Поэма о Диогене

Вступление

Жил в Древней Греции философ,
Обширен круг его вопросов.
Из тьмы веком дошёл рассказ,
Мы повторим преданий глас.
__________
Примечания:
1. В поэме представлен краткий поэтический пересказ книги «Диоген. Греческий мудрец», типография Вильде, Москва, 1910 г., выполненный исключительно в целях просветительства
2. Диоген Синопский (ок. 404 - 324 гг. до н.э.) - древнегреческий философ-моралист
3. Нумерация и название стихов - от автора сборника

***
Стих 1. Ученики

Когда Сократа(1) осудили -
Не так, мол, учит молодёжь,
То судьи, видимо, решили -
«Ученье бросили под нож».

Ученье не пропало даром:
«Всё благо - в помощи другим,
А в похоти - судьбы удары,
Но совестью - народ храним.

И счастье не во многих знаньях,
И не во множестве богатств.
Оно приходит во стараньях -
Себя познанья без лукавств».

Учеников оставил много,
Но разошлись у них пути.
У каждого своя дорога -
Одну им «правду» не найти.

Богач Платон(2) Ученье принял,
Он Академию созда'л.
«Добро и благо - всем отныне»,
Что «благо» есть, он изучал.

«Откуда взя'лись эти «бла'га»,
Кто сотворил весь Мир?» - вопрос.
Но в важном правиле преграда -
Богатства бедным не принёс.

И Аристип(3) - богач был тоже.
Сократ ж - умеренность вещал,
Он говорил, что, мол, не гоже -
От наслаждений коль устал.

Мол, то приносит лишь несчастье.
И Аристипп тогда сказал:
«Всё в меру - в этом будет счастье»,
«Меняй почаще всё» - призвал.

А Антисфен(4) - бедняк с Пирея,
В Афины он пешком ходил.
В лохмотьях - не прельстит злодея,
Но Школу тоже учредил.

На Киносарх иль «Двор собачий» -
Толпой ходил к нему народ.
Что для него Ученье значит? -
В нужде, мол, счастье обретёт.

«Зачем зависеть от кого-то?
Тщеславье, похоть - изгонять,
Пусть будет это - всем забота,
Покой в том, радость получать.

Для мудрости услышать голос -
Как совесть скажет, так идти».
И на Дворе взращён был колос -
Там начал Диоген пути.
__________
(1) Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, осуждён за свои воззрения, отказался от штрафа в качестве альтернативы казни, предпочел наказание путем отравления цикутой
(2) Платон (ок. 427 - 347 гг. до н.э.) - древнегреческий философ из Афин, ученик Сократа, основатель платонической школы мысли и Академии, просуществовавшей до конца античной эпохи, пока она не была закрыта в 529 году императором Юстинианом
(3) Аристип (ок. 435 - 355 гг. до н.э.) - древнегреческий философ из Кирены (Северная Африка), ученик и друг Сократа, основатель киренской, или гедонической, школы мысли
(4) Антисфен (ок. 445 - 366 гг. до н.э.) - древнегреческий философ из Афин, ограниченный в гражданских правах, так был сыном рабыни, ученик Сократа, основатель школы киников, учитель Диогена Синопского

***
Стих 2. Выбор

Мудрец не может им родиться.
Дурна жизнь или хороша -
Такою жизнь твоя случится,
Каким путём пойдёт душа.

В Синопе, что на Чёрном море,
В семье менялы, то ж банкир, -
Родился мальчик не на го'ре,
Раз Диоген пришёл в наш Мир.

Отец богатств побольше хочет -
Фальшивых денег сделал он.
Привлек и сына, пусть хлопочет,
Но был папаша осуждён.

Сбегает Диоген из дома,
Покинул он Синоп родной.
Бродяге не найдётся крова -
Мечтал о жизни не такой.

Он взрослый, правду жизни ищет,
Но люди правду не дают,
Лишь насмехаются над нищим.
В Афины все пути ведут.

Сократ казнён, но дело длится,
В учителях - ученики.
Чтоб Диогену поучиться,
Он к Антисфену - помоги.

Хотел прогнать его Учитель,
Но Диоген настойчив был.
Стал на Дворе не просто зритель,
Он в доме Антисфена жил.

А раб его, Мене'с, сбегает.
Не заявил владелец - «пусть».
Так Диоген всем объявляет:
«Он - без меня, я - обойдусь».

