А21. Экспертный обзор Виталия Серкова

Здравствуйте, уважаемые конкурсанты!
С вами ведущая авторского конкурса «Один на один» Илина Гумер.
Поэт, литературовед и пародист Виталий Серков написал для вас обзор ваших произведений – иногда по-мужски жёстко, иногда по-военному точно и прямолинейно. Уверена, в такой подаче есть свои плюсы – авторы сумеют увидеть свои произведения словно со стороны, порой с неожиданного ракурса. К тому же приверженность Виталия Геннадьевича классическим традициям русской поэзии – словно камертон для выявления всякого рода фальшивых нот и неточностей.
Ещё раз напоминаю, что все стихи подавались эксперту анонимно (имена авторов добавлены мной), поэтому нет причин сомневаться в объективности оценок нашего гостя.
Со своей стороны хочу поблагодарить Виталия Серкова за оперативность, за проделанную работу – а это действительно немалый труд! – а также за смелость озвучивать собственное мнение без оглядок на чьи-либо ожидания.
И напоминаю, что у всех авторов, у которых возникнут вопросы к эксперту, есть возможность пообщаться с ним в комментариях.

Илина Гумер

**********************************************

1. Арнаутова Мария

Чудо бывает

Чудо бывает острым, немного горьким,
Бродского Постум, гитарные стоны Лорки,

Моцарт над миром шутит – смеётся скрипка.
Музыка льётся сутью, прозрением, пыткой.

Сменой сезонов, проповедью великой,
Мантрой узорной, строгим иконным ликом.

Но Чуду не сбыться, если на солнце – клякса.
Мчит колесницу Феба возничий Марса.

Вот и попробуй, Чудо сверши для мира…
Трудно быть Богом - легче служить Кумиром.

В ложное верят – истину кроют матом.
Верят в Империи, в партии, в демократов,

Веруют в деньги, в брагу хмельную тоже,
В рейтинги, в должность, в ботокс , в уход за кожей...

Но всё же под этим небом есть место Чуду:
Павел закинул невод - попался Будда.

Чудо - «Старик и Море» Хемингуэя!
Перечитаю - и сызнова в жизнь поверю.

Комментарий: Автор начитан и образован, мечтает совершить чудо и при этом понимает все трудности в осуществлении чуда. Переживает, что люди нынче верят во что попало. И перечитав повесть «Старик и море» Хемингуэя, в нём находит чудо и начинает вновь верить в жизнь. Блажен, кто верует!

2. Марго Сергеева

Ангелы

Мир — это больница для ангелов, которые разучились летать и позабыли дорогу на небо, свалившись с лестницы.“ ©

Илья Кормильцев

отрываешься от земли
ветер дразнится
впалые щёки заката
радоница

ни к чему камбэки
силы иссякли
загнанных лошадей
пристреливают
не так ли

там можно луну
потрогать руками
и неба гладь

но мы лишь
безвольно
падали в небо
а могли бы летать

*

Зимы
так бесконечно мучительны зимы
спишь до обеда
ты будешь тосковать обо мне
так же сильно
словно ветер непоседа
тронул кроны деревьев
и птиц белых стаи
сорвались
встрепенулись
замерли
птицы ли
ангелы

Комментарий: Такое словечко, как «камбэки», говорит о возрасте автора, которому не чужды англицизмы, но русской поэзии они, как правило, всё-таки чужды. И читателям зачастую приходится лезть в словари, чтобы понять смысл написанного. Этого следует, на мой вкус и взгляд, избегать. В данном же стихотворении автор представил себя ангелом и попытался описать свои ощущения. Мне показалось, что его мучают и раздирают как внутренние переживания, так и внешняя неустроенность. Через картины природы он пытается это показать. Но далеко не всем будут понятны эти строки.

3. Елена Шипина

Умира-Пуру

Таинственна птица Умира-Пуру,
ей жить не пристало открыто в миру.
О ней услыхала по радио, в детстве,
в квартире, где жили в нескучном соседстве
десяток детей, капитан, балерина,
больная чахоткою тётя Марина,
бабуля Маруся – жила в угловой,
огромный рояль был у бабушки той;
ещё была тётенька с круглым столом...
Но с Птицей никто из них не был знаком:
тянулись часы, шелестели года –
о Птице ни слова никто никогда.

Ни в роще весной, ни в осеннем бору
не встретить ту птицу – Умиру-Пуру.
Но в сумерках зимних проснусь поутру –
и сразу про птицу Умиру-Пуру
я вспомню: живёт она в дальней стране,
увидеть смогу её только во сне.
Но вряд ли она прилетит и приснится:
скрывает свой облик чудесная птица,
а песни поёт лишь три дня, на заре,
да люди не знают об этой поре.
Но видели птицу людские глаза,
Раз радиодиктор об этом сказал!..

Росла я, взрослела: так где же та птица,
в которую в детстве случилось влюбиться?
Я в книгах искала Умиру-Пуру:
быть может, летает в Уганде? в Перу?
Её Интернет не поможет найти,
к Умире-Пуру не проложит пути.
Уже я состарилась, скоро умру –
загадкой осталась Умира-Пуру!..
Ужель не найти мне такие миры,
где водятся птицы Умиры-Пуры?!!
Склоняюсь в раздумьях у детской кроватки:
зачем не даётся мне ключ от загадки?

Быть может, затем, чтоб, доверясь перу,
в стихи улетела Умира-Пуру?

Ни в чаще лесной, ни в степи на ветру –
Умира-Пуру ты, Умира-Пуру...

Комментарий: Интересно построено стихотворение. В его первой части из 12-ти строк автор описал жизнь в коммунальной квартире, что говорит не только о возрасте автора, но и о некоторой идеализации им того времени и той жизни. Понятно, что это о мечте. Автор через всю жизнь пронёс очарование сказочной птицей, которой в природе не существует, но в существование которой он верил всю жизнь и захотел передать внукам и веру в её существование, и очарование ею.
Но хотелось бы подсказать автору пару моментов:
1. Есть какое-то противоречие в этих строках: «увидеть смогу её только во сне. / Но вряд ли она прилетит и приснится». Не надо ли избавиться от утверждения: «…смогу…», или позволить ей присниться?
2. В строке: «зачем не даётся мне ключ от загадки?» я посоветовал бы автору заменить слово «загадки» на «разгадки».

