Януш мити. Чёт или Нечет. Анализ стихотворения

Смысловой анализ стихотворения Януша Мати   «Чёт или нечет».

Здравствуйте, уважаемые дамы и господа!
Вашему вниманию предлагается анализ стихотворения «Чёт и нечет» автора Януш Мати.     Оно здесь:    http://stihi.ru/2023/09/10/3487
В первой же строфе автор показывает трагизм сложившейся ситуации, вызванной непреодолимым стечением обстоятельств: затёртостью монетки судьбы, склерозом стрелки компаса, беззубостью львов. Завершается эта трагическая строфа сообщением, что умирающей вере даже «гордые львы» не помогут тихо и спокойно скончаться:

«¬Чёт или нечет. Затёрта монетка судьбы.
Не отличимы по виду ни аверс, ни реверс.
Компаса стрелка, вращаясь, забыла где север.
Каменно смотрят застывшие гордые львы,
Жаль, что беззубы оскалы, увы,
Не охраняют  покой умирающей веры»

Кстати, я вынужден говорит «автор», т.к. литгероя в тексте не замечено.
Однако, после такого накала страстей, прольёт ли автор луч света в нарисованном им тёмном царстве. Давайте почитаем:

«Колокол времени треснул, от боли хрипит.
Складками савана реют тяжёлые тучи.
Мысли приходят потоком, без меры тягучим,
В мелкий песок превращая осколки молитв,
В пыль меж рядами могильными плит.
Больше детей сокровенным словам не научим?»

Нет, никакого луча света, тем более надежды, ждать не приходится.Ужас продолжается. Поскольку автор зачем-то поставил строку о детях под строкой о могильных плитах, очень хотелось бы попросить автора, переместить детей на лужайку или в детский садик. Можно к маме и папе, бабушке и дедушке, но извлечь их из-под могильных плит.
Слегка уняв дрожь, отважимся прочитать третью строфу этого зубодробительного стихотворения:

«Траурным танго отпразднуем горечь побед.
Смехом и песнями всуе помянем погибших.
Для анекдота возьмёмся цитировать Ницше,
Нет его лучше для пьяных бесцельных бесед,
В кухне на пуфик небрежно присев.
Важно язык окунуть в то, что с миром творится».

Как видите, третья строфа начинается песнями, плясками, анекдотами и возлияниями «В кухне на пуфик небрежно присев». Столь резкий переход от могильных плит к пляскам с возлияниями может говорить о несгибаемой стойкости духа автора.
Несколько удивляет и вызывает отторжение и брезгливость последняя строка этой строфы. Возникают вопросы: Настолько ли важно окунать язык в отходы мировых процессов. Автор, может не надо?  А вы пробовали? Вкусно ли?

После замысловатой чересполосицы трёх строф автор приводит читателя к морали двух последних строк:

«Свечи любви стали редкостью в брошенных храмах.
Ныне в цене быть владельцами модного хлама».

Здесь он обличает недостатки религиозных обрядов и стяжательство. После песен, плясок и возлияний в третьей строфе, вполне закономерное завершение.

Стоит заметить, что это стихотворение выделяется большим количеством эпитетов и метафор, которые не отличаются свежестью и новизной, наоборот, они заезжены начинающими авторами, желающими придать своим строкам большую силу и вес, но, как правило, получающими комический эффект.
Однако, ничтоже сумняшеся, автор строит свой текст именно на массе замусоленных словосочетаний, которые встроены в предложения, не связанные между собой.
Более того, стихотворение не имеет сюжета, строфы можно переставлять в любом порядке, от этого смысл (если здесь можно говорить о смысле) останется таким же трескучим и лишённым надежды на понимание.
Можно внутри строф переставлять строки, это тексту не повредит.
Даже последние две строки можно поменять местами, при отсутствии реального содержания, их тоже можно тасовать.

Теперь по смыслу. Что можно о нём сказать? Его нет. Если проследить перипетии всех эпитетов, то:
От монетки судьбы автор перескакивает к стрелке компаса, потом к гордым львам, умирающей вере, колоколу времени, тяжёлым тучам, потоку мыслей, осколкам молитв (вы не устали?), могильным плитам, сокровенным словам, траурному танго, анекдоту, пьяным беседам и, наконец, к свечам любви.

Я не хочу сказать, что с этим стихотворением мы получили полный графоманский набор в одном тексте, но комсомольский задор, привнесены на почву ударника поэтического труда, налицо.


Рецензии