Почему Пушкин не любил Беранже
И О ТОМ, ПОЧЕМУ ЕГО НЕ ЛЮБИЛ РУССКИЙ ПОЭТ ПУШКИН
Когда завершилась моя служба на Военно-Морском флоте СССР в 1987 году, то я приехал учиться в Одессу, где и познакомился там в одной из библиотек с поэзией французского поэта Пьер-Жана де Беранже. Мне запало в душу его великолепное стихотворение «Чердак».
До службы, на Донбассе, и на службе с творчеством Беранже я знаком не был, хотя зачитывался стихами других поэтов. На службе познакомился с поэзией персидского поэта Фирдоуси. Беранже и Фирдоуси абсолютно разные поэты, такие же разные, как Запад и Восток, но оба они вошли в историю.
Нам, как представителям русской культуры, интересно было бы узнать точку зрения великого русского поэта А.С. Пушкина. И она, на мой взгляд, будет весьма любопытной.
Беранже был народным поэтом. Он, конечно, как француз любил Наполеона, что для нас, представителей русского народа, является негативом и отрицательным моментом. Однако, при этом Беранже выступал за единство народов, и написал замечательные стихи «Священный союз народов», где есть такие строки:
«Доблестью все вы равны от природы,
Русский и немец, британец, француз.
Будьте ж дружны и сплотитесь, народы,
В новый священный союз!».
У Беранже в поэзии есть политическая сатира, он выступал против королей и буржуазии, есть нотки социализма, есть сострадание простым людям, есть тема евразийства.
Стихотворение «Чего я боюсь» вообще замечательное, в нём Беранже выражает своё негодование к тем, кто гонится за славой, да и сам он отказывается от славы.
Беранже прожил 77 лет (1780 — 1857), и за эти годы написал порядка 170 стихотворений и прозаический очерк «Моя биография».
Пушкин прожил 37 лет (1799 – 1837), и за эти годы написал 826 произведений, включая публицистику и прозу. Безусловно, это только те произведения, которые известны и опубликованы.
Одно из стихотворений Беранже под названием «Идея» можно даже назвать концептуальным. Этим стихотворением можно иллюстрировать лекции по Концепции общественной безопасности, в которой рассказывается наиболее полно о том, что такое Информационная война и, где приводятся Шесть приоритетов обобщённых средства управления, данных в Достаточно общей теории управления.
Беранже в своём стихотворении «Идея» достаточно чётко формулирует мысль, что идея, даже у временно побеждённого войска и на время покорённого завоевателем народа, не умирает, и со временем может обрести новую силу и победить победителя. Об этом в своих лекциях часто рассказывал выдающийся концептуальный аналитик Владимир Зазнобин, приводя пример войны хеттов и египтян при Кадеше в 1312 году до н.э., и слова фараона Рамзеса II, высеченные в храме в Луксоре: «Все думают, что я проиграл битву с иноземцами, но последующие 3 тысячи лет все будут знать, что победил я и, что я буду побеждать всегда!».
Об информационной войне, о войне смыслов и идей шёл разговор между Мюллером и Штирлицем в фильме «Семнадцать мгновений весны».
Тема информационной войны в наши дни стала ещё более актуальной, поскольку за последние 30 лет, и особенно в наши дни, многие осознали, что можно победить бандеровцев и «коллективный Запад» на поле боя, но проиграть информационно. И тогда опять всё продолжится, только на другом уровне и через некоторое время. Врага нужно побеждать и на военном уровне и идеологически, поскольку, у кого более мощная идея тот в результате и победит.
Стихи Беранже об этом.
ИДЕЯ
От зол земных душой скудея,
Искал я выхода в мечтах,
И вот гляжу: летит Идея,
Всем буржуа внушая страх.
О, как была она прекрасна,
Хотя слаба и молода!
Но с божьей помощью, — мне ясно, —
Она окрепнет, господа!
Я крикнул ей: — Куда, бедняжка?
Шпионы притаились тут,
И от судей придётся тяжко,
Полиция, жандармы ждут! —
Она в ответ: — Тебя тревожит
Попытка их меня сгубить?
Она народу лишь поможет
Меня понять и полюбить.
— Но ведь твой путь загородили.
Я стар… Боюсь я за тебя!
Солдаты ружья зарядили,
И мчится конница, трубя.
