Правовые обычаи Черногории часть 4

По книге Бурицы Крстича

Plus boni mores quam bonae leges prosunt (Хорошие обычаи полезнее хороших законов) - римская поговорка

ПАТРИАРХАЛЬНОСТЬ И САМОУПРАВЛЕНИЕ

Глава семьи, то есть домохозяин, старейшина, в патриархальной системе повсеместно обладает наибольшими правами, а также определёнными обязанностями. Это распространяется и на более широкие сообщества – братства, в которых есть князья, герцоги, мухтары, чельники, грэвары, которым помогает совет старейшин или знатных людей, или сельское собрание.
Сельское собрание является институтом, известным на всем Балканском полуострове (gramada satului на румынском, kuvend в Албании).
Генезис словенского неписаного права также связан с сельским самоуправлением, например, волостные иногда избирались самими крестьянами. Основным органом такого самоуправления, была группа мужчин – глав семей, то есть крестьянских хозяйств, которые, решали важные вопросы, но не обладали судебной властью.

БЕЗ ВЫПИВКИ НЕТ СДЕЛКИ

К распространённым обычаям относятся рабош, братание, крёстное отцовство, брак, помолвка (в Болгарии малая помолвка – малак годеж и большая помолвка – голям годеж), материнский грош в области Кучи (кучи субэтнос черногорцев), преимущество мальчиков, особенно в имуществе, что характерно практически для всех патриархальных культур, где новорождённый мальчик считался «новым ружьём».
За нарушение обычных правил человеку грозило изгнание из деревни или общины. За тяжкие проступки - убийство, грозила кровная месть, а что бы её избежать необходима была компенсация для разрыва цепи мести и т. д.
При договоре, например при передаче скота  «на зецку» или «на селовиште», мобе, займы обычно выпивали.  Распространённой формой заключения договоров была выпивка в знак  сделки или  выполненной работы – «без крчмара пазарлик не става» (без корчмаря - нет сделки)в Болгарии.

ЯБАНАЦ И ГОСТЬ

Повсюду в изолированных районах с патриархальными пережитками на Балканах сельские общины являются замкнутыми. Поэтому чужак – ябанац, чуюй, стран – не означает человека другой религии или этнической принадлежности, а просто житель другой деревни (вне более широкой общины, племени или братства).
Он не враг, но он и не свой.
С другой стороны, отношение к гостю повсюду на Балканах, и особенно в горных и малонаселенных районах, практически одинаково: доброжелательный гость принимается радушно, и его безопасность гарантируется хозяином. То же правило действует и для мусульманского населения, для которого гость был святыней или (в прошлом) божественным посланником (мисафир одаси). У албанцев и аромунов гость был защищен от кровной мести, и даже если он был беглецом, при условии, что он не покидал дом, направляясь в определённое место (обычно на расстояние выстрела).


ЗАПРЕТ НА РАЗВОД И ПОХИЩЕНИЕ НЕВЕСТЫ

Правовые нормы в Черногории до середины XIX века были весьма немногочисленны и касались лишь важнейших общественных отношений. Например, в области гражданского права существовало мало правовых норм. И в конце XIX века, с появлением такой капитальной законодательной инициативы, как Общий имущественный кодекс Черногорского княжества (1888 г.), обычное право продолжало оказывать существенное влияние на регулирование общественных отношений. Значительная часть этих отношений – семейные, раздел имущества, наследование, использование природных божеств гор – всё ещё регулировалась сводами неписаного права. Такие правила, несмотря на существование законов, особенно направленных на искоренение  кровной мести (Общий кодекс черногорского и горского епископа Петра 1798 г.), всё ещё применялись на практике, и сам этот кодекс допускал применение институтов обычного права (например, при вынесении приговора виновным).
Уложение Данилова - свод законов о частной собственности в «примитивных» рамках, в котором уже определённые, находившиеся в стадии становления отношения были стандартизированы, что позволило включить в него целый ряд положений Уложения Петра. Однако в нём гораздо больше статей, относящихся к сфере частного права, а институты, представленные в нём, гораздо более дифференцированы.
В нём содержатся положение о нерасторжимости брачных уз, которое пыталось воспрепятствовать ранее лёгкому расторжению брака, подкреплённому обычаем. Классика – брак путём похищения – запрещён под угрозой строжайшего наказания (изгнания из страны и конфискации имущества) как самое жестокое посягательство на личность и свободу человека.
Значительная часть положений «Книги Данилы» представляет собой симбиоз неписаного и писаного права. Там есть преимущественное право покупки недвижимости, право девушки на её инвентарь или одежду, право вдовы пожизненно пользоваться имуществом мужа до повторного брака или смерти, её право на компенсацию, то есть на сумму, причитающуюся ей в случае кражи или ухода из дома мужа, и т. д.
Там легализовано главенство сыновей в наследовании, поскольку дочери, как правило, исключаются из наследства, за исключением случаев отсутствия сыновей. Опека над несовершеннолетними и недееспособными также регулировалась обычными правилами, которые представляли собой не только обязанность и обет, исполнявшиеся беспрекословно, но и право более широких групп – семей, братств и племён.
Но в целом Книга Данилы рассматривала женщин "как вещь и подвергали их презрению". Это отношение к женщине смягчали традиционные нормы обычного права, такие как понимание неприкосновенности жизни женщины, уважение к её чести и репутации, особая защита девочек и вдов, особое уважение к женщинам как матерям и т. д., оказали сильное влияние на деятельность судов.


Рецензии