Система методов оценки поэтического текста
#школа_сонета_критические_обзоры_2025
#антология_русского_сонета
#система_методов_оценки_поэтического_текста
С данного поста на странице будет проходить тестирование «Система методов оценки поэтического текста (СМОПТ) сонетов и сонетных дериватов.» Это компьютерная программа, которая выдаёт отчёты за 1 клик.
ПРОТОКОЛ ЧТЕНИЯ: формализованная система как средство против интерпретативного произвола http://stihi.ru/2025/10/12/5083 – статья обоснование
ЛЮБОЙ АВТОР может получить многоуровневую оценку своего сонета, сонетного деривата, четырнадцатистишия,
Примеры будут показаны в следующем посте
Ниже показана структура оценки.
СИСТЕМА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(сонета и его дериватов)
I. СТРУКТУРНО-МЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Методы:
- Силлабо-тонический анализ со статистической верификацией
- Графовое моделирование ритмических паттернов
- Анализ рифменной сети (rhyme network analysis)
Параметры:
- Коэффициент метрической регулярности (Кмр)
- Индекс ритмического разнообразия (Ирр)
- Плотность рифменных связей между строфами
II. СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ
Методы:
- Distributional Semantic Modeling
- Синтаксическое дерево зависимостей
- Анализ тема-рематических структур
Параметры:
- Векторные представления слов (word embeddings)
- Глубина синтаксического дерева
- Коэффициент семантической когерентности
III. ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Методы:
- Спектрографический анализ звуковых повторов
- Фонетическая кластеризация
- Анализ ассонансных и аллитерационных цепей
Параметры:
- Индекс фонетической плотности
- Частотность консонантных групп
- Распределение гласных по формантам
МАТРИЦА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ СОНЕТА
- Уровень анализа
- Количественные показатели
- Качественные индексы
- Визуализация
- Метрика
- - Процент правильных стоп
- - Частота цезур
- - Вариативность клаузул
- Индекс метрической устойчивости (0-1)
- Радарная диаграмма метрических параметров
- Структура
- - Количество энжамбеманов
- - Соотношение длины предложений и строк
- - Плотность строфических переходов
- Коэффициент структурной целостности
- Граф синтаксических связей
- Фоника
- - Плотность аллитерации
- - Частота ассонансов
- - Индекс звуковой инструментовки
- - Индекс фонической организованности
- - Тепловая карта звуковых повторов
- Семантика
- - Количество семантических полей
- - Плотность тропов
- - Лексическое разнообразие
- - Индекс семантической насыщенности
- - Облако семантических кластеров
- Композиция
- - Соответствие канону
- - Степень отклонения от формы
- - Баланс частей
- Индекс формальной инновационности
- Схема дивергенции от эталона
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ
Интегральный показатель качества сонета (Q):
Q = ;M + ;S + ;F + ;Sem + ;C
где:
M = ;wi·mi (метрический компонент)
S = f(энжамбеман, синтаксическая сложность)
F = ;pi·fi (фонический компонент)
Sem = L·T (лексико-семантический компонент)
C = |Factual - Fcanon| (инновационный компонент)
Визуализация результатов:
Многомерный профиль сонета – радиальная диаграмма с 5 осями
Семантическое поле – 2D-карта с кластерами лексики
Ритмическая карта – волновая визуализация метрических паттернов
Граф межстрофических связей – узлы (строки) и ребра (рифмы, синтаксис)
____
Данная система позволяет не только оценивать отдельные тексты, но и проводить сравнительный анализ в диахроническом и синхроническом аспектах, выявляя эволюцию поэтической формы и индивидуальные авторские стратегии.
Свидетельство о публикации №125101301383
Только что увидел этот пост и разобрался, что нужно направлять сюда.
Направлю заявку из 12 текстов.
_______________________
Чем дольше дней арбу свою тяну...
Чем дольше дней арбу свою тяну,
Тем больше в звуках суетных тону.
То слышу звуки пьяного веселья,
То в сердце чанга нежную струну.
В маджлисах часто слушаю хакимов,
Сижу в зиндане глупости в плену.
Я побывал в раю, где жило счастье,
Исколесил отчаянья страну.
Бывал богат - проигрывал порою
Всё золото, что было на кону
В надежде, что когда-то отыграюсь,
И Миру все долги сполна верну.