4. Юрий Рехтер

Панацея

Неспешно тикают часы,
Секунды льются водопадом,
И многомерны, и просты –
И искупленье, и награда.

А рядом буйствует толпа,
Но время ласковым не станет,
Съедает мудрость суета,
Дорвавшись кошкой до сметаны.

Пружину дней не распрямить,
На страже ритма виснут гири,
Минут протягивая нить
В ушко столетий по-шекспирьи.

Минута - временной этап,
На раны налагает пластырь,
Как исцеляющий старт-ап,
Нашедший панацею-счастье.

Ведь только время превозмочь
Поможет дьявольские игры –
Уносит день, уносит ночь
Неумолимая клепсидра.

Так не завидуй молодым,
Их ждут крутые смены галсов,
Все те, что ты уже давным
Давно прошёл и жив остался.

Комментарий: Для меня, привыкшего к классическим стихам и иным темам, это стихотворение оказалось для восприятия трудным. Такие стихи обычно легко воспринимаются под гитару у костра. Время всегда вызывало раздумья и споры. Оно условно. Есть утверждение, что не время движется, а мы перемещаемся в нём. Но дело не в этом. Если с первыми двумя строками можно согласиться, то утверждение о секундах, что они «и многомерны, и просты, // И искупленье, и награда», вызвало вопросы: искупленье в чём? награда за что? И насколько уж велика и ценна награда величиной в секунду? А дальше и того больше вопросов: почему буйствует толпа, и какое отношение это имеет к первой строфе? А утверждение, что «Съедает мудрость суета», да ещё и «дорвавшись кошкой до сметаны», заставило усомниться. Суета, конечно, налагает отпечаток на людей и их жизнь, но вряд ли она касается мудрых людей. И сравнение суеты с кошкой, дорвавшейся до сметаны, показалось сомнительным. Время – категория философская, хотя мы и привыкли к бытовому толкованию. И такие словечки, как «клепсидра» (водяные часы), только добавляют вопросов.
Такие стихи, возможно, хороши для камерной аудитории, где слушатели будут одного круга и одних устремлений. Вообще-то правильно «по-шекспировски», но об этом думаешь в последнюю очередь. Знает ли автор значение понятия «старт-ап»? Если знает, то какое же отношение это понятие имеет к панацее в виде счастья? Да и представить минуту в виде пластыря, закрывающего душевную ли, реальную ли рану, весьма сложно, не переводя всё это на иронические рельсы.

5. Алексей Прохоренков

Повод предавать

Кроны поредели, стало холодней,
квасятся недели в сырости дождей,
ночь неотвратимо подрезает дни –
пролетают мимо без надежд они.
Приземляя цели, закрывая даль,
влились в акварели неба цинк и сталь,
а Природе впору в белом под венец –
неминуем вздорной буйности конец.

По ночам осенним, делая обход,
суженый деревьям приглашенья шлёт.
Сухо, без излишеств,
с властной прямотой
инеем он пишет, вымерзшей росой:
«Пёстрое из моды вышло, стиль иной:
трезвый, экономный, строгий и простой.
Нам претит с невестой листьев мишура.
Нагуляли с летом – сбрасывать пора.»

Перемены – нервы. Пререкаться с ним –
не ветвей проблемы, выжить бы самим:
«Что мы, в самом деле? Жизнь не обмануть.
Листья повзрослели – сами как-нибудь…»

Дети – бесшабашны, даже в грязь лицом
падать им не страшно, страшно гнить потом
без вины пред родом и осознавать
новый брак как повод – повод предавать.

Время скверно лечит тех, кто рано сник.
Не для листьев вечность,
завтра – не для них.
Но когда Природа, проявляя нрав,
оживёт восходом, грубо оборвав
стылую с Морозом ослабевшим связь,
то из-под гипноза выйдет и для нас
именами прежних, павших от невзгод,
каждый листик нежно снова назовёт.

А пока уныло, слякоть, канитель,
серые наплывы старят акварель,
вымокли недели, дни теряют свет,
тянешь еле-еле…
Удержался?
Нет

Комментарий: Интересные раздумья о жизни через картину смены времён года. Чувствуется жизненный опыт автора. Но мне показались лишними эти вот строки: «Но когда Природа, проявляя нрав, // оживёт восходом, грубо оборвав // стылую с Морозом ослабевшим связь, // то из-под гипноза выйдет и для нас // именами прежних, павших от невзгод, // каждый листик нежно снова назовёт». Или они просто не очень продуманы и поспешно исполнены.

6. Нина Баландина

ТЫ - МОЙ ЗНАК БЕСКОНЕЧНОСТИ

Кроме любви твоей
Мне
нету моря…
В. Маяковский

Ты - мой знак бесконечности: шторм… штиль… близорукость ли акваторий…
Стропы заданных траекторий средь грозящих забвеньем миль.
Кроме
любви
твоей –
Нету моря!…
Остальное так себе: пляж, песок,
Пересказ заёмных историй перекрестьем, наискосок, -
Мелкотемье! - рукой до дна, над которым неловким креном
Шёпот множится:
- Ты…
одна…
во вселенной...

Никогда нам не знать цены, отведённой за право жизни. –
Волнорез суетной толпы не посмеет представить иски.
Клан рапанов, перезагрузка звёзд, дрессировка акул-дельфинов...
Только ты! –
И почти всерьёз
«я люблю тебя» - шёпот… имя...

Равнодушье чужих лагун, сотню раз кричи - не услышат.
Позади посвященье лун, струн и строк, срок которых вышел.
Нету моря! - Безрыбье. - Маяк перестал освещать панели. –
Ты такая всего одна!
Мне завидуют даже звери.

Сотворение грешных душ, угасанье и взлёты плоти
Для того, чтоб не быть в цейтноте посреди предававших луж.

Зря что ль ветер опять серчал, сети рвал, подменял преданья? –
Там, где склон моего плеча,
бьются волны твоих дыханий.

