Гносис и Ананда

ВОСХОЖДЕНИЕ в гносис, овладение чем-то
От гностического сознания должно возвысить душу человека
И его жизнь в этом мире в славу света,
И силы, и блаженства,
И бесконечности,
Которые могут показаться по сравнению
Со слабым действием
И ограниченной реализацией
Нашего сегодняшнего ментального
И физического существования самим статусом и динамикой
Совершенства
Окончательного и абсолютного. И это действительно совершенство,
Какого еще не было на пути вверх к духу. Ибо даже высшая
Духовная реализация
На уровне ментальности
Несет в себе что-то тяжеловесное, одностороннее
И исключительное; даже широчайшая ментальная духовность
Не достаточно широка, и она также отмечена своей несовершенной
Силой самовыражения в жизни.
И все же, по сравнению
С тем, что еще выше, и это тоже, этот первый гностический блеск
Есть
Только яркий переход в более совершенное
Совершенство.
Это прочное и сияющее основание,
С которого мы можем радостно подниматься
Все выше в абсолютную бесконечность, которая есть
Источник и цель
Воплощенного духа. В этом дальнейшем восхождении
Гносис не исчезает, а достигает скорее своего высочайшего Света,
Из которого он спустился до этого, чтобы быть посредником
Между умом и высшим Бесконечным.
Упанишада говорит нам, что после того, как мы овладеем знанием я
Выше ментального, и все я
С более низких уровней поднимутся до него,
Останется еще один последний шаг из всего,
Что нам надо сделать — хотя вы
Можете спросить,
Навсегда ли он Последний,
Или только последний
Практически доступный осознанию, или вообще последний
Необходимый для нас сейчас? — чтобы поднять
Наше гностическое существование в Я Блаженства и там
Завершить духовное самооткрытие божественной Бесконечности.
Ананда, верховное вечное Блаженство, совсем иное и высочайшее
По своему характеру,
Чем высшее человеческое удовольствие или радость,
Есть главная и изначальная суть духа. В Ананде
Наш дух найдет свое истинное я, в Ананде
Суть его сознания, в Ананде —
Абсолютная сила его существования. Вступление воплощенной
Души в высшее абсолютное, неограниченное, безусловное
Блаженство духа — это бесконечное освобождение и бесконечное
Совершенство. Правда, отчасти это совершенство
Можно испытать отраженно, искусно спустившись
Даже на более низкие уровни,
Где Пуруша играет с его измененной
И сведенной
К определенным качествам Природой.
Испытать переживание духовной и безграничной Ананды можно
И на уровне материи,
На уровне жизни, на уровне
Ума, так же как и на гностическом истинном уровне
Знания  и выше. И Йогину, который входит в эти нижние уровни
Реализации, они могут показаться такими
Завершенными и такими
Притягательными, что он вообразит, будто нет ничего
Большего, ничего
Выше их. Ибо каждый из этих божественных принципов несет
В себе все возможности всех остальных шести свойств
Нашего бытия; каждый уровень Природы может иметь
Свое собственное совершенство этих свойств
При своих собственных условиях. Но совершенство в целом
Может быть достигнуто
Только путем восхождения от низших уровней
К высшим и непрерывного встречного движения высших уровней
В низшие, пока все не станет одним, одновременно
И плотным блоком, и пластичным, как море, материалом бесконечной
И вечной
Истины.
Само физическое сознание в человеке, annamaya purusa, может,
Не совершая
Восхождения на высшие уровни и обратно,
Все же отражать и входить в я Сатчитананды.
Оно может это делать путем
Отражения Души в физической Природе, ее блаженства, силы
И бесконечности, скрытых,
Но все же присутствующих здесь, или путем
Утраты своего отдельного чувства субстанции,
И существования в Я, которое в нем или вне его. Результатом
Будет восхитительный сон
Физического ума, в котором физическое существо
Забывается
В некой сознательной Нирване,
Или движется, как нечто инертное в руках Природы, 
Как лист на ветру, или это будет
Состояние чистой счастливой и свободной безответственности
За действия,  божественное детство.