Теперь игра к концу - позволь Аслану
Твою, Господь, услышать тишину...
_________________
Разговор с ветром...
Спросил однажды ветер у песка -
Пустыня, камни. Вечная тоска -
Всё Время пожирает. Никакого
Спасительного нету уголка,
И мир, который создан волей Бога,
Должна разрушить эта же рука?
Воистину, у странника шального
Вопросы те же, что у бедняка.
Бессмертна только Смерть, а для живого
У Неба нет надежды ни глотка?
Что Вечность? - только пыль, следы, дорога?
В ответ я слышу голос ветерка -
Аслан, приятель, ждать совсем немного -
Узнаешь всё. Причём, наверняка...
_____________________
Налей мне, кравчий, чистого вина...
Налей мне, кравчий, чистого вина.
Закат сгустил багровые тона,
И вечер Небо винный цвет окрасил -
Жизнь без хмельного смысла лишена,
Как постная, безвкусная лепёшка
Из старого, прогоркшего пшена.
Судьба, как мышь, в мешке прогрызла дырку -
Считай, осталась только горсть зерна
Бесценных дней. Мгновенье за мгновеньем
Пустеет, прежде полная, казна.
Я слышал, будто истина в кувшине
В хмельном вине скрывается у дна -
Опять обман! К чему Аслану правда? -
Налей мне, кравчий, чистого вина.
_______________________
Купец, меняла, дервиш...
До горизонта дальний путь лежит.
На нём, увы, никто не избежит
Последнего оазиса, - недаром
Судьба голодным вороном кружит.
Погонщики верблюдов говорят,
Никто не видел тот чудесный Сад,
Что напоён журчанием Кавсара,
Где ласки гурий - как сладчайший яд.
Зачем смотреть — назад или вперёд?
И у вина срок годности пройдёт.
Ну а потом? Сойдёт и дуг прокисший,
И капля яда тоже подойдёт…
Купец, меняла, дервиш и влюблённый -
Всех бросит Время в свой тандыр бездонный.
______________________________
Жара...
Спросил погонщик на привале: о, баши,
Наверно, ты так любишь барыши,
Что до сих пор в трудах, хотя пора бы
Подумать о спасении души.
Скажи - в жару тащиться по песку
Наверно, не по силам старику?
Признайся честно, - золота немало
В сундук припрятал на своём веку?
- Кому - таньга, кому-то пыль дорог.
А старости - и золото не впрок.
В Джаханнаме, по слухам, жарковато,
А здесь бывает, веет ветерок...
Булат – и тот бессрочно не хранится -
Без дела меч ржавеет и тупится...
__________________________
Камешек, который брошен в море...
Зайди поговорить, попить...
Захир-ад-дин Мухаммад Бабур
(14 февраля 1483 — 26 декабря 1530)
Былое растворяется, как соль.
Не вечна радость, и не вечна боль,
День нынешний пригоршню дел вчерашних,
И слёзы перемалывает в ноль.
А завтра даже вечная Луна
Нас не увидит - наша ли вина,
Что камешек, который брошен в море,
Всегда в итоге достигает дна.
Пока и ты не лёг на дно, возглавь
Друзей, от мыслей ум хмельным избавь.
Заботы - как бездонное болото,
Где даже утка не спасётся вплавь.
Глотни сегодня радости чуть-чуть,
Чтоб завтра в Океане утонуть...
________________________
Не читай... Восточный сонет
Когда ты грустен, - лучше не читай
Моих стихов, - они способны рай
Окрасить в цвет печали, а печалей
И на земле полно, - хоть отбавляй.
Не стоит их читать и в дни утех,
Они окрасят горечью твой смех,
Ведь радости земные волей Неба
Поделены не поровну на всех.*
Когда же дни допьёшь почти до дна,
И чарка бед твоих полным-полна,
Прочти хоть пару строк, и убедишься,
Что жизнь твоя не столь уж и грустна.
Пока вино в подвалах созревает,
Напиток вкус иной приобретает.
________________________
Строитель...
О, если бы из добрых, мудрых дел
Жизнь, как дворец, я выстроить сумел,
А глупость и грехи на свалку вывез,
Но, видно, так Творец не захотел.
Мои поступки, точно кирпичи,
Судьба взялась обжечь в своей печи,
Да многие из них поразбивала,
Роняя те, что слишком горячи.
