Брахман

Не путать с Брахмой (индуистским Богом), брахманом (варной),
Брахманой (слоем текста в Ведах), Парабрахманом
(«Верховным Брахманом»), брахманизмом (религией)

Ом означает сущность Брахмана,
Высшей реальности.
В ведических и индуистских  религиях
Брахман имеет «множество значений»,
Но в Упанишадах и более поздних индийских философских течениях
Он означает «То», из чего проистекает
Всё в этом мире и к чему всё возвращается,
Источник и причина всего сущего. В современной Индуистской метафизике
Это высший универсальный принцип,
Высшая реальность вселенной. 
Брахман — это понятие, встречающееся в Ведах,
И оно широко обсуждается в ранних Упанишадах
В  различных значениях. Согласно Гэвину Фладу,
Концепция Брахмана эволюционировала
И расширилась
От силы звука, слов и ритуалов в ведические времена до "более глубокой
Основы всех явлений", "сущности самости (Атмана,)" и более глубокой
"Истины о человеке за пределами видимых различий". Однако, по мнению
Различных других ученых, таких как Барбара Холдридж, Хананья Гудман
И Ян Гонда, самые ранние ведические стихи предполагают, что это древнее
Значение никогда не было истинным. только значение и концепция
Развились и расширились в древней Индии.
В Упанишадах концепция Брахмана развивается и охватывает метафизические,
Онтологические
И сотериологические темы. Брахман
Описывается как неизменная «изначальная реальность»,
Которая создаёт, поддерживает и в конечном счёте поглощает Вселенную, являясь
Завершающим элементом
Диалектического процесса, который
Невозможно устранить или уничтожить.
Брахман также изображается как «божественное существо»
Или «Господь», который может проявляться как отдельное божество
Или как имманентное присутствие внутри каждого
Человека. Он олицетворяет «знание»,
Ведущее к духовному освобождению, «Я». Брахман
Обсуждается
В индуистских текстах в связи с концепцией Атмана ,
«Я»), личного, безличного или Пара-Брахмана, или в различных сочетаниях
Этих качеств в зависимости от философской  школы.
В дуалистических школах
Индуизма, таких как теистическая Двайта-веданта, Брахман отличается
От Атмана (Высшего Я) в каждом
Существе. В недуалистических школах, таких как Адвайта-веданта,
Сущность Брахмана идентична сущности Атмана,
Она повсюду и внутри каждого живого существа, и во всём сущем
Существует
Связанное духовное единство.
Брахманом называют высшее "я". Пулигандла
Утверждает это как "неизменную реальность
Среди мира и за его пределами", в то время как Синар утверждает,
Что Брахман - это концепция, которая "не может быть точно определена".
На ведическом санскрите:
Ишвара (букв. «Верховный Господь») в адвайта-веданте считается
Частичным мирским проявлением (с ограниченными атрибутами)
Высшей Реальности, Брахмана без атрибутов.
Однако в вишишта-адвайта-веданте
И двайта-веданте
Ишвара (Верховный Правитель) обладает
Бесконечным количеством атрибутов и является
Источником безличного Брахмана.
Дэвы — это проявления Брахмана/Бога в различных формах, каждая
Из которых обладает определёнными качествами.
В ведической религии было 33 дэва, число которых
Позже возросло до 330 миллионов.
На самом деле дэвы сами считаются более приземлёнными
Проявлениями Единого и Высшего Брахмана
(см. Пара Брахман). Санскритское слово «десять миллионов» также
Означает «группа», и 330 миллионов дэвов изначально означали
33 типа божественных проявлений.

