Ужасы русской литературы
Преступление и наказание
Родион Раскольников, бедный студент, создаёт теорию о праве свободных, сильных людей преступать закон.Для проверки теории, он убивает старуху-процентщицу и её сестру. Подозревается следователем Порфирием. Сближается с Соней Мармеладовой, проституткой, чья жизнь держится на религиозных иллюзиях. Под её давлением он признаётся Порфирию и, естественно, получает каторгу. Соня следует за ним. В заключении Раскольников окончательно утрачивает рациональность и обращается к религии, фактически попадая в зависимость от фанатичной веры, то есть теряет свободу окончательно и во всех смыслах.
Мораль: Погоня за духовной свободой оборачивается духовным рабством.
Идиот
Князь Лев Мышкин возвращается в Петербург после лечения от эпилепсии. Его наивность и честность вызывают у одних сочувствие, у других насмешку. Он влюбляется в Настасью Филипповну, женщину с трагической судьбой, которую добивается и Парфён Рогожин. Настасья колеблется между ними и погибает от руки Рогожина. Мышкин сходит с ума и возвращается в Швейцарию в состоянии полного безумия.
Мораль: Быть духовно чистым в мире чистогана может только сумасшедший.
Братья Карамазовы
Фёдор Карамазов, развратный помещик, имеет трёх сыновей: Дмитрия, Ивана и Алёшу. Дмитрий враждует с отцом из-за наследства и любви к Грушеньке. Иван — скептик и, якобы, атеист, почему-то мучается вопросами о Боге и зле. Алёша — послушник, ищущий примирения в религии. Незаконный сын Смердяков убивает Фёдора, но вина падает на Дмитрия. Иван ощущает свою косвенную вину, Смердяков кончает с собой. Алёша остаётся носителем надежды и веры.
Мораль: Пропасть между разумом, страстью и верой убивает.
Легенда о Великом инквизиторе
Христос возвращается в Испанию времён инквизиции. Его чудеса узнают, но Великий инквизитор арестовывает его и обвиняет в том, что он дал людям свободу, которая им не нужна. Толпа, говорит инквизитор, хочет хлеба, чуда и власти, а церковь взяла именно это. Христос молча целует старика. Инквизитор отпускает его, но остаётся при своей правде. На деле же Христос реализовал всё отвергнутое в пустыне: хлеб (накормил тысячи), чудеса (исцеления), власть (царство небесное) и поклонение (миллионы верующих через церковь).
Мораль: Христос лишил люди не только физической, но и духовной свободы.
Анна Каренина
Анна, жена чиновника Каренина, влюбляется в Вронского, бросает мужа и сына, но оказывается в изоляции и позоре. Живёт с Вронским, страдает от ревности и отчуждения, принимает морфий. Муж не отдаёт ей сына, Вронский отдаляется. Анна, потеряв опору, бросается под поезд. Вронский уходит на войну. Параллельно идёт линия Левина, помещика, ищущего смысл в труде и семье. В финале он находит «успокоение» в бегстве от разума - единственным способом примирения с реальность.
Мораль: Безделие, распущенность и морфий губят. В этом мире можно сущестовать, только убив разум.
Тихий Дон
Григорий Мелехов, казак хутора Татарского, женат на Наталье, но любит замужнюю Аксинью. Бросает жену, живёт с Аксиньей, затем возвращается. Наталья пытается перерезать горло серпом, позже умирает, оставив детей. Григорий мечется между красными и белыми в Гражданской войне, теряет братьев и дом. Снова бежит с Аксиньей, но она убита при отступлении. Оставшись один, он возвращается на хутор. В финале Григорий стоит у разрушенного дома с сыном на руках — символ последнего уцелевшего.
Мораль: Чернь убивает всё
++++++
Вообще, шутки-шутками, а с русской литературой действительно беда.Это в чистом виде "бегство от свободы" в духе Фрома. "Беспокойство" русских литературных героев вызвано разрывом между необходимостью принимать самостоятельные, ответственные решения на основе рационального анализа и страхом ответственности (перед властью) и перекладыванием ответственности на власть небесную.
Вот тот же Раскольников. Минутного размышления достаточно понять, что его действие абсолютно бессмысленно. Они никому не приносит ни малейшей пользы - ни ему, ни людям, - и не несут никакой выгоды. Даже банальный грабеж старух был бы плох, но РАЗУМЕН. А так, что? И так до конца. Пустые эмоции и ни капли разума.
Обучение русских философов и писателей философии надо начинать с математики, физики и бухгалтерского учета.
Свидетельство о публикации №125100208678