Правовые обычаи Черногории часть 3

По книге Бурицы Крстича

Plus boni mores quam bonae leges prosunt (Хорошие обычаи полезнее хороших законов) - римская поговорка

ИССЛЕДОВАТЕЛИ ОБЫЧНОГО ПРАВА НА БАЛКАНАХ

Благодаря выдающемуся юристу Валтазару Богишичу, правовые обычаи в конце того столетия были возведены на пьедестал первоисточника права и наилучшим образом вплетены в один из крупнейших кодификационных документов того времени – Кодекс о собственности Княжества Черногория (1888). Богишич утверждал: «При написании Общего имущественного кодекса я имел перед глазами не только первоначальные элементы страны, для которой предназначен кодекс, но и формы и мнения, господствующие в теории, законодательстве и практике стран, уже имеющих гражданское уложение».
Ф. Горишич посвятил свое исследовательское внимание средневековым правовым памятникам «Горская правда» (или «Горные буки») 1543 года, которые, по его словам, являются настоящим кладезем информации о обычном праве XVI века в Словении.
Пётр Стоянович, отличается  от других теоретиков права тем, что он был превосходным знатоком практики – судебной и обычной (что, кстати, характерно и для применения законов, принятых в Черногории в то время и позднее). Поэтому его труды всегда подкреплены фактами и основаны на историческом материале и точных данных. Поэтому его толкования никогда не выходят за рамки времени и места возникновения данного института обычного права.  В этом смысле он напоминает ученых несколько старшего поколения — например, Васу Чубриловича, Бранислава Джурджева и Милисава Лутоваца, которые также занимались племенным обществом, патриархальными общинами на Балканах.
Начало сбору и использованию правовых обычаев, в Греции в первые десятилетия XX века положил  историк права Панайотис Зепос (1908–1985), который изложил эту тему в восьмом томе «Ius Graeco-Romanum» (Афины, 1931). В этом же труде Зепос опубликовал и специальную анкету, которую использовал при сборе греческих правовых обычаев.
Фердо Чулинович (1897–1971) хорватский антифвшист и  академик Югославянской академии наук и искусств. На русском языке были изданы его книги «Крестьянские восстания в Хорватии» (1959) и «Отклики Октября в югославянских землях» (1967). Собрал правовые обычаи, опубликовав их под названием «Национальное право. Собрание правовых мыслей из наших национальных традиций»,
В период между двумя мировыми войнами, работал сербский историк Антон  Митрович (1937 - 2013), он подчёркивал, что законодатель должен строго учитывать обычаи, которые, должны представлять собой как минимум вспомогательный источник права.
К именам поборников обычного права в Юго-Восточной Европе следует добавить: болгарского революционера Христо Ботева (1847 - 1876) погибшего в бою с турками за свободу словян, Димитрия Маринова (1846 - 1840) основателя Народного этнографического музея в Софии, Стефана Бобчева(1853 - 1940), Тодора Владигерова (1898 —  1967)- профессора экономики, дипломата и финансиста Георгия Начовича (1845–1920), премьер министра Болгарии Ивана Гешова 1849 — 1924) - автора «Сборника болгарских правовых обычаев»,  Дмитрия Густи (1880–1955)- румынского социолога, Словенского юриста Сергия Вильфана (1919 — 1996).
В Румынии обычным правом занимался молдавский поэт Хашдеу Богдан Петричейку (1838 - 1907), который собирал материалы о правовых обычаях страны с 1877 по 1878 год.
В XX веке интерес к обычному праву в Румынии продолжился в трудах таких юристов, как Ромулус Вулканеску (1912 - 1999) – «Правовая этнология» (Ethnologie juridiue), Ливиу Марку, который, занимался реликтами правовых обычаев, в отдалённых районах, они всё ещё сохранялись в правовой жизни Румынии во второй половине XX века. Обычай был темой также Х. Шталя, Г. Фортины, который связывал румынские правовые обычаи с древними фракийско-дако-фригийскими источниками.
Румынская правовая культура отличается тем, что вбирает в себя многие принципы и нормы византийского права. Значительную роль в этом сыграл перевод на румынский язык сборника «Василикатов» Льва VI Мудрого (886–912), выполненный Иерусалимским патриархом Х. Нотарасом (начало XVIII века), а также, почти в тот же период, перевод на румынский язык «Кодекса Душана», который активно использовался в качестве источника права в румынской судебной практике.
Каноническое право Католической Церкви также повлияло на румынские правовые обычаи, через крупные университетские центры, такие как Падуя. Подобные канонически-правовые толкования появились в первые десятилетия XVIII века, например, в венгерском сборнике дворянского обычного права «Трипартитум», а также в анафорах (правилах), издаваемых молдавскими и валашскими князьями.