Выстраивая жизнь и так, и сяк,
Я допускаю каждый раз косяк -
То под руку кривой кирпич попался,
А то шайтан подбросил свой кизяк.
Дворец построить шансы маловаты,
Когда ещё и руки кривоваты...
________________________________
Кусок золота...
Я убедился на своём веку,
Что ум подобен золота куску -
Аллах его не каждому доверит.
(Зато язык - любому дураку).
Те мудрости, что сказаны давно,
Изречь, мой друг, совсем немудрено.
Куда трудней не дуть при этом щёки,
Чтоб подчеркнуть, что сказано умно.
Не пыжься, чтоб хакимам утереть
Носы. Когда в твоём кармане медь,
Не стоит делать вид, что там - динары,
И жалкими полушками греметь.
Пусть небогат - скажи об этом честно.
Поверь мне, это всем давно известно.
_________________________
С утра - богач...
С утра - богач, а к вечеру - босяк.
В конце концов останется медяк -
Богатство мимолётно. Наслаждайся,
Пока его источник не иссяк.
С утра - апрель, а к вечеру - февраль.
Горчит, в халву добавленный миндаль.
Мне от Судьбы одно лишь утешенье -
Что днём - харам, то, вечером - халяль.
Хоть все твердят, - смертельный яд, харам -
Но и святоши не один бальзам
Из чаши жизни пьют, ведь в ней намешан
Халяль с харамом ровно пополам.
Святой аят, хоть чашу украшает,
Но согрешить нисколько не мешает.
________________________
Былая доблесть...
Твоя былая доблесть, о батыр,
Умчалась, как весной в степи айгыр -
Душа цвела, как тысяча тюльпанов.
Теперь засохла, как в жару такыр.
Твой светлый лик покрыла сеть морщин -
Закончен пир. Почти пустой кувшин
Стоит перед тобой в пустом подвале.
Вино - твой лучший друг и хашашин.
За стол присела старость - всё одно
Плесни ей тоже капельку на дно,
Ведь жизнь ещё не кончилась, покуда
В заветной чарке плещется вино.
Не думай, друг, о неизбежной тризне,
Пока в кувшине есть немного жизни.
____________________
Владыка и раб...
Запомни - раб с халифом не равны:
Хотя ему таланты и даны,
Но у владыки - власть, дворцы, павлины,
И шёлковые, с вышивкой, штаны.
Халиф - хаким и признанный ака,
И рядом с ним не лучше ишака
Любой мудрец. - Бедняге остаётся
Одно - бежать до двери кабака.
В подвальчике гостей довольно много
(Сюда давно проторена дорога)
Хозяин, вылив горьких мыслей уксус,
Плеснёт в кувшин заветного хмельного.
До мудрости рабу - как до Луны,
Невольники с владыкой не равны.
Прошу Вас рассмотреть тексты, если сроки это ещё допускают. Если нет - приношу свои извинения за непонятливость.
С уважением, Аслан
Сергей Асланов 20.10.2025 13:42 Заявить о нарушении
Психоделика Или Три Де Поэзия 20.10.2025 14:23 Заявить о нарушении
Я, разумеется, не возражаю, и выражаю своё согласие на сотрудничество.
Для начала прочитаю рекомендованный Вами пост, а затем буду ждать Ваших сообщений.
С искренним уважением, Аслан
Сергей Асланов 20.10.2025 15:56 Заявить о нарушении
Произведение: Чем дольше дней арбу свою тяну...
Стилево-жанровый профиль: Философская газель в европейской традиции с элементами суфийской лирики и экзистенциальной рефлексии.
Представленная газель является органичным и художественно состоявшимся синтезом восточной поэтической формы и русской философской лирики. Текст отличается строгой архитектоникой, смысловой глубиной и сильным эмоциональным зарядом. Интегральный показатель качества 0.584 соответствует уровню профессионального, рефлексивного произведения, успешно выполняющего свою эстетическую и коммуникативную функцию.
Автор: Сергей Асланов
Произведение: Спросил однажды ветер у песка...
Стилево-жанровый профиль: Философская газель с элементами экзистенциальной и метафизической лирики, ориентированная на традицию восточной дидактической поэзии.