— Штыки преградой мне не будут,
Проникну я во вражий стан.
Сердца людей мой голос будит,
Гремя сильней, чем барабан.
— Беги, дитя! Беги скорее!
Тебя сотрут с лица земли!
Взгляни: готова батарея,
Уже дымятся фитили!
— Быть может, нашей завтра станет
Та пушка, что тебя страшит.
Кем адвокат сегодня нанят,
Тому служить он и спешит!
— Тебя невзлюбят депутаты!
— Они ведь с теми, кто сильней.
— В тюрьме сырые казематы!
— Но крылья вырастают в ней.
— Тебя от церкви отлучили!
— Её проклятий не боюсь.
— Тебя изгнать цари решили!
— Я во дворцы их проберусь.
И вот резня… Властей насилья…
И кровь и смерть… И смерть и кровь.
Напрасны мужества усилья —
Восставшие разбиты вновь.
Но, в пораженье став сильнее
И мертвых лавром увенчав,
Вновь к небесам летит Идея,
У побежденных знамя взяв.
Стихотворение «Идея» Беранже написал в 1830 году. В России в это время, в 1830 году, великий русский поэт А.С. Пушкин создаёт ряд своих великолепных произведений, среди которых небольшой стих «Поэту» и гениальная поэма «Домик в Коломне».
Лично Пушкин и Беранже не были знакомы. Пушкин вскользь упоминал о Беранже в своей поэме «Граф Нулин». Сам по себе граф Нулин в поэме Пушкина отрицательный персонаж, промотавший состояние во Франции и пожелавший вернуться в России, при этом он:
«Святую Русь бранит, дивится,
Как можно жить в её снегах,
Жалеет о Париже страх…».
И он же, граф Нулин, будучи заражённым русофобией, везёт с собой из Франции в Россию:
«С ужасной книжкою Гизота,
С тетрадью злых карикатур,
С романом новым Вальтер-Скотта,
С bon-mots парижского двора,
С последней песней Беранжера,
С мотивами Россини, Пера,
Et cetera, et cetera».
В данном случае нас интересует строка «С последней песней Беранжера». Свою поэму «Граф Нулин» Пушкин написал в дни восстания декабристов в 1825 году, находясь в Михайловском. Именно в эти дни, узнав о восстании на Сенатской площади Пушкин сказал: «Бывают странные сближенья…».
Точно можно сказать, что Пушкин читал Беранже, знал его творчество, даже при этом какие-то стихи называл лучшими. При этом Пушкин резко критиковал Беранже за его восхваление Наполеона.
Есть весьма любопытное стихотворение Александра Сергеевича «Репутация господина Беранжера» («Рефутация г-на Беранжера»), в котором Пушкин разносит Беранже в пух и прах, пародируя его стиль, в своей жесточайшей сатире, да к тому же ещё и с русским матерком. Данное стихотворение не предназначено для печати. В нём Пушкин даже называет Беранже «фальшивый песнопевец».
Почему же такие разные полюса звучат от Пушкина в отношении Беранже?
Ответ простой, Пушкин был выразителем истории и духа русского народа и России. Беранже был выразителем духа французского народа и Франции. В тех стихотворениях, в которых не было политической подоплёки поэты сходились во взглядах. Но как только касалась речь Наполеона вот тут наш Пушкин был непримирим, поскольку чётко осознавал великую миссию России. Заигрывать с чужим духом, с чуждой для русского народа героикой и взглядом на историю нельзя ни в каком виде.
Стихи А.С. Пушкина «Клеветникам России» и «Бородинское сражение», которое совсем недавно цитировал Президент России Владимир Путин на Валдайском форуме об этом.
Справедливости ради, нужно сказать, что Беранже не восхищался Наполеоном во время его правления, а стал ностальгически вспоминать о его временах гораздо позже.
Для современного читателя сделаю уточнение, что кафе «С. Вольфа и Т. Беранже» на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, где произошла встреча Пушкина со своим секундантом Данзасом перед дуэлью, не имеет отношения к французскому поэту Беранже.
