Финал пьесы Льва Гумилёва Волшебные папиросы

Лев Николаевич Гумилёв (1912 — 1992), сын поэта Николая Гумилёва и поэтессы Анны Ахматовой, сочинял стихи и прозу.
Чем была поэзия для Льва Гумилёва? Он жил в ней, а она – в нём. В ссылках и на литературных вечерах он читал стихи – и свои, и Николая Гумилёва, знал много стихотворений не только русских, но и зарубежных поэтов. Поэзия для него, в том числе и собственная, была своеобразным фоновым наполнением, без которого существование невозможно. Писать стихи было для Льва Гумилева органично и естественно, на это занятие он смотрел как на само собой разумеющееся. Поэтический мир, в котором он родился, был его собственностью, частью его самого, его средой, его воздухом. И образный, поэтический язык стал его родным и основным языком [1].
По отношению к поэзии Льва Гумилёва неприменимы слова «подражание», «влияние», «воздействие», то есть подражание Анне Ахматовой и Николаю Гумилёву. Здесь не всегда уместно употреблять даже слово «традиция». Возможно, правильнее говорить о едином поэтическом и – шире! – эстетическом пространстве трёх поэтов: Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, Льва Гумилёва… Черты сходства поэзии Льва Гумилёва с поэзией его родителей происходят не от подражания «папе и маме», а от эстетической платформы серебряного века, выдающимися представителями которого являлись поэты Анна Ахматова и Николай Гумилёв [1].
В 1942 году в Норильском лагере Лев Гумилёв сочинил поэтическую пьесу "Волшебные папиросы". Не имея возможности записать стихи на бумаге, он долгие годы хранил произведение в своей памяти. Пьеса была впервые опубликована в журнале «Советская литература» в 1990 году [2].
"Волшебные папиросы" – это сказка, в которой в аллегорической форме представлена борьба Добра и Зла. События в сказке связаны с Петербургом. Первое действие происходит в Русском музее, в галерее, выходящей в Михайловский сад. В музее — выставка, в середине — «Пир королей» Филонова. Художник за мольбертом копирует картину Филонова, входят Критик и Политик. Художник предлагает Принцу сделать роковой шаг — и оказаться внутри картины, стать одним из пирующих королей и подчиниться Владыке Полнощной страны. Однако Принцу удаётся ускользнуть от участия в чудовищном пире, на который приглашает его петербургская нежить.

Обратимся к финалу сказки Льва Гумилёва «Волшебные папиросы».

« Критик и Политик бегут. Свист за ними гонится.

Золушка
О милый, спаси их!

Очарованный Принц
Моя Сандрильона,
Оставим их грязной и гнусной судьбе.
Ты видишь, что ангел склонился с колонны,
Чтоб первым из всех улыбнуться тебе.
Ты слышишь, как липы шуршат по аллеям
Листвой и ветвями веселый привет.
Скажи мне, ужель мы с тобой пожалеем
О гибельной ночи, минувшей как бред?

Золушка
Как долго мы были покорными бреду
У нас, отнимавшему наши права!
Лишь ныне мы смеем прославить победу
Творящего души и плоть Божества.
Я свету и радости стала причастна,
Я чту Божество, сотворившее плоть.
О, Принц мой, и мига не трать понапрасну,
Часы  нам не часто дарует Господь. »

Рассмотрим наиболее важные (ключевые) слова Принца и Золушки в финале пьесы:
1. Сандрильона;
2. Ангел;
3. Свет;
4. Господь.


1. Слово «Сандрильона»


Цитата из пьесы Льва Гумилёва

«Очарованный Принц
Моя Сандрильона…  »

Сандрильона (от французского слова «cendre» — пепел, зола) или Золушка  —  героиня сказки Шарля Перро «Золушка, или хрустальная туфелька».

В поэтическом творчестве Анны Ахматовой есть стихотворение о Золушке (Сандрильоне) [3].


* * *

…И на ступеньки встретить
Не вышли с фонарём.
В неверном лунном свете
Вошла я в тихий дом.

Под лампою зеленой,
С улыбкой неживой,
Друг шепчет: «Сандрильона,
Как странен голос твой…»

В камине гаснет пламя,
Томя, трещит сверчок.
Ах! кто-то взял на память
Мой белый башмачок

И дал мне три гвоздики,
Не подымая глаз.
О милые улики,
Куда мне спрятать вас?

И сердцу горько верить,
Что близок, близок срок,
Что всем он станет мерить
Мой белый башмачок.

(А. Ахматова «И на ступеньки встретить…» 1913 г.)