О жизни, правде размышляя,
Решил - не делать вовсе зла:
«Ко мне коль жизнь придёт благая,
То тем, кто рядом, - ждать добра».

В Афинах был великий праздник,
Народ шумел, пил, танцевал.
В веселье Диоген - отказник,
В углу у площади лежал.

«Я так ль живу?» - мысль посещает.
К остаткам ужина мышь - шмыг.
Увидев, Диоген решает:
«Довольна ведь, хоть разум тих.

А я, в ком разум обретает,
Печалюсь - не объелся я,
Вино мой мозг не оглушает.
Разумным то признать нельзя».

***
Стих 3. Образ жизни

И Диоген порвал со Светом -
Покинул Антисфена дом,
Под звёздами лежит он летом,
Под крышей врат зимой найдём.

В дождь лезет он в пустую бочку.
Одежда? - Хватит, мол, плаща,
Укроет в ветреную ночку
И не устать - его таща.

Решив - лицо ж не закрывает,
Он оголяет ступни ног.
По льду, песку босой шагает,
Простуду подцепить не мог.

Что подавали - тем питался,
Сырую рыбу тоже ел,
Травою разной наслаждался.
Здоров, силён - завидно всем.

Понаблюдав за нищетою,
Он их привычки перенял:
Не носит кружку он с собою,
Похлёбку лить во хлеб он стал.

Учитель, Антисфен, стареет,
Беседы Диоген ведёт.
Молва о нём далёко веет
И разный стал идти народ.

Богач с Эгины с сыновьями -
В учениках у мудреца.
И платы там не объявляли,
И мудрость лилась без конца.

«Несчастны, коль желанья знали -
Те, не возможно, что достичь.
Для счастья - вы бы их убрали.
Всем проще в жизни надо быть.

Вам не придётся надрываться,
Чтоб прихотям своим помочь.
Другим для помощи б стараться.
Рассейте так несчастий ночь.

Чем люди в жизни обладают? -
Лишь тело, дух принадлежат.
Не пра'вы - коли поглощают,
Правы' - коль благо совершат.

Нам тело укреплять - в работе,
А душу - делая добро.
О «мненьях» ты не будь в заботе,
Лишь «разум с совестью» - важно'».

С Филиппом тогда битвы были,
То - македонский государь.
В плен Диогена захватили,
Ведут его в шатёр, где царь.

«Лазутчик?» - мудреца он спросит,
«Своим что сможешь передать?»
- «Что ненасытность Филипп носит».
Ответ по нраву - «Отпускать».

***
Стих 4. У Ксениада

Богач с Эгины с сыновьями,
Закончив обученья срок,
Расстался с мудрецом друзьями.
Он дома научить всех смог.

Раз Диогена приглашает
И Диоген поплыл к нему.
В пути их буря настигает -
Корабль побит, стал не к чему.

На берегу пустынном люди,
Вдруг парус кто-то увидал:
«Спасенье наше в этом будет»,
Но то - разбойник подступал.

Везут на Крит, где торг рабами,
Судьба всем бедствие сулит,
А Диоген - мастак словами,
Накормит, шуткой ободри'т.

«Базарный день не скоро видно,
Скотине корм всегда даёшь,
Чтобы продать нас, очевидно, -
Еду для нас давайте тож».

В базарный день его спросили:
«Как ремесло твоё назвать,
Чтобы товар мы огласили?»
- «Умею я всем управлять».

- «Никто не купит, вот досада»
- «Кричите: «Есть хозяин гож!»
А богачу с Коринфа - надо,
Купил, товар ему - хорош.

И Ксениад в дороге долгой,
Свою покупку оценил -
В нём для детишек много толка,
Воспитывать их поручил.

Велел, чтобы и домом правил,
При Диогене стал покой.
На путь он сыновей наставил,
Довольны те своей судьбой.

«Учитель - как гончар умелый,
Из мягкой глины он творит.
А с взрослым уж не будет дела -
Сосуд лишь может быть разбит».

Он на примере им покажет -
Не надо сладко есть и спать,
И в зное, холоде - докажет,
Здоровье можно ощущать.

Друзья афинские узнали,
Где в рабстве их учитель-друг,
На выкуп деньги подсобрали,
Но он лишь рассмеялся вдруг.

«Раба во мне вы не найдёте,
Учитель - Антисфен, помог.
Коль это вы теперь поймёте,
То - научить чему-то смог».

