Обреченность кораблей человечества

А.А.БЛОК

ДЕВУШКА ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ... 

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

1905 г.

«Девушка пела в церковном хоре...» - размышления поэта на тему прошения Человечеством счастья. Пронизанное блоковской меланхолией, оно словно зовет нас в небо и в то же время обрывает стремления грустной правдой. Но как соотносятся с религиозными образами в стихотворении «корабли»?


...



МИКРОАНАЛИТИКА: ЛОГИКА СТИХОТВОРЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НЕБА И ЗЕМЛИ

Прочитав первую строку стихотворения – «Девушка пела в церковном хоре» - мы сразу видим картину. В голове предстает какой-то светлый и чистый образ. Лично у меня появляются ассоциации с Микеланджело и Да Винчи, образами Мадонны...

О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

О чем поет девушка? О земных муках, о великом Рае, о деяниях Бога... Церковный хор – это люди, которые в момент своего песнопения наиболее приближены к Богу, нежели слушающие. Вообще, пространство церкви, куда нас переносит поэт первой строкой стихотворения, – это некое промежуточное место между Небом и Землей. Люди приходят сюда замаливать свои грехи, просить Бога, благодарить Бога и, наконец, просто ради успокоения. Отсюда и содержание песнопений – надежда на божье помилование, на прекращение невзгод, на счастье и на умиротворение. Таким образом, в первой строфе А.А.Блок задает лейтмотив стихотворения – это надежда человечества на Счастье и Успокоение, «посредник» в достижении которого есть та самая девушка из хора.

Далее поэт описывает героиню подробнее:

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

А.А.Блок поражен этим летящим голосом, этим сиянием луча на белом плече. Словно она стремится вознестись вверх, донося мысли человечества небу, и оно отвечает ей, коснувшись лучом. Т.е. в этих двух строках показано взаимодействие неба и девушки.

А в следующих двух – взаимодействие девушки и толпы прихожан в церкви, среди которых находится лирический герой. Все они внутренне растроганы героиней, они видят, как она сливается с небом, этот белый летящий образ – платье, плечо, луч, ее касающийся...

Далее поэт развивает мысль о прихожанах, тем самым придавая стихотворению все более «общий» хараткер: неспроста он использует местоимение «всем».

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Что казалось? Именно то, о чем просит девушка! Счастье и спокойствие, прощение грехов, простая «радость». Таким образом, А.А.Блок логически связывает третью и первую строфу в стихотворении (а логика в этом стихотворении продумана потрясающе!!).

О КОРАБЛЯХ. Интересный и немного «выбивающийся» по смыслу от остальных образов – церковь, люди в ней, девушка, луч, платье, белое плечо – корабли. Когда я читала стихотворение в первый раз, я связала этот образ с самими людьми: люди – словно корабли, бесконечно скитающиеся по морю действительности, встречающие штормы и океанскую гладь, сам Океан – неспроста мировой... Это мировой океан, где существем все мы.

Но... как будто этот образ не слишком ложится в общий контекст, если не учесть... Исторический контекст! Дата стихотворения – 1905 г. Автор через образ кораблей намекает на Цусимское сражение, в котором русский флот потерплел сокрушительное поражение от японцев. Так, стихотворение связывается с реальными событиями начала 20 века.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

А.А.Блок логически завершает стихотворение, отвечая на вопрос читателя: будет ли у человечества счастье? Нет. Надежды на него тщетны. Человечеству сочувствует ребенок «у царских врат» («высОко» - слово высокого стиля, как бы поднимает взгляд лирического героя и прихожан наверх, прося счастье...) – никто иной, как ангел. «Причастный тайнам», он знает судьбу человека и искренне плачет. О чем? «О том, что никто не придет назад». В той строке передан и библейский, и исторический контекст: с одной стороны, «назад» - это наверх, в небо, в Рай, куда человек никогда не вернется, по мнению поэта; а с другой – не вернутся и корабли, что отправились на роковую войну. А.А.Блок гениально завершает стихотворение, связывая историческое и библейское, а главное – всечеловеческое. Несмотря на «сладкий голос» и «тонкий луч», нежное касание девушки как будто тем самым сочувствующего ангелом, одного из людей, Человечество все равно обречено.