Это стихотворение Анны Ахматовой посвящено взаимоотношениям мужчины и женщины, окутанным загадкой. Лирическая героиня (Сандрильона) огорчена тем, что возлюбленный, чтобы найти её, будет примерять башмачок многим девушкам. В стихотворении есть символические детали: камин, в котором гаснет пламя - подчёркивает драматизм ситуации; три гвоздики - гвоздики называют «диантусами», что с латинского языка переводится как «божественный цветок».


2. Слово «Ангел»

Цитата из пьесы Льва Гумилёва

« Очарованный Принц
…Ты видишь, что ангел склонился с колонны,
Чтоб первым из всех улыбнуться тебе. »

* * *

Божий Ангел, зимним утром
Тайно обручивший нас,
С нашей жизни беспечальной
Глаз не сводит потемневших.

Оттого мы любим небо,
Тонкий воздух, свежий ветер
И чернеющие ветки
За оградою чугунной.

Оттого мы любим строгий,
Многоводный, тёмный город,
И разлуки наши любим,
И часы недолгих встреч.

(А. Ахматова «Божий Ангел, зимним утром…» 1914 г.)

Это стихотворение Анны Ахматовой начинается с обращения к Божьему Ангелу, который связывает двух влюблённых. Божий Ангел представляет собой защитника любви, что наделяет отношения влюблённых священным значением. Любовь – Божий дар, освещающий повседневность. В последней строфе мы узнаём, что любовь героев изливается и на город, соединивший их, Санкт-Петербург. Хотя встречи героев были кратки, но благословением Небес они стали едины. Ахматова объясняет это чудо святым ангельским надзором, его взглядом, обращённым на влюблённых.

* * *

Ангел, три года хранивший меня,
Вознёсся в лучах и огне,
Но жду терпеливо сладчайшего дня,
Когда он вернётся ко мне.

Как щёки запали, бескровны уста,
Лица не узнать моего;
Ведь я не прекрасная больше, не та,
Что песней смутила его.

Давно на земле ничего не боюсь,
Прощальные помня слова.
Я в ноги ему, как войдет, поклонюсь,
А прежде кивала едва.

(А. Ахматова «Ангел, три года хранивший меня…» 1922 г.)

Лейтмотив этого стихотворения — ожидание возвращения ангела. Лирическая героиня понимает, что изменилась за время разлуки с ангелом; её внешний вид и внутреннее состояние описываются с печалью. Несмотря на изменения, она ждёт возвращения ангела, что демонстрирует стойкость и надежду на лучшее. Ангел – символ высшей силы, защиты и любви. Его возвращение является основой надежды и утешения.
 

В поэтическом творчестве Николая Гумилёва есть несколько стихотворений об ангелах [4].

25 марта 1911 года Николай Гумилёв записал в альбом Анны Ахматовой акростих «Ангел лёг у края небосклона...». Начальные буквы строк сонета составляют имя и фамилию адресата, которому посвящены стихи.

Ангел лёг у края небосклона…
(акростих)

Ангел лёг у края небосклона.
Наклонившись, удивлялся безднам.
Новый мир был синим и беззвездным.
Ад молчал, не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье.
Миру лав досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живёт, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.

(Н. Гумилёв «Ангел лёг у края небосклона...» 1911 г.)

Произведение представляет собой акростих, где каждая строка начинается с одной буквы, образующей слово «АННААХМАТОВА».
Ангел в стихотворении вызывает ассоциации с чем-то неземным, высокодуховным и в то же время уязвимым. Небосклон символизирует границы видимого мира и духовные высоты. Николай Гумилёв создаёт контраст между «новым миром», который «тёмный и беззвёздный», и небесной сферой, к которой стремится ангел. Это противостояние указывает на тоску человечества, его жажду света и надежды. Гумилёв затрагивает темы любви и грусти, показывая, что мир полон страданий и мечтаний. Поэт передаёт мысль о том, что даже в новом и неизведанном мире духовность и божественное начало найдут своё отражение и создадут новый, наполненный откровениями мир.


Ангел

Крылья плещут в небесах, как знамя,
Орлий клёкот, бешеный полёт —
Половина туловища — пламя,
Половина туловища — лёд…

(Н. Гумилёв «Ангел» 1919 г.)

В стихотворении «Ангел» Николай Гумилёв показывает, что посланники Небес сотканы из огненного духа, обрамлённого «льдом» священной отрешённости, пребывающей за пределами состраданий к иллюзорным правдам мирского бытия.


