Природа Сверхразума

Цель йоги – поднять человеческое существо из обычного ментального
Сознания, подчиненного власти витальной и материальной
Природы и жестко ограниченного рождением,
Смертью и Временем,
А также потребностями и желаниями
Ума, жизни и тела, к духовному сознанию,
Которое, само по себе, свободно
И использует возможности ума, жизни и тела как средства
Выражения Духа, добровольно принятые
Или избранные
И сформированные им, и которое действует
В условиях их ограничений,
Обладая неограниченным знанием себя,
Неограниченной волей и силой бытия
И неограниченным восторгом бытия.
В этом главное различие между обычным смертным умом,
В котором мы живем,
И духовным сознанием нашего божественного и бессмертного бытия,
Которого мы достигаем благодаря йоге. Это радикальное
Преображение столь же или, как мы полагаем,
Даже еще более велико,
Чем то,
Которое совершила эволюционирующая Природа,
Перейдя от витального и животного к полностью
Ментализированному человеческому сознанию.
Животное обладает
Сознательным витальным умом,
Но какие бы ни имелись у него
Зачатки чего-то более великого, это всего
Лишь еле заметный проблеск, смутный намек
На сознание, становящееся
В человеке высшим образцом ментального понимания,
Намерения, чувства,
Эстетического ощущения
И разумности. Человек, достигая высот своего ума
И, с помощью его концентрации, углубляясь в себя,
Начинает осознавать нечто великое и божественное в себе – то,
На что указывают все его ментальные способности, нечто, чем он
Потенциально является, но еще не стал, и он с помощью сил своего
Ума, силы своего знания, силы
Своей воли, силы
Своих чувств и ощущений пытается найти это,
Понять и постичь все возможные аспекты этого, стать этим
И жить в этом более великом сознании, восторге, бытии и энергии
Высочайшего становления.
Однако все представления
Об этом более высоком состоянии, улавливаемые
Его обычным умом, только слабые
Намеки, смутные проблески, неясные указания
На великолепие, свет, славу и божественность духа, пребывающего
Внутри него. Только радикально
Изменив все части
Своего существа и преобразовав их в формы
И орудия духовного
Сознания,
Он сможет сделать достаточно реальным, постоянным, явным
Для себя это более великое нечто (которым он в состоянии стать),
А также интегрально пребывать в том, что сейчас
Для него является, в лучшем случае, светлой мечтой. Практикуя
Интегральную Йогу,
Он должен стремиться развить
И полностью проявить
В себе более великое божественное сознание.
Йога Совершенствования,
Необходимая для осуществления
Этого изменения (в тех пределах, в которых мы ее рассмотрели),
Состояла из следующих элементов: предварительное очищение
Ментальной, витальной и физической природы, освобождение
От пут низшей Пракрити, последовательная замена
Эгоистического состояния,
Неизменно подчиненного невежественной и беспокойной деятельности души желания,
Широкой, светлой, статической уравновешенностью,
Умиротворяющей рассудок, эмоциональный ум,
Витальный ум и физическую природу
И наполняющей нас покоем и свободой
Духа, а также динамическая замена работы
Низшей Пракрити
Деятельностью верховной и универсальной божественной Шакти,
Управляемой Ишварой, –
Но для того чтобы эта деятельность могла осуществляться
Свободно  и беспрепятственно,
Необходимо развитие природных инструментов
До состояния совершенства.
Все эти элементы
Вместе составляют хотя и не всю йогу,
Но все же намного
Более великое, по сравнению с нашим обычным
Человеческим, сознание – духовное в своей основе и направляемое
Более великим светом,
Силой и блаженством, –
И мы с легкостью можем остановиться
На этом, удовлетворившись
Столь выдающимся достижением и решив, что все необходимое
Для божественного преображения уже сделано
Впрочем, по мере возрастания в нас света
Все чаще и чаще будет возникать один очень важный
Вопрос – через какого посредника божественная Шакти
Будет действовать
В человеческом существе? Всегда ли она будет действовать
Только через ум и только на ментальном
Плане или же найдет некоего более великого супраментального
Посредника,
Который более подходит для божественной деятельности
И способен взять на себя и заменить ментальные
Функции? Если ум всегда должен оставаться
Главным инструментом, то,
Несмотря на то,
Что мы будем осознавать, что божественная Сила порождает
И направляет
Все наши внутренние и внешние действия,
Ей придется выражать свое знание, волю, Ананду и остальные энергии
В ментальной форме, а это означает, что они
Будут переведены
На более низкий уровень функционирования,
Который существенно отличается от высшего способа деятельности,
Свойственного божественному сознанию и его Шакти.