ВКЛАД ВАЛТАЗАРА БОГИШИЧА

Ни один текст обычаев Черногории невозможно представить без изложения перечня правовых обычаев Черногории, Герцеговины и Албании, составленного в 1873 году  выдающимся юристом XIX – начала XX веков Валтазаром Богишичем (1834–1908), уроженцем Цавтата. Он также был профессором славянского права в Киевском и Одесском университетах и министром юстиции Черногории.
Среди его основных трудов: «Права южных славян» (1866), «Сборник действующих правовых обычаев южных славян» (т. I), Югославская академия наук и искусств (JAZU), Загреб, 1874), «Писаные законы славянского юга» (I. Законы, издаваемые высшей законодательной властью в независимых государствах), JAZU, Загреб, 1872, «Инструкция к описанию большего количества правовых обычаев, живущих в народе» (1867), «Писаные законы славянского юга» (1872) и др.

Сборник был создан на основе 352 вопросов, однако позднее его автор составил новую анкету, содержащую более двух тысяч вопросов.
Сотрудники Богишича, были не случайные, более или менее хорошие знатоки обычаев, а наиболее ответственные лица государственного и судебного аппарата Черногории, в основном члены черногорского Сената. Например, Джуро Матанович ответил на вопросы по Старой Черногории (в основном по Катунской Нахии), герцог Джуро Церович – по Герцеговине, а герцог Марко Милянов – по Албании.  Герцог Йоле Пилетич по Брде и Пипере, а митрополит Виссарион Любиша – по церковному праву.

Опрос Богишича был разбит на двадцать разделов, но полные ответы были собраны только по следующим восьми: «Большая семья», «Близкая семья», «Родственные связи вне дома», «Раздел семьи и кооператива», «Наследование», «Внесудебное судопроизводство», «Уголовное право», «Кровь, месть и смерть в целом».
Из оставшихся двенадцати ответ был собран по шести разделам по Черногории и Герцеговине, а именно: «Защита сирот», «Вещи», «Обязанности», «Церковные отношения», «Судебное и коммерческое судопроизводство», «Бандиты», «Бандиты».
По остальным пяти разделам ответы есть только по Черногории, и они относятся к государственному праву, экономическим отношениям, классам и слоям населения, отношениям крестьян с помещиками и международному праву, а один раздел, «Женская кража в доме», остался полностью без ответа.

Богишич намеревался использовать опрос в качестве основы для разработки черногорского гражданского кодекса, поэтому он принял во внимание государственные границы Черногории, установленные после 1859 года, когда некоторые племена Турецкой Герцеговины окончательно вошли в состав Черногории, такие как Грахово, Рудине, Баньяни, часть Дробняка, Зуп-Никшичка, Ускоци и часть Васоевича, учитывая, что Кучи со смешанным черногорско-албанским населением уже входили в его состав. Богишич представил эти намерения черногорскому законодателю князю Николе Петровичу в 1874 году.
Однако обзор Богишица был шире Черногории и включал почти всю Герцеговину, племена Скадарской Малезии — Груда, Хота и Кастриота.

Вот примеры вопросов из анкеты Богишича:

Вопрос: Часто ли бывает, что братья, вступив в брак, продолжают вести совместное хозяйство со своими жёнами и детьми?
Ответы: В Черногории, это случается, особенно когда нет причин, побуждающих их делить имущество. В Герцеговине, только 10% братев расходятся при вступлении в брак. В Албании остаются вместе очень часто.