Но в этом не будет высшей славы знания и восторга, которые
Принадлежат тому же статусу на более возвышенном уровне.
Это — инертная реализация Сатчитананды,
В которой нет ни власти Пуруши над Пракрити,
Ни какого бы то ни было вознесения Природы в ее высшую силу,
Бесконечную славу Пара Шакти. Между тем эти два свойства,
Вознесение и господство,
Есть путь к совершенству, великолепные врата в высшее Вечное.
Виталическая душа и виталическое сознание  в человеке,
pranamaya purusa, могут так же прямо
Отражать и входить в я Сатчитананды
Путем огромного и великолепного и блаженного отражения
Души во всеобщей Жизни,
Или путем утраты своего отдельного чувства жизни
И существования в беспредельном Я в нем
Или вне его.
Результатом
Будет глубокое состояние
Чистого самозабытья, или действие,
Неответственно
Направляемое виталической природой, возвышенный энтузиазм
Самоотдачи великой мировой энергии в ее виталистическом танце.
Внешнее существо
Живет
В Божественном безумии , не думая ни о себе, ни о мире,
Или абсолютно игнорируя
Либо все условности и приоритеты
Общепринятого человеческого поведения,
Либо гармонии и ритмы Высшей Истины. Оно
Действует как ничем не связанное виталическое существо,  Божественный
Маньяк или божественный
Бесноватый. Здесь также нет
Господства или высшего вознесения природы. Есть
Только радостная статичная власть Я в нас,
И неорганизованная динамичная власть
Физической и виталической Природы вне нас.
Ментальная душа и ментальное сознание в человеке, manomaya purusa,
Могут так же прямо
Отражать и входить в Сатчитананду
Путем отражения Души, отображающейся
В зеркале природы чистого всеобщего разума сияющей,
Свободной, счастливой, пластичной,
Безграничной,
Или путем
Растворения в огромном
Свободном безусловном рассредоточенном Я в ней или вне ее.
Результатом будет или неподвижное отсутствие всякого ума и действия,
Или свободное от желаний ничем не связанное действие,
За которым наблюдает безучастный внутренний Свидетель.
Ментальное существо
Сстановится душой-отшельником, она одна во всем
Мире и ей нет дела до человеческих связей, или это будет потаенная
Душа, которая живет в восхитительной близости к Богу
Или в счастливом тождестве и в радостных
Отношениях чистой любви и экстаза
Ко всем существам. Ментальное существо
Может даже реализовать это Я на всех трех
Уровнях сразу. И тогда оно
Будет всеми этими описанными вещами попеременно,
Последовательно или одновременно.
Или оно может преобразовать низшие формы в проявления
Высших состояний; оно может возвысить эту детскую беспечность
Или инертную безответственность
Свободного физического ума, или божественное безумие
И пренебрежение
Всякими правилами, приоритетами, гармонией
И тоном,
Присущие свободному виталическому существу, или прикрыть ими
Экстаз святого
Или одинокую свободу
Странствующего отшельника. Но и в этом не будет ни господства,
Ни вознесения Природы
Душой в мире, но только двойное обладание,
[Обладание]
Свободы и восторга ментального духовного бесконечного
Внутри, [обладание]
Счастливой, естественной
И нерегулируемой игрой умственной Природы вовне. И раз
Ментальное существо способно достигнуть гносис так,
Как виталическая душа
И физическая душа
Не способны этого сделать, раз оно может принять
Гносис путем знания,
Хотя и ограниченного знания
Ментальной реакции, оно может до некоторой степени
Направлять своим светом свои внешние действия
Или, по крайней мере, омыть и очистить в нем свою волю и свои
Мысли.
Но Ум может придти только к компромиссу
Между бесконечным в нем
И конечной природой вне его;
Он не может влить бесконечность знания силы
И блаженства
Внутреннего бытия, сколь бы то ни было полно, в свои внешние
Действия,
Которые остаются всегда неадекватными. И все же он
Доволен и свободен, потому что он Господин в себе самом,
И несет ответственность за действие, будь то удовлетворительное
Или неудовлетворительное,
Берет на себя руководство им и определяет его последствия.


Рецензии