Друзьям москалям
ДРУЗЬЯМ МОСКАЛЯМ
предыстория стихотворения
Мицкевич порывает со всеми теми, с кем был в дружбе много лет! водораздел, понимаете? Рылеев на эшафоте, Бестужев на каторге, с другой стороны те, кто поддержал угнетение Польши. Они на свободе и в почете. В том числе Александр Сергеевич...
вы помните меня, мои друзья?
привиделись сквозь всполохи зарницы
тех мучеников, что забыть нельзя,
на виселицах страшные их лица
теперь где вы, друзья, Рылеев где?
прервалась жизнь достойная до срока
будь проклята страна, коль там в петле
как колоколом тело бьёт пророка!
мне руку жал Бестужев, поэт и воин,
но не писать ему уже свои стихи,
закован в кандалы с поляком. Поле,
Сибирь, острог, подвал и рудники
но есть судьба страшнее смерти и темницы,
продать свободу, выменять на ордена
холопом стать царевым, с тенью слиться
и совесть заглушить, не слЫшна, не видна
перо продажное восславит деспота, и муки
страны соседней он под игом воспоёт,
пусть кровью истекает Родина моя, их руки
в крови той! не отмоёт ни сотрёт!!
свободы голос мой на ваш далёкий север
летит над снегом гор, лесов, полей
кто идеалам нашим был все годы верен,
весной увидит стаю журавлей
и мне ль не знать, что значит несвобода,
я сам змеёй крутился, что б суметь
сказать крупицу правды, честные полслова,
когда другим молчать пристало сметь!
да, яд в моих словах, его не скрою
замешан яд на слезах наших вдов,
и растопить хочу я этой болью
проклятье ваших вечных кандалов!!!
не все меня поймут,и многие осудят
собачий лай проносится в степи,
устроен мир так , что хозяева и судьи
те кто нас держат сами на цепи...
DO PRZYJACI;; MOSKALI
Wy, czy mnie wspominacie! ja, ilekro; marz;
O mych przyjaci;; ;mierciach, wygnaniach, wi;zieniach,
I o was my;l;: wasze cudzoziemskie twarze
Maj; obywatelstwa prawo w mych marzeniach.
Gdzie; wy teraz? Szlachetna szyja Rylejewa,
Kt;r;m jak bratni; ;ciska; carskimi wyroki
Wisi do ha;bi;cego przywi;zana drzewa;
Kl;twa ludom, co swoje morduj; proroki.
Ta r;ka, kt;r; do mnie Bestu;ew wyci;gn;;,
Wieszcz i ;o;nierz, ta r;ka od pi;ra i broni
Oderwana, i car j; do taczki zaprz;gn;;;
Dzi; w minach ryje, skuta obok polskiej d;oni.
Innych mo;e dotkn;;a sro;sza niebios kara;
Mo;e kto z was urz;dem, orderem zha;biony,
Dusz; woln; na wieki przeda; w ;ask; cara
I dzi; na progach jego wybija pok;ony.
Mo;e p;atnym j;zykiem tryumf jego s;awi
I cieszy si; ze swoich przyjaci;; m;cze;stwa,
Mo;e w ojczy;nie mojej moj; krwi; si; krwawi
I przed carem, jak z zas;ug, chlubi si; z przekl;stwa.
Je;li do was, z daleka, od wolnych narod;w,
A; na p;;noc zalec; te pie;ni ;a;osne
I odezw; si; z g;ry nad krain; lod;w,
Niech wam zwiastuj; wolno;;, jak ;urawie wiosn;.
Poznacie mi; po g;osie; p;kim by; w okuciach,
Pe;zaj;c milczkiem jak w;;, ;udzi;em despot;,
Lecz wam odkry;em tajnie zamkni;te w uczuciach
I dla was mia;em zawsze go;;bia prostot;.
Teraz na ;wiat wylewam ten kielich trucizny,
;r;ca jest i pal;ca mojej gorycz mowy,
Gorycz wyssana ze krwi i z ;ez mej ojczyzny,
Niech zrze i pali, nie was, lecz wasze okowy.
