О вере, наказании и любви...

О вере, наказании и любви...

Извечный вопрос, который проходит золотой или же красной нитью через всю историю религий и этики - что такое любовь и кто достоин любви?.. А кто - наказания?.. С одной стороны - есть духовное начало, говорящее - "возлюби ближнего своего". С другой же - некая тонкая грань, за пределами которой начинаются законы, следуя которым нужно наказывать.

В Торе, в Ветхом Завете, присутствует чёткое разграничение - по одну сторону: "Возлюби ближнего своего, как самого себя...". По другую - запрещающие законы-заветы, данные Богом.

Тора, Левит, глава 19
18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.

33 Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его:
34 пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш.

Но, несмотря на эту базовую любовь, как данность свыше, при всём при этом есть свод законов-заповедей, данных Богом, которые нарушать нельзя, и за которые последует наказание.

Например, из той же главы:
11 Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.
12 Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.
13 Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра.
14 Не злословь глухого и перед слепым не клади ничего, чтобы споткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь.
15 Не делайте неправды на суде; не будь пристрастен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.
16 Не ходи переносчиком в народе твоём и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь.
17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоём; обличи ближнего твоего, и не понесёшь за него греха.

И как далее...

Но вернёмся снова к любви, к любви уже новозаветной.
Иисус цитирует стих из Торы о любви, но начинает дополнять его - и грань размывается.

В Евангелиях размывается та самая ветхозаветная грань, которая указывает нам на то, кем является "ближний" и кого нужно наказывать, несмотря на любовь. 

Именно из чётко прописанных ветхозаветных правил-заповедей появились современные суды и законы, пройдя через трансформацию в  Римской империи - римское право и т. д. до наших дней.
В Новом же Завете появляется мысль о том, что нужно любить не только своего ближнего, но и врагов своих. И именно здесь начинается протест нашего сознания - откуда происходят эти мысли - от Божественного, светлого или от тёмного начала? Ведь любое, будь то древнее или современное государство, даже если оно христианское, не существует без судов и наказаний.

Новый Завет берёт законы из Торы и начинает дополнять их, постулат о любви к ближнему начинает теперь распространяться на всех и вся. И здесь начинается неразрешаемая проблема.

Евангелие от Матфея, глава 5:
17 Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: Доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто же убьёт, подлежит суду».
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

Здесь мы видим, что Иисус призывает к исполнению ветхозаветного Закона, но при этом ужесточает его.

И через это ужесточение начинается размытие граней между добром и злом.

38 Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб».
39 А Я говорю вам: Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую.
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
44 А Я говорю вам: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.


Здесь уже начинается не просто ужесточение закона, но нечто запредельное - уподобление человека Творцу и призыв быть такими же - как солнце, которое восходит над злыми и добрыми и дождь, который изливается на праведных и неправедных. Но для этого человеку нужно стать Богом...

То есть происходит полное размытие граней, причём всех возможных и невозможных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

И вроде бы всё ладно, хорошо сказано.
Ведь Бог сотворил человека по своему образу и подобию - а значит, человеку всё вышесказанное тоже по плечу... Но дело в том, что Господь Бог на всём протяжении Библии не только любит, но и наказывает...

В Ветхом Завете есть стихи, в которых отражается идея о неком идеальном мире, где все будут любить друг друга, хищники будут мирно сосуществовать с травоядными, и наступит вселенская гармония:

Книга пророка Исаии, глава 11
6 Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
7 И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.

Новозаветные идеи как будто хотят приблизить этот самый мир из книги Исаии, называя его Царством Небесным - и создать его среди нас, на Земле - через расширение заповеди о любви к ближнему до любви ко всему и всем, упраздняя законы и наказания за их неисполнение - некая абсолютная утопия, мечта, которая не может быть реализована среди живых существ.

Или всё-таки может?..

Она может быть реализована только в том случае если каждое существо, каждая тварь Божия в мире будет праведной, доброй, не желающей никому зла, любящей всех... Но наш мир устроен по-другому. Призывает ли Новый Завет устроить "мирную" революцию, буквально отдавая себя в жертву, на съедение, чтобы своим примером показать - как нужно и приблизить тот самый идеальный, идеализированный мир? Неважно, - сколько прекрасных людей падёт на поле этой битвы и к чему это приведёт...
И от всех, будь то даже мать родная и отец, кто будет отговаривать от этого, мешать замыслу - нужно отказаться...

Евангелие от Матфея, глава 10
34 Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч,
35 ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её.
36 И враги человеку - домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её.


Читая это, я понимаю, что любовь в таком виде принять не могу. И также, вместе с этим, понимаю, что многие стихи новозаветные могли быть изменены, дописаны и дополнены, ведь даже сами евангелисты писали их по памяти, невольно привнося нечто своё. Оригиналы на иврите утеряны или уничтожены, греческие рукописи многократно переписывались...
Поэтому стихи о любви из Торы и множество прекрасных стихов из Евангелий я принимаю всем сердцем, но точно так же многому из Библии всё во мне противится всеми своими силами.

В итоге, из каждой Книги я беру крупицы света и пытаюсь взрастить их в своей душе.

То же самое и с культурой, верованиями Востока, которые я знаю хуже, чем Библию - что-то откликается, что-то - нет.

И именно поэтому, на вопрос - во что ты веришь, я не знаю, что сказать. Ведь "мысль изречённая есть ложь". Но при этом, на невербальном уровне, я прекрасно знаю, во что верю.


Рецензии