...



МАКРОАНАЛИТИКА: УДАРНОЕ, НО ЛЕТЯЩЕЕ СТРЕМЛЕНИЕ ВВЫСЬ

РИТМ И РАЗМЕР. Стихотворение написано дольником – размером, характерным для многих произведений серебряного века. Поэтому ударные слоги имеют в нем важное значение. Их расположение выделяет некоторые слова. Если проследить за этим в данном стихотворении, то можно заметить, что ударные слоги выделяют тех, кто наиболее приближен к Богу в момент песнопения и то, по поводу чего человечество обращается к Богу: «дЕвушка», «пЕла», «церкОвном», «хОре», «всЕх», «устАлых», «чужОм», «краЮ»...
 
Выделяются также особые слова: «свЕтлую», «никтО», «о всЕх», «кАждый»...
Эти ударения словно подчеркивают стремление человечества к небу, к счастью. И в то же время они незаметно обрываются особыми словами... А.А.Блок передает эту невидимую, но ощущаемую всеми печаль, неибежность... Словно ударные слова – это попытка людей возвыситься, а безударные – суровая действительность и невозможность этого.
 
Таким образом, поэт передает тщетность человеческого прошения посредством ритма и размера. А ведь ритм – основа и неотъемлемая часть стихотворения (по Холшевникову)!


ЗВУКОПИСЬ. Вот кстати, о выделяемых словах... «Всех», «церковный». Да и других – «девушка», «смотрел» «слушал», «звенел», «заводь» (хотя это «выбивающийся образ!), «чужбине», «обрели», «тонок», «высоко», «причастный», «назад». Какие мы слышим звуки? [в], [с], [з], [б], [к], [ш], [ч]... Шипящие словно шепот прихожан, а звуки [в] и [c] – словно сквозняк при открывающейся в церковь дверь. [з], [б] – как удары колокола (завершение стиховорения словом «назад» - словно звон колокола, а [т] в самом конце – неибежность...). Отдельно можно выделить звук [о] – «тонок», «море», «никто» (как гул в церкви, указавший на тщетность прошения!) – погружает нас в эту церковную кантилену... «И голос был сладок, и луч был тонок» - эта фраза в дольнике по звучанию напоминает голос священника. Таким образом, ритм и звукопись в стихотворении взаимно перетекают друг в друга, усиливая их действия!


ПУНКТУАЦИЯ И СИНТАКСИС.  (И КОМПОЗИЦИЯ!) Точки. В конце каждой строфы – точки. А точка, как известно, признак завершенности – то есть через них автор завершает свою мысль, подчеркивая неибежное, что ждет человечество. Притом каждая строфа – это отдельное предложение, это словно обрывки (деление на строфы!!) фраз, которые летят в неба от девушки и хора, то моление, прошение... А.А.Блок, подчеркивая это стремление ввысь, использует анафору в каждой из них:

О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,

Таким образом, поэт подчеркивает эту мольбу людей. А кроме того, анафора - это способ связать части стихотворения логически (анализируя макро-, вспоминаем микро-!!).

Кроме того, большинство предложений имеют прямой порядок слов между подлежающим и сказуемым, словно автор констатирует эту неизбежность, это предопределение людей: «Девушка пела», «луч сиял», «И каждый из мрака смотрел и слушал», «И всем казалось», «радость будет», «И голос был сладок, и луч был тонок», «никто не придет назад». Автор допускает инверсии только в моменты особой растроганности: «Так пел ее голос, летящий в купол», или «плакал ребенок» (а ведь в этот момент ребенок-ангел именно растроган!!).

Таким образом, и синтаксис помогает звукописи и ритму с размером передавать эту обреченность Человечества!



...



Итак, «Девушка пела в церковном хоре...» - стихотворение логически четкое и в то же время очень грустное, пронизанное настроением обреченности Человечества и тщетности молитв. Такое видение мира было характерно для России начала 20 века, в ходе первой революции, а уж тем более – для лирики А.А.Блока. Все средства выразительности в нем передают эту всеобщую едва видную трагедию, создавая в совокупности нечто волшебное, как белый луч света на плече девушки... Что делает это стихотворение одним из лучших произведений поэта.

24-29.09.2025г. 


Рецензии