День учителя

Пятое октября для меня один из особенных дней. Во-первых, в этот день я с благодарностью вспоминаю всех своих учителей, многих из которых уже, к сожалению, нет, но светлая память о них всегда вызывает улыбку. Во-вторых, день учителя – это праздник, к которому и я имею некоторое отношение. Но об этом по порядку.
Летом 1980 года, получив аттестат об окончании средней школы, я поехал подавать документы для поступления в Свердловский юридический институт. Кстати, вышеназванный аттестат назывался аттестатом зрелости, что у меня всегда вызывало некоторое недоумение. Конечно, советская система образования давала школьникам хорошее образование и воспитание, и тогдашние подростки взрослели гораздо раньше, чем нынешние, но всё равно из средней школы они выпускались ещё недостаточно зрелыми.
Приехав в город Свердловск, я сразу отправился в приёмную комиссию института, где мне сказали о том, что документы мои принять не могут, поскольку у меня нет необходимого трудового стажа. Тогда для поступления на очное обучение в юридический ВУЗ, в отличии от других ВУЗов, существовало дополнительное жёсткое требование, необходимо было поработать где-нибудь не менее двух лет или отслужить срочную службу в Советской армии. Я знал об этом требовании, но, в надежде на чудо, решил попытать счастье. В этот раз чуда не произошло.
Вернувшись домой, я стал искать работу, поговорил со знакомыми начальниками в посёлке, поехал в райцентр на приём к районному прокурору, начальнику районного отдела милиции и председателю районного суда. Но узнав, что мне всего шестнадцать лет, мне везде отказали в приёме на работу. Я решил сделать паузу, чтобы подумать, куда ещё можно попытаться трудоустроиться. Но тут пришёл курьер из моей родной школы и сказал, что меня ждёт Валентина Григорьевна директор школы. На встрече Валентина Григорьевна сообщила, что школа нуждается во мне, так как уволился очередной завхоз. Так я стал завхозом родной школы, где и проработал два года до поступления в институт, и первой в моей трудовой книжке стала запись «заместитель директора школы по хозяйственной части».
Не буду сейчас рассказывать, что, начав работать в школе, я столкнулся с новой реальностью, наполненной множеством подводных камней во взаимодействии с другими организациями. Это требует отдельного повествования и когда-нибудь я об этом напишу подробно. Скажу только, что я благодарен судьбе и Валентине Григорьевне, не побоявшейся доверить мне этот ответственный участок работы, за то, что на старте моей взрослой жизни был период, который помог мне быстрее повзрослеть, научиться разбираться в людях и получить ещё большое множество разных навыков, которым нас не обучали в школе. Сейчас хочу рассказать о своих необычных ощущениях от работы в педагогическом коллективе, к которым пришлось долго привыкать, сдерживая эмоции, чтобы в конце концов не «сорвало башню» от осознания собственной значимости.
Началось с того, что все сразу стали обращаться ко мне по имени и отчеству: и учителя, которые ещё пару месяцев назад оценивали мои знания и иногда журили, и уборщицы, для которых я вдруг стал начальником, и ученики, многие из которых были моими ровесниками, и даже руководители организаций, с которыми приходилось взаимодействовать по работе. Вторым вызовом, как сейчас модно говорить, была необходимость ежедневно решать множество задач, необходимых для обеспечения жизнедеятельности школы. При этом часто решения необходимо было принимать быстро и по возможности самостоятельно. А поскольку на эту работу я пришёл с врождённым перфекционизмом, комсомольскими задором и ответственностью за судьбы Отечества, а также без безразличия, приобретаемого многими с годами, мне было тяжело, но интересно. Тогда я сделал для себя два главных вывода относительно работы и не только, которые впоследствии стали моими принципами и очень помогали мне в жизни. Во-первых, чем бы ты ни занимался, чтобы работа приносила нужные результаты и удовольствие, она должна быть интересна. Если работа по каким-то причинам не интересна, нужно найти в ней то, что будет вызывать интерес. Во-вторых, в нашей жизни часто приходится делать то, чем раньше заниматься не доводилось. И это всегда пугает. Никогда не надо бояться сделать первый шаг, с которого начинается успех в преодолении неизведанного пути.
