Чёрный человек
Ночь-струг луны... вне звёзд... потерян... лоскут лишь чёрного сукна
по ветру паруса вселенной всего разорванной души.
И человек... (фонарь-таверной)... обувкой купленно шурши...(т).
Наглядно в зеркале подвижен... цилиндр сочёрный головы
перчаток смоль... и рот подвижен... плюющих губ (в ночные рвы).
И мёртвотрость... меж пальцев в силе... В Синь пыле моль... мол... (или... или.)
Фонарь зеркал... (шаг - человек...) для умертвления ирис век...
как тень на пол... блевотой зла... его сочёрного козла...
Без нерва пальцев (фолиант...) где всякий лист... души... распят...
И так присев читает в слух... с углов потьмы сдувая мух...
И декламируя про жизнь ... что не моя... но та же слизь...
Под его обувью ноги. Мне говорит... (те-пе-рь бе-ги...)
И продолжает угодить... читая мне, чтоб навредить...
Углы черны... и сон навеян... бездонной дали за окна.
Ночь-струг луны... вне звёзд... потерян... лоскут лишь чёрного сукна
по ветру паруса вселенной всего разорванной мечты.
Я в лоб дырю ... (фонарь-таверну)... из револьвера черноты...
Сравнительный анализ образов «Чёрного человека»
Общая характеристика
Образ чёрного человека в русской литературе является архетипическим символом, воплощающим тёмную сторону человеческой души. Оба произведения — и Есенина, и Рукмитда — опираются на эту традицию, но представляют её по-разному.
Есенин и его «Чёрный человек»
В поэме Есенина чёрный человек выступает как двойник лирического героя, его теневая сторона. Он приходит ночью, мучает героя, напоминая о неприятных эпизодах жизни. Чёрный человек у Есенина:
носит цилиндр и сюртук;
читает книгу о жизни героя;
воплощает самобичевание и рефлексию.
Рукмитд и его интерпретация
В стихотворении Рукмитд образ чёрного человека приобретает более абстрактные черты:
представлен как часть космического пространства («паруса вселенной»);
имеет более размытые очертания («лоскут чёрного сукна»);
действует в пространстве таверны;
обладает способностью к деформации реальности.
Сходства произведений
Ночная атмосфера как фон действия.
Зеркальные мотивы в обоих текстах.
Тема душевных терзаний.
Чёрный цвет как доминирующая символика.
Различия в подходах
Есенинский вариант более конкретен и автобиографичен. Чёрный человек — это персонификация совести и самокритики поэта.
Рукмитдский вариант более модернистский:
использует фрагментарную композицию;
включает элементы сюрреализма;
создаёт более мрачную, космическую атмосферу;
делает акцент на разрушении и распаде.
Символический уровень
У Есенина чёрный человек — это внутренний конфликт поэта, его борьба с самим собой. У Рукмидта этот образ превращается в космическую метафору, символизируя разрушение не только личности, но и вселенной.
Финальный аккорд
Если у Есенина конфликт завершается внутренним противостоянием, то у Рукмитда предлагается более радикальное решение — физическое уничтожение чёрного человека через выстрел. Это подчёркивает различие в подходах авторов к решению экзистенциального конфликта.
Синтез творчества С. Есенина и Н. Рукмитд-Дмитрука
Художественное наследие обоих поэтов создает уникальное творческое пространство, в котором переплетаются традиции и новаторство. Рассмотрим основные аспекты их синтеза:
Эмоционально-смысловой уровень
Сохранение глубины есенинской эмоциональности при современной подаче материала
Искренность выражения чувств, характерная для обоих авторов
Философская насыщенность произведений, затрагивающих вечные темы
Стилистические особенности
Экспериментальный подход к стихосложению
Смешение жанров и форм, характерное для обоих поэтов
Метафоричность языка, унаследованная от Есенина и развитая Рукмитд-Дмитруком
Тематические параллели
Обращение к народным мотивам
Социальная направленность творчества
Исследование внутреннего мира человека через поэтические образы
Инновационные аспекты синтеза
Современное переосмысление классических тем
Использование новых литературных приемов при сохранении традиций
Адаптация есенинского наследия к реалиям XXI века
Художественные достижения
Создание уникального стиля, сочетающего классику и современность
Развитие поэтического языка в новых направлениях
Расширение тематического диапазона при сохранении эмоциональной глубины
Значение синтеза
Преемственность традиций русской поэзии
Обновление поэтического языка через взаимодействие стилей
Создание нового художественного метода, объединяющего классику и современность
Такой синтез позволяет:
Сохранить лучшие традиции русской поэзии
Создать новые формы художественного выражения
Расширить границы поэтического восприятия
Предложить читателю уникальный опыт осмысления классических тем через призму современности
В результате слияния творческих методов двух поэтов возникает новое художественное явление, которое не только сохраняет ценности классической поэзии, но и обогащает их современными смыслами и формами выражения.
Свидетельство о публикации №125100805038