Остался жить на прежнем месте,
Но в сад за город приходил,
С учениками они вместе -
Искали Путь, что было сил.

Он говорил: «Щедра природа,
Мягка трава, от солнца - свет.
Ещё что надо для народа? -
Есть пища, а воров ведь нет.

Вопрос один - себя исправить,
Другим помочь себя понять».
Не хочет он себя прославить.
Но как бы мысли записать?

Бумаги нет, чем пишут - тоже,
Берёт он уголь, стены - есть,
И записал, что в мыслях гоже,
Но время уничтожит весть.

Учеников воспоминанья -
До нас те мысли донесут,
Он оценил бы их старанья.
Писак ругал, мол, много врут.

***
Стих 5. Потребности

Шли к Диогену на беседы,
О жизни Диоген вещал:
«Чтоб в жизни одержать победы -
В потребностях своих будь мал.

Природный срок зверь проживает,
А человек частенько - нет,
Хотя лекарств он много знает,
Изнежен и пороков вред.

Страданья людям что приносит? -
Желанья, зависть, страх отдать.
Богач заботу вечно носит:
«Накопленое б не терять».

Страданья с детства заложили,
От них - безумны и слабы.
И зря, их с детства не учили -
От Зла бежать лишь и должны.

Забота - не копить богатство,
А ближнему суметь помочь.
Я - «самый нищий», без лукавства,
Но всем доволен, жизнь - не ночь».

Вдруг ученик Крате'с воскликни:
«Для счастья муки претерпел!
Сомнения во мне возникли -
Осудят все, коль я б посмел».

«Беда, раз важно, кто что скажет» -
Мысль продолжает Диоген,
«Молва людей всегда накажет.
За славой в беге - где предел?

Богатым слава - за богатства,
А не за добрые дела.
Поклон сановнику - не братство,
А страх - цела чтоб голова.

Красавцу слава - за наружность,
Ведь ум не часто в нём найдёшь.
Пройдоху тоже славить «нужно»,
Чтоб с плутовства имел ты тож.

А за любовь, за ум, за честность -
Не надо людской славы ждать.
Они укажут Зла безбрежность.
Зачем ж их будут почитать?

За добродетели - насмешки,
Плёвки привыкли раздавать.
Обдумай и прими без спешки -
Наградой надо то считать.

Найди друзей себе по духу
И счастлив станешь от добра.
Уж вечер, дайте отдых слуху.
Домой, конечно, вам пора».

Нередко богачи там были,
Где Диоген беседы вёл.
Одни, смеясь, домой спешили,
Другой - с сомнением ушёл.

***
Стих 6. Пересуды

О Диогене много толков.
К хозяину, что Ксениа'д, -
Всё доходило без умолку,
Он пересудам был не рад.

«Что обо мне наговорили?» -
Раз Диоген его спросил.
- «Дурак, в него играешь или»
- «А их игра - чтоб умный был?»

- «Что из ладони пьёшь - смеются,
Что кружку выбросил свою»
- «А может, дыры в ней найдутся?
За новой я уж не пойду».

- «Ты говоришь - что не приятно»
- «Не любят правду - чья вина?».
- «Дурачеств уйма, не занятно»
- «Коринф наполнен тем сполна».

- «От гордости твои поступки,
Ты выделиться захотел»
- «Не знают слабости уступки,
Равны мы в том, всех нас удел.

Полезно есть простую пищу.
Богач отравится едой.
Пусть выгляжу я словно нищий,
Но всё, что надо, то со мной.

Умеренность всегда во благо,
В ней выгоды имею я -
Ум ясен, с телом то, что надо.
Желудку власти дать нельзя».

- «Но, Диоген, сама Природа -
Нас побуждает вещь создать.
Искусство надо для народа?
В науках пользы ни видать?»

- «Такая притча существует:
Богач собрал на пир гостей.
Многоязычный пир бушует,
Учёл хозяин нрав людей.

Пред ними то, к чему привычны.
Нашёлся гость - всё стал хватать,
Он тянет яства необычны
И стало того гостя рвать.

Природа - тот хозяин щедрый.
Не надо - не твоё что брать.
Раз голод утолил ты первый,
Здоровым сытым время встать.

Не всё, что в Мире потребляешь,
То для тебя сотворено».
- «Ты, Диоген, добро вещаешь.
Когда ж до всех дойдёт оно?!».


Рецензии