Комментарий: Читая такие строки, начинаешь чувствовать параллельный мир, а местами ощущать, что ты уже становишься частью его, ибо в нашем реальном мире все события и предметы воспринимаются совсем по-другому. Если это стихи о любви ждущей на берегу жены моряка, то многое проясняется. Хотя есть у меня сомнения по поводу «близорукости акваторий» и «отведённой за право жизни», поскольку правильно было бы так: «за право жить» или «право на жизнь». Но за образ в двух последних строчках можно на многое закрыть глаза.

7. Фидель Сагитов

Учитель

Как-то встретились путники, их в этот день было трое,
Завершавших свой путь у моста под названьем Сират*,
Первый праведник был, а второй был отважным героем,
Ну, а третьим учитель, простой муаллим, Магомад.

Было сказано первым – открыты для вас двери Рая,
А учителю был разрешён сверх того шафаат:
Взять с собою любого, кого только он пожелает,
И войти вместе с ним в этот дивный и сказочный сад.

…Нет профессии этой почётней, но нет и труднее,
Чем учить каждый день тех людей, что сейчас рядом с ним,
Только как же им стать хоть немного добрей и умнее,
Если рядом не будет наставник стоять, муаллим.

Слишком короток век и всё то, что об этом мы знаем,
Торопитесь идущим за вами успеть передать,
Навсегда сохранить их сумеет лишь память живая,
Не папируса свиток, не шёлк, не блокнот, не тетрадь.

Эти строки хадиса не сами собою родились,
Я их в сердце храню и готов повторять всякий раз,
Когда вижу я лица детей, что над книгой склонились,
И когда вижу блеск их доверчивых искренних глаз.

* - преддверие Рая, где может быть позволен шафаат (ходатайство за близких)

Комментарий: Тематически стихотворение выдержано. Не могу вдаваться в подробности, ибо сам являюсь православным, но поэзии в этих строках я не увидел: художественных образов нет, каких-то свежих мыслей – тоже нет. Но уровень версификации говорит о том, что со временем автор найдёт свои темы и образы, если не будет ограничивать себя религиозной тематикой.

8. Ольга Неунылова

* * *
Сохрани мою тень.
И. Бродский

Ничто не бережнее к рекам,
Чем разведённые мосты.
На набережной человеки
Касались лбами пустоты,

Качались ивы, чайки мчались,
Позвякивал велосипед,
И с самолётным рифмовался
От катера белёсый след –

Всего на миг, что длился, длился,
Как леску тянут из воды,
Как разливаются по лицам
Речные блики или дым.

И бились волны изменений
В шершавый крапчатый гранит,
Что наши спутанные тени,
Как в Хиросиме, сохранит.

Комментарий: Стихотворение понравилось. Две первые строки, хотя и спорные, но имеют право быть, ибо автор верит в это утверждение. А строки «На набережной человеки // Касались лбами пустоты…» у меня вызвали вопросы: 1. Почему «человеки»? 2. Как можно касаться лбами того, чего нет? Хотя автор продолжил живописать: «Качались ивы, чайки мчались, // Позвякивал велосипед, // И с самолётным рифмовался // От катера белёсый след – …» Этот зрительный образ представить нетрудно. Автор запечатлел, словно фотограф, такую картину, добавив к ней ещё и звуковую составляющую в виде позвякивающего велосипеда, но дальше он решил эту картинку, длившуюся всего лишь миг, растягивать, чтобы он (миг) «…длился, длился, как леску тянут из воды…» Если автор это представил как застывший кадр – это одно, а если решил миг растянуть во времени, то это, пожалуй, не совсем верно. Хорош образ в последней строфе: «В шершавый крапчатый гранит». Он точен и зрим. Автор обладает образным мышлением, и от него можно ожидать прекрасных стихов.

9. Беляева Марина

Чуть-чуть солнца

Далёко прекрасное - так далеко;...
Там сонно стекает с упругих окон
искристое звёздное молоко,
и утро тайком

припрячет зарю у себя в кулаке
туманном и жимолости букет
подарит, поманит с собой налегке –
к реке!

По росному полю, не зная пути,
скользя в ожерелиях паутин,
по шёлку ковыльному мягко идти,
светить

улыбкой ещё не рождённому дню,
глядеться в глаза неизвестных Анют,
речную прохладу в ладонь зачерпнуть
и солнца чуть-чуть.

Комментарий: В первой строке слышится отзвук из кинофильма «Гостья из будущего». А дальше идут не совсем верные образы: «Там сонно стекает с упругих окон // искристое звёздное молоко, // и утро тайком // припрячет зарю у себя в кулаке // туманном и жимолости букет // подарит, поманит с собой налегке – // к реке!..» А дальше автор предлагает: «По росному полю, не зная пути, // скользя в ожерелиях паутин, // по шёлку ковыльному мягко идти…» – что мне тоже показалось не совсем верным. Во-первых, жимолость – культура северная, в южных степных районах она приживается с трудом; во-вторых, «по росному полю» не совсем сочетается с образом «по шёлку ковыльному». Мне кажется, ковыль – признак нераспаханной степи; в-третьих, «ожерелье» пишется с мягким знаком, и нарушать правописание ради необходимого слога в строке, по моему глубокому убеждению, нельзя. И зачем утру прятать у себя в кулаке зарю?!! Да всё наоборот, зарю утро выкатывает всем напоказ, желая порадовать! А образ «в кулаке туманном» несёт в себе противоположности, ибо туман – это мягкая субстанция, а кулак – олицетворение жёсткости. А в завершающей строфе автор попытался обыграть цветы анютины глазки, но и это ему не совсем удалось.
Но попытки создания образов подают надежды.

10. Тимофей Бондаренко

Берегокрушенье

Не так огромен стал девятый вал,
И небеса как будто просветлели.
Корабль скрипит, а все же устоял,
Но под напором шторма рухнул берег.

Мы избежали гибельной судьбы –
Ни риф, ни мель, ни подлое теченье.
Мы все целы - корабль не разбит, -
Мы потерпели берегокрушенье.

Такое нам не снилось никогда –
Казалась, так незыблема природа.
Но нет земли - осталась лишь вода,
И это слово страшное - "свобода".

И нас не утешает капитан,
Вещающий открытие америк.
По самый горизонт - лишь океан...
И где-то под волнами - бывший берег.