Вопрос: Как распределяется домашняя работа между членами семьи, сначала между мужчинами и женщинами в целом, затем, с одной стороны, между стариками, людьми среднего возраста и молодыми мужчинами, и, с другой стороны, между пожилыми женщинами, замужними молодыми женщинами и девушками? Используют ли они детей и для какой работы?
Ответы: В целом, можно сказать, что мужская работа — это копание, пахота, выпас скота, походы в компанию, охрана дома и все остальные виды деятельности, которые выполняются вне дома.
Женщины шьют одежду, готовят еду, пекут хлеб, мелют зерно, носят дрова, воду, ухаживают за домашней птицей, когда нет мужчин дома, ловят пчёл, когда они роятся, приносят еду тяжёлым солдатам и солдатам во время войны и т. д. Старика, пока он может уйти из дома, посылают выполнять лёгкую работу, а когда он и этого не может, он сидит дома. А бабушка полезнее дедушки, потому что она присматривает за детьми и разжигает огонь.
До того, как девушки созреют для замужества, их отправляют на пастбище, приносить еду тяжёлым и прислуживать женщинам в доме, носить дрова, воду и выполнять другие лёгкие обязанности женщин. И несколько раз до замужества им дают немного свободного времени, чтобы они могли приготовить себе приданное.
Большая часть тяжёлой женской работы остаётся за замужними женщинами, потому что они шьют, ткут, прядут, таскают дрова, месят хлеб, делают одежду и обувь, ухаживают за домашними животными и также помогают в тяжёлой работе мужчинам. А девушки, помимо того, что было сказано, только помогают женщинам.
В этих трёх нахиях: Црмничка, Речка, Лешанка и старой части Катунской нахии, женщины делают всё, что делают мужчины, кроме пахоты. А в других деревнях там женщины не пашут и не копают.
С Джурджева до дня Томино весь скот из кооперативных домов отгоняли на гору, где уже были построены хижина и загон, где он пасётся по ночам. Они посылают пастуха присматривать за пастбищами, а при необходимости и за двумя, и за тремя. Он гоняет, присматривает за скотом и доит его. Остальную часть молочной и другой работы горянка брала на себя, а некоторые и вовсе жили в горах на катунах всё это время, делала сыр и масло, помогала пастухам, ждала гостей, а если оставалось время, шилом, пряла, как дома. Если скота много и семья дружная, ей давали помощницу. В прежние времена всегда отправляли одну и ту же горянку каждый год, пока она могла, и было обидно, что её меняли не только в доме, но и в деревне, потому что нигде не меняли, если она была годной и хорошей.
Все любят ходить в горы, потому что там меньше травм, чем дома, или, по крайней мере, свободнее и независимее, поэтому в последнее время они ходят по очереди, один год одна, другая на следующий, и так далее.

Вопрос: Можно ли сместить старейшину с его места? Когда, кто и как это делает, и по каким причинам?
Ответ: Предыдущий старейшина не раз совершал глупости, другие это замечали и давали ему это понять. Новый претендент на старшего отличается своей сноровкой и знанием бытовых дел, и мало-помалу его мнение обычно побеждает, и так мало-помалу и члены, и сам хозяин убеждаются, что младший разбирается лучше него. Все начинают спрашивать его мнения, и наконец, ему говорят: «Ну, ты справишься», на что старик, зная, что ему не сравниться в возможностях, не возражает, тем более что старшинство – дело не из лёгких, не сладких и неполезное для кого-либо. Таким образом, старый перестаёт быть старейшиной, а новый становится им.

Вопрос: Какие права и обязанности есть у каждого члена кооператива, в отношении имущества кооператива?
Ответ: Он имеет право получать от кооператива всё необходимое для еды, одежды и обмундирования, участвовать в назначении домохозяина и домоправителя, требовать большую долю, обязан исполнять предписания, помогать защищать имущество, честь и жизнь домочадцев.

Вопрос: Какие личные потребности отдельных лиц удовлетворяются на средство дома?
Ответ: Человек получает всю свою еду, одежду и обувь из дома и города, где живёт. Если кто-то хочет надеть что-то лучше, чем дом может ему дать, он идёт за пределы дома, когда его отпускают.
Можно сказать только, что он получает всё из дома и что он не может выйти из дома ради наживы без разрешения хозяина. И даже с этим разрешением, уходя, он должен принести что то домой, когда приходит.

Вопрос: Помимо права на общее имущество дома, есть ли у людей права и есть ли у людей вообще какая-либо особенность?
Ответ: Всё, что  приобретает человек, он должен отдавать дому. Если кто-то из братьев добудет хорошее оружие на войне или купит его на вырученные деньги, он может носить это оружие с собой, но когда дело доходит до доли, он должен отдать его в дому, и если другие братья захотят, оно также делится, как и всё остальное.

Вопрос: Кто может участвовать в домашнем совете, только женатые или неженатые, и с какого возраста?
Ответы: Все взрослые, имеющие оружие, независимо от того, состоят они в браке или нет. Кроме того, женщины, если их позовут, могут прийти на этот совет, но даже если их не позовут, они могут узнать от мужа, сына и т.д., что там было решено, и им покажется, что это нехорошо, тогда она сама поговорит с хозяином. И нередко в результате они проводят открытое собрание и обсуждают уже решенные вопросы.

Вопрос:  Каковы признаки вежливости мужчин по отношению к женщинам в вопросах личной жизни, брака, имущества, детей и т. д.? И как женщина проявляет своё уважение к мужчинам?