Kto z was podniesie skarg;, dla mnie jego skarga
B;dzie jak psa szczekanie, kt;ry tak si; wdro;y
Do cierpliwie i d;ugo noszonej obro;y,
;e w ko;cu got;w k;sa; r;k;, co j; targa.
Свидетельство о публикации №125092600897
Мало кто знает, но «Медный всадник» Пушкина – это ответ польскому поэту Адаму Мицкевичу, отъявленному русофобу, который ненавидел Санкт-Петербург. Дмитрий Галковский об истории противостояния двух поэтов.
http://naspravdi.info/rossiya/kak-pushkin-prouchil-polyaka-mickevicha-otyavlennogo-rusofoba-kotoryy-nenavidel-sankt
Алтан-Хан 26.09.2025 05:35 Заявить о нарушении
Цифры не лгут — Александр Пушкин создал текстовый массив промышленного масштаба. За 37 лет жизни он произвел литературную продукцию объемом, который впечатляет даже по современным меркам: более 1,5 миллиона слов, свыше 800 произведений, словарный запас в 21 000 уникальных единиц.
Это не просто творчество — это систематическая работа по созданию языкового фундамента нации.
Промышленные объемы производства
Полное академическое собрание сочинений занимает 784 страницы крупного формата — библиотека средних размеров. В пересчете на обычные книжные форматы это 1200-1600 страниц текста. Для сравнения: современный писатель считается плодовитым, если выдает 2-3 романа за десятилетие.
Пушкин работал как фабрика: стихи, проза, драмы, публицистика, переписка — все направления одновременно.
«Капитанская дочка» — 32 000 слов за несколько месяцев. «Евгений Онегин» — 45 000 слов, растянутые на годы для создания видимости постепенного творческого процесса.
Лексическое богатство как стратегический ресурс
21 000 уникальных слов в активном использовании — это показатель не индивидуального таланта, а системной работы по кодификации языка.
Средний образованный человек оперирует 8-12 тысячами слов. Пушкин использовал лексический массив, превышающий норму в два раза.
Такое богатство словаря невозможно без специальной подготовки и доступа к источникам.
Темпы и систематичность
800+ произведений за активный творческий период — это означает создание нового текста каждые 2-3 недели в течение двух десятилетий.
Без перерывов, отпусков, творческих кризисов. Такая продуктивность требует не вдохновения, а отлаженной системы производства.
Показательно, что качество текстов остается стабильно высоким на протяжении всего периода. Нет провалов, нет экспериментов, нет поиска стиля — есть уверенное владение всеми жанрами и формами с самого начала.
Жанровая универсальность
Пушкин одинаково профессионально работал во всех литературных направлениях:
Лирика — от интимной до гражданской
Эпос — от сказок до исторических романов
Драма — от комедий до трагедий
Публицистика — от литературной критики до политических заметок
Переписка — тысячи писем на все темы
Такая универсальность нетипична для индивидуального творчества.
Обычно писатели специализируются в 1-2 жанрах.
Пушкин владел всем арсеналом литературных средств с равной виртуозностью.
СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
1,5 миллиона слов Пушкина стали матрицей русского литературного языка.
Его тексты — не просто художественные произведения, а кодификация языковых норм, образцы стилистики, шаблоны для подражания.
Каждое произведение решало конкретную задачу в общем проекте: «Руслан и Людмила» — освоение фольклорного материала, «Борис Годунов» — историческая драма, «Евгений Онегин» — социальный роман, «Капитанская дочка» — идеологическая проза.
НЕ ТВОРЧЕСТВО, А ПРОЕКТ
Масштабы литературного наследия Пушкина указывают не на индивидуальный гений, а на системную работу по созданию национального языкового стандарта. 21 000 слов, 800 произведений, 1,5 миллиона слов текста — это результат координированных усилий по формированию русской литературной традиции.
Пушкин создал не просто книги — он создал язык, на котором Россия говорит до сих пор. И такой результат требует не таланта, а государственного подхода к решению культурной задачи.
Лариса Часовская 11.11.2025 12:22 Заявить о нарушении