Скрипач Мозарье

История началась в одном из холодных парижских предместий, где воздух был густым от запаха влажного камня и далёкой надежды. Именно оттуда, из казённого приюта, сбежал мальчишка, не в силах вынести однообразия и тоски. Его побег привёл в заброшенный сквер, где он и замер, услышав музыку. Это был не просто звук скрипки – это была целая вселенная, сотканная из грусти, радости и бесконечной нежности.
Музыканта звали Мозарье. Он был немолод, и в морщинах у его глаз жила память о других странах. Он играл, не обращая внимания на пустые скамейки, обращаясь к звёздам, появляющимся в бархатном небе. Мальчик сидел, не шелохнувшись, до тех пор, пока последняя ночная звезда не растворилась в набирающем силу рассвете. Лучистый рассвет пробежал по листве, и мир заиграл новыми красками. В душе мальчика что-то перевернулось. Страх возвращаться в приют сменился надеждой, что теперь он будет не один.
Он подошел к скрипачу, когда тот укладывал инструмент в футляр. Увидев бледное, испуганное лицо ребёнка, старик не задал вопросов. Он молча протянул руку, и мальчик, доверчиво вложив в неё свою ладонь, почувствовал, будто нашёл самую надёжную гавань в мире.
Мозарье вёл его за руку, и в его сердце теплилось странное чувство – он не хотел отпускать этого незнакомого ребёнка.
А в приюте поднялся переполох. Мальчишку искали, но безуспешно. Появление его вместе с пожилым незнакомцем у ворот вызвало вздох облегчения. Во двор, холодный и пустынный, вышли две взволнованные женщины, воспитательницы. Их лица, искажённые тревогой, смягчились. «Мы так за него волновались! Спасибо вам, месье!» – сказала одна.
Мозарье и мальчика накормили горячим супом. А потом Мозарье дал свой первый концерт – прямо во дворе. Скрипка, которую он называл ласково «Матерье», пела в его руках так, что собравшиеся замирали в полном восторге. И в тот самый миг, когда Мозарье вознамерился уйти, его окружили, уговаривая остаться учить детей музыке.
Для старого скрипача это было спасением. «Не зря я остался в Париже», – говорил он потом с глубоким чувством благодарности то ли Господу, то ли мальчику, то ли обитателям приюта. Наверное, всем вместе.. Его дни наполнились новым смыслом. С утра до ночи он был погружен в работу. Его маленькая комната превратилась в класс, где он учил детей не просто держать смычок, а слышать музыку жизни. Он верил, что скрипка принесёт им лишь счастье, а не беды, как случалось с ним самим.
Но по вечерам его сердце тихо тосковало, а взгляд уносился далеко-далеко, к старому покинутому дому в русском селе, где пахло свежескошенной травой и печным дымом.
Прошло пять лет. Мозарье учил детей вере в волшебную силу игры. А тот самый мальчишка, с которого все началось, превратился в пятнадцатилетнего юношу, талантливого и не по годам серьёзного. Он стал лучшим скрипачом в округе, а его игра была настолько виртуозной и проникновенной, что заставляла плакать даже строгих критиков.
А Мозарье хотя и старел, в его глазах горел огонь творчества. И однажды свершилась его мечта: состоялся большой совместный концерт в знаменитом зале «Беренье». Это стало их триумфом. Счастливый старик и сияющий юноша стояли на сцене, и их радость не знала границ.
Чего ещё оставалось желать старому скрипачу?! Но повзрослевший ученик знал тайную мечту своего учителя. Он не раз видел, как тот перебирал старые письма и вздыхал. Иногда Мозарье рассказывал ему о своих скитаниях по чужим безразличным городам. Юноша понимал: старик мечтает вернуться на родину.
Они вернулись в Россию вместе. Их история говорит о том, что надо мечтать, даже если мечта кажется несбыточной. Стремиться достичь цели, даже когда путь труден. И любить, потому что именно любовь помогает нам находить друг друга и совершать самые важные путешествия – как к высотам творчества, так и к родному порогу.

Антон Хрулёв, член Союза журналистов России,
ветеран боевых действий,
в настоящий момент – участник СВО


Рецензии