Ночёвка в поле
Раньше не все сельские жители сажали картофель вблизи села. Преимуществом пользовались колхозники. А остальные сельчане могли получить землю под эту культуру довольно далеко от села. Зависело это от того, в какой организации работали сельчане. Так, в 1955 году, когда мне было 3 года, дедушке как работнику райпотребсоюза, выделили землю недалеко от села Мананниково, находившегося на расстоянии двадцати километров от Богдановки. На гужевом транспорте до него нужно было добираться более двух часов. Все работы по посадке, прополке, окучиванию картофеля мои родные выполняли в течение светового дня, а уборка была более трудоёмким занятием, она занимала гораздо больше времени, и уложиться в один день не удавалось.
В день, когда нужно было убирать урожай, дедушка рано утром запряг лошадь в рыдван, положил мешки, лопаты, вёдра, провизию, и мы втроём выехали в поле. Сидеть в пустом рыдване было тряско, поэтому в дороге сделали остановку на полянке у ближайшего леса, где дедушка накосил свежего сена, чтобы нам было удобнее сидеть. Я, опьянённая ароматом трав, быстро уснула. Весь путь я проспала, так как в этот день меня разбудили очень рано, и проснулась только тогда, когда подъехали к полю, где находилась наша делянка.
Дедушка стреножил лошадь, чтобы она далеко не ушла, отпустил её пастись. Наскоро перекусив, начали убирать картофель. Пожухлые кусты выкапывал лопатой дедушка, а бабушка собирала клубни в ведро, а потом высыпала их в мешки. Я с удовольствием ходила по полю, помогая взрослым собирать урожай. Понятно, какая я была сборщица, но бабушка для меня привезла маленькое ведёрочко, в которое я складывала картофелины. В то время я уже понимала, какие блюда готовят из картофеля, который я очень любила, особенно с сахаром. Мой отчим рассказывал мне, как он смеялся, когда увидел, как я посыпаю картошку сахарным песком и ем так, что за уши не оттащишь. А ещё я любила, как дедушка жарил картошку на сливках. Такая вкуснотища была, когда же сковорода пустела, он ножом соскребал все пригарочки, и отдавал их только мне. Я их очень любила, а, став взрослой, поняла, что эта еда очень вредна, особенно для ребёнка, но в то время мало кто об этом знал.
Самый первый сбор картофеля запомнился мне надолго, он был для меня тогда, разумеется, какой-то новой игрой, подражающей действиям взрослых, но именно так и приучали к труду сельские жители своих детей. Урожай был хороший, дедушка понял, что им с бабушкой за день не управиться, решено было остаться ночевать в поле, поэтому трудились до самой темноты, чтобы завтра закончить работу пораньше и до наступления ночи добраться домой.
Ужинали при свете костра, в котором испекли картошку. Картофель был весь в золе с обгоревшей шкуркой, но когда бабушка его разломила на половинки, я почувствовала необыкновенный аромат и мне не терпелось его съесть. Но не тут-то было, картошка была огненной, бабушке пришлось долго дуть на неё, чтобы я могла кушать её, не обжигаясь.
Закончив ужинать, мы стали устраиваться на ночлег. Забрались все на рыдван. Сено за день подсохло, и влага уже не чувствовалась, да и предусмотрительная бабушка расстелила какую-то попону. Мы улеглись, я лежала в серединке между дедушкой и бабушкой, которые, между прочим, были ещё и моими крёстными. С ними мне не было страшно, хотя почти рядом раздавались разные ночные звуки и шорохи. Было уже довольно холодно, но у нас с собой было тёплое одеяло, поэтому мне под ним было тепло и уютно, а рядом находились родные мне люди. Я смотрела в небо, где ярко сверкали звёздочки, светила жёлтая, похожая на репу, луна, и у меня возникло ощущение того, что я парила высоко над землёй. Это было непередаваемое ощущение близости к ночному небу, ощущение чего-то таинственного и огромного по сравнению со мной, маленькой девочкой. Сладкий сон сморил меня.
Утром, когда я проснулась, солнце стояло уже довольно высоко. Дедушка с бабушкой в этот день встали с рассветом и вовсю трудились. Завтракали поздно, поэтому не обедали. К полудню выкопали и убрали всю картошку. Быстренько покушали, и, погрузив мешки с картошкой на рыдван, прикрыв их сеном, мы тронулись в путь. Лошадь за сутки хорошо отдохнула, поэтому остановок для отдыха не делали. К вечеру мы были дома. Нас с нетерпением ждала моя тётя Настя, которая ещё жила с родителями. Я её очень любила и, когда не было в Богдановке рядом со мной моей мамы, именно её я звала своей мамой. Мы знали, что для нас она приготовила вкусный ужин, ведь недаром тётя была дипломированным старшим поваром в местной столовой. Дедушка с бабушкой так устали, что решили картофель в погреб будут убирать на следующий день, поэтому все с наслаждением принялись за ужин.
Как это всё было давно, и какой я тогда была счастливой, сама не понимая этого.
18 января 2023 г.
Свидетельство о публикации №125100806717
Я родом из деревни.
Я желаю вам, Мария,
Самых сладких в поле снов,
А в душе звучало трио:
Нежность, Радость и Любовь!
С самыми добрыми и светлыми пожеланиями.
Николай Ледаков 11.10.2025 08:58 Заявить о нарушении
Мария Григорьева-Иванюкова 11.10.2025 20:02 Заявить о нарушении