Культ Разума - французская атеистическая организац
Основные моменты:
Дехристианизация:
Культ Разума был частью более широкого движения дехристианизации во время Французской революции, направленного на упразднение католицизма.
Культ Разума (фр. Culte de la Raison) — Создан Пьером Гаспаром Шометтом, Жаком-Рене Эбером и их последователями (см. Эбертисты) с намерением упразднить христианскую религию во Франции.
Культ Разума получил широкое распространение в период 1793—1794 годов. После сентябрьских убийств и особенно после издания коммуной Парижа 24 ноября 1793 года декрета о запрете католического богослужения и закрытии всех церквей, церкви в Париже стали превращать в храмы Разума. В процессе дехристианизации 5 октября 1793 года григорианский календарь был заменён на французский республиканский календарь.
31-го октября 1793 года шесть католических священников и один протестантский в торжественной обстановке отреклись от своей религии.
Церемонии культа Разума сопровождались проведением карнавалов, парадов, принуждением священников отрекаться от сана, разграблением церквей, уничтожением или оскорблением христианских священных предметов (иконы, статуи, кресты и т. п.).
Кроме этого, проводились церемонии почитания «мучеников Революции». Подобные события встречались также в других частях Франции. Наибольшего развития культ достиг в Париже, во время проведения «Фестиваля свободы» (фр. F;te de la Libert;) в Соборе Парижской Богоматери 10 ноября (20 брюмера) 1793 года. В ходе церемонии, придуманной и организованной П. Г. Шометтом и проводимой внутри собора, артистка Парижской оперы Тереза-Анжелика Обри (1772—1829) короновалась как «Богиня Разума». Её образ стал основой для новеллы «Богиня разума» Ивана Бунина.
Протесты и запретОднако не везде люди отказывались от религии, а священники — от сана. Во многих деревнях крестьяне выступали с требованиями открытия церквей и восстановления католической религии. Максимилиан Робеспьер, будучи фактическим главой правительства, с 21 ноября 1793 года начал протестовать против действий дехристианизаторов. Он заявлял, что Конвент, принимая проявления гражданственных чувств, отнюдь не думал упразднять католический культ.
Он также решительно высказывался против атеизма как мировоззрения, по его мнению, аристократического и выступал за то, что «идея великого существа, блюдущего угнетенную невинность и карающего торжествующее преступление, является чисто народной идеей». 6—7 декабря 1793 года Конвент официально осудил меры насилия, «противоречащие свободе культов». В марте 1794 года культ Разума был запрещён, а Эбер и Шометт казнены (по суду Революционного трибунала эбертисты были гильотинированы 24 марта 1794 года, Шометт — 13 апреля 1794 года). 7 мая 1794 года Конвент своим декретом установил в качестве государственной «гражданской религии» Франции «культ Верховного Существа». Как культ Разума, так и культ Верховного существа были официально запрещены в 1802 году Наполеоном Бонапартом.
Культ Разума быстро захватил почти всю Францию, как деревенскую, так и городскую, он пользовался поддержкой значительной части санкюлотов.
Санкюлоты — название революционно настроенных представителей городского и отчасти сельского простонародья во время Великой Французской революции, преимущественно работников мануфактур и мастерских, а также других чернорабочих.
В романе Александра Дюма «Шевалье де Мезон-Руж», действие которого происходит в 1793 году, одна из героинь, Артемиза, играет роль Богини Разума.
Культу Разума посвящён рассказ-очерк Ивана Бунина «Богиня Разума», рассказывающей о судьбе изображавшей Богиню Разума на празднике 1793 года Анжелики Обри.
Культ Разума используется как ключевой элемент построения сюжета повести Виктора Пелевина «Искусство лёгких касаний».
Свидетельство о публикации №125092907456