Петербург в пьесе Льва Гумилёва Волшебные папиросы
Чем была поэзия для Льва Гумилёва? Он жил в ней, а она – в нём. В ссылках и на литературных вечерах он читал стихи – и свои, и Николая Гумилёва, знал много стихотворений не только русских, но и зарубежных поэтов. Поэзия для него, в том числе и собственная, была своеобразным фоновым наполнением, без которого существование невозможно. Писать стихи было для Льва Гумилева органично и естественно, на это занятие он смотрел как на само собой разумеющееся. Поэтический мир, в котором он родился, был его собственностью, частью его самого, его средой, его воздухом. И образный, поэтический язык стал его родным и основным языком [1].
В 1942 году в Норильском лагере Лев Гумилёв сочинил поэтическую пьесу "Волшебные папиросы". Не имея возможности записать стихи на бумаге, он долгие годы хранил произведение в своей памяти. Пьеса была впервые опубликована в журнале «Советская литература» в 1990 году [2].
"Волшебные папиросы" – это сказка, в которой в аллегорической форме представлена борьба Добра и Зла. События в сказке связаны с Петербургом. Первое действие происходит в Русском музее, в галерее, выходящей в Михайловский сад. В музее — выставка, в середине — «Пир королей» Филонова. Художник за мольбертом копирует картину Филонова, входят Критик и Политик. Художник предлагает Принцу сделать роковой шаг — и оказаться внутри картины, стать одним из пирующих королей и подчиниться Владыке Полнощной страны. Однако Принцу удаётся ускользнуть от участия в чудовищном пире, на который приглашает его петербургская нежить.
Прелюдия
к зимней сказке «Волшебные папиросы»
Когда мерещится чугунная ограда
И пробегающих трамваев огоньки,
И запах листьев из ночного сада,
И тёмный блеск встревоженной реки,
И тёплое, осеннее ненастье
На мостовой, средь искристых камней,
Мне кажется, что нет иного счастья,
Чем помнить Город юности моей.
Мне кажется… Нет, я уверен в этом!
Что тщетны грани вёрст и грани лет,
Что улица, увенчанная светом,
Рождает мой давнишний силуэт.
Что тень моя видна на серых зданьях,
Мой след блестит на искристых камнях.
Как город жив в моих воспоминаньях,
Как тень моя жива в его тенях!
Рассмотрим три символа в этой прелюдии: сад, река, Город.
Раскроем их с помощью цитат из пьесы.
1. «запах листьев из ночного сада»
Цитата 1
« Действие первое
Русский музей — галерея, выходящая на Михайловский сад. »
Михайловский сад — один из самых известных парков Санкт-Петербурга, находится в центре города. С южной стороны Михайловский сад примыкает к Михайловскому дворцу (главное здание Русского музея), зданиям Этнографического музея и Корпуса Бенуа. С западной стороны территория парка ограничена Садовой улицей, с северной — рекой Мойкой, а с восточной — каналом Грибоедова. У северо-западной части Михайловского сада располагается храм Спаса на Крови.
Цитата 2
« Золушка
(строго)
Но мне пора идти.
Принц
А где увидимся мы снова?
Золушка
(задумчиво)
Сегодня я пойду пешком.
Так в Александровском саду?
Принц
Ну, хорошо. Держите слово! »
Цитата 3
« Действие второе
Аллея в Александровском саду. Вечер, идет мокрый снег. Ветер. »
Цитата 4
« Меняется декорация. Аллея в Александровском саду, летом, в раннее утро. »
Александровский сад — сад в центре Санкт-Петербурга. Сад открыт в 1874 году. Назван в честь императора Александра II. Сад занимает площадь в 9 га, его окружают городские достопримечательности и памятники архитектуры: Зимний дворец, Дворцовая площадь, здание Адмиралтейства, Главный штаб, дом Лобанова-Ростовского, Градоначальство, здания Сената и Синода, Исаакиевский собор и Медный всадник. Сад выходит на две площади Санкт-Петербурга — Дворцовую и Сенатскую.
2. «тёмный блеск встревоженной реки»
Цитата 5
« Художник
Решайтесь же! Унылый мир земной
Страшней и злее дебрей полутени.
Там лег закат последней желтизной
На храма оскверненного ступени.
Вечерняя святая тишина
Скрипучим гулом радио разъята,
И мудрая, старинная стена
Оскорблена пощечиной плаката.
Принц
Но там заря, и там на берегу
Невы она блестит на крышах, окнах,
На сером камне, розовом снегу.
Там воздух весь в светящихся волокнах.
И там тепло; здесь холоднее льда,
Хотя, сказать по правде, интересно. »
Цитата 6
« Художник
Знакомые все лица!
И Вы, мой Принц! Тогда собрались все.
Я рад вас видеть, мой послушный ветер
Устал вас гнать по берегу Невы.
Я рад тому, что ни за что на свете
Назад ни шагу не шагнете вы. »
Нева — река, протекающая по территории Санкт-Петербурга и области, соединяющая Ладожское озеро с Невской губой Финского залива Балтийского моря.
3. «Мне кажется, что нет иного счастья,
Чем помнить Город юности моей.»
Цитата 7
« Принц
(задумчиво)
Ночное небо в синих переливах,
Лиловый снег на статуе Петра ,
Вот новый рай для двух сердец счастливых…»
«Медный всадник» — монументальный конный памятник первому российскому императору Петру Великому, созданный в 1768–1778 годах под руководством французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, открытый на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 году. Один из символов Санкт-Петербурга.
Источники
1. Ефремова И. Л. Феномен Льва Гумилёва в поэтическом пространстве трёх поэтов. // Вестник ТвГУ. Серия: Филология. 2020 (3). С. 41-49.
2. Л. Н. Гумилёв Волшебные папиросы: (Зимняя сказка): Пьеса в стихах // Сов. литература. 1990. № 1. С. 61-72.
Свидетельство о публикации №125100104695