Когда я работал в школе первый год, Валентина Григорьевна и другие учителя периодически говорили мне, чтобы я не терял время на зарабатывание стажа, поступал в педагогический институт и возвращался в родную школу в качестве учителя. Но каждый раз я отказывался, так как у меня была мечта стать юристом, к осуществлению которой я целенаправленно двигался с четырёх лет. Второй причиной отказа было пришедшее ко мне одновременно с началом работы в школе осознание того, что работа учителя – это адский каторжный труд. На первый взгляд кажется, что ничего сложного в этом нет: выучил один раз материал и талдычь всю жизнь одно и то же. А на самом деле всё не так просто. Опустим бюрократические моменты, когда в системе образования постоянно меняются тренды и регулярно поступают новые вводные, которым нужно соответствовать. Поговорим о другом. В профессию учителя в подавляющем большинстве случаев идут не за выгодой, ведь её там просто нет, а по призванию, когда у человека есть потребность учить других людей и делать из людей разумных людей грамотных и людей мыслящих. И эту работу невозможно делать по шаблону, поскольку, когда перед тобой сидит класс из 20-30 совершенно разных учеников, каждый раз учителю нужно искать особый способ, как удержать внимание этой толпы и заинтересовать всех, даже самых упёртых учеников, в познании нового. Кроме того, в каждом классе всегда есть несколько темпераментных и иногда даже неадекватных учеников, которые не только сами изо всех сил сопротивляются попыткам научить их хоть чему-то, но ещё и отвлекают других, дестабилизируют образовательный процесс.
Однажды, когда нужно было заменить заболевшего учителя на один урок где-то в 5-7 классе, завуч Валентина Васильевна уговорила меня занять детей на этот час. После этого я попросил больше меня на замену не ставить ни в коем случае, понял, что всем учителям нужно ставить памятники при жизни и испытал чувство страшного стыда за то, что ещё недавно сам бывал на уроках недостаточно покладистым.
Апофеозом всех разнонаправленных эмоций, которые я испытывал в процессе работы в школе, стало пятое октября 1980 года. Я находился в учительской, поздравлял всех вновь входивших учителей с профессиональным праздником и тут зашла одна из уборщиц и сказал мне, что меня просят выйти в коридор. Когда я вышел, увидел стайку десятиклассниц, которые были моими ровесницами. Они поздравили меня с днём учителя и вручили открытку. От неожиданности я сильно смутился, но мои аргументы о том, что я не учитель, не были ими приняты. Потом были стайки девятиклассниц, восьмиклассниц и так далее. С тех пор я считаю день учителя и своим профессиональным праздником, горжусь этим и всегда стараюсь соответствовать, передавая свой жизненный опыт и знания новым поколениям.
Уже прошло сорок пять лет с тех пор, как я окончил школу. Но и в этот день, и ежедневно я с низким поклоном говорю всем учителям огромное спасибо за то, что несмотря на наше сопротивление в желании больше поразвлекаться, чем заниматься скучной учёбой, им не только удалось наполнить нас знаниями, которые до сих пор не испарились и часто помогают нам без обращения к справочникам и интернету, научить нас думать, а также сделать из большинства из нас не только людей грамотных, но и достойных членов нашего, всё ещё ментально советского, общества.
Очень жаль, что сегодняшний образовательный процесс не нацелен на пробуждение у школьников способности думать, а функция воспитания исключена из нашей сегодняшней системы образования. Теперь, ввиду занятости или отсутствия родителей, новые поколения детей адекватно воспитывать совсем некому. Но наше поколение – везунчики и счастливчики, ведь нас ещё учили учителя с большой буквы.

05 октября 2025 г.


Рецензии