Но мы, конечно, выправим корабль,
И в поисках земель обетованных,
Оставим за кормою тех кто слаб,
Белье сырое высушим на вантах.

И, заложив крутые виражи,
Не побоимся волны грудью мерять.
Но так не сможем верить в миражи,
Как верили когда-то в этот берег.

Комментарий: Неплохое стихотворение. За основным текстом чувствуется второй план, иносказание. Написано от имени моряка, находящегося на корабле и горюющего о берегокрушении. За этим понятием может скрываться многое: от вечного потопа, от распада государства – до распада семьи. Восприятие стихотворения зависит во многом от воображения читателя. И всякий читатель найдёт для себя скрытый смысл, исходя из собственного опыта жизни и понимания её. Но уже во второй строке второй строфы недостаёт чего-то, не хватает действия, причины того, что избежали гибели. Фраза построена неправильно. И «девятый вал» – всё уничтожающая на своём пути волна, достигающая тридцатиметровой высоты – понятие постоянное, он (девятый вал) не может стать меньше угрожающих размеров, иначе перестанет быть таковым. Так прочитал я. Не претендую на истину в последней инстанции.

11. Поликарпова Дарья

Предосеннее

Закат куделей наколот на ветки сосен.
Кружит веретёнце - время прядёт из заката осень,
сматывает в клубок.
Синие тени с каждой минутой длинней и строже.
Ценою золота каждый денёк погожий,
котом свернувшийся возле ног.

Неделя-другая - всё будет одето в охру.
И леший, чихнув в кулак, сморкнувшись, привычно охнет:
надо колоть дрова.
Лес опустеет, как старый погост церковный,
в птичье молчание, как в кандалы закован –
от тишины закружится голова.

После придут метели, с небес будет снег крошиться.
Леший достанет валенок неподшитый,
сядет, кряхтя, к столу.
Дратва и шило в умелых руках мелькают.
Лампочка пыльная светится вполнакала.
Паук, раздобрев за лето, вяжет гамак в углу.

Но это - после. Пока прядётся кудель заката.
Ещё полдни жарки, а вечеров прохлада
плечам приятна, загар не погас ещё.
Сидит на крылечке леший, сопя, самокрутку курит.
Ему рыжий ветер чешет тугие кудри.
Есть самогонка и чугунок с борщом.

Идут минуты, сгорает, как свечка, запад.
И лучше не думать - что там случится завтра.
Жизнь задержалась, не переступив порог.
Так бы сидеть и сидеть на уютном резном крылечке,
до самой полночи с тихой дорогой Млечной,
по которой гуляет Бог.

Комментарий: При чтении этого стихотворения меня не покидало ощущение чего-то знакомого, давнего, из детства. И образы зримые. И к одному из героев стихотворения, лешему, проникаешься уважением. Наверное, потому что приходилось видеть, как отец подшивал нам валенки в далёком детстве, а потом и самому доводилось это делать. Автор точен при создании зрительных образов: «Закат куделей наколот на ветки сосен» или «Лес опустеет, как старый погост церковный». И коротким мазком нарисовал небогатую, но привычную жизнь деревенского лешего, как, видимо, прозвали мужика за его тугие кудри. И нашёл неожиданную концовку: «Так бы сидеть и сидеть на уютном резном крылечке, // до самой полночи с тихой дорогой Млечной, // по которой гуляет Бог». И я верю, что дорога к Богу ближе от крыльца деревенской избы.
Но хотелось бы подсказать автору:
1. В шестой строке лучше было бы «котом свернувшимся возле ног», ибо: «ценою золота», «котом свернувшимся»…
2. И проверить ритмику всего стихотворения. При чтении всё время хотелось остановиться и «простучать» очередную строку, сверив с другими. Чёткая ритмика делает стихотворение более гармоничным.
Являясь приверженцем глубоких и точных рифм, я о них даже не вспомнил. Наверное, был очарован картинами и событиями этого стихотворения.

12. Александр Савостьянов

Доля

В этот мир приходят
и уходят
в мир иной
чужие
и свои.
Тайны сохраняют перехода
две переплетённые змеи.

Две сестрицы – Доля и Недоля
днём и ночью не смыкают глаз.
За глаза
и правда-кривда колет
здесь,
сегодня,
прямо
и сейчас.

Где удача
рядом с неудачей,
а добро сражается со злом,
счастье от несчастья
тоже плачет.
С колыбели так вот и живём.

В этот мир приходят
и уходят
в мир иной,
откуда и пришли –
стражи генетического кода –
две переплетённые змеи...

Комментарий: Хорошо что автор интересуется мифами древних славян. Но использование их и их символов требует глубокого знания и понимания предмета, так как некоторые из них происходят от древнегреческих мифов. И символы их, расположенные по-разному относительно друг друга, несут разный смысл. Автору надо разобраться с пунктуацией в предложениях, иначе нельзя ничего понять. К примеру, очень непросто понять это утверждение автора:

В этот мир приходят
и уходят
в мир иной
чужие
и свои

Можно ведь прочитать «В этот мир приходят и уходят». А затем уже: «в мир иной чужие и свои». И придётся ломать голову: так куда же приходят всё-таки – в этот мир или в мир иной? Смутило и выражение «Счастье от несчастья тоже плачет». В целом не понравилось.

13. Кофе Мания

Осень

У осени одна и та же песнь,
Унылая, про дождь и ветер.
Но в ней еще припев печальный есть:
Потерь не избежать на свете.

Летит листок от дерева наверх,
Взмывает в небо тонкой птицей…
Похоже, так ушел мой человек,
С которым не могу проститься.

Комментарий: Печально. Но думаю, что всё же для стихотворения и для понимания заложенной в него печали двух строф мало. Если стихотворение только об осени, то и в таком разрезе образ осени не состоялся – его просто не из чего лепить.

14. Татьяна Воронова 6

Конец июня

Морщинится синяя гладь,
Грозой наливается небо...
Чего мне сегодня желать?
Имеется всё на потребу:

Свобода потертой джинсы
И старых отцовских рубашек –
Да пчёл однозвучных басы
Над белыми сгустками кашек.

Неплохо б ещё чабреца
Нарвать, если дождь не припустит...
И даже сознанье конца –
Как будто не повод для грусти.