История и литература
Ведический
Брахман — это понятие, присутствующее в ведических самхитах,
Древнейшем слое Вед, датируемом концом II тысячелетия до н.э.
Например, Риши ограничены (паримита),
Шаманы ограничены,
И Яджусы ограничены,
Но у Слова Брахман нет конца.
— «Тайттирия-самхита»
Барбара Холдридж утверждает, что концепция Брахмана обсуждается
В Ведах
В четырёх основных аспектах:
Как Слово или стихи (Сабдабрахман),]
Как Знание, воплощённое в Принципе Творца, как само Творение
И как Совокупность традиций. Хананья Гудман утверждает,
Что в Ведах Брахман понимается как Космические Принципы, лежащие
В основе всего сущего. Гэвин Флад утверждает,
Что ведическая эпоха была свидетелем процесса абстракции,
Когда концепция Брахмана эволюционировала и расширилась
От силы звука, слов и ритуалов до "сущности вселенной",
"Более глубокой основы всех явлений",
"Сущности я (Атмана, Самости)" и более глубокой "истины о человеке
За пределами видимых различий".
Упанишады
Лебедь (Ханса) — символ Брахмана-Атмана в индуистской иконографии.
Главной целью всех Упанишад было установление связи между ритуалами,
Космическими реалиями
(Включая богов) и человеческим телом/личностью.
В текстах не представлена
Единая теория,
А скорее множество тем с различными
Возможными интерпретациями, которые расцвели в постведическую
Эпоху как основа для различных школ индуизма.
Понятие Брахмана в Упанишадах развивается и охватывает метафизические,
Онтологические и сотериологические темы. Брахман описывается
Как «изначальная реальность», которая создаёт, поддерживает
И в конечном счёте поглощает Вселенную.
Он характеризуется как «принцип мира», «абсолют», «универсальная» сила,
«Космический принцип» и «первопричина»
Всего сущего, включая богов.
Брахман также изображается как «божественное существо» или «Господь»,
Который может проявляться как отдельное божество
Или как имманентное присутствие внутри каждого человека. Он
Олицетворяет «знание», ведущее к духовному освобождению,
«Я», которое Бесстрашно, просветлённо, возвышенно и блаженно,
А также «сущность» свободы. Брахман — это не только вселенная
Внутри каждого живого существа, но и вселенная
За его пределами, представляющая собой
Совокупность внутреннего и внешнего миров. 
В Упанишадах Брахман также описывается
Как «сущность» и «мельчайшая частица
Космоса», а также как сама бесконечная Вселенная. Это «Я» внутри каждого
Существа, «истина», «реальность», «абсолют» и «блаженство» (ананда).
Хотя Брахман нельзя воспринять
Напрямую с помощью органов чувств,
Его можно ощутить
Через глубокую Самореализацию.
По словам философа Сарвепалли Радхакришнана, мудрецы, писавшие
Упанишады, учат, что Брахман — это высшая сущность, лежащая
В основе материальных явлений. Хотя Брахмана
Нельзя увидеть
Или услышать,
Его истинную природу можно постичь, развивая самопознание
(Атма-джняну).
Эта форма знания
Позволяет преодолеть иллюзии
Материального мира и достичь более высокого уровня
Сознания и освобождения. Пауль Дойзен отмечает, что учения, подобные
Приведённому выше, о Брахмане вновь появились столетия спустя в трудах
Римского философа III века н. э. неоплатоника Плотина в «Эннеадах».
 
Значение
Понятие Брахман имеет множество смысловых оттенков,
И его трудно понять. Оно имеет значение
Для метафизики, онтологии, аксиологии
(Этики и эстетики), телеологии
И сотериологии.
Брахман как метафизическое понятие
Брахман — ключевое метафизическое понятие
В различных школах индуистской
Философии. Это тема многочисленных
Дискуссий, посвящённых двум центральным вопросам метафизики:
Что в конечном счёте реально и существуют ли принципы,
Применимые
Ко всему, что реально? Брахман —
Это высшая «вечная, неизменная» реальность,
В то время как наблюдаемая Вселенная — это другой вид реальности,
Но он «временный, изменчивый» Майя в различных ортодоксальных
Индуистских школах. Майя существует до и одновременно с Брахманом —
Высшей Реальностью,
Высшим Универсальным, Космическими
Принципами.
 
