История сибирской семьи, которая 40 лет не видела

Сибирская тайга, ее резкий холодный климат сильно препятствуют заселению этой местности. Крутые холмы и сложный рельеф местности делают ее труднодоступной и малопригодной для проживания. Там растут хвойные леса и березовые рощи, практически не тронутые человеком на протяжении веков. Медведи и лисицы бродят по лесу днем, а по ночам охотятся волки. Среднегодовая температура — минус пять градусов по Цельсию. Протянувшись с востока на запад от Тихого океана до Уральских гор и с севера на юг от Арктики до границ с Монголией, тайга — крупнейшая из почти необитаемых областей Земли.
Неожиданная находка геологов

В 1978 году группа советских геологов была отправлена для изучения самой труднодоступной и изолированной части этого региона. Пролетая над тайгой на вертолете, они увидели то, что поначалу им показалось совершенно невозможным, — поляну с садом, четкое доказательство человеческого присутствия.

Они были почти в 260 километрах от ближайшего населенного пункта. После приземления геологи решили исследовать эту местность на свой страх и риск. Позже геолог Галина Письменская рассказывала, что они «оставили подарки в пакетах для наших потенциальных друзей», регулярно проверяя, на месте ли пистолет.

Продолжив поиски, они нашли и другие следы присутствия человека: деревянный посох, мост через ручей, а потом увидели хижину и осторожно подошли к ней. Импровизированная дверь со скрипом отворилась, и оттуда вышел старик в рваной одежде с неопрятной длинной бородой. Несмотря на «страх в его глазах», старик тихо сказал: «Ну, раз вы прошли так далеко, добро пожаловать».



Старообрядцы

Увиденное поразило геологов. Жилище было похоже на избушку, пол усыпан картофельной кожурой и сосновыми шишками, все было в грязи. Когда они рассмотрели тускло освещенную хижину, обнаружилось, что это дом для семьи из пяти человек — отца и четверых детей, двое из которых начали плакать при виде незнакомых людей.

Как рассказали геологи, старик Карп Лыков когда-то жил в населенной части России. Он был членом фундаменталистской секты, известной как «старообрядцы». Называлась она так потому, что их способ поклонения Богу не менялся с 17-го века. Старообрядцы подвергались преследованиям в России на протяжении веков, еще до Октябрьской революции. Секта возникла во времена правления Петра Великого в конце 17-го и начале 18-го веков, и старообрядцы, которые обязаны носить бороды, были вынуждены платить налог на волосы на лице.


В полной изоляции посреди непроходимой тайги

Во времена советской власти Карп решил, что пора уходить в какой-нибудь малонаселенный город в Сибири. В 1936 году во время работы в поле его брата застрелили прямо у него на глазах. Карп сразу же схватил свою семью, которая в то время состояла из жены, сына Савина и двухлетней дочери Натальи, и скрылся в сибирской тайге.

В тайге у Карпа и его жены Акулины появилось еще двое детей, Дмитрий и Агафья, которые до встречи с геологами никогда не видели других людей, кроме членов своей семьи. Все, что они знали о цивилизации, дети получили от своих родителей. Они учили их читать и писать с помощью старинной Библии.

Семья ничего не знала о мире после 1936 года, в том числе о Второй мировой войне. Каждый член семьи научился обеспечивать себя, используя только те ресурсы, которые можно получить в глухой тайге.

Когда дети выросли, они стали охотниками и собирателями. Дмитрий, например, научился убивать животных без оружия. Он делал это, выкапывая ловушки и преследуя животных до тех пор, пока они не падали от истощения.

Семье стало значительно тяжелее, когда, приблизительно в 1961 году, скончалась от голода Акулина. Теперь семья состояла из отца и четверых детей, борющихся за выживание.
Геологи и дальнейшая судьбы Лыковых

Понимая, насколько их присутствие может быть травмоопасно для психики детей (ведь они никогда раньше не видели других людей), геологи вышли из избы и разбили лагерь неподалеку. Вскоре семья привыкла к ним, Карп и дети стали подходить к ученым, сначала со страхом и любопытством.



Они отказались от всего, что подарили им геологи, в том числе от одежды, еды и хлеба. Карп объяснил, что его младшие дети хлеб никогда даже не видели. Геологи рассказали им о том, что произошло в мире после 1936 года, и показали современные вещи. Увидев целлофан, Карп воскликнул: «Господи, надо ж такое придумать — это стекло, но оно мнется!» Телевизор их напугал и одновременно привел в восторг. В свою очередь члены семьи рассказали геологам, как выжить в сибирской тайге и как вырастить урожай в таких суровых условиях.

Геологи продолжали обследовать тайгу, сосуществуя с семьей в течение нескольких лет. Иногда учёные пытались убедить Лыковых вернуться к цивилизации, но они отказывались. Осенью 1981 года трое из четырех детей (Дмитрий, Наталья и Савин) скончались в течение нескольких дней, двое от почечной недостаточности и один — от пневмонии. Геологи предложили перевезти заболевших в больницу, но их предложение было решительно отвергнуто.

