Правовые обычаи Черногории часть 2

По книге Бурицы Крстича

Plus boni mores quam bonae leges prosunt (Хорошие обычаи полезнее хороших законов) - римская поговорка


КАКИЕ ЗЛОДЕЯНИЯ ОБЫЧНО СОВЕРШАЛИСЬ В ЧЕРНОГОРИИ ?

Убийства, поджоги, кражи, нанесение телесных повреждений, рубка деревьев и урожая, прелюбодеяние (не изнасилование), публичный или скрытый блуд, проклятия и дача показаний в суде, клевета, детоубийство, выкидыш (только у девочек и вдов), инцест, но не первой и второй степени, с племянницей случалось, хотя и редко; растления малолетних, содомии, похищения вещей, похищения девушек, похищения замужних женщин, кражи со взломом (были, но теперь нет), самоубийства.


ЗАКОННИК ПЕТРА И ДАНИЛЫ И СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

Первый обширный сборник из 95 статей законов Черногории, назван по имени его составителя князя Данилы Негоша(1826-1860), первого светского правителя Черногории. До 1851 года в Черногории  была теократия, во главе стояли епископ православной церкви и Сенат из представителей черногорских племён.
Законник Данилы одобрен в 1855 году скупщиной и сенатом Черногории и применялся до 1888 года, когда его заменил кодекс Богишича.
Источниками Данилова законника были: обычаи черногорского и соседних народов (албанцев, герцеговинцев, сербов), а также предыдущий черногорский законник из 19 статей составленный митрополитом Петром Первым Негошем (1782 – 1830) в 1798 году.
Владыка Пётр успешно воевал с турками и при поддержке российской эскадры адмирала Дмитрия Сенявина (1763 - 1831), вёл успешные сражения с  Наполеоном в районе Дубровника и Боки Которской.
В уложении Петра за убийство и государственную измену предусматривалось  повешение, расстрел или побиение камнями.
Расстрел осуществлялся представителями всех племён (иногда и несколькими сотнями человек), чтобы предотвратить кровную месть.
Мужчин, как правило, расстреливали; женщин, которые могли «запачкать ружья», вешали, топили или забивали камнями.
Смертная казнь в Черногории введённая как писанное право митрополитом Петром существовала с 1798 по 2002 год.
Пётр очень старался отменить месть, но, не имея сил, он не преуспел в этом. Только его племянник князь Данило начал действовать более решительно, чтобы искоренить эти обычаи.
Данила расширил "расстрельный" список преступлений,  введя смертную казнь за покушения на честь и достоинство государя и уклонение от налогов.
Однако мужчину, который убил женщину и/или её любовника в случае, если обнаружил акт супружеской измены, убивать было нельзя.
А так же Данила вслед за уложением Петра утверждал равенство всех черногорцев перед законом и запрет кровной мести.
И так как князь жестко боролся с племенным сепаратизмом за единую Черногорию, по иронии судьбы он сам был убит в результате кровной мести человеком из племени белопавловичей.

ЧЕРНОГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА

В Черногории существовало десятки племён: белопавловичи, цуцы, кучи, катуняне, морачане, негоши, ровчане, пиперы, дольнекрайцы, цекличи, добряне, люблитяне и т.д.. И почти все они воевали друг с другом.
Все черногорские племена, раньше рассматривались как отдельные государства. Человек из другого племени мог восприниматься, как турок, говорящий на нашем языке, но он был гораздо ближе, чем осман. Религия слабо объединяла эти племена.
Православный зечанин, это не православный албанец. И не смотря на то, что внешне их не различить и у них у всех преобладают славянские гены, белопавлич ближе к пиперу чем зечанин, поскольку эти два  племени сложились в 15 - ом веке из бежавших от осман православных славян и албанцев, а зечане начались  раньше и происходят чисто от славян.