Атман: высшая реальность
Помимо концепции Брахмана,
Индуистская метафизика включает в себя концепцию Атмана —
Или «Я», которое также считается в высшей степени реальным.
Различные школы индуизма, в частности дуалистические и недвойственные
Школы, расходятся
Во мнениях относительно природы Атмана: отличается ли он
От Брахмана или тождественен Брахману. Те, кто
Считает Брахман и Атман разными понятиями,
Являются теистами, и Двайта-веданта, а позднее и Ньяя
Иллюстрируют эту точку зрения. Те, кто считает Брахман и Атман
Одним и тем же, являются монистами или пантеистами, и Адвайта-веданта,
А позднее и Санкхья и Йога иллюстрируют эту метафизическую
Точку зрения.
В школах, которые отождествляют Брахмана с Атманом, Брахман
Является единственной высшей реальностью. В Упанишадах преобладает
Учение о духовной идентичности «Я» внутри каждого человека, «Я» каждого
Другого человека и живого существа, а также
Высшей, абсолютной реальности Брахмана.

Майя: воспринимаемая реальность
В метафизике основных школ индуизма майя — это воспринимаемая
Реальность, которая не раскрывает
Скрытые принципы, истинную реальность — Брахман. Майя бессознательна,
Брахман-Атман сознателен.
Майя — это буквальное и производное, Брахман — это образная Упадана —
Принцип и причина.  Майя рождается, меняется, развивается,
Умирает со временем, под влиянием обстоятельств, из-за невидимых
Законов природы. Атман-Брахман — это вечное, неизменное, невидимое
Начало, абсолютное и блистательное сознание.
Майя, по словам Арчибальда Гофа, — это «безразличное сочетание
Всех возможностей эманационного или производного существования,
Предшествующее Брахману», подобно
Тому как возможность будущего дерева
Предшествует семени дерева.
 
Ниргуна и Сагуна Брахман
Брахман, высшая реальность, обладает
Как атрибутами, так и не обладает
Ими. В этом контексте Пара Брахман
Бесформен и всеведущ Ишвара — бог или Параматман
И Ом, в то время как Сагуна Брахман —
Это проявление или аватара бога
В персонифицированной форме.
У Брахмана есть только две формы — грубая и тонкая, смертная
И бессмертная,
Ограниченная и неограниченная, определённая
И неопределённая.
— Брихадараньяка-упанишада.
В то время как подшкола адвайта-веданты
Подчёркивает полную эквивалентность Брахмана и Атмана,
Она также рассматривает Брахмана как сагуна-Брахмана —
Брахмана с атрибутами, и ниргуна-Брахмана — Брахмана
Без атрибутов.  Ниргуна Брахман — это Брахман
В его истинном проявлении, однако сагуна Брахман
Считается средством для постижения ниргуна Брахмана,
Но школы индуизма объявляют сагуна Брахмана
Частью абсолютного ниргуна Брахмана.
В этих школах индуизма концепция сагуна-Брахмана,
Например в форме аватаров,
Считается полезным символом, путём и инструментом для тех, кто всё ещё
Находится на своём
Духовном пути, но полностью просветлённые отбрасывают
Эту концепцию.
 
Брахман как онтологическая концепция
Брахман, наряду с «Я» (Атманом), является частью
Онтологических] предпосылок индийской философии.
Различные школы индийской философии
Придерживаются совершенно разных
Онтологических взглядов.
Буддизм и чарвака в индуизме отрицают существование
Чего-либо, что можно назвать «Я» (индивидуальным Атманом или Брахманом
В космическом смысле), в то время как ортодоксальные
Школы индуизма, джайнизм и адживика, считают,
Что «Я» существует. Брахман, а также Атман в каждом человеке (и в каждом
Живом существе) считаются равнозначными и представляют
Собой единственную реальность, вечный, самозародившийся, безграничный,
Внутренне свободный, блаженный Абсолют в таких школах индуизма,
Как Адвайта-веданта и Йога.  Познание себя —
Это познание Бога внутри себя,
И это считается путём
К познанию онтологической природы Брахмана (вселенского «Я»),
Поскольку он
Идентичен Атману (индивидуальному «Я»). В этих школах Природа Атмана-Брахмана,
По словам Барбары Холдридж, рассматривается
Как чистое бытие (саттва), сознание (чит) и полнота блаженства (ананда),
А также как бесформенное, неразличимое,
Неизменное и безграничное.
В теистических школах, напротив, таких как Двайта-веданта,
Природа Брахмана считается вечной, безграничной, изначально
Свободной, блаженной и абсолютной, в то время как «Я» каждого
Отдельного человека считается
Обособленным и ограниченным и в лучшем случае может приблизиться
К вечной блаженной любви к Брахману (который
В этом случае рассматривается как Божество).
У других школ индуизма есть свои онтологические предпосылки, связанные
С Брахманом, реальностью и природой существования.   

