De Leucrota О Левкроте
Левкрота есть тварь лукавая, обитающая в местах пустынных и горах каменистых, наипаче же в землях Скотии, где туманы сокрывают долины и ветры воют меж утесов. Величиной сей зверь подобен ослу большому или гиене, но естество его — смешение многих тварей, ибо имеет голову оленя, шею волчью, грудь львиную и ноги копытные.
Но более всего страшна в нем не сила телесная, а дар речи человеческой, коим дьявол наделил его для искушения рода христианского.
De voce eius (О гласе его)
Глас левкроты сладок и многообразен. Слышали странники, как зверь сей взывает голосом отца родного, или друга закадычного, или даже священника благостного, зовя на пир обильный или обещая кров от непогоды. Иные же слышали плач младенца в чаще лесной, или стенание жены, просящей о помощи. Все сие — уловки бесовские, ибо левкрота не говорит, а подражает, яко попугай заморский, токмо со злым умыслом.
Historia Edmundi monachi (История монаха Эдмунда)
В лето от Рождества Христова 1247, в месяце ноября, когда тьма долго держится над землею, странствовал по горам Скотии монах благочестивый именем Эдмунд, из обители святого Колумбы. Нес он к братии дальней святые дары и книгу псалмов для утешения в зимней тьме.
И вот, когда спустились на него сумерки меж скал, услышал он глас, взывающий по-латыни: "Veni, frater, ad cenam! — Гряди, брат, на вечерю!" Глас был приятен и обещал тепло очага и хлеб ячменный с медом.
Эдмунд же, муж искушенный в духовной брани, ведал о тварях лживых, населяющих пустоши. Но глад терзал чрево его, а холод проникал в кости, и помыслил он: "Или то верно есть приют христианский, или искушение вражеское. Но аще Господь со мною, что сотворит мне левкрота?"
И пошел он на глас той. И вторично услышал: "Festina, monachе! Cibus frigescit! — Поспеши, монах! Яства стынут!" И узнал Эдмунд в гласе том подобие речи настоятеля своего, отца Малахии, давно упокоившегося.
Тогда понял монах, что встреча предстоит не с человеком.
Congressio (Встреча)
Вышел Эдмунд на поляну малую меж скал, где мерцал огонь призрачный. И узрел он тварь, вставшую на задние лапы, ростом с человека, но обличьем — гиену или волка, со шкурою пестрою, желтою и бурою. Очи ея горели зеленым пламенем в темноте.
И отверзла тварь уста свои, и увидел Эдмунд, что челюсти ея — не как у зверя обычного, а костяны вся сплошь, без десен, и зубы растут в ряд единый от горла до губ, подобно пиле плотничьей. И дыхание ея смердело, яко от могилы отверстой.
И рекла левкрота гласом человеческим, но устами неподвижными: "Что же медлишь, Эдмунд? Разве не алчешь? Вот трапеза готова!" И показала она когтем своим на камни, где не было ничего, кроме костей человеческих и собачьих.
Liberatio (Избавление)
Тогда воздел Эдмунд крест древесный, что носил на груди, и возгласил: "In nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti, apage, bestia mendax! — Во имя Отца и Сына и Святого Духа, прочь, зверь лживый!"
И левкрота отступила, завывая гласами многими — младенца плачущего, и старца умирающего, и псалмопения церковного. Но сила креста была более силы ея, и бежала она во тьму, оставив след зловонный на камнях.
Эдмунд же упал на колени и молился до рассвета, благодаря Господа за избавление.
Moralisatio (Нравственное толкование)
Левкрота есть образ обмана мирского и сластей бесовских. Ибо как зверь сей прельщает гласом сладким, но таит челюсти костяные, так и дьявол обещает утеху плотскую и богатство земное, но ведет к погибели вечной.
Челюсти левкроты, не имеющие десен мягких, но токмо костяные, означают жестокосердие грешников, не знающих милосердия. Зубы же, растущие сплошным рядом, суть лжеучения многие, кои пожирают душу.
Монах Эдмунд, испытавший искушение, но твердый в вере, есть образ христианина истинного, который не прельщается обетованиями ложными, но имеет крест и молитву яко оружие духовное.
Remedium (Средство избавления)
Аще встретишь левкроту в пути твоем, не внемли гласу ея, аще бы и звала тебя голосом матери твоея. Знай, что тварь сия не может молвить имени Христова, ниже креститися. Вопроси ея: "Dic mihi: Christus vincit? — Рцы мне: Христос побеждает?" И аще молчит, или рычит, или бежит, то левкрота есть.
Крест, вода святая и псалом L \"Miserere mei, Deus\" суть защита верная от злокозненной твари сей.
Nota bene (Заметь особо)
Плиний Старший в книгах своих упоминает левкроту как зверя индийского, но странники нынешние свидетельствуют, что встречается она ныне в Скотии и Гибернии, и даже в лесах Германских. Некие ученые мужи полагают, что множится число их во времена смут и войн, ибо питается левкрота не токмо плотью, но и страхом человеческим.
Да сохранит нас Господь от пасти ея и от всех козней вражиих.
Amen.
Ex codice bestiariorum monasterii Sancti Brendani, descriptum anno Domini MCCLII
Свидетельство о публикации №125100208374