Одухотворенный,
Очищенный, освобожденный,
Достигший совершенства в пределах
Своих собственных границ, ум может
С максимально доступной для себя точностью
Передавать в ментальной форме то, что приходит к нему свыше,
Но в конце концов мы обнаружим, что его точность относительна,
А совершенство небезупречно. Ум, по самой своей природе,
Не способен
Передавать абсолютно точно божественное знание,
Волю и Ананду
Или действовать в полноте их неразрывного единства, поскольку
Он является инструментом,
Предназначенным для работы с фрагментами
Конечного на основании
Их разделенности, – то есть вспомогательным
Инструментом и своеобразным представителем, созданным
Для деятельности
В условиях низшей природы,
В которой мы живем. Ум может
Отражать Бесконечное, может раствориться в нем, может
Жить в нем, придя в состояние безграничного покоя, он может
Улавливать послания Бесконечного и по-своему претворять их
В жизнь,
Правда, всегда фрагментарно, относительно,
С большими или меньшими искажениями.
Но он не может быть непосредственным и совершенным
Инструментом бесконечного Духа, действующего в соответствии
Со своим собственным знанием.
Божественные Воля и Мудрость, упорядочивающие
Деятельность бесконечного сознания и определяющие
Место и состояние
Каждой вещи в соответствии
С истиной духа и законом его проявления,
Не ментальны,
А супраментальны,
И даже в своих формах, наиболее близких к уму, они по своему свету
И силе настолько же превосходят
Ментальное сознание,
Насколько ментальное сознание
Человека превосходит витальный ум животного. Вопрос
Заключается в том,
Насколько высоко над умом
Сможет подняться совершенное человеческое существо, сумеет ли оно
Войти в своеобразное
Тесное единение с супраментальным сознанием
И создать в себе уровень сверхразума, развитый гнозис, используя
Форму и силу которого, божественная Шакти сможет действовать
Не посредством ментальной передачи, а непосредственно, сохраняя
Свою изначальную супраментальную
Природу. Поскольку рассматриваемый нами вопрос
Далек
От привычных ментальных представлений
И ощущений,
Нам прежде всего необходимо четко определить, что такое
Универсальный гнозис или божественный сверхразум,
Как он представлен
В текущем развертывании вселенной и как связан
С  нынешней психологией человека. Тогда нам станет ясно, что, хотя
Сверхразум и супрарационален для нашего ума,
А его деятельность недоступна нашему пониманию, в нем
Нет ничего иррационально-мистического, что его
Существование и возникновение, скорее, является логической
Необходимостью природы вещей, при условии, конечно,
Что мы будем считать фундаментальной вездесущей
Реальностью не только материю или ум, но и дух.
Все сущее есть проявление бесконечного духа
Из своего собственного бытия, своего собственного сознания,
С помощью самосознающей, самодетерминирующей,
Самореализующей силы этого сознания.
Можно сказать,
Что Бесконечный с помощью силы своего спонтанного
Знания определяет
Закон проявления своего бытия во вселенной,
И не только в материальной вселенной,
Доступной нашему восприятию, но в любой другой, находящейся
За ее пределами, на каком угодно плане существования.
Он все организует и упорядочивает,
Не находясь под каким-то бессознательным принуждением
И не руководствуясь ментальными фантазиями или причудами,
А пребывая в своей бесконечной духовной свободе и руководствуясь
Внутренней истиной своего существа,
Своими бесконечными
Возможностями
И своим намерением самосозидать исходя
Из этих возможностей.
В результате закон этой внутренней истины
Становится необходимостью,
Вынуждающей каждую сотворенную вещь действовать и развиваться
Согласно своей собственной природе.
Интеллект – назовем его так условно –
Логос,
Который таким образом организует свое собственное проявление,
Вне всякого сомнения, должен быть бесконечно более велик
По своим масштабам,
Более обширен в своих знаниях,
Непреодолим в своей силе, способен испытывать неизмеримо
Больший восторг, как покоясь в неподвижности
Своего самосущего бытия, так и активно действуя и работая, чем
Человеческий интеллект,
Являющийся высочайшим
Из достигнутых нами уровнем и выражением сознания. Именно этот,
По сути, бесконечный интеллект, который в своем самосозидании
И труде проявляет свободную самоорганизацию и спонтанную
Естественность и гармоничность, мы, в рамках обсуждаемой темы,
Можем назвать «сверхразумом» или «гнозисом».