Брахман как аксиологическая концепция
Брахман и Атман — ключевые понятия индуистских
Теорий аксиологии: этики и эстетики. Ананда (блаженство), по мнению
Майкла Майерса и других учёных, имеет
Аксиологическое значение
Для концепции Брахмана как универсальной
Внутренней гармонии. Некоторые учёные приравнивают Брахман
К высшей ценности в аксиологическом
Смысле. Аксиологические
Концепции Брахмана и Атмана занимают центральное место
В индуистской теории ценностей.
По словам Шоу, утверждение «Я есть Брахман» означает
«Я связан со всем сущим», и это основополагающая
Предпосылка для сострадания к другим
В индуизме, поскольку благополучие, мир
И счастье каждого человека зависят от других, в том числе от других
Живых существ и природы в целом, и наоборот. Титге утверждает, что даже
В недвойственных школах индуизма, где Брахман и Атман считаются
Онтологически эквивалентными, теория ценностей
Делает упор на индивидуальном субъекте и этике.
В этих школах индуизма, утверждает Титге, теория действия основана
На сострадании к другим и не связана с эгоистичной заботой о себе.
Аксиологическая теория ценностей неявно вытекает
Из концепций Брахмана и Атмана, утверждает Бауэр.
Эстетика человеческого опыта и этика являются одним из следствий
Самопознания в индуизме, результатом совершенного, вневременного
Единения «Я» с Брахманом,
«Я» каждого,
Всего и всей вечности, где вершина
Человеческого опыта зависит не от загробной жизни,
А от чистого сознания в самой этой жизни.
Она не предполагает, что человек слаб, или что он
По своей природе зол, а наоборот:
Человеческое «Я» и его природа считаются
В своей основе безупречными, прекрасными,
Блаженными, этичными, сострадательными
И добрыми. Невежество — это считать его злым, а освобождение —
Это познание его вечной, всеобъемлющей,
Первозданной, счастливой и доброй природы. Аксиологическая предпосылка
Индуистской мысли и индийской философии в целом, утверждает
Никам, заключается
В возвышении личности, в превознесении
Врождённого потенциала человека,
Где реальность его бытия является объективной реальностью Вселенной. Упанишады
Индуизма, как резюмирует Никам, утверждают,
Что индивид обладает той же сущностью и реальностью,
Что и объективная вселенная, и эта сущность является
Высшей сущностью; Индивидуальное «Я» —
Это всеобщее «Я»,
А Атман — это та же реальность
И та же эстетика, что и Брахман.
 
Брахман как телеологическая концепция
Брахман и Атман — очень важные телеологические
Понятия.
Телеология
Изучает видимую цель, принцип или предназначение
Чего-либо. В первой
Главе Шветашватара-упанишады рассматриваются
Эти вопросы. Там говорится: «Люди, которые спрашивают о Брахмане,
Говорят:
Что является причиной Брахмана?
Почему мы родились? Чем мы живём?
На чём мы стоим? Под чьим управлением, о знающий Брахман, мы живём
В удовольствии и страдании,
Каждый в своей ситуации?
Согласно Упанишадам,
Главную цель/смысл чего бы то ни было можно объяснить
Или достичь