Комментарий: Сразу понятно, что автор если не юн, то молод. Понимание того, что у него кроме молодости есть ещё и все земные блага от июльского тепла и предгрозового неба до потёртой джинсы и модной нынче у девочек мужской рубахи с отцовского плеча. И, конечно же, даже мысли о том, что смерть неминуема, не может омрачить автора. Впереди целая жизнь, которая вряд ли будет всегда так безоблачна, и огромная работа над собой, и новые стихи. Но стихи должны расти вместе с автором, наполняясь новыми смыслами и новыми образами, отражая переживания автора на разных этапах жизни, помогая ему (ей) пережить любые испытания.

15. Валеева Мария

Декаданс

Только возьмусь записывать, – всё минор.
Гнутся большие берёзы, подходит дождь.
Трещины землю рвут, и с кулак зазор.
Градусы новостей вызывают дрожь.

В салки играет хлам. Небосвод слоист.
Спринтеры-листья бегут, соревнуясь, кросс.
Вдруг понимаешь: старый осенний лист –
Ты. Молодая кровь прорастает сквозь.

Ветер. Сегодня ветер. Разлад в башке.
Чуткий приёмник, настроенный на баланс
Сломан/потерян/сбился/утоп в реке, –
Лишнее вычеркнуть.
Царствует декаданс.

Комментарий: Мне не близка такая поэзия, начиная с названия. «Спринтеры-листья бегут, соревнуясь, кросс». Кросс – бег по пересечённой местности. И получается у автора: «Бегут бег». Кросс совершают. Это я говорю как человек, которому приходилось совершать кросс.
Не всё ясно и с этими строками: «Вдруг понимаешь: старый осенний лист – Ты. // Молодая кровь прорастает сквозь». Понятно, о чём автор хотел сказать, но исполнение желает быть лучше. Надо учиться строить фразы, избавляться от косноязычия. Представьте картину: лежит опавшая осенью и перезимовавшая под снегом листва. Снег сошёл, обнажив прошлогоднюю листву, а сквозь неё проступает молодая алая кровь. А старым листом автор ещё и себя считает. С ума можно сойти от такой картины! Верится при прочтении стихотворения в то, что декаданс, т.е. упадок, царствует. Надо как-то этот упадок преодолевать автору и выходить на новый уровень творчества.
А использование модных словечек, смысл которых для большинства людей – пустой звук, не добавляет значимости стихам.

16. Виктор Колесников 6

Медленно

Старение! Здравствуй, моё старение!
Иосиф Бродский

Медленно медной крови струение.
Глаз не охватит оттенков.
Зверем крадётся за мной старение.
Голос без тембра.
Сулимая возрасту мудрость
Обернулась склерозом, отцом маразма.
А на лице отпечаталась хмурость,
Неизлечимая, как проказа.
Стройных ног приближение,
Оно не ко мне, а моё внимание
Может вызвать недоумение
И непонимание.
Лишь звери меня стали вроде любить,
А я понимать их лучше.
Явился к подробностям аппетит,
А тайны не мучат.
И звёзды стали проще и ближе.
И пальцы сжались до хруста.
И то, что я не увижу Парижа,
Не вызывает грусти.

Комментарий: Если автор свою старость видит так, то он на это имеет право. Написано с некоторой долей иронии. Я не со всем, сказанным в стихотворении, согласен, но, входя в ироническое восприятие возраста и изменений, с ним связанных, в качестве юмора хочу привести два стихотворения, написанные взрослыми мужчинами с разным отношением к этому вопросу. Одно – лирическое, написанное мною:

И молодость давно отликовала,
И скрыл туман забытые мечты,
Но глянешь из окошка: подковала
Луна Стрельца – и радуешься ты.

И вроде всё уж намертво забыто.
«Да всё ли было?» – думается вскользь.
Одно крыло любовью перебито,
Другим крылом взмахнуть не довелось.

Печали нет. Растерянность едва ли
Врасплох застанет на исходе дня.
И в тишине покажется: позвали…
Подумаю: «Наверно, не меня…»

Второе – ироническое, написанное Игорем Иртеньевым ещё в 90-е годы прошлого столетия, если не ошибаюсь. Приводить буду по памяти:

Кому-то эта фраза
покажется пошла,
но молодость, как фаза
развития, прошла.
Беспечные подруги
давно минувших дней
уже не столь упруги,
чтоб не сказать сильней.
А те, что им на смену
успели подрасти,
такую ломят цену,
что, Господи, прости!

17. Александр Быстров 4

Некто

Некто странным был субъектом, фотосъёмку не любил,
на секретные объекты никогда не заходил,
ни к чему не привлекался в исполнительных листах,
не нырял и не купался в неположенных местах,

шило не менял на мыло, не сдавался без борьбы,
не влезал, чтоб не убило, на опоры и столбы,
с горки не спускал вагоны, не курил и не сорил,
с неизвестными на Бронной ни о чём не говорил,

никогда не огорчался наступавшим февралям
и нигде не прислонялся к подозрительным дверям,
не испытывал пределов, не играл в лесу с огнём,
и красавица не пела песен Грузии при нём,

не жалел, не звал, не плакал, не тудым и не сюдым,
ни Казань не брал, ни Шпака, ни, как с белых яблонь дым.
Некто множество запретов недостатком не считал
и советские газеты до обеда не читал.

Комментарий: Так и хочется закончить это замечательное ироническое творение строкой: «Но однажды летним утром просто к завтраку не встал…» Концовка нужна неожиданная, показавшая бы бесполезность любых ограничений. А ещё последнюю строфу переписать и сделать более ясной и логичной. К примеру, так: «Не жалел, не звал подружек ни «тудым» и ни «сюдым», // Ни Казань не брал, ни Шпака – брал лишь с белых яблонь дым. // Некто множество запретов недостатком не считал // И однажды летним утром просто к завтраку не встал…» Это лишь пожелание и подсказка направления решения вопроса.

18. Ленна Жук

Мама всегда приезжала к осени

Мама всегда приезжала к осени,
в месяц, когда тяжелели яблоки краснобокостью разъеденного червями нутра.
В сад выходили с утра,
стелили старую простынь.