Ответ: Как правило, считается, что женщина уважает мужчину больше, чем наоборот, поскольку женщина, даже если она старше, всегда будет вставать перед молодым мужчиной. Однако молодой мужчина всегда будет обращаться к замужней женщине или вдове старшего возраста «тётя».  Черногорец, как герой, может считать стыдным проявлять нежность к женщине, потому, что считает это слабостью.

Вопрос: С какого возраста женятся?
Ответ: Мужчины в основном женятся в возрасте от 17 до 25 лет, а женщины – от 15 до 18 лет. В Хорватии минимальный возраст для невесты был  – 13 лет...
А у албанцев. Очень редко можно встретить неженатого мужчину.

Вопрос: Склонны ли люди в вашем районе к общинному  проживанию?
Ответ: Они более склонны жить в общине, хотя в прежние времена община была более жёсткой. Однако здесь далеко не такая тенденция к разделу, как в Черногории, и не только потому, что земли больше, но и потому, что люди миролюбивы между собой, особенно женщины, которым вряд ли придётся вызывать мужей в суд. Возможно, это связано с тем, что сегодня мужчины работают больше, и чем больше изобилия, тем меньше работы ложится на женщин.
Aлбанцы, склонны, жить в общине, гораздо больше, чем черногорцы. Дак, они подшучивают над черногорцами, потому что те более склонны разделяться.

Вопрос: При разделе общего имущества сохраняет ли каждый свои вещи, приобретённые им в совместной жизни?
Ответ: По закону всё должно быть разделено, как общее, так и нажитое по отдельности, и так оно и происходит. Когда они разводятся, они зовут людей из братства. В противном случае они ищут судью, который либо приходит сам, либо посылает кого-то, чтобы разделить их. Им нужны как минимум зятья, потому что им трудно делить, особенно землю, и они зовут их как своего рода помощников, и свидетелей.

Вопрос: В доме проживали только отец и мать с детьми. После смерти отца можно ли разделить имущество братьев, если мать препятствует разделу?
Ответ: Да. Мать получает свою долю.

Вопрос: Если сыновей нет, наследуют ли все дочери или их исключают близкие родственники по мужской линии, и в какой степени?
Ответ: В Черногории дочери наследуют, независимо от того, замужем они или нет.  Дочь получает две части, а сестра отца — третью. Если ни дочери, ни сестер нет в живых, наследство получают их наследники.
В Хорватии , когда оставалась дочь или сестра, одна, без родственников мужского пола, то ближайший родственник брал её к себе, если она была согласна жить с ним, а он,  брал её в жены вместе с её имуществом, и сверх того, давал ей из движимого имущества, например, домашнюю утварь и животных. Прочее недвижимое имущество оставалось за этим родственником.

Вопрос: Существует ли в народе разделение вещей на какие-либо категории, которые имели бы какое-то значение с экономической или юридической точки зрения?
Ответ: В Черногории  существуют названия для вещей, принадлежащих определённым домам или людям, они имеют скорее экономическое, чем юридическое значение.   
Всё домашнее имущество называется imu;e, imjane, и можно услышать ;e go; и mal. То, что принадлежит отдельным людям, например, женщинам, называется trait, и можно услышать ;e go; и personac.
Наследие – это пахотные земли и луга.
Вишобер(места под горами с травой, которую жнут серпом, а не косой).
Все недвижимые вещи в доме называются Temail.

Вопрос: Существуют ли такие вещи, которые, хотя и принадлежат частным лицам, нельзя продать за долг или что-либо ещё?
Ответ: Помимо орденов и медалей,  существуют и другие священные вещи, такие как святое христианское миро, кости, церковь и всё, что освящается в церкви, например, иконы и т. д.; в целом, считается неприкосновенным всё, что принадлежит церкви (церковные земли), церковные дома. Особенно неприкосновенным является церковное кладбище. Гора монастыря Ком, показывает, насколько хорошо церковь защищена: никто не сорвёт ни одной веточки, потому что боится, что с ними случится какая-нибудь беда. Даже сами турки, когда нападали, боялись эту гору.
Сорвать немного винограда не считается грехом, просто её нельзя носить с собой.

Вопрос: Какие вещи используются в качестве единицы измерения для определения цены других вещей?
Ответ: Мера длины — локоть (в локте в среднем 3 фута).
Наследие измеряют в плугах (и в том количестве, которое два вола могут обработать за день, в зависимости от случая). Гору не измеряют, а либо на глаз, либо верёвкой, по мере необходимости. Земля также измеряется локтем, но этот локоть немного длиннее, чем товары (3 педи, что является наибольшим значением, которое можно найти). Дома также измеряются локтем.
Вино измеряется вёдрами, и бренди — вёдрами, но иногда бренди также измеряют бутылками (два глаза в бутылке). В Цетинье бутылка делится на 3 конаты, коната — на 4 кварты, в Брди на глаз, на глаз и на литр.
Мельницы разделены на 8 рядов, и ряд длится день и ночь, в течение которых участник может пользоваться мельницей. Они называют ряд и стоят.
В Реговине нет бутылок, а жидкости измеряются стаканами и Мельницы делятся на 24 ряда; каждый участник называется монахом, вы мелете на 24-й день, чем больше домов, тем больше монахов.

