Фрося великий адвокат

Состав исполнителей:
- Фрося — пожилая, уверенная в себе женщина; одновременно подсудимая и собственный адвокат.
- Судья — строгий, но склонный к сомнениям.
- Прокурор — официальный, любит формулировки и клише.
- Секретарь зала / Судебный клерк — фиксирует происходящее.
- Присяжные (группа из 6 человек) — разнохарактерная толпа, озвучивают коллективное мышление.
- Смотритель камер / Техник — запускает запись с видеонаблюдения.
- Лакей/Служитель зала — приносит молоток, бумажки и чашку чая.
- Голос (за сценой) — мурлыканье / мяуканье (по необходимости).

Реквизит и декорации (минимум):
- Простая панель: слева — улица (лавочка, фонарь), справа — макет зала суда (скамья судьи, столы сторон).
- Экран/монитор для показа записей с камер.
- Стол Фроси с клубком пряжи и миской, из которой иногда вылезает лапка (комический элемент).
- Несколько стульев для присяжных.

Режиссёрская заметка: спектакль — абсурдная судебная комедия. Стиль — быстрый, с короткими репликами, паузами для комического эффекта и музыкальными вставками (легкое мурлыканье в момент напряжения). Логика права здесь — предмет игры: буква закона сталкивается с повседневной мудростью и животной природой.

Действие первое. Улица. Убегает кошка

(Свет мягкий. Слева — скамейка. Фрося идет по улице, несет в сумке пакет с кормом и клубок пряжи. Она мурлычет под нос.)

Фрося: (вслух, себе) Сегодня всем дам по тарелке. Всем — кто голоден. Человека кормить — дело святое, а кошки... што тут говорить — они знают дорогу к доброму сердцу.

(Из сумки выскакивает кошка — буквально выскочила, пробежала по сцене и исчезла в темноте улицы. Фрося делает шаг и останавливается.)

Фрося: (поражённо) Ой! (смотрит по сторонам) Кто же убежал? Никто от меня не убежал.

(Мелькание лампы, крик: «Кошка убежала!» Народная суета. Свет гаснет и тут же загорается справа — зал суда.)

Действие второе. Зал суда. Начало процесса

(Свет на правой части сцены: зал суда. Судья в мантии, прокурор за столом, присяжные на скамье. В центре — Фрося, стоит у импровизированной скамьи подсудимой; рядом — пустое кресло адвоката. На столе у Фроси — миска и клубок пряжи. Плакат: «Дело №—: Об опасности побега кошек».)

Судья: (молчун, звучно бьет молотком) Заседание открыто. Фрося, Вы предупреждены о Ваших правах? Вы понимаете, в чём обвинение?

Фрося: (спокойно) Понимаю. Меня обвиняют... в том, что от меня убежали кошка и кот?

Судья: Фрося, Вы кормите кошек?

Фрося: Да, я кормлю кошек.

Судья: От Вас убежали кошка и кот?

Фрося: Никто от меня не убежал. (короткая пауза; она прикладывает ладонь к миске, как к броне)

Прокурор: (встаёт, напыщенно) Ваша честь, имеется ряд свидетельств, несколько жалоб и запись с улицы. Регулярно от неё убегают животные — это создает общественный резонанс и опасность. Мы требуем ясности и ответственности.

Секретарь: В суд представлена видеозапись.

(Техник включает монитор. На экране — отрывочные кадры: кошка мелькает, Фрося идет, затем кошка отскакивает от чего-то, пересекает путь и исчезает. Кадры повторяются в замедленной съемке. Музыкальный акцент — несколько звонких "мяу".)

Судья: (задумчиво) От Вас регулярно убегают все кошки?

Фрося: Да что Вы, я же их кормлю! (серьёзно) Я кормлю, я люблю... и они обычно бегут мне навстречу.

(В зал входит Служитель с птичьей клеткой — комический жест: никто не ожидал птицу.)

Прокурор: (строго) Запись показывает, что после того, как вы прошли мимо, кошка побежала прочь. Следовательно — ваша прогулка стала непосредственной причиной побега.

Фрося: (вздыхает, спокойно берет сомнительный титул адвоката) Это логическая ошибка. После этого — не значит вследствие этого. "Post hoc ergo propter hoc" — это формула неудачного детективного рассуждения. Если после того, что Фрося шла по улице, после этого убежала кошка, значит это логическая ошибка. Может, кошка заметила мышь? Или ветер? Или … третий вариант: кошка хотела исследовать мир.

(Присяжные переглядываются, на их лицах — зарождение сомнения.)

Присяжный №1: (хором) Давайте мыслить логически! Фрося наоборот кормит кошек! Они наоборот к ней бегут.

