Славяне

Великое ниоткуда: возникновение и расселение славян.

Стратегическая перспектива: Взгляд из будущего на то, чего, возможно, и не было.

В начале был Лес. Не просто лес, а Лес с большой буквы «Л» — непролазный, сырой и на редкость негостеприимный. И вот, в этом Лесу, судя по всему от скуки, группа неких автохтонов эпохи позднего «кто мы такие и куда делись готы», решила, что жить между болотом, медведем и комаром — стратегия так себе. Так, в тишине, не замеченная ни римскими историками, ни соседями (потому что кто в тот Лес полезет?), зародилась некая культурно-лингвистическая общность, которую мы, с высоты прошедших веков, великодушно соглашаемся назвать «славяне».

В то время как великие империи строили дороги, акведуки и планы по завоеванию мира, протославяне оттачивали инновационную стратегию выживания под кодовым названием «А куда ветер дует?». Не было у них великого исхода, громких завоеваний или хотя бы вменяемого плана. Был процесс, смахивающий на рассеивание тумана: медленно, тихо и повсеместно.

Пока германские племена с грохотом валили Римскую империю, славяне практиковали искусство тихого, но настойчивого просачивания. Их стратегия была гениальна в своей простоте: они не шли войной на города. Они приходили на опустевшие после этих войн земли, заселяли их и начинали пахать. Это был первоклассный стратегический троллинг: приходить туда, откуда все только что ушли, потому что там «опасно».

Расселение славян — это эталон партизанской колонизации. Они осваивали пространства, которые более «продвинутые» народы считали неперспективными: лесостепи, поймы рек, места с повышенной влажностью и комарьей активностью. Их девизом могла бы быть фраза: «Нам не нужны ваши римские виллы, нам нужна эта глина для строительства полуземлянок».

Стратегическая перспектива была ясна: пока мир рубится за троны, золото и славу, мы будем тихо и методично занимать всю географическую нишу, которую все остальные игнорируют. Это все равно что скупить все заброшенные участки на окраине, пока все дерутся за центр, а потом обнаружить, что город разросся и вы теперь в самом его сердце.

Историки потом, размахивая археологическими находками, будут говорить о «Великом переселении народов», куда и славян запишут. Но это чистой воды недоразумение. Славяне не «переселялись». Они «расселялись». Разница фундаментальна. Переселяются — когда бегут от гуннов с криками. Расселяются — когда после ухода гуннов спокойно выходят из своих лесов и говорят: «О, пространство освободилось. Займем-ка его, а?»

Их главным оружием была не сталь, а удивительная адаптивность и демографическая упругость. Они как плодовая мушка исторического процесса: незаметно, но вездесуще. Воевать с кочевниками? Зачем? Мы с ними просто постепенно породнимся, а их степные империи рассыплются в пыль, а мы останемся.

Апофеозом этой гротескной саги стало создание государств. Это был момент, когда блестящая стратегия «незаметного бытия» дала сбой. Внезапно выяснилось, что чтобы вас не завоевали более организованные соседи, приходится самим становиться организованными. Возникла трагикомичная необходимость завести себе князей, дружины, налоги и прочие атрибуты цивилизации, от которых так удачно удавалось уклоняться предыдущие сотни лет.

Ирония судьбы! Народ, чьим главным стратегическим преимуществом была аморфность и племенная раздробленность, вынужден был начать централизоваться, чтобы его же нецентрализованные части не прибрали к рукам византийцы, хазары или варяги. Это был конец эпохи безмятежности. Началась эпоха, когда пришлось отвечать на вопрос «кто мы?» не просто «люди из леса», а как-то более пафосно.

Таким образом, возникновение и расселение славян с точки зрения Большой Истории — это не эпическая сага, а скорее мастер-класс по пассивно-агрессивному захвату жизненного пространства. Это история о том, как, не имея ни громких героев, ни четкого плана, ни даже внятной письменности, можно методично, поколение за поколением, занять половину Европы.

Их величайшей стратегической победой было то, что они никогда не ставили таких целей. Они просто шли за плугом. И в этом был их гениальный, хоть и абсолютно неосознанный, саркастический ответ всей мировой истории с ее битвами, императорами и великими стройками, которые все давно превратились в руины. А они — остались. Правда, потом сами начали воевать друг с другом, но это уже совсем другая, не столь ироничная, история.

Благодарю за понимание! Заглядывайте ещё! Подписывайтесь! Лайкайте! Репостуйте! Берегите себя! Не всё потеряно!

Сбор здесь - https://t.me/real_nost


Рецензии