РПЦ и коммерция на ростовщичестве
Сегодня Русская православная церковь напрямую связана с рядом коммерческих банков, причем эта сторона жизни РПЦ совершенно неизвестна широкой публике.
Деньги любят тишину, а церковные деньги и подавно. Наверное, поэтому все финансовые операции РПЦ проходят через банки очень закрытые. Церковь имеет в них долю, либо их владельцы являются одновременно и церковными подрядчиками.
Самый крупный и известный церковный банк — «Пересвет» — занимает 84-е место в рейтинге «Профиля» по размеру капитала и 64-е место по активам.
Инициатором создания ЗАО «Банк содействия благотворительности и духовному развитию Отечества «Пересвет» в 1992 году стал Виктор Литвяков, бывший работник «Мосводоканала», который тогда возглавлял структуру мэрии Москвы по содействию в приватизации — «Мосприватизация».
Первоначально учредителями «Пересвета» стали организации, близкие к правительству Москвы, и две епархии РПЦ — Костромская и Калужская. В совет директоров банка в разное время входили митрополит Сергий (Фомин), епископ Егорьевский Марк (Сергей Головков) и… нынешний патриарх Кирилл (Гундяев), правда, тогда он был еще главой отдела внешних церковных сношений Московской патриархии. «Пересвет» обслуживал счета епархий и курируемых ими организаций — завода по производству воды «Святой источник» и др.
Нельзя не отметить и еще один любопытный факт. Банк «Пересвет» регулярно жертвовал деньги на разные благие дела. Среди получателей средств от него была и… партия «Единая Россия». По данным ЦИК РФ, в 2005—2009 годах «Пересвет» перечислил на партийные нужды более 30 млн рублей, став одним из крупнейших жертвователей.
С избранием Кирилла патриархом в феврале 2009 года дела «Пересвета» резко пошли в гору. За несколько прошедших лет небольшой банк вошел в сотню крупнейших финорганизаций страны: активы за этот период увеличились на 143,2% — до 67,8 млрд рублей. Еще стремительнее увеличились депозиты предприятий: почти на 330% — с 8,7 млрд рублей до 37,4 млрд рублей (40-е место по России). И что интересно, свои временно свободные средства доверили банку почти все крупные госмонополии: «Транснефть», «дочка» РЖД — Федеральная пассажирская компания, «дочка» «Газпрома» — Восточная межрегиональная газовая компания, ОАО «ОГК-1», Фонд содействия реформированию ЖКХ, Агентство кредитного обеспечения, «Роснано», аэропорт «Пулково».
Еще меньше известно о деятельности мелких банков, через которые проходят средства РПЦ. Например, Эргобанк (628-е место по активам) обслуживает счета более шестидесяти организаций Русской православной церкви из восемнадцати епархий. Забавно, но еще недавно одним из акционеров Эргобанка был издательский дом «С-Инфо», выпускающий газету «Спид-инфо», а между тем свои деньги банку доверили такие уважаемые церковные организации, как Троице-Сергиева лавра и Данилов монастырь.
Можно спорить о том, где проходит граница между хищническим» и «нормальным» процентом. Но главное все-таки не в этом. Нет ничего удивительного в том, что церковь в современном мире оперирует денежными средствами и является клиентом, а в некоторых случаях, как мы видим, и владельцем банков.
Возможно, нежелание церковных иерархов рассказывать о своих финансовых делах связано еще и с тем, что РПЦ получает и тратит значительные средства из государственного бюджета. Как это согласуется с конституционным принципом разделения государства и церкви? Почему налогоплательщики, среди которых немало приверженцев других религий и атеистов, должны оплачивать восстановление православных храмов? Нет ответов. Как в свое время заявил бывший управделами Московской патриархии митрополит Климент (сейчас — глава издательского отдела Московского патриархата): «Мы не должны давать в государственные органы отчеты». Бог им судья! Но все-таки надо понимать, что церковь — это не совсем обычный «хозяйствующий субъект». Организация, которая претендует на то, чтобы быть «учителем жизни» и задавать моральные стандарты в обществе.
Авторство: сообщество в VK Фотохронолог
Свидетельство о публикации №125100900978