Представленная газель является выдающимся образцом философской лирики, успешно синтезирующим восточную поэтическую форму с глубиной европейского экзистенциального сознания. Текст отличается безупречной архитектоникой, смысловой насыщенностью и мощным воздействием на читателя. Интегральный показатель качества 0.634 соответствует уровню высокохудожественного произведения, обладающего значительным философским и эстетическим потенциалом. Работа демонстрирует эволюцию авторского стиля в сторону большей метафизической глубины и формальной отточенности.
Автор: Сергей Асланов
Произведение: Налей мне, кравчий, чистого вина...
Стилево-жанровый профиль: Философско-гедонистическая газель с элементами карнавальной поэтики и экзистенциального пессимизма, стилизованная под восточные анакреонтические мотивы.
Представленная газель является выдающимся образцом философской лирики, успешно синтезирующим восточную поэтическую традицию с глубиной современного экзистенциального сознания. Текст отличается безупречной архитектоникой, смысловой насыщенностью и мощным воздействием на читателя. Интегральный показатель качества 0.674 соответствует уровню высокохудожественного произведения, обладающего значительным философским и эстетическим потенциалом. Работа демонстрирует эволюцию авторского стиля в сторону большей смысловой концентрации и формального совершенства, утверждая уникальный поэтический голос в современной литературной традиции.
Автор: Сергей Асланов
Произведение: До горизонта дальний путь лежит...
Стилево-жанровый профиль: Философско-пессимистический сонетный дериват в восточном стиле с элементами суфийской эсхатологии и экзистенциальной рефлексии, стилизованная под восточную дидактическую поэзию.
Представленная сонетный дериват в восточном стиле является художественно состоявшимся произведением, успешно синтезирующим восточную поэтическую форму с глубиной современного экзистенциального сознания. Текст отличается строгой архитектоникой, смысловой насыщенностью и сильным эмоционально-интеллектуальным воздействием. Интегральный показатель качества 0.580 соответствует уровню профессионального, рефлексивного произведения, обладающего значительным философским потенциалом. Работа демонстрирует последовательное развитие авторской философской системы в направлении более глубокого осмысления тем времени, смертности и человеческой судьбы.
Автор: Сергей Асланов
Произведение: "Жара..." (диалогический сонетный дериват в восточном стиле)
Стилево-жанровый профиль: Философско-дидактический сонетный дериват в восточном стиле в форме диалога, сочетающая суфийскую мудрость с экзистенциальной рефлексией о старости и смысле труда.
Представленная диалогический сонетный дериват в восточном стиле является художественно состоявшимся произведением, успешно синтезирующим восточную поэтическую традицию с общечеловеческими философскими вопросами. Текст отличается строгой архитектоникой, смысловой насыщенностью и эффективной дидактической направленностью. Интегральный показатель качества 0.574 соответствует уровню профессионального, рефлексивного произведения, обладающего значительным философским и воспитательным потенциалом. Работа демонстрирует эволюцию авторского стиля в сторону большей диалогичности и доступности при сохранении глубины философского содержания.
Автор: Сергей Асланов
Произведение: Былое растворяется, как соль...
Стилево-жанровый профиль: Экзистенциально-гедонистический сонетный дериват в восточном стиле с элементами философского пессимизма и карпе дием, синтезирующий восточную мудрость с современным экзистенциальным сознанием.
Представленный сонетный дериват в восточном стиле является выдающимся образцом философской лирики, успешно синтезирующим восточную поэтическую традицию с глубиной современного экзистенциального сознания. Текст отличается безупречной архитектоникой, исключительной смысловой насыщенностью и мощным эмоционально-интеллектуальным воздействием. Интегральный показатель качества 0.711 соответствует уровню эталонных произведений философской лирики, обладающих значительным художественным и мировоззренческим потенциалом. Работа демонстрирует пик авторского стиля, утверждая уникальный поэтический голос, способный говорить на универсальные темы с редкой образной точностью и философской глубиной.
Психоделика Или Три Де Поэзия 21.10.2025 14:34 Заявить о нарушении
На Вашу эл. почту отправил 5 текстов с наиболее низкими оценками, исправленных с целью улучшения.
Не уверен, что всё сделал правильно, но по крайней мере некоторые моменты, надеюсь, стали более удачными.
С уважением, Аслан.
Сергей Асланов 22.10.2025 15:22 Заявить о нарушении