Фундаментальным качеством этого сверхразума является то,
Что он изначально познаёт всё
Через отождествление и единство, и, даже проводя
Внутри себя бессчетное количество видимых границ и создавая
Бесконечное многообразие форм, всё знание,
Используемое им в своей работе даже в этих отдельных формах,
Основывается
На его совершенном познании
Через отождествление и единство и поддерживается, озаряется
И направляется им. Дух пребывает повсюду, и он познаёт всё
Как себя и в себе. Он
Всегда воспринимает все вещи именно так и поэтому знает
Их глубоко, полностью, знает
Их внешний облик и внутреннюю суть, их истину, их
Закон, а также Дух, смысл и образ их природы и их
Действий. Сверхразум, в отличие от ума – которому
Поначалу ничего не известно о его объекте познания и который,
Чтобы познать его, должен его изучать (поскольку он отделен
От объекта и воспринимает, ощущает и оценивает его
Как что-то отличное от себя
И находящееся вовне), – даже когда
Смотрит на что-то как на объект, воспринимает его
Не как внешнюю и отличную от себя вещь, о природе, строении
И функционировании которой он поначалу ничего не знает
И должен об этом узнавать,
А как часть себя
И в себе. Наше ментальное осознание
Своего субъективного существования
И его процессов совсем непохоже на это супраментальное
Самопознание
И отождествление
(Хотя и может дать нам некоторое представление
О нем),
Ибо ум видит только ментальные
Отражения нашего существа, не воспринимая
Его как целое или его
Глубинную суть; мы осознаём
Лишь частичную,
Вторичную
И поверхностную деятельность нашего «я»,
В то время как наиболее обширная его часть, та,
Которая оказывает скрытое влияние и определяет
Наше существование,
Остается недоступной нашему уму.
Супраментальный Дух, в отличие от ментального существа,
По-настоящему знает себя,
Всю свою вселенную и все, что он сотворил и проявил из себя
Во вселенной, и это знание подлинно,
Потому что оно тотально, целостно и глубинно.
Эта подлинность знания,
В силу его тотальности,
Является второй характерной чертой верховного Сверхразума.
Ибо он, во-первых, обладает
Трансцендентным видением и воспринимает
Вселенную не только в плане универсального существования,
Но и в ее отношениях с высшей и вечной реальностью,
Из которой она берет начало и выражением которой она является.
Он знает дух, истину и подлинный смысл этого вселенского
Выражения, потому что ему известна вся суть, вся бесконечная
Реальность и вся неизменная потенциальная мощь того, что вселенная
Выражает лишь частично. Его знание
Относительного верно потому, что он знает
Абсолютное и все те его абсолюты, на которые опираются
И которые частично, смутно или несовершенно выражают
Все относительные феномены. Во-вторых, он обладает
Вселенским видением и воспринимает
Любой индивидуальный феномен как с точки зрения универсального,
Так и с точки зрения индивидуального существования,
В полной мере понимая связь всех этих индивидуальных
Форм существования
С универсальным целым. В-третьих, рассматривая
Объекты порознь, он обладает
Тотальным видением, так как он знает
Сокровенную суть каждой вещи, дающую начало
Всем остальным ее аспектам, знает
Каждую вещь в ее целостности – весь ее внешний облик, все ее части
И их соотношение и взаимозависимость, а также как она связана
С  другими вещами, в чем она зависит от них и каково ее место
Во всеобщей системе причинно-следственных связей вселенной.
Ум в такого рода видении и познании, напротив, ограничен
И ущербен. Он не может достичь единства
С Абсолютом, даже когда, благодаря интеллектуальной гибкости
И широте, он получает
О нем определенное представление. Он в состоянии
Лишь исчезнуть в нем, погрузившись в забытье или придя
К полному угасанию;
Он может иметь только смутное ощущение или восприятие
Некоторых абсолютных ценностей или качеств,
Которые он облекает
В относительные формы с помощью ментальных понятий.
Он не способен постичь универсальное
И лишь составляет о нем некое представление, расширяя
Индивидуальное или комбинируя и объединяя,
На внешний взгляд, отдельные объекты и явления. В результате
Он видит универсальное
Как некую неопределенную бесконечность или смутную
Или не совсем понятную необъятность
Или же представляет его только в виде какого-то внешнего
Схематического
Или искусственно сконструированного образа.
Неделимые бытие и деятельность – подлинная истина универсального –
Ускользают от ума, поскольку в стремлении познать их он мыслит
Аналитически, принимая каждый избранный им фрагмент
За нечто целое,
И синтетически – комбинируя и объединяя эти фрагменты,
Но он не в состоянии постичь или мыслить с позиции
Сущностного единства, хотя и может составить о нем
Некоторое представление или увидеть какие-то его
Вторичные проявления. И даже отдельный и на первый взгляд
Самостоятельный
Объект он не в состоянии по-настоящему
И полностью понять,
Потому что прибегает к тому же методу – сначала
Подвергает анализу его отдельные части,
Составляющие его элементы,
Его свойства,
А затем комбинирует их, получая
Схематическое отображение изучаемого объекта,
Являющееся лишь его внешним образом. Он может уловить некий
Отблеск глубочайшей сущностной истины познаваемого объекта,
Но не в состоянии постоянно и просветленно жить
В этом сущностном знании и воздействовать на все остальное изнутри,
Воспринимая внешние аспекты в их сокровенной реальности
И истинной значимости – как неизбежный результат,
Выражение, образ и действие некоего духовного начала,
Являющегося
Подлинной сутью данного объекта.
И все эти действия,
Недоступные для ума (которые он может только намереваться
Или пытаться
Осуществить), просты и естественны для супраментального знания.