КРОВНАЯ МЕСТЬ

Кровная месть по сербски - "крвна освета".
Существовала черногорская интерпретация слов символа веры: «Света от света, Бога истинна». Это место черногорцы переводили как: «Света освета, Божья истина».
Клятва кровной мести «Крвна Освета» написана в черногорском коде чести «Заклетва»: черногорец должен отомстить убийце своего родственника или одному из его близких родственников.
Убийство могло произойти в любом месте. Известен пример, когда священник был убит во время чтения евангелия. Многие священники из боязни мести ходили в церковь вооруженными.
В Албании было жестче. Если мужчина медлит с местью, он считался «второсортным». Другие албанцы  считали, что могли спать с его женой, а его дочь не могла выйти замуж за человека из хорошей семьи.
19% смертей мужчин в Шкодере были вызваны убийствами из-за  кровной мести в поздний османский период, когда там проживало окло 200 000 человек. При этом только каждый четвёртый был христианином, остальные мусульмане.
Пока не было организованного суда, сильный человек из более сильного рода, считал постыдным жаловаться правителям на несправедливость, но шёл и добивался справедливости для себя сам, часто через месть. Слабый же должен был умолять обидчика загладить свою вину или вернуть отнятое. И когда это не помогало, у него не оставалось иного выбора, кроме как жаловаться правителям.
Со времён епископа Петра Первого, и прежде всего, князя Данило, самосуд был упразднён и введены законные суды, и как сильный, так и слабый должны искать справедливого суда.
Как отмечал российский генерал черногорского происхождения Иван Попович-Липовац (1856- 1819): «народ считает этот обычай не только за закон природы, но и за закон божий… Не отомстить своему врагу в продолжении года считается трусостью, и такого человека преследуют даже женщины обычной насмешкой: „Сними штаны, надень юбки, ты не юнак, ты не отомстил, ты трус!“ …
Причины убийств были самыми разными: похищение женщин, невыдача обещанных девушек замуж, убийство воров во время кражи, ссоры при обозначении границ участков.
Кровная месть могла начаться из за оскорбления. Если нельзя было убить обидчика убивали любого мужчину их его племени. Однако дети и женщины были неприкосновенны для кровной мести.
В Албании случается, что человек убивает человека без причины, просто чтобы прославиться, потому что это большая честь для того, кто убивает человека, даже без причины.
В Албании когда кого то убивают из кровной мести говорят: «Я вернул свою кровь».
Но в начале 19 - го века кровная месть исчезла уже настолько, что если суд не накажет виновного или помилует его, никто не посмеет мстить убийце, потому что тогда он будет наказан ещё суровее, чем если бы он был отомщён раньше.
До Омера-паши недолго правившего в этой части Балкан после Данилы, в Черногории,  мстили, особенно среди православных и латинян, живших на австрийской границе. Среди турок это тоже случалось, но редко. Турки редко сражались в одиночку, но они могли уговорить какую-нибудь христианку убить своего противника, таким образом, они делали две вещи одновременно: избавлялись от врага и подвергали смерти христианина, потому что родня погибшего отомстит наёмнику. Турецкое правительство стремилось поймать убийцу, казнить или посадить в тюрьму. То же самое оно делало с теми, кто мстит.
Омер Лютфи-паша (1806 - 1871), настоящее имя Михаил Латас — османский военачальник сербского происхождения, генералиссимус. Сын проворовавшегося офицера бежавшего от наказания. Принял ислам ради карьеры, воевал против Черногории и России в Крыму.
В общем когда государственная власть была сильной, то кровная месть затихала, когда начинался хаос как например во время второй мировой, то она вспыхивала вновь.
Есть хороший фильм о кровной мести в Албании во время гитлеровской оккупации.
черногорского режиссёра Николы Вукчевича - "Образ или «Оплот стойкости». 
Действие происходит в горной Черногории, населённой албанцами во время Второй мировой войны.  По лесам рыщут боевики из албанской дивизии СС «Скандербег».
Главный герой, местный авторитет Нуреддин Дока чтит канун - свод албанских законов, записанных в Кодексе Леки Дукаджини, соблюдает бесу - албанское «слово чести», мирит враждующие семьи и даже усыновляет мальчика из враждебного рода, вместо того, чтобы убить его, как диктуют обычаи.
Во время войны Нуреддин решает отсидеться за забором своего дома-крепости, выживая за счет хозяйства и охоты со своим сыном Мехметом.  Он сознательно избегает выбора между нацистами, бандитствующими по лесам, и красными партизанами, «не уважающими Бога». 
Но однажды  мальчик из православной семьи, убежавший от резни в своей деревне постучался в ворота Нуреддина. И герой фильма не может ему отказать в убежище как человек честный.
И вот его дом окружён фашистами из мусульман, требующими выдать на расправу христианского ребёнка.
У героя возникает дилемма выбора между жизнью и смертью, подлостью и благородством, обычаем и совестью. Нуреддин говорит - «Аллах сам ниспослал нам это дитя, чтобы проверить, кто мы есть и чего мы стоим») и не выдаёт православного мальчика на казнь, но в итоге гибнет родной сын Нуреддина.
Вот почему кровная месть особенно в прошлые века был главной проблемой Балкан.
За кровную месть многократно выносились смертные приговоры. В 1815 году священником Калуджеровичем было вынесено около 1500 приговоров.
Законники Петра и Данилы назначали отъём имущества у виновного в кровной мести преступника в пользу государства и семьи погибшего если убийца скрывался за границей и не мог быть пойман. Тогда наказание затрагивало семью и жилище преступника. Происходил отъём имущества «от малого до большого» в соответствии с прежним обычаем.
Поймавший убийцу ли предателя, имел право его убить с освобождением от ответственности.