— Яблоки лучше собрать до вечера, —
говорила мама, и голос ее гремел дождями, что выливались из брюха базальтовых туч.
И слово ее — закон и сургуч,
крутое, как тесто для печева.

Я собирала в корзинку обиды,
страшные страхи, ужасные ужасы, мокрые слезы и недолеченность детских травм,
несла эту тяжкую ношу и поднимала повыше: «ты видишь, мам?
В яблоках черви и гниды».

Знаешь, мне не шесть и не восемь,
мне ничего от тебя не нужно, я вынесла мусор из своей комнаты, крепко уснули мои враги.
Хочу, чтобы ты вечно пекла пироги,
и всегда приезжала к осени.

Комментарий: Как бы ни пытался понять, зачем и о чём написано это стихотворение, так и не смог. Вроде бы двигала автором ностальгия по матери, но не ясно, почему жили не вместе. Наверное, у автора своя семья и он (она) давно живут отдельно от матери. Понятно и время приезда матери в гости, когда дела огородные остались позади и яблоки созрели. Но почему «тяжелели яблоки краснобокостью разъеденного червями нутра»? Неужели мать любит червивые яблоки? И где вы видели в яблоках гнид? Обычно гниды находили в давние времена, когда не было ни мыла, ни шампуней, у детей в волосах. Называется эта беда «педикулёз». Чувствуется, что автору досталось тяжёлое детство. Но стихотворение не понравилось.

19. Сергей Иванов 126

не герой

до зим подслеповатых до окна
до ветра по углам до скрипа двери
до шёпота до судорог до дна
до выдоха до вдоха до "не верю"

предсказывая зимнему "увы"
где с нарочным колючее и злое
размазывает вдавленные рвы
холодное запястье не героя

где чёрное и белое - для всех
но первое меняет на второе
состарившийся в венах детский смех
у лезвия забытого пароля

где помощь не чурается "прости"
где слёзы добываемы и биты
где осень задержалась по пути
до шёпота до судорог до бритвы

Комментарий: Уровень версификации, способность написать предложение размером в 16 строк восхищают. Но претензии на высокую поэзию, как мне показалось, не оправдались. Отмечу лишь, что техническое исполнение прекрасно.
Однако некоторые вопросы хочется автору задать:
1. Что за «вдавленные рвы размазывает холодное запястье не героя» до всего перечисленного непонятно зачем?
2. Что такое «чёрное» и «белое» и зачем «чёрное» меняет на «белое» «состарившийся в венах детский смех // У лезвия забытого пароля»?
3. Как детский смех попал в вены?
4. Что такое «лезвие забытого пароля» и как оно попало в вену?
Автор явно перемудрил.

20. Ольга Королева

Пошехонье

Тени – лиственным узором.
Тонкой струйкой – банный дым.
Я с мостков ступаю в город
По ступенькам земляным.

Словно в сказке – панорама.
Над коньками теремов
Блещут луковички храма.
Льется звон колоколов.

Кошка трется мне о ноги,
Мяу-жалобу скрипя:
"Со времен былой Мологи*
Не пила, не ела я".

С кошкой, хитрой и бесстыжей,
Загружаюсь в тарантас.
А на площади булыжной
Нынче ярмарка как раз.

Пиво-мед везут в бидонах.
Лавки – яствами битком.
И в людском гуденье тонет –
Словно улей – чайный дом.

Нам несут блины с икрою,
В ледяном кувшине – сок.
А на блюдечке с каймою –
Жирный рыбника кусок.

Кошка дымковской игрушкой
На купеческом крыльце
Отдыхает: дыбом ушки.
И – улыбка на лице…

*
МолОга — город, располагавшийся при впадении реки Мологи в Волгу и затопленный Рыбинским водохранилищем.

Комментарий: Наконец-то я добрался до поэзии! Пока не забыл, хочу сразу сказать: если улыбка на лице автора, то пусть живёт, а если речь о кошке, то у неё не лицо, а морда. А ещё надо бы автору присмотреться к строке: «Лавки яствами – битком». Лавки забиты битком яствами. Тире не спасает. Может быть, «В лавках лакомства – битком»? Понравилось!!!

21. Алексей Ленивец

КОНСОНАНС

Ничего мне другого не хочется.
То, что есть - сохранить, вот и всё.
Вдоль дороги две чёрных обочины,
как застывшие чаши весов –

симметричны.
Ночами житейскими
я гляжу, как из солнечных стран
обменяться широкими жестами
прилетают в наш город ветра.

Что делить, если не с кем и нечего.
Бередит одуванчиков пух
то в душе полуатомы вечности,
то любви полуомут вокруг.

Дом тринадцать по улице Горького,
на столе недопитый нарзан.
Убегает дорога из города,
под окно возвращаясь назад.

В силе тяжести - сила окружности:
тянет в аэропорт сгоряча.
Но прощаться - привычка не нужная,
сбросил тень самолёта с плеча.

Свет неона в оправе малиновой.
Не один я, не перст и не пёс.
Гни, весна, подоконника линию,
кулаками с наколками звёзд!

Гни в подкову, а счастья хватает мне.
Где нас нет, там не лучше ничуть,
хоть ругают вороны картавые
до плюс трёх убежавшую ртуть.

Комментарий: Видно, что писал поэт, способный мыслить художественными образами, иногда необычными и редкими, даже загадочными, как эти: «то в душе полуатомы вечности, // то любви полуомут вокруг». Но и другие загадки есть. С чего вдруг «В силе тяжести – сила окружности»? Пришлось вспомнить школьные годы и проверить формулы. Нет никаких пересечений у этих понятий. Разве что могу пошутить: если окружность живота имярек станет больше, то и сила тяжести станет больше, ибо масса тела возрастёт…
Очень зримый и понятный образ: «Гни, весна, подоконника линию, // кулаками с наколками звёзд!»
Понравилось. Но пятую строфу не лучше ли убрать?

22. Лев Щукин

Мерцающий свет

И однажды под тяжестью лет,
просвещённый до самой макушки,
ты найдёшь немудрёный ответ,
говорящий, что каждому нужно
не пронзать световые года,
не решать вековые вопросы,
а, избегнув дурного следа,
жить легко и красиво, чтоб просто
одуванчиком стать на лугу,
обретая сородичей рядом –
и холмы, и поля, и тайгу,
и мерцающий свет звездопада.