Различие, помогающее нам реально понять, чем супраментальное
Знание отличается от ментального,
Лежит в основе третьей особенности сверхразума,
Заключающейся в том,
Что он непосредственно осознаёт
Истину, является божественной силой, которой
Присуща способность
Мгновенно и спонтанно познавать, Идеей, лучезарно прозревающей
Все реалии и не зависящей, подобно уму, являющемуся
Силой Неведения, от внешних признаков
И логических
Или других шагов, ведущих от известного
К неизвестному.
Сверхразум хранит все свое знание в себе, а на уровне своей
Высочайшей божественной мудрости вечно владеет всей
Истиной, и даже на уровне своих низших, ограниченных
Или индивидуализированных форм ему достаточно просто явить
Скрыто пребывающую в нем истину, –
Именно это имели в виду древние провидцы,
Говоря, что по своей подлинной природе и характеру любое знание
Есть лишь вспоминание
Того, что уже скрыто присутствует внутри. Сверхразум
Вечно и на всех уровнях осознаёт истину и скрыто пребывает
Даже в ментальном
И материальном бытии, он видит и знает
Даже самые мрачные феномены ментального неведения, понимает,
Поддерживает и направляет его процессы, поскольку всё,
Что есть в уме, берет свое начало в сверхразуме, – и так и должно
Быть, поскольку всё берет
Свое начало в духе. Все ментальные понятия
И представления являются
Лишь частичными, видоизмененными, скрытыми
Или смутными образами супраментальной истины,
Искажениями или вторичными
И несовершенными формами
Более великого супраментального знания.
Ум начинает с неведенья и движется к знанию.
В материальной вселенной ум, как нечто реально
Существующее, возникает из изначального и универсального
Бессознательного, которое, на самом деле, является результатом
Инволюционного погружения всесознающего
Духа в поток своей собственной силы и забвения им себя;
Поэтому появление ума –
Один из этапов эволюционного процесса, включающего развитие
Витального ощущения, возникающего в ответ на внешние
Раздражители, появление витального ума, способного чувствовать,
Из которого последовательно развиваются
Ум эмоций и желаний,
Сознательная воля и растущий интеллект. При этом каждая стадия
Становится все большим проявлением скрыто
Присутствующей силы сверхразума, или тайного
Духа. Человеческий ум, способный размышлять и целенаправленно
Исследовать и познавать себя, свои основы
И свое окружение, приходит к истине, но проявляющейся на фоне
Изначального неведения, и эта истина постоянно затемняется
Окутывающим ее туманом
Неопределенности и заблуждения. Этот ум ни в чем
Не может быть уверен до конца, а его
Убеждения по большей части ненадежны или же только
Частично подтверждены несовершенным и неполным опытом.
Ум делает открытие за открытием, усваивает
Одну идею за другой, добавляет
Опыт к опыту и эксперимент
К эксперименту,
Но, по мере своего движения вперед, он многое теряет,
Отбрасывает и забывает и вынужден все это восстанавливать.
Он пытается связать в одно целое все, что знает,
Используя логические или иные связи, устанавливая
Ряд принципов и их последствий, их обобщений
И их применение, и делает
Из всего этого некую конструкцию, в которой
Он может
Ментально существовать, двигаться, действовать, наслаждаться
И работать. Это ментальное знание всегда ограничено в своем охвате,
Более того, в дополнение к имеющимся,
Ум воздвигает новые барьеры,
Приемля
(С помощью такого ментального приема, как формирование взглядов)
Определенные части и стороны истины и исключая
Все остальные, поскольку, если бы он
Предоставил свободный доступ и свободное поле действия
Всем идеям, если бы он
Должен был принять бесконечное
Число граней истины, он потерялся бы
В непримиримом многообразии,
В неопределенной беспредельности и был бы неспособен
Действовать,
Достигать
Практических результатов и эффективно созидать.
И даже когда ментальное знание
Максимально широко и полно, оно, тем не менее, опосредованно –
Это знание
Не вещи как таковой, а только ее форм и образов, это система понятий
И символов, схематическое отображение
Объекта, – за исключением
Тех случаев, когда ум в действительности выходит за свои пределы,
Поднимается над ментальными представлениями
И достигает духовной тождественности [с познаваемым объектом];
Но здесь он находит для себя чрезвычайно трудным идти дальше этих
Нескольких единичных
И интенсивных
Духовных реализаций или осмысливать, осуществлять
Или претворять в жизнь то, что он познал
В эти редкие минуты отождествления. Для духовного понимания
И практического использования этого глубочайшего знания
Необходима более великая сила, чем разум.