3. Слово «Свет»


Цитата из пьесы Льва Гумилёва

« Золушка
…Я свету и радости стала причастна,
Я чту Божество, сотворившее плоть. »

Рассмотрим образ света в поэзии Анны Ахматовой.
В стихотворении «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...» свет символизирует надежду и счастье. В идиллическом уголке простой жизни он «прозрачный, тёплый и весёлый». 

Ведь где-то есть простая жизнь и свет…

Ведь где-то есть простая жизнь и свет,
Прозрачный, тёплый и весёлый…
Там с девушкой через забор сосед
Под вечер говорит, и слышат только пчелы
Нежнейшую из всех бесед.

А мы живём торжественно и трудно
И чтим обряды наших горьких встреч,
Когда с налету ветер безрассудный
Чуть начатую обрывает речь.

Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные, мрачные сады
И голос Музы еле слышный.

(А. Ахматова «Ведь где-то есть простая жизнь и свет…» 1915 г.)

В стихотворении «Молюсь оконному лучу…» образ луча символизирует Божественную благодать, которая преображает лирическую героиню: вначале «бледный, тонкий, прямой» луч становится «невинным и простым». 

Молюсь оконному лучу…

Молюсь оконному лучу
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.

(А. Ахматова «Молюсь оконному лучу…» 1910 г.)

Рассмотрим образ солнечного света в поэзии Николая Гумилёва.
Николай Гумилёв – поэт, осознающий, что искусство должно существовать ради высшей цели, должно облагораживать человеческую природу, «вести сердца к высоте». Николай Гумилёв ощущает назначение поэзии как служение свету и Небу.
В творчестве Гумилёва солнце выступает как символ надежды, помогает открыть сердце для бездны («Видение»), вкусить «солнце-плод» для нового познания («Солнце духа»). Дневное светило воспринимается как символ обновления.

Видение

Лежал истомлённый на ложе болезни
(Что горше, что тягостней ложа болезни?),
И вдруг загорелись усталые очи,
Он видит, он слышит в священном восторге —
Выходят из мрака, выходят из ночи
Святой Пантелеймон и воин Георгий.
Вот речь начинает святой Пантелеймон
(Так сладко, когда говорит Пантелеймон)
— «Бессонны твои покрасневшие вежды,
Пылает и душит твоё изголовье,
Но я прикоснусь к тебе краем одежды
И в жилы пролью золотое здоровье». —
И другу вослед выступает Георгий
(Как трубы победы, вещает Георгий)
— «От битв отрекаясь, ты жаждал спасенья,
Но сильного слёзы пред Богом неправы,
И Бог не слыхал твоего отреченья,
Ты встанешь заутра, и встанешь для славы». —
И скрылись, как два исчезающих света
(Средь мрака ночного два яркие света),
Растущего дня надвигается шорох,
Вот солнце сверкнуло, и встал истомлённый
С надменной улыбкой, с весельем во взорах
И с сердцем, открытым для жизни бездонной.

(Н. Гумилёв «Видение» 1912 г.)


Солнце духа

Как могли мы прежде жить в покое
И не ждать ни радостей, ни бед,
Не мечтать об огнезаром бое,
О рокочущей трубе побед.

Как могли мы… Но ещё не поздно.
Солнце духа наклонилось к нам.
Солнце духа благостно и грозно
Разлилось по нашим небесам.

Расцветает дух, как роза мая,
Как огонь, он разрывает тьму.
Тело, ничего не понимая,
Слепо повинуется ему.

В дикой прелести степных раздолий,
В тихом таинстве лесной глуши
Ничего нет трудного для воли
И мучительного для души.

Чувствую, что скоро осень будет,
Солнечные кончатся труды,
И от древа духа снимут люди
Золотые, зрелые плоды.

(Н. Гумилёв «Солнце духа» 1915 г.)


4. Слово «Господь»

Цитата из пьесы Льва Гумилёва

« Золушка
…О, Принц мой, и мига не трать понапрасну,
Часы  нам не часто дарует Господь. »


Я любимого нигде не встретила…

Я любимого нигде не встретила:
Столько стран прошла напрасно.
И, вернувшись, я Отцу ответила:
«Да, Отец! — Твоя земля прекрасна.

Не;жило мне тело море синее,
Звонко, звонко пели птицы томные.
А в родной стране от ласки инея
Поседели сразу косы тёмные.

Там в глухих скитах монахи молятся
Длинными молитвами, искусными…
Знаю я, когда земля расколется,
Поглядишь Ты вниз очами грустными.

Я завет Твой, Господи, исполнила
И на зов Твой радостно ответила,
На Твоей земле я всё запомнила,
И любимого нигде не встретила».