Комментарий: Симпатичное стихотворение, и мысли правильные и понятные, но хочется спросить: что значит: «…пронзать световые года»? Чем или кем нужно стать, чтобы их пронзать? Вряд ли удастся прожить, не решая вековые вопросы. Наверное, удалось бы прожить без этих вопросов, став одуванчиком на лугу, но это никому пока не удавалось. Чувствуется, что автору пришлось много учиться и что-то создавать, за многое нести ответственность и, наконец, прийти к такому выводу. От усталости?

23. Речная Нимфа

Летела

Развоплощение моё
приоткрывало двери веры,
и заполняло вороньё
листы судьбы унылым серым.

Летел огонь с небес, и шёл
урок последний жизни первой.
А я разглаживала шёлк –
весной, строкой, дыханьем, нервом.

И в свой черёд смогла принять
огромность мира, краткость тела,
всех тех, кто жил здесь до меня.
И я летела к ним, летела.

Комментарий: Любовь родителей автора воплотилась в появление новой жизни. А вот как автору удалось развоплотиться и что он понимает под этим понятием, мне пока что не открылось. И как удалось «развоплощению» приоткрывать двери веры, я тоже пока что понять не смог. Из тела разве что автор выходил и начинал летать. А что стоит за таким вот утверждением: «Летел огонь с небес, и шёл // урок последний жизни первой»? Человек, в отличие от кота, имеет одну жизнь. Всё остальное никем не доказано и требует особой осторожности и тонкого поэтического чутья для воплощения в художественных домыслах и образах. Следующие за ними строки, видимо, родились для того чтобы появился шёлк в конце строки в качестве рифмы. И «огромность мира» – это размер, а «краткость тела» – это, скорей, временной показатель краткости земного бытия… Наверняка дальнейшая работа автора со словом и более глубокое погружение в затронутые темы дадут положительный результат.

24. Ирина Полюшко

Маленький непризнанный поэт

Пусть моя строка другой заслонится,
Но благодарю судьбу свою
Я за право творческой бессонницы
И за счастье рядовых в строю.
Г. Шпаликов

Утром, на цвета не замороченным,
Глядя сквозь бойницы штор на свет,
Улыбнётся, глупости пророча нам,
Маленький непризнанный поэт.

Зарифмует мыслей околесицу
Из больной усталой головы,
Приготовит штурмовые лестницы
Тропов гениально-рядовых.

Наделит характерами улицы.
Улицы просторнее людей.
Неумело пьётся, нервно курится
От рассвета до заката день.

Разменяет ночь поэтик маленький,
Бросив душу мёрзнуть нагишом.
Скажут про стихи: «Да это Шпаликов!»
Значит, получилось хорошо.

Комментарий: Понравилось. Не понравилась лишь строка: «Тропов гениально-рядовых». Троп – он и есть троп, затёртый и затоптанный проходившими раньше поэтами.

25. Екатерина Давыдова-Бабочкина

На сеновале

Вот для чего придуманы рассветы!
Совсем не важно, кто ты или где ты,
с кем, как и для чего; и сколько бед ты
уже хлебнул… А нынче –

просто лето,
и ты лежишь вот так – на сеновале –
и видишь: на восточном перевале,
пылая, выплывает алый ялик.
А ты глядишь и думаешь:
едва ли
твой путь сегодня оборваться может,
ведь ты из этих алых бликов сложен,
рассвет – в твоей крови, течёт под кожей,
и ты – уже давно не ты.

А кто же?..

Комментарий: Понравилось стихотворение. Автор, лёжа на сеновале и встречая рассвет, задумался вдруг о бренности жизни и изменчивости всего окружающего, и себя в том числе. Смысл не столько в самих строках, сколько за ними, на втором плане. Это даёт надежды на дальнейший рост.

26. Надежда Новицкая 2

хотя бы две небесных ноты…

хотя бы две небесных ноты —
мне пережить грядущий день,
не монолитных — мимолётных,
узнаю их в молчанье стен,
пустотах снов, цейтноте улиц.
не те вокруг, внутри — не те!
качнулся мир, и ускользнули,
и даже в музыке — лишь тень.

но, ты, на том конце рассвета
дождись, не сетуй на туман,
в сетях дождей пропавший где-то,
их космос не доступен нам.
во тьме ночей, кольце тотемов,
один их вдохновенный звук
и пробуждает то, что немо,
и оживляет наяву.

без этих нот на дольке суши
не оценить масштабов тех,
не осознать иное сущим
и не взлететь…

Комментарий: Мне такая поэзия не близка. Хочется целостного восприятия, а стихотворение вызывает много вопросов, поскольку строки являют разные противоречия, как это: «хотя бы две небесных ноты – // мне пережить грядущий день, // не монолитных – мимолётных, // узнаю их в молчанье стен, // пустотах снов, цейтноте улиц». Они порождают лишь вопросы. К примеру, как можно узнать ноты «…в молчанье стен»? Звук должен появиться, чтобы его услышать, пусть «узнать» по каким-то еле ощутимым признакам. А как можно узнать ноты «в пустотах снов, в цейтноте улиц»? А сколько концов у рассвета и что это такое? А знает ли автор значение слова «тотем»? Вот оно: «Тотем – это духовное существо, священный предмет или символ, который служит эмблемой группы людей, такой как семья, клан...» После ознакомления с этим понятием хочется спросить: «А что значит выражение: «…в кольце тотемов»?
Когда читаю такие тексты, всегда для очистки разума про себя повторяю: «Мороз и солнце – день чудесный. Ещё ты дремлешь, друг прелестный?» Или: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя». Такой простоты и ясности мысли нынче достичь почти невозможно, но стремиться к ним нужно.

27. Наринэ Карапетян

В узоре осени неброском –
Вся зарифмованная жизнь,
Но ты души моей юродство
С сиротством путать не спеши.
Роняют дерева смятенно
Семь заповедных покрывал,
И разноцветное плетенье
Листвы их держится едва.
Не за желанье на закланье
День обрекаем в их речах –
Еще бесстрашен утром ранним
И с головою на плечах.
Но горизонт уж безотраден.
Все ждет, пока, дремоту для,
Покров опустит Божья Матерь
На поредевшие поля.
И только ива, зелень платья
На золото не променяв,
Не может отпустить, расстаться
Со зноем солнечного дня.
Как если бы среди веселья,
Не слушая царя и мать,
Сбежала с пира Саломея,
Не пожелавшая плясать.

