10-12 главы из поэмы Их разлучила война
Предупреждать мне надоело
вас, хамки, хамы, подлецы.
На хамстве подлом вас заело.
Не спрятать подлости концы.
Они торчат, как уши зайца,
их видно где-то за версту.
Подлец и хам в законе, кайся –
нет проще этой простоты.
Сатирик сущность зла в вас видит.
Да, Салтыков с сатирой жив,
безвинного он не обидит.
Но вмиг развеет твой наив,
что слово ничего не значит,
имеет силу он слона.
Срывая маску, лик иначе,
под ней суть подлости видна.
Сатирик вежливо-свободный,
но пробивной как носорог
и словно бы рюкзак походный,
не выбирающий дорог,
идёт по линии упрямо…
И… достигает результат,
в трагедии и в новой драме
присутствует его талант.
Пролог осенний зимней стужи.
Мороз – пролог незлой зимы.
Предвестницы застыли лужи.
По жизни я иду “на вы”,
а получается обратно.
И снова я иду ва-банк,
и сознавать довольно странно –
приспущен белоснежный флаг.
11.
Не время меняется. Люди
другими становятся вдруг.
И прошлое время всё судят,
замкнут неприятностей круг.
А время течёт и пространство
оно раздвигает своё.
Растёт беспокойное братство
и хлещет утрами вино.
12.
Уведомленье в отделенье
явиться в десять на допрос
пришла повестка: “Пленный
ваш муж? – был первый к ней вопрос, –
Каким он был, скажите, мужем?! –
как будто вёлся лишь опрос. –
И с кем, скажи-ка, был он дружен?” –
как выстрел третий был вопрос.
А что ответить им, кричавшим,
в ней сотрясая пустоту?
И словно шла она по чаще –
хлестали ветки по лицу.
Слова обидные чекиста
звучали зуммером в Душе:
“По нашим данным жил не чисто –
врагом народа стал!” “Он мне
писал, вот получила…”
– И что предатель пишет вам?!
– Меня он называет милой… –
чекист как настоящий хам
орал и всё вокруг поблёкло,
и закружилась голова,
кричал что содрогались стёкла,
с презрением бросал слова,
взрывались словно бы гранаты
и больно ранили её.
Крутилось: “В чём мы виноваты?”
“Люблю я мужа своего, –
произнесла Наташа тихо
уж в предрассветной серой мгле.
Наташа натерпелась лиха
во всеобъемлющем во зле…
Но сохранила верность мужу,
осталась Кротовой она.
Виной всему, сказать вам нужно,
была разлучница война.
Напомнить, видимо, не лишне
нам на запросы был ответ:
“Пропавших без вести не ищем,
в стране захоронений нет”.
“Пропавших без вести” могилы
в других соседних странах есть.
Средства находятся и силы
ухаживать за ними. Весть
я из Финляндии имею,
Никифор захоронен там
Сомнения свои развею,
скажу я откровенно вам.
В осеннее веселье цвета
попытка перехода в тишь –
чередованье тени, света.
Со снегом ты не зашалишь.
Он лепит синие снежинки
в тени осеннего тепла.
Я повторяю без запинки
все взмахи белого крыла.
Лечу над полем загулявшим
осенним ветром перемен
и белоснежный вид принявший
с неординарностью замен
зелёного на жёлто-красный
и на багровые цвета.
Коль со сторон глядеть вам разных,
предстанет разною листва.
Свидетельство о публикации №125100200742
Поэма Сергея Сорокаса «Их разлучила война» — это не просто художественное произведение, это эмоциональный документ эпохи, в котором личная трагедия переплетается с общественным диагнозом. Главы 10–12 раскрывают три ключевых пласта: сатирическое разоблачение, философское размышление о времени и душераздирающую сцену допроса, где любовь сталкивается с жестокостью системы.
Сатира как оружие правды:
Глава 10 — это манифест поэта-сатирика, разоблачающего хамство, подлость и лицемерие. Автор использует резкие метафоры: «уши зайца», «носорог», «рюкзак походный» — чтобы подчеркнуть прямолинейность и бескомпромиссность сатиры. Сатира здесь — не просто литературный приём, а акт гражданского сопротивления. В духе Салтыкова-Щедрина, поэт показывает, что слово может быть сильнее слона, способно срывать маски и обнажать суть.
Время и человек:
В 11-й главе акцент смещается с внешнего на внутреннее. «Не время меняется. Люди» — утверждает автор, подчеркивая, что перемены начинаются не с календаря, а с человеческой души. Вино по утрам, «беспокойное братство» — образы, говорящие о растерянности, утрате ориентиров, попытке забыться. Пространство расширяется, но человек остаётся в замкнутом круге — это философская аллегория о свободе, которая не приходит извне.
Допрос как трагедия:
Глава 12 — кульминация личной драмы. Наташа, жена «врага народа», сталкивается с жестокостью системы. Допрос превращается в психологическую пытку: вопросы звучат как выстрелы, слова чекиста — как гранаты. Но в этой тьме вспыхивает свет: «Люблю я мужа своего» — тихая, но несокрушимая фраза, выражающая верность, любовь и человеческое достоинство. Война, как разлучница, становится символом разрушения не только тел, но и судеб, памяти, любви.
Природа как утешение:
Финальные строки главы — это переход от боли к попытке примирения с миром. Осенние краски, снежинки, белое крыло — всё это символы очищения, надежды, стремления к гармонии. Природа становится убежищем, где человек может вновь обрести себя, несмотря на пережитое зло.
Поэма Сорокаса — это голос совести, крик любви и акт сопротивления. В ней сливаются личное и общественное, трагическое и лирическое, сатирическое и философское. И в этом слиянии рождается поэзия, способная не только тронуть, но и пробудить.
Михаил Палецкий 02.10.2025 17:48 Заявить о нарушении