Присяжный №2: (подхватывает) Может, на записи всё смотрится иначе. Кошки темные, движение быстрое. Это может быть кинематографический монтаж.

Прокурор: (терпеть не может тернистые рассуждения) Мы требуем объективности!

Фрося (адвокат): (оборачивается к присяжным, начинает пунктирно) Уважаемые присяжные. Предположим, что я — причина. Тогда почему же командовать мной будут все кошки города? Логическая инерция требует доказательства причинно-следственной связи. А доказательство — это не видео, снятое под углом; доказательство — это статистика, свидетельства людей, которые видели кошек приходящими ко мне. У меня есть свидетели: соседка Лида, тётя Марья, даже старик у почты. Они все подтверждают: кошки — мои друзья, а не беглецы.

(В зал входит Лакей с подносом, на котором — миска с молоком и несколько кошачьих игрушек. Тишина. Служитель аккуратно ставит миску у ног Фроси.)

Присяжный №3: (смеётся) Видите? И игрушки!

Судья: (хмуро) Но если кошки убегают, это может свидетельствовать о беспокойстве. Кто-то обвиняет Ваши методы ухода за кошками — может, корм вредный? Может, Вы оставляете опасные миски? И вообще — можно ли доверять такой соседке? (пауза) Фрося, Вы адвокат сами себе?

Фрося: Да. Верю, что истина проста. И я готова доказать, что кошки не убегают от меня, а скорее — моим присутствием наслаждаются.

Действие третье. Рассмотрение доказательств и присяжные

(Сцена: Комедийный допрос. В зал вставляет присяжные начинают задавать наивные, но остроумные вопросы.)

Присяжная: (ласково) Фрося, если кошка увидела вас — она бежит к вам или от вас?

Фрося: К ко мне. Если ко мне — значит, она не убегает. Если от меня — значит, мне надо пересмотреть репертуар кормёжки.

Присяжный №4: А есть ли у вас доказательства? Свидетели?

(В зал вбегает Смотритель камер с пачкой распечаток: фото, где кошки сидят у подъезда, у миски, у ног Фроси. Они улыбаются — юмористический прием: кошки изображены "улыбающимися".)

Смотритель камер: Вот. Они у неё в прихожей, в подъезде, у лавки. Они приходят. Я считаю, это лечебное явление.

Прокурор: (бережно кладёт пальцы на стол) Не похоже ли, что это селекционный подбор кадров? Вы выбираете удачные кадры и пренебрегаете остальными.

Фрося: (улыбается) Вы скрываете основной факт: я кормлю. И еще — я всегда говорю кошкам правду. Они это чувствуют. А любовь к кошкам — это доказательство добрых намерений.

(Момент паузы. В зале слышится тихое «мяу» — голос (за сценой) добавляет эффект, будто множество кошек ответили.)

Присяжный №5: (восклицает) Прислушайтесь! Это же ответ!

Присяжный №6: Я предлагаю провести испытание — пусть сегодняшняя прогулка будет повторена, и мы проследим, куда побежит ближайшая кошка: к Фросе или прочь.

Судья: (вздыхает, но склоняется к эксперименту) Хорошо. Проведём эксперимент. (пауза) Но служебная записка — формализовать результат.

(Смена света: короткий эксперимент на «улице» — кошка, которую уже видели в начале, появляется на скамейке; Фрося идёт навстречу с миской. Кошка бежит к ней. В зал — аплодисменты и тихое мурлыканье. Экран показывает стоп-кадр: кошка на её ногах. Присяжные одобрительно переглядываются.)

Вердикт

(Возвращение в зал. Судья шутит, но голос у него добрый.)

Судья: Уважаемые присяжные, выслушав аргументы, наблюдения и проведя эксперимент, выносите вердикт.

(Присяжные встают, хором:)

Присяжные: Оправдать!

(Смех, аплодисменты. Судья стучит молотком с улыбкой.)

Судья: Объявляю — Фрося оправдана. Кошки — не беглецы, а собиратели доброты. Суд снимает обвинения.

Прокурор: (поклон) Ну что же, суд есть суд.

Фрося: (смотрит на миску, берет ложку и поднимает её как трофей) Видите, господа? Право — это не только буквы. Иногда правда — это миска тёплого молока и голос, который говорит: «Иди ко мне, дружок».

(В этот момент из-за кулис выходят несколько актёров с имитацией кошек — и добродушно заполняют сцену; Фрося кормит их, присяжные и судья смеются, снимают маски формальности. Финальная реплика:)

Фрося: (с улыбкой, к залу) Никто от меня не убежал. Убегают только предрассудки. А они... они возвращаются, когда их кормят истиной и вниманием.

(Гаснет свет, мягкое мурлыканье и аплодисменты.)

Конец.
(с) Юрий Тубольцев


Рецензии