Только сверхразум,
Тесно связанный с Бесконечным, способен на это. Сверхразум
Непосредственно воспринимает дух и внутреннюю сущность, фасад
И внешнюю форму, результат
И действие, принципы и производные истины, видя ее как одно
Неделимое целое, и поэтому он,
Обладая сущностным знанием,
Может понять, какие именно будут последствия, узреть многообразие
Проявлений духа в свете его тождественностей, увидеть за его
Кажущимися различиями истину его
Единства. Сверхразум знает свою собственную истину и является ее Творцом,
Человеческий же ум познаёт
И творит в полусвете и в полутьме истины и заблуждения,
Не являясь при этом
Действительным творцом, так как все его творения – это искаженные,
Упрощенные, уменьшенные и заимствованные копии
Чего-то более высокого и великого. Человек, живя в ментальном
Сознании, пребывает между обширным подсознательным,
Кажущимся ему темным несознанием,
И еще более обширным сверхсознательным,
Которое он склонен принимать за другое, сияющее несознание,
Так как его представления о сознании
Ограничены рамками его собственного ментального восприятия
И понимания. Именно в этом сверкающем сверхсознании
Находятся иерархии сверхразума и духа. К тому же сверхразум,
Поскольку параллельно с познанием
Он еще действует и творит, является не только сознанием,
Непосредственно постигающим истину, но и озаренной,
Непосредственной и спонтанной истинной волей.
Когда спонтанно познающий дух изъявляет намерение,
Между его волей и его знанием нет и не может быть
Никаких
Противоречий, расхождений
Или несоответствий. Духовная воля является
Тапасом или просветленной силой сознательного
Бытия духа, безупречно реализующей то, что пребывает
Внутри него, и именно это безупречное управление вещами согласно
Их природе, энергиями – порождающими результаты
И события, соответствующие их внутреннему потенциалу,
Действиями – приносящими
Плоды, обусловленные их характером
И намерением, – мы называем законом
Природы,
Кармой, Детерминизмом или Судьбой,
В зависимости от того,
С какой точки зрения его
Рассматриваем.
Для ума все это является действиями силы (находящейся
Вне его или над ним), в которые он вовлечен
И в которых способен участвовать с помощью личных усилий, отчасти
Удачных и достигающих цели, а отчасти тщетных и ошибочных,
Но, даже будучи успешными, эти усилия
В значительной степени отклоняются от первоначальной
Цели и приводят к результатам,
Отличным от исходных намерений ума или, по меньшей мере,
Превосходящим их по своим масштабам и последствиям.
Человеческая воля трудится в неведении, озаряемая тусклым светом
Или чаще вспышками света,
Которые не столько освещают,
Сколько вводят в заблуждение и сбивают
С  пути.
Ум человека – это неведение, стремящееся установить
Стандарты знания, его воля –другое неведение, стремящееся
Установить нормы справедливости, в результате
Чего вся его ментальность во многом становится домом,
Который разделен сам в себе, набором
Конфликтующих идей, намерений, часто противоречащих идеалам
Правды или интеллектуального знания. Сама воля принимает разные
Формы, становясь
Волей интеллекта, предпочтениями эмоционального ума,
Жаждой страсти, желаниями витального существа,
Импульсами и слепыми
Или полуслепыми
Побуждениями нервной и подсознательной
Природы,
И всё это создаёт никак не гармонию,
А в лучшем случае
Шаткое согласие
Среди разногласий.
оля этого ума и этой жизни это блуждание в поисках истинной
Силы, истинного Тапаса, который может быть достигнут
В полной мере, в своем подлинном
И абсолютном свете и могуществе,
Только благодаря единению с духовным
И супраментальным бытием.
Супраментальная природа,
Напротив, точна, гармонична и целостна.
Воля и знание в ней – это только свет духа и сила духа – сила,
Воплощающая свет, свет, озаряющий силу.
На высочайших супраментальных уровнях они слиты друг с другом
И не только опираются друг на друга,
Но представляют собой одно движение – самоозаряющую
Волю и самореализующееся знание,
И оба являются единой движущей силой существа.
Ум знает
Только настоящее
И живет в его изолированном движении, хотя и пытается
Помнить и сохранять прошлое и предвидеть и определять
Будущее. Взору сверхразума предстают сразу три этих аспекта
Времени,  он видит прошлое, настоящее и будущее как одно
Неделимое целое,
А также прозревает в каждом аспекте
Два других. Для него все тенденции, энергии и силы являются
Многоликой игрой единства, и он знает, как они связаны
Между собой в едином движении единого духа. Поэтому
Супраментальные воля и действие являются волей и действием
Спонтанно реализующей себя истины духа, правильным,
А на высочайших
Уровнях – безошибочным движением непосредственного
И всеобъемлющего
Знания.
Верховный и универсальный Сверхразум –
Это активно действующий Свет и Тапас высшего и универсального
«Я», выступающего в качестве
Владыки и Творца; он познаётся нами в йоге как божественная Мудрость и Сила, вечное Знание и воля Ишвары.
