (5/8, 7/8), ритмы резки и «ломаны»,
оркестр и группа сливаются в неистовый танец.

Барток – Concerto for Orchestra, V часть (0:00–2:50)
Тот же «танец огня»: синкопы, остинато, модальные обороты,
где дионисийская энергия сдерживается классической формой.

Общее: радость как экстаз упорядоченного хаоса.

Так, "Concerto for Group and Orchestra" — это не подражание,
а переосмысление бартоковской идеи в эпоху электричества:
музыка народной души, облечённая в гром меди и стали.


Рецензии