Комментарий: Внешне вроде бы всё есть, пока не начинаешь вчитываться и пытаться понять смысл. Итак, первая строфа имеет право быть даже с такими беспомощными рифмами. Пятая строка выбивается ритмически. Образ семи разноцветных покрывал тоже имеет право на жизнь, хотя и вызывает вопросы. А следующая строфа: «Не за желанье на закланье // День обрекаем в их речах – // Еще бесстрашен утром ранним // И с головою на плечах» – меня поставила в тупик. Я её перечитал несколько раз, но так и не смог понять, о чём это и к кому относится: к дереву, к покрывалу, ко дню? А «Обрекаем» – это глагол или краткая форма определения (кем-то обрекаем)? Если «день обрекаем в их речах», то хочу спросить: «В чьих речах или в речах кого (чего)»? Это день «Ещё бесстрашен утром ранним и с головою на плечах»? А в строфе «Но горизонт уж безотраден. // Всё ждет, пока, дремоту для, // Покров опустит Божья Матерь // На поредевшие поля» определение горизонта – «безотраден» – мне показалось неточным, ибо горизонт – это всего лишь линия, соединяющая землю с небом.
И последняя строфа, где появляется библейский персонаж, который сравнивается с ивой, не пожелавшей раздеваться. Не убедительно. В далёкие, теперь уж молодые, годы удивлялся, когда поэты старшего поколения советовали молодым авторам читать классиков, а теперь и сам хочу дать совет: чаще читайте классиков, да и просто поэтов старшего поколения, чтобы научиться формулировать мысли, создавать образы, добывать хорошие рифмы!

28. Галиаскарова Елена

В преддверии Святого Рождества

На окнах белый иней, словно мох…
Я вспоминаю летних дней плеяды;
Прогнозы обещают снегопады,
На окнах белый иней, словно мох.

Смотрю на неба облачный покров,
Мне по душе метели серенады.

На окнах белый иней, словно мох,
Я вспоминаю летних дней плеяды.

Как рос в траве густой чертополох,
Причудливой красой пленяя взгляды –
Сиренев был, колюч лесной цветок,
Вокруг кружились пчелы и цикады…

Начнется жизни новая глава
В преддверии Святого Рождества.

Комментарий: Очень напоминает сонет. Могу ошибаться. Повторение одних и тех же строк в разных строфах – приём не новый. Строки музыкальны.

29. Ольга Флярковская

Чертополох

Красавец чертополох!
Изящный, дымчато-синий...
Как сонной воды сполох,
сей маленький страж России.

Развеет любую хмурь,
осилит любые чары
в эпоху железных бурь
и сеющих смерть анчаров.

Смотри, как он сух и строг,
а тронешь – царапнет кожу
сей спутник земных дорог,
где всякий наш путь тревожен.

За то и дано ему
прозвание – круче нету,
что он разгоняет тьму
и тем помогает свету...

Комментарий: Стихотворение как стихотворение. В наши дни, когда по всей России зарастают поля, чего уж чего, а чертополоха хватает. Он красив и колюч. Наверное, впервые опоэтизирован и выступает в качестве стража России. Хотя уже в названии растения заложен глубокий смысл, и автор этот смысл раскрыл.

30. Илина Гумер

ПЕПЕЛ В НЕБЕСАХ

Воскресное расслабленное утро.
Кофейный дух струится над столом.
Но прежние цвета и перламутры
Исчезли – нынче вижу за стеклом

Небес сиротских выцветшие ситцы.
Диагональю – провода тесьма...
И реют неприкаянные птицы,
Как пепел от сожжённого письма...

Комментарий: Автор хотел через картину осеннего утра показать что-то значительное из личных отношений, если уж реющие за стеклом неприкаянные птицы всколыхнули образ пущенного по ветру пепла от сожжённого письма.

Мой выбор таков:

Подводя итоги рассмотрения тридцати стихотворений, хочу отметить стихи под номерами 5, 11, 14, 20, 21, 29, 30. Распределять места среди лучших работ – не моя задача. Хочу лишь оговориться, что мои вкусы и пристрастия могли повлиять на мои выводы. Среди авторов могут быть очень талантливые в других областях деятельности люди. И мои замечания или советы ни в коей мере не умаляют их заслуг и не роняют тень на их личностные качества. Я высказался лишь в адрес конкретных текстов.
С уважением – Виталий Серков.

**********************************************

Итак, лучшие произведения по мнению Виталия Серкова (в порядке подачи на конкурс):

Алексей Прохоренков «Повод предавать»
Поликарпова Дарья «Предосеннее»
Татьяна Воронова «Конец июня»
Ольга Королева «Пошехонье»
Алексей Ленивец «Консонанс»
Ольга Флярковская «Чертополох»
Илина Гумер «Пепел в небесах»


Рецензии
Доброго вам времени суток, Виталий!
С удовольствием прочитал ваш обзор, перечитал стихи одноклубников-соседей, и получил от всего этого не только понимание некоторых новых для меня нюансов, но и эмоции, спектр которых в целом был преобладающе положительным.
В обзоре вы были внимательны и тактичны в отношении каждого текста. И хотя критика также имела место быть, но ведь мы знаем, что именно она - двигатель прогресса в любом деле. И стихосложение - не исключение. Пусть и не каждая, но критика именно в вашем обзоре была таковой: аккуратной, точной, не обидной. А ещё критика - это всегда лакмусовая бумажка гордыни, эффективно борется с её избыточным "ожирением".
По отмеченному вами абзацу в моём "Поводе предавать" теперь буду думать, что в любом случае хорошо, говорит о том, что стихотворение не окоченевшее, живое, и ещё нуждается в заботе, внимании и уходе.
Спасибо Вам за вашу работу!
А в завершении, хочется поблагодарить Илину за то, что она пригласила экспертом именно Вас.

Алексей Прохоренков   09.10.2025 23:04     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.