На высочайших планах Бытия – где всё известно и всё проявляется
Как существования
Единого существования,
Как сознания единого сознания,
Как спонтанные формы восторга единой Ананды,
Как множество истин и сил единой
Истины – духовное и супраментальное знание сверхразума
Представлено
В первозданном и целостном виде. И на соответствующих планах
Нашего собственного существа Джива обладает
Духовной и супраментальной природой и пребывает
В ее свете, силе и блаженстве. По мере нисхождения
К тому, чем мы сейчас являемся в этом мире,
Присутствие и действенность этого сокровенного знания
Ограничивается, однако оно всегда сохраняет
Если не полноту супраментальной природы и ее
Способ познавать, намереваться и действовать, то,
По крайней мере, сущность
И характер этого, так как Джива по-прежнему живет в сущности
И теле духа. Прослеживая нисхождение «я» к материи, мы
Видим ум как некое производное, удаляющееся от полноты
Ссвоей изначальной сути, полноты ее света и бытия,
И живущее в раздробленности
И разобщенности
Не в самом солнце, а в его лучах –
Сначала в более близких, потом в более далеких. Есть высочайший
Интуитивный ум, воспринимающий
Супраментальную истину с более близкого расстояния,
Но даже он является формацией,
Вуалирующей непосредственное более великое и подлинное знание.
Есть интеллектуальный ум, являющийся сверкающим
Полупрозрачным покровом, который в светоискажающей
И преломляющей
Атмосфере задерживает и отражает
Истину, известную сверхразуму.
Есть еще более низкий ум,
Возведенный на фундаменте чувств,
И между ним и солнцем знания находятся плотные облака,
Эмоциональная и чувственная мгла и туман,
Изредка озаряемые вспышками молний и проблесками солнечных
Лучей.
Есть витальный ум, закрытый даже от света интеллектуальной Истины,
А еще ниже,
В субментальной
Жизни и материи, дух полностью погружается
В своего рода сон и тьму – в сон, сопровождающийся неясными,
Но мучительными и беспокойными сновидениями,
И во тьму механической бессознательной энергии.
Эволюционный процесс это пробуждение
И восхождение
Духа из этого самого низкого состояния бытия на утраченные
Высоты; в процессе этого эволюционного развития мы поднялись
Над низшим творением, вобрав в себя все его предыдущие стадии,
Но достигли в своем восхождении пока что только уровня
Хорошо развитого ментального рассудка.
Подлинные же силы спонтанного знания и озаренной воли
Духа пребывают над умом и рассудком – в супраментальной Природе
И все еще недоступны нам. Если дух пребывает
Везде, даже в материи –
На самом деле, материя
Лишь омраченная форма духа, – и если сверхразум
Это универсальная
Сила вездесущего Знания
Духа, организующая всё проявление
Бытия, тогда и в материи,
И повсюду должна осуществляться
Некая супраментальная
Деятельность. И, как бы ни была она скрыта
Другими более низкими
И невежественными формами деятельности, мы, присмотревшись,
Можем обнаружить, что именно сверхразум организует материю,
Жизнь, ум и рассудок. И это и есть то знание, к которому
Мы сейчас движемся. Существует даже довольно отчетливая
Глубинная деятельность сознания,
Которая постоянно
Присутствует в жизни, материи и уме  и, вне всякого сомнения,
Является супраментальной деятельностью,
Хотя и подчиненной природе и нуждам низшего творения.
Именно ее мы называем интуицией, исходя из наиболее явных
И характерных ее черт – непосредственного видения и спонтанного Знания –
Видения, которое на самом деле является
Результатом некоего тайного отождествления с объектом познания.
Однако то, что мы называем интуицией, является
Лишь частично проявленным признаком присутствия сверхразума,
И если мы посмотрим на характер
Этого присутствия и этой силы с максимально
Широкой точки зрения, то увидим,
Что это скрытая супраментальная сила,
Обладающая спонтанным внутренним знанием и направляющая
Все действия материальной энергии. Именно она устанавливает
То, что мы называем законами природы, поддерживает деятельность
Каждой вещи в соответствии с ее природой, гармонизирует
И развивает целое,
Которое иначе стало бы случайным и непредсказуемым творением,
Склонным в любой момент распасться на части. Каждый
Закон природы точно определяет необходимые условия, стадии
И параметры процесса, но что касается
Причины этой необходимости и постоянства в сохранении порядка
И пределов действия закона, постоянства его действия при сочетании
Определенных факторов, постоянства результатов
При его
Применении в определенных условиях, то он
Остается чем-то необъяснимым
И на каждом шагу поражает нас своей непостижимостью
И загадочностью.
Подобное впечатление должно возникать либо потому, что даже
В своих упорядочивающих функциях он иррационален и случаен,
Либо потому что он сверхрационален, так как его истина принадлежит
Более великому, чем наш ум, принципу.
Этим принципом является супраментальное сознание;
Иными словами, сокровенная тайна Природы заключается
В том, что она формирует нечто из бесконечных возможностей
Самосущей истины духа, природа которой
Полностью ясна только изначальному знанию,
Порожденному
И поддерживаемому в своих действиях
Фундаментальной тождественностью, постоянным самовосприятием Духа.