КАК ПРОИСХОДИТ ПРИМИРЕНИЕ

Если злодей  ворует, грабит или совершает убийство, после того, как он это сделал, его род даёт что то обиженному и заверяет пострадавший род, что не поддерживает злодея и не принимает его по этому между родами должен оставаться  мир.
Преследователи обычно были довольны ибо им не нужно сразу ввязываться в кровь, но думали, что могут убить убийцу и не отвечать за месть.
Это делается, когда хотят примириться, чтобы оттянуть время, и обиженные немного успокоились, а остальные собираются и уговаривают их к миру.
Когда кто-либо совершит какое-либо зло в чужом племени то вожди виновного племени отделяют себя от того дома перед вождями другого племени, и тогда обиженное племя нападает только на этот дом.
При этом не было ни каких  ритуалов, кроме того, что старшины говорили другим: «Ну, мы не такие как этот злодей, так что не беспокойтесь!», стороны давали друг другу заверения, что они в мире.
При этом всё имущество преступника, не вернувшегося в род, может быть взято теми, перед кем он виновен. Но если они убьют его, а у него есть жена и дети, то семья остаётся со своим имуществом и землёй.
Ожидающие мести от кровников находятся в постоянном напряжении, по этому ходят с оружием, держаться вместе. Во время работ одни работают, а другие стоят на стороже с ружьями, что бы не стать жертвами неожиданного нападения. Буквально один брат идёт с плугом , другой брат идёт рядом с ружьём.
После того, как обида была отомщена один раз, обычно в Черногории цепочка мести прерывалась, потому, что  в общем люди не хотели жить в состоянии постоянной войны и люди шли  на примирение, но  было и по другому в зависимости от обстоятельств.
Помимо резни, поджогов, грабежей и других военных инцидентов, случается также, что враждующие не могут увести свой скот в горы, не опасаясь, что один убьёт другого или отнимет скот; у обоих есть пограничные наделы, и они не могут их
обрабатывать, или, посевы будут уничтожены врагом.
Эти пограничные наделы, которые невозможно обрабатывать, и невозможность перегона скота в горы могли доводить их до полного разорения и смерти если кровники таки не примирялись.
Обычно  немедленное примирение было невозможно - никто не соглашается, пока не будет совершено несколько преступлений, и только тогда начинаются попытки примирения.
Просить мира к обиженному приходят  по 6, 12, 20 человек; чем серьезнее преступление и чем важнее человек, к которому они идут, тем больше их приходит. Иногда им удаётся сразу заключить мир, а иногда приходится ходить три или четыре раза. Все расходы на дорогу и проживание этих людей оплачивает убийца или его семья. Эти переговоры в зависимости от тяжести преступления могут продолжаться до
месяца.
Договорщики, пришедшие к обиженному, сначала взывают к Богу и святому Иоанну, чтобы они помогли примирению и оглашают все блага, которые он получит, и весь вред и зло, которые могут возникнуть в результате мести.
Если обиженный не соглашается, что обычно и происходит, они говорят ему: «Ну что ж, с сегодняшнего дня и до завтрашнего дня мы будем приходить к тебе с мольбами!» Он говорит им не приходить, что они не напрасно трудятся, но просители всё таки приходят снова и снова.
В начале переговоров их не пускают в дом им говорят от двери, чтобы они не входили в дом, потому что это тщетно для них, они просят впустить их, но ничего не происходит.
Иногда берут с собой женщину, которая  несёт ребёнка в колыбели, и один или два благородных мальчика идут с ней и они благословляют обиженного святым Иоанном, что бы он боялся Бога.
Потом , если их пускают в дом, это означает, что обиженный начал склоняться к миру, но они всё ещё умоляют его. Более того, даже после того, как он напоил их и угостил, он может  отказать.
Чтобы договор был тверже, к дому убитого посылали двенадцать матерей с двенадцатью некрещеными детьми. Двенадцать юнаков брали на руки детей и кричали: «Прими куме Бога и св. Иована». Родственники убитого крестили этих детей, становясь им крёстными.
Потом выходили с каждой стороны по четыре человека, целовались и делались побратимами. Иногда для прекращения мести заключали кумовство («кумовство умира освете»).
Когда обиженный обещает мир, то все идут к убийце, чтобы рассказать ему. У него собирается братство, и каждый помогает ему чем  хочет, кто-то приносит вино, кто то еду, а кто-то деньги. В конце концов, братья и сёстры не обязаны ему помогать, но делают это по доброй воле, а некоторые даже ничего не дают. Это происходит потому, что для братьев, ведь если он был не прав, если он действительно негодяй, они ему не обязаны помогать. А если он был прав в свих действиях то были обязаны.
По данным Поповича-Липоваца, обычная цена за убийство составляла 240 талеров, из которых 40 шло старейшинам племени, а остальные — семье убитого.
Австрийский талер в середине 19-го века содержал 16,7 г чистого серебра.
В 1850 г. недельный заработок немецкого ткача составлял чуть больше двух талеров.
То есть в год ткач зарабатывал около 70 талеров, следовательно на 200 талеров средняя семья в Черногории , могла неплохо жить целый год ничего не делая.
Когда племена заключали мир, убийца, повесив на шею оружие, которым он убил покойного, на четвереньках шел к кровнику, который встречал его на полпути и снимал с шеи оружие. Обидчик должен был поцеловать обиженного в правое плечо, а тот его — в лицо.
После этих церемоний убийца устраивал пир («трапеза од вражде»). Гости одаривали хозяина, но за это и он должен был подарить что-нибудь всем гостям со стороны убитого. Мясо, предлагаемое гостям, должно было быть хорошо прожаренным, чтобы не напоминать своим видом о крови.
Заключение мира после ранения проходило также, но стоило дешевле (до 50 цехинов). В некоторых местностях ружье или пистолет в серебряной оправе, из которого стрелял покушавшийся, переходил во владение потерпевшего.