После этой трагедии геологи еще не раз попытались убедить Карпа, теперь уже старого человека в возрасте далеко за 80 лет, и его младшую дочь Агафью переехать в ближайшую деревню. Они по-прежнему отказывались. 16 февраля 1988 года, спустя 27 лет после смерти жены, Карп скончался во сне, оставив Агафью одну. Переезжать куда-либо она не захотела. Насколько известно, она и по сей день живет в непроходимой сибирской тайге.


В течение семи лет Агафья (Дата рождения 9 апреля 1945 (80 лет) ) жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» (пострижения в монахини). Однако по прошествии нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с монахинями часовенного согласия.

С этого момента Агафья практически безвыездно проживает на заимке Лыковых. За это время у неё побывало немало путешественников, журналистов, писателей, представителей религиозных общин разных конфессий. Также у Агафьи жили монастырские послушницы и добровольные помощники, помогавшие по хозяйству. Агафья состояла в переписке с местными властями и нередко просила о помощи.

Губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался доставлять отшельнице всё необходимое, а также оказывать медицинскую помощь. В 2011 году Агафья Лыкова обратилась к предстоятелю русской православной старообрядческой церкви митрополиту Корнилию (Титову) с письмом, в котором просила присоединить её к РПСЦ, что и было сделано.

В ноябре 2019 года у Агафьи отыскался и приехал к ней в гости её племянник Антон Лыков.

По соседству с ней какое-то время проживал уже пожилой охотник Ерофей Седов, бывший в составе нашедшей её группы, но потом он по состоянию здоровья не смог ей помогать, и отношения его и Агафьи бывали сложными, а в 2015 году он умер.

    11 ноября [2020 г.] стало известно, что Дерипаска помог доставить на вертолёте на заимку Лыковой необходимые продукты и другие вещи, а также соседа, который поможет отшельнице зимой. Пресс-служба заповедника сообщила, что им стал Николай Седов, сын Ерофея Седова, который когда-то был в составе геологической экспедиции, обнаружившей в тайге семью Лыковых, а затем и сам жил на заимке. В 2015 году Ерофей Седов умер.

—;Дерипаска решил построить для Агафьи Лыковой новый дом. // РБК. 27 ноября 2020г.


27 ноября 2020 года пресса со ссылкой на публикацию в Facebook Виктора Непомнящего (директора заповедника «Хакасский», где живёт Лыкова) сообщила, что российский предприниматель и миллиардер Олег Дерипаска получил просьбу Лыковой помочь ей со строительством нового дома в тайге, и что представитель бизнесмена заявил о готовности проекта и стройматериалов к отправке.

Весной 2021 года Агафья Лыкова переехала в новый дом, который для неё построили при поддержке Дерипаски. Новый дом отшельницы освятил предстоятель Русской православной старообрядческой церкви — митрополит Московский и всея Руси Корнилий.

При запуске с космодрома Восточный ракет, трассы которых пролегают над Хакасией, создавая возможную (хотя и с мизерной вероятностью) опасность падения отделяющихся частей, Агафью неизменно посещают представители ЦЭНКИ, оповещая о пуске, сообщая о возможности эвакуации (от которой Агафья неизменно отказывается) и заодно привозя «подарки, медикаменты, продукты и предметы, необходимые для жизни в суровом климате и удалённой локации»



Воззрения

Агафья Лыкова, по примеру старообрядческого учения, считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. Она была крещена в часовенном согласии старообрядчества и приучена к церковному уставу, бытовавшему на Руси до церковного раскола XVII века. Агафья также отвергает многие культурные и бытовые нововведения, появившиеся в России со времён императора Петра I и до наших дней. Однако некоторые запреты, существовавшие у старообрядцев-беспоповцев, Лыкова не признаёт. В частности, в семье Лыковых главным продуктом питания был картофель, употребление которого было строго запрещено в некоторых течениях старообрядчества.

Несмотря на бегство из мира и отшельничество, Лыкова не признаёт старообрядческо-беспоповское учение о царстве духовного антихриста и исчезновения священства (церковной иерархии). Она отмечает, что «если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился. Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете. Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия».
Оценки

Агафье Лыковой посвящено множество публикаций, книг и репортажей электронных СМИ. Наиболее известным сочинением о судьбе Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой является книга журналиста, сотрудника «Комсомольской правды» Василия Михайловича Пескова «Таёжный тупик». Большой документальной и исторической ценностью обладают также сочинения писателя Льва Степановича Черепанова и члена-корреспондента РАЕН, врача Игоря Павловича Назарова.

В советские годы в СМИ нередко появлялись публикации, обвинявшие Лыковых в религиозном фанатизме и невежестве. Современные научные издания рассматривают Агафью Лыкову как один из символов старообрядческого мира


Рецензии