Каждое движение жизни носит тот же характер,
Как и каждое действие ума и рассудка, и именно рассудок
Должен первым увидеть повсюду деятельность
Более великого рассудка
И закона бытия и попытаться осмыслить ее и облечь в свои
Концептуальные схемы,
Пусть и не всегда понимая,
Что это действует не ментальное Сознание,
Не интеллектуальный Логос. Все эти процессы
Только в своем внешнем аспекте
Представляются ментальными,
Витальными
И физическими, на самом же деле, на уровне своего тайного
Управления, они духовны и супраментальны.
Внешние материя, жизнь и ум не владеют этой тайной
Деятельностью сверхразума,
Хотя сами контролируются ею и подчиняются необходимости,
Которую она налагает на их действия.
В материальной силе и атоме существует и действует то, что мы иногда
Склонны называть
«Разумом» и «волей»
(Хотя это не совсем верно, так как в действительности
Они очень сильно отличаются
От наших воли и разума), –
Лучше сказать, что это тайная
Интуиция самосущего бытия в действии, – но ни атом, ни сила
Не осознают этого скрытого присутствия и остаются инертной
Частичкой материи и энергией,
Созданными в результате
Первоначальной попытки этого сознания
И этой воли проявить себя.
Присутствие такого рода интуиции
Во всех процессах жизни
Становится для нас более очевидным,
Потому что эволюционно она
Ближе к нам.
И по мере того
Как жизнь развивает внешние чувства и ум, мы можем
Все более и более
Уверенно говорить о витальной интуиции, скрывающейся
За ее операциями и отчетливо проявляющейся
В животном уме в виде инстинкта.
Инстинкт –
Спонтанное, безошибочное, непосредственное,
Ни от чего не зависящее и самоуправляемое знание,
Свойственное животному, предполагает,
Что где-то в его существе есть точное знание
Цели, связи, а также вещи или объекта.
Эта интуиция действует
В витальной силе и витальном уме,
Но поверхностные жизнь и ум
Не владеют ею и не способны
Осознавать ее действия
Или контролировать или развивать эту способность
По собственной воле.
На этом уровне ее проявления мы наблюдаем две вещи: во-первых,
То, что открыто интуиция действует только для обеспечения
Некоторых нужд и достижения ограниченных целей;
Во всех остальных операциях природы
Сознание работает двойственно –
На поверхности неуверенно и невежественно, а на неосознаваемом,
Сублиминальном
Уровне – подчиняясь тайному подсознательному
Руководству. Поверхностному сознанию
Свойственен сумбурный поиск, который не уменьшается,
А скорее, нарастает
По мере восхождения жизни на все более и более высокие уровни
И расширения сферы деятельности
Ее сознательных сил; но, несмотря на все метания витального
Ума, действия природы и последующие результаты,
Соответствующие потребностям, задачам
И целям существа, определяются тайным
«Я» внутри. Это происходит на все более и более высоком уровне,
Пока, наконец, не достигает уровня
Человеческого рассудка и понимания.
Человеческое существо также наполнено физическими, витальными,
Эмоциональными, психическими и динамическими инстинктами
И интуитивными ощущениями, но, в отличие от животного,
Человек не полагается на них, – хотя, благодаря более высокому
Эволюционному развитию и еще более высоким
Потенциальным возможностям, в нем они могут действовать
В намного более широких пределах
И достигать намного более великих результатов, чем в животном
И низшем творении.
Пренебрежение этими инстинктами и интуитивными ощущениями
Привело к подавлению, снижению или прекращению
Их деятельности,
Они перестали проявлять открыто
И в полной мере свою активность –
Эти способности не то чтобы совсем утрачены, а скорее,
Отодвинуты на задний план или вытеснены
В сублиминальное сознание, –
И в результате эта природная часть его существа, даже обладая
Большими возможностями, намного менее
Уверена в себе, менее
Доверяет указаниям своей природы, намного более сбивчива,
Ущербна, подвержена ошибкам,
Нежели аналогичная часть существа животного, действующего
В более узких границах. Причина в том,
Что подлинная дхарма и закон
Бытия человека заключается
В поиске более великого абсолютно сознательного существования
И такого самопроявления, которое уже не омрачалось бы
И не детерминировалось непонятной необходимостью,
А, напротив, было бы озарено, сознательно
К тому, что выражается,
И способно находить для этого все более и более совершенные
И полные формы выражения.
В конце концов, человек должен
Отождествиться
Со своим величайшим и подлинным «я»
И начать
Действовать
Или, скорее, позволить ему действовать
(Рассматривая свое природное существование
Как инструментальную
Форму проявления духа) согласно его спонтанной
И совершенной воле и знанию.
Чтобы осуществить этот переход, он в первую очередь должен
Воспользоваться разумностью и волей рационального ума, и чем более
Они развиваются, расширяя сферу его познания и направляя его,
Тем более он
Склоняется к тому, чтобы опираться на них
И контролировать с их
Помощью все остальное существо.
И если бы рассудок был высочайшей вершиной и величайшим
Самодостаточным орудием «я» и духа, человек мог бы с его помощью
Совершенно познавать
И столь же совершенно управлять
Деятельностью своей природы.