КРОВНАЯ МЕСТЬ НА РУСИ

Существовала кровная месть и в древней Руси. В «Русской правде» Ярослава, сборнике правовых норм. Уже в самом его начале говорится: "Если убьет муж мужа, то мстить брату за брата, или отцу, или сыну, или двоюродному брату, или сыну брата; если никто <из них> не будет за него мстить, то назначить 80 гривен за убитого, если он княжий муж или княжеский тиун". За простого смертного  назначалось 40 гривен.
 уже по смерти Ярослава, сыновья его, Изяслав, Святослав, Всеволод, и мужи их, Коснячко, Перенег, Никифор, отменили кровную месть за убитого.
Если кто свершил убийство без всякой ссоры, то люди за убийцу не платят, но пусть выдадут его самого с женою и детьми на изгнание и на разграбление.
Одна гривна тогда содержала примерно 204 грамма серебра. На гривну можно было купить примерно 8 кг мёда. Боевой конь и морская ладья стоили одинаково, примерно 3 гривны, простая лошадка, под плуг - 2 гривны. Корова стоила около гривны.
То есть за виру - плату за кровь можно было купить 80 хороших коров.
Хорошая лодка стоила примерно пол гривны.
Эти сведения по покупательной способности гривны взяты из  книг: В. Янин «Денежно-весовые системы домонгольской Руси и очерки истории денежной системы средневекового Новгорода», Н. Аристов «История цен Древней Руси».


Рецензии