Вопрос: Помимо наследования и обязательств, каковы общие способы приобретения права собственности на движимые и недвижимые вещи?
Ответ: Во-первых, путём присвоения ничьего имущества, например, когда кто-то убивает медведя или козлёнка. Во-вторых, путём приложения усилий к чужой вещи меньшей ценности, например, когда кто-то делает вал из чужой земли, бочку из чужого дерева и т. д. Каждый плод моей вещи — мой, бык от моей коровы — мой, дерево, растущее на моей земле, — моё. В-четвёртых, добавление, которое без моей помощи или без моего действия добавляется к моей собственности, и если оно вырвано из чужой или ничьей собственности, это не имеет для меня значения, оно моё. Единственное исключение — когда чужой локон пересекает скот моджои (такая овца называется преодница). Грех, зарезать или спрятать её, следует держать её лучше своей, пока хозяин не найдётся. Но ему не дают ничего за за шерсть или молоко полученные с этой овцы. Если же хозяин не найдётся, то она останется моей без греха.

Вопрос: Два или более крестьян объединяют несколько волов или лошадей и работают  вместе?
Ответ: Это называется «спрега»,«спряжение». Тех, кто объединился, называют «сцепщиками».

Вопрос: Кто присваивает вещь, до сих пор никому не принадлежавшую, утверждает ли он, что эта вещь теперь полностью его?
Ответ:  Это его полная собственность. Если людей было больше, например на охоте, то они делятся поровну, кто бы ни поймал. Более того, если поймавший — член кооперативного дома, или сын с братьями, или неразделённый с отцом, то он присваивает не только для себя, но и для всего дома.
При епископе Радо было установлено, что то, что находилось во владении человека в течение 20 лет непрерывно, не может быть у него отнято, только если владение не было насильственным. Во времена бесуджа нередко случалось, что кто-нибудь, имея сильное братство, силой захватывал землю, гору или луг, хотя и знал, что владеет ими несправедливо. Но народ умел отличать справедливое отношение от несправедливого...

Вопрос: Когда ветви соседа нависают над чужой землей, при каких условиях последний должен это терпеть?
Ответ: Те ветви, которые нависают над чужой землей, сосед имеет право собирать плоды с тех ветвей, которые находятся на его земле, или владелец дерева срубит эти ветви, или, если он не хочет, сосед срубит их. Это происходит не просто из злобы, а потому, что чужие ветви создают тень, а урожай не может расти в тени.

Вопрос: Если кто-либо без злого умысла построит, посеет или посадит что-либо на чужой земле или соберет что-либо из чужого материала, кому принадлежит это строение, имущество, дом или вещь?
Ответ:  Когда кто-либо строит что-либо на чужой земле, он должен перенести это или оставить. Если же он оставит, то вряд ли владелец земли даст ему что-либо за это, особенно если это ему не пригодится.
Если кто-либо посеет что-либо непреднамеренно на чужой земле, то владелец земли даст ему больше плодов, чем он оставит себе, по крайней мере, две части, а третью часть он оставит себе. И если что-либо посадить, то, если посаженное служит господину земли, то он заплатит ему за его труд, но едва ли столько же, сколько стоили труд и плоды. Если этот человек этим не удовлетворен, он может выкопать растения и унести.
Когда кто-то без злого умысла сделает что-то новое из чужой простой вещи, например из шерсти, или тигель из чужой земли, или бочку из чужого дерева и тому подобное, он платит хозяину столько, сколько стоил материал, а новая вещь остается сделавшему её.  Когда же человек совершает зло, то он платит сверх ущерба, как если бы украл, больше, чем стоит - *lucrum cesans*. Точно так же, если он скроет, что использовал чужое.

Вопрос:  Например река отнимает землю у одного участка и добавляет к другому, кому  принадлежит эта земля?
Ответ: Она принадлежит тому, на чьём участке прибавилась.
А разрушать или перемещать границы со злым умыслом, люди считают высшим грехом и  позором для того, кто это делает, и считают его хуже вора, потому что, кража земли или кража церкви — одно и то же.


Рецензии