Но он не способен
Это делать в полной мере, так как его «я» намного шире его
Рассудка, и если он не пойдет
Дальше рациональной воли и сознания, он
Наложит произвольные ограничения (как качественные,
Так и количественные) на свое саморазвитие, самовыражение, знание,
Деятельность, Ананду.
Другие части его существа тоже хотят полностью выражать себя
В широте и совершенстве «я»,
Но им едва ли это удастся,
Если это выражение будет качественно изменяться и искажаться,
Ограничиваться,
Втискиваться
В произвольную форму и приобретать
Механический характер
Из-за подчинения жесткому механизму рационального ума.
Божество рассудка, интеллектуальный Логос –
Лишь частичный
Представитель и заменитель
Более великого супраментального Логоса,
И его функция заключается в том, чтобы утвердить в жизни созданий
Предварительное частичное знание и порядок,
Однако основой подлинного, окончательного
И интегрального
Порядка может быть только все более и более полно проявляющийся
Духовный сверхразум.
Сверхразум в низшей природе наиболее отчетливо проявляется
В виде интуиции,
И поэтому именно с помощью развития
Интуитивного ума мы сделаем первый шаг к самосущему спонтанному
И непосредственному супраментальному знанию.
Вся работа физической, витальной, эмоциональной, психической,
Динамической
Природы человека есть смутное улавливание
Внушений, которые поднимаются из сублиминального
Интуитивного уровня бытия этих частей, и попытка,
Обычно совершаемая
Наощупь и зачастую следующая окольными путями,
Воплотить их в материальном мире с помощью внешней
Деятельности
И внешних сил природы,
Не озаренных
Светом непосредственного внутреннего знания и силы.
По мере того как ум становится все более и более интуитивным,
Он обретает все больше возможностей обнаружить то, что ищут
Эти части природы, и повести их к тому совершенству Самовыражения, к которому
Они стремятся.
Сам рассудок – это только особый тип использования внушений
(Созданный поверхностным упорядочивающим умом), которые,
На самом деле, посылаются скрытой
(Но иногда становящейся частично явной и активной) силой Интуитивного духа.
Во всех действиях рассудка – там, где они скрыто или полуявно
Берут свое начало, –
Есть нечто, что не является его творением,
А дается ему либо непосредственно интуицией, либо опосредованно
Через какую-то другую часть ума, и это нечто рассудок облекает
В интеллектуальную форму и превращает
В интеллектуальный процесс. Его рациональные суждения
При принятии решений
И механический процесс логического обдумывания (либо в своих
Более общих, либо в более детальных операциях) скрывают
Подлинный источник и исконную природу нашей воли и мышления.
Величайшими являются те умы, в которых
Этот покров истончен
И чье мышление является большей частью
Интуитивным, что не всегда, но, без сомнения, часто
Приводит к блестящему проявлению интеллектуальных способностей.
Впрочем, в нынешнем человеческом уме эта интуиция не бывает
Абсолютно чистой и полной, потому что она
Действует в среде ума
И тотчас же захватывается им и облекается в неоднородную
Ментальную оболочку.
Она пока еще не настолько свободна,
Развита и совершенна, чтобы охватить все операции, осуществляемые
Ныне другими ментальными инструментами, не так сильна,
Чтобы овладеть ими и преобразовать их
По своему образу и подобию или заменить их
Своей собственной целостной, непосредственной, безошибочной
И в высшей степени эффективной деятельностью.
На самом деле, это может произойти
Только в том случае, если мы
Используем интуитивный ум в качестве
Переходного средства для проявления самого тайного сверхразума
(Ментальным образом которого является
Интуитивный ум) и формирования в нашем фронтальном сознании
Органа и орудия сверхразума,
Который позволит «я»
И духу явить себя
Во всей своей широте и великолепии. Необходимо помнить,
Что верховный Сверхразум всеведущего и всемогущего Ишвары
Всегда отличен от того,
Которого может достичь Джива. Когда человеческое существо,
Совершающее восхождение из неведения, поднимается
В супраментальную
Природу, оно обнаруживает в ней целый ряд иерархических уровней
И сначала должно утвердиться на более низких уровнях,
Сформировать
Не очень высокие ступени и только потом начать
Восхождение
К  более высоким вершинам.
Человеку суждено наслаждаться там, благодаря
Единству с Духом, совершенными
И сокровенными
Светом, Силой и Анандой бесконечного «я»,
Которое на уровне своего динамического проявления
Будет детерминировать
И индивидуализировать себя в соответствии
С тем типом самовыражения, которого трансцендентный
И универсальный Дух ищет в Дживе.
Это та Богореализация и то Богопроявление,
Которые являются целью
Нашей йоги, особенно ее динамического аспекта;
Это станет
Божественным самовыражением Ишвары
В нас, но в человеческих условиях и через обожествленную
Человеческую природу.


Рецензии