(А. Ахматова «Я любимого нигде не встретила» 1914 г.)

В этом стихотворении Анны Ахматовой отражены чувства лирической героини, связанные с поиском любви и понимания своего места в мире.  Образы монахов и молитвы усиливают ощущение поиска высшего смысла. Героиня осознаёт свою миссию и связь с Божественным. Темы любви, родины и духовности придают стихотворению глубину и многослойность. 

Творчество Николая Гумилёва – пример того, как внутренний рост поэта всё больше утверждает и раскрывает его поэтическую индивидуальность [5].

Заводи

Солнце скрылось на западе
За полями обетованными,
И стали тихие заводи
Синими и благоуханными.

Сонно дрогнул камыш,
Пролетела летучая мышь,
Рыба плеснулась в омуте…
… И направились к дому те,
У кого есть дом
С голубыми ставнями,
С креслами давними
И круглым чайным столом.

Я один остался на воздухе
Смотреть на сонную заводь,
Где днем так отрадно плавать,
А вечером плакать,
Потому что я люблю Тебя, Господи.

(Н. Гумилёв «Заводи» 1908 г.)

«Поэт плачет об утраченном рае, хотя не может не тянуться к земному», – писал о стихотворении Николая Гумилёва «Заводи» богослов и литературовед М. М. Дунаев.


Я не прожил, я протомился…

Я не прожил, я протомился
Половину жизни земной,
И, Господь, вот Ты мне явился
Невозможной такой мечтой.
Вижу свет на горе Фаворе
И безумно тоскую я,
Что взлюбил и сушу и море,
Весь дремучий сон бытия;
Что моя молодая сила
Не смирилась перед Твоей,
Что так больно сердце томила
Красота Твоих дочерей.
Но любовь разве цветик алый,
Чтобы ей лишь мгновенье жить,
Но любовь разве пламень малый,
Что её легко погасить?
С этой тихой и грустной думой
Как-нибудь я жизнь дотяну,
А о будущей Ты подумай,
Я и так погубил одну.

(Н. Гумилёв «Я не прожил, я протомился…» 1915 г.)

В стихотворении «Я не прожил, я протомился…» выдвижение на первый план любовной темы заставляет вспомнить о Данте, отсылка к которому в первой строфе стихотворения уже как будто с самого начала «предсказывала» появление любви как одной из смысловых доминант текста. Заключительная строфа подводит итог: лирический герой волевым усилием как будто отодвигает свои сомнения, приглушает эмоции и принимает для себя единственно возможный выход — ввериться воле Господа.

Николай Гумилёв своими стихами как бы подчёркивает, что истинная ценность искусства заключается не только в технике творчества, но и в любви к миру и вере в Бога.

« Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога. »

(из стихотворения Н. Гумилёва «Фра Беато Анджелико» 1912 г.)


«Если, Господи, это так, / Если праведно я пою, / Дай мне, Господи, дай мне знак, / Что я волю понял твою» – пишет Николай Гумилёв в стихотворении «Канцона вторая».


Канцона вторая

Храм твой, Господи, в небесах,
Но земля тоже твой приют.
Расцветают липы в лесах,
И на липах птицы поют.

Точно благовест твой, весна
По весёлым идет полям,
А весною на крыльях сна
Прилетают ангелы к нам.

Если, Господи, это так,
Если праведно я пою,
Дай мне, Господи, дай мне знак,
Что я волю понял твою.

Перед той, что сейчас грустна,
Появись, как незримый свет,
И на всё, что спросит она,
Ослепительный дай ответ.

Ведь отрадней пения птиц,
Благодатней ангельских труб
Нам дрожанье милых ресниц
И улыбка любимых губ.

(Н. Гумилёв «Канцона вторая» 1918 г.)



Источники

1. Ефремова И. Л. Феномен Льва Гумилёва в поэтическом пространстве трёх поэтов. // Вестник ТвГУ. Серия: Филология. 2020 (3). С. 41-49.
2. Л. Н. Гумилёв Волшебные папиросы: (Зимняя сказка): Пьеса в стихах // Сов. литература. 1990.
№ 1. С. 61-72.
3. Анна Ахматова Полное собрание стихов и поэм. СПб.: Библиотека мировой литературы (СЗКЭО), 2025. – 792 с.
4. Гумилёв Н. С. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука, 2010. – 797 с.
5. Верховский Ю. Н. Путь поэта. О поэзии Н. С. Гумилёва // Н. С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. – С. 505–550.


Рецензии