Во всей этой истории меня очень удивил факт другого порядка – за годы своей жизни французский поэт Беранже так и не удосужился изучить творчество русского поэта Пушкина. Он его не знал. И это говорит о двух моментах: первое — Франция и вся Западная Европа абсолютно дремучая и им наплевать на то, что происходит в России; и второе — «элита» Российской Империи была настолько сильно офранцужена в 19 веке, что тащила всё из Европы в Россию, и не проводила мощную идеологическую и культурную работу в самой Европе, чтобы русифицировать Запад и создать моду на русскую культуру среди жителей европейских стран. А ведь можно было создать по всей Европе центры Русской культуры и привлечь жителей к изучению русского языка, русской культуры и произведений Пушкина.
Именно так поступали англичане, создавая Британские советы для внедрения в разных странах своей англоязычной культуры.
С одной стороны – это информационная и идеологическая война, а с другой – нормальное взаимообогащение культуры, если оно происходит на равноправных условиях «вы нам французское – мы вам русское».
Среди интересных стихотворений Беранже есть небольшое, под названием «Земной шар», в котором поэт размышляет о времени жизни нашей планеты во Вселенной.
Данные стихи близки мне по духу своей философией. В 2025 году примерно на эту же тему я написал стихи «Священная вода Земли» и детскую песню с экологическим уклоном «Корова и звездолёт», а в далёком 1992 году написал небольшое стихотворение «Берегите его!» о нашем маленьком земном шарике.
А теперь о главном – почему же Пушкин не любил Беранже? И вот тут очень важно сказать, что Пушкин имел на это полное право, поскольку он, как русский гений подходил ко всему с самой высокой меркой. В произведениях Пушкина завуалирован второй смысловой ряд, тайна, разгадать которую хотели многие, но мало кому это удавалось.
Одним из тех замечательных пушкиноведов, который смог это сделать является Владимир Михайлович Зазнобин, лекции которого о творчестве Пушкина вызывают неподдельный интерес у миллионов людей.
В творчестве Беранже такого второго смыслового ряда нет. Его песенное творчество интересно, но прямолинейно, в нём нет подтекстовой глубины. В творчестве Беранже есть сюжеты, которые просты и понятны, но нет многогранности.
У Пушкина же, наоборот, некоторые сюжеты, на первый взгляд, закручены так, что современники могли воспринимать их, как абсурд. Например, в одной из своих поэм «Домик в Коломне» речь идёт о некой служанке Мавре, которая побрилась и сбежала.
Сюжет поэмы «Домик в Коломне» весьма прост: в Коломне живут вдова и её дочь по имени Параша. У них была кухарка по имени Фёкла, но после её смерти Параша приводит новую кухарку по имени Мавра. Далее по сюжету, в воскресенье Параша с матерью уходят в церковь, оставляя дома Мавру. Вдруг вдова возвращается домой, подозревая, что новая служанка Мавра может обокрасть их дом. Неожиданно, застав Мавру за бритьём лица, вдова падает в обморок, а Мавра убегает. За всем этим непонятным сюжетом стоит глубокое понимание Пушкиным глобального исторического процесса и места в нём России. Как писал Пушкин: «Шучу довольно крупно». За образами людей стоят образы явлений. В своей данной статье подробно расписывать не буду.
Сюжет поэмы «Граф Нулин» также, на первый взгляд, не замысловатый. В этой поэме тоже есть образ Параши – она очень трудолюбивая, покладистая, всё знает и всё умеет. Именно на таких, как она держится Россия. По Пушкину, образ Параши связан с образом русского народа.
Граф Нулин проезжал из Парижа в Петербург мимо дома хозяйки Натальи Павловны на коляске, которая сломалась, и он остановился у этой хозяйки. Ночью граф Нулин обнаглел и хотел овладеть хозяйкой во сне. Но та всполошилась и отшила графа.
Утром граф уехал, как побитая собака. В этой поэме глубочайший смысл. Образ графа Нулина – это образ либеральной прозападной интеллигенции, которая оторвалась от своих русских корней. Образ Натальи Павловны – это образ правящей верхушки, которая заигрывает с «графами Нулиными» и даже:
«Полувлюблённый, нежный граф
Целует руку ей. И что же?
Куда кокетство не ведёт?
Проказница прости ей, боже! —
Тихонько графу руку жмёт».
Вот так, и наша правящая верхушка может «руку жать» западникам, пока не дойдёт до того, что западники захотят её поиметь, как это произошло после развала СССР и последующих лет разграбления России в 90-х годах.
Поэзия Пушкина глубока, как Вселенная, едина, как макро и микро мир. И это касается большинства произведений Пушкина. Его «Сказка о золотом петушке» - это нравоучительная повесть о концептуальной власти и о людях знания, к которым должны прислушиваться цари. Творчество Пушкина исторично, эпохально, эпично, разнопланово — это и поэзия, и проза, и публицистика.
Подобного нет у Беранже, да и не только у него.
В письме М.П. Погодину в 1832 году А.С. Пушкин пишет: «Одно меня задирает:
хочется мне уничтожить, показать всю отвратительную подлость нынешней французской литературы. Сказать единожды вслух, что Lamartine скучнее Юнга, а не имеет его глубины, что B;ranger не поэт, что V. Hugo…».
В том же блестящем и загадочном «Домике в Коломне» Пушкин пишет:
«…зачем Эзопа
Я вплёл с его вареным языком
В мои стихи — что вся прочла Европа,
Нет нужды вновь беседовать о том».
Пушкин с высоты вселенского русского полёта видит, что Европа находится в полной деградации, ждать оттуда высоких образцов культуры не приходится. И, к сожалению, весь этот европейский мрак проникал в Россию.
Пушкин боролся с этим мраком силой русского слова. На мой взгляд, в истории России и мира только А.С. Пушкин является истинным поэтом. Все же остальные люди, слагавшие стихи являются стихотворцами, песенниками, рифмоплётами, баснописцами, стихоплётами, псевдопоэтами, былинниками, слагателями рифмованных и нерифмованных текстов, бардами и так далее.
В этом ряду Беранже видится мне, как хороший городской песенник, но не поэт. Можно согласиться по этому поводу с Александром Сергеевичем. При этом, лично мне некоторые произведения Беранже нравятся.
В СССР сборники стихов Беранже издавали в 1934 году, в 1958 и 1981 годах.
В 1957 году в Советском Союзе тиражом 1 000 000 (один миллион) экземпляров вышла почтовая марка СССР «100 лет со дня смерти Пьера Беранже». Издавались стихи Беранже и в современной России, в частности, в 2013 году.
Персидский поэт Фирдоуси в своей поэме «Шахнаме» написал о стихотворцах замечательные строки, которые потрясли меня до глубины души, в тот самый период, когда я служил на Военно-Морском флоте СССР и впервые в жизни, будучи моряком на корабле, прочитал его стихи:
«Судьбою дан бессмертия удел
Величью слов и благородству дел.
Всё пыль и прах. Идут за днями дни,
Но стих и дело вечности сродни.
…Властитель! Я палящими устами
Воспел тебя, безвестного вождя.
Дворцы твои разрушатся с годами
От ветра, солнца, града и дождя…
А я воздвиг из строф такое зданье,
Что, как стихия, входит в мирозданье.
Века пройдут над царственною книгой,
Которую дано мне сотворить.
Меня, над коим тяготеет иго,
Душа людей начнёт боготворить.
Мужи и старцы, юноши и девы
Для счастья призовут мои напевы,
И, даже веки навеки смежив,
Я не умру, я буду вечно жив!».
В истории человечества простые люди привыкли называть всех, кто пишет стихи - поэтами. Действительно, поэты всех времён и народов пытаются осмыслить мир в образах, иной раз опережая науку и представления общества о жизни. И здесь проходит тонкая грань. Наверное, кто-то со мной не согласится, поскольку в других странах у других народов есть свои представления о литературе и о людях, пишущих стихи. Для меня же выбор однозначен – великий русский поэт А.С. Пушкин.
Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология», член Союза журналистов России, председатель Союза донбассовцев Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 5 октября 2025 года
Свидетельство о публикации №125100603053
Для расследования его преступной и безнравственной деятельности в Москве организовано ООО "ТАЙНЫЕ ЗАПИСКИ" по адресу
115201, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Москворечье-Сабурово, пер 1-Й Котляковский, д. 3, помещ. 2/1
ОГРН 1257700434606
ИНН 9724229031
КПП 772401001
ОКВЭД 62.01
Генеральный Директор
Трофимов Алексей Антонович
Надеемся, ООО "ТАЙНЫЕ ЗАПИСКИ" не оставит камня на камне.
см. http://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1257700434606_9724229031/requisites
а также здесь:
Александр Соколов 4 07.10.2025 19:34 Заявить о нарушении