Научной религии основа-магическое построение Слова
Идея о том, что в основе религии может лежать магическое построение слова, находит подтверждение в ряде научных исследований.
Согласно концепции Р. Якобсона, существует магическая функция языка — частный случай призывно-побудительной функции, регулирующей поведение адресата сообщения. Она проявляется в:
заговорах;
проклятиях;
клятвах;
молитвах;
магических предсказаниях;
славословиях.
Особенность магического использования слова заключается в неконвенциональной трактовке языкового знака. Слово понимается не как условное обозначение предмета, а как его неотъемлемая часть.
Примеры магического отношения к слову:
запрет на произнесение ритуального имени (может вызвать нежелательное присутствие того, кого назвали);
библейская заповедь «Не приемли имене Господа Бога твоего всуе!» (Исход, 20:5);
отождествление слова с вещью у детей дошкольного возраста (слово «конфета» — сладкое, «лимон» — кислое).
Слово в архаичном мышлении воспринималось как часть ритуала, где важен:
выбор слова;
порядок перечисления;
количество повторов.
Магическое значение слова подтверждается феноменом табу:
шотландские рыбаки заменяют названия некоторых предметов в море;
разнообразие имён для медведя в русском фольклоре (Михаил, Топтыгин, Потапыч);
гуцулы на Карпатах называют медведя «дядечка», волка — «маленький», змею — «длинной».
По мнению некоторых исследователей, слово обладает мистической и магической силой:
преобразует жизнь;
воздействует на мир;
уплотняет душевную жизнь (как «конденсатор воли» и внимания);
имеет сложную структуру (физико-химическую, психологическую, оккультную).
Таким образом, язык выступает как оболочка архаичного мифопоэтического мировосприятия, а магическое построение слова может лежать в основе религиозных представлений и практик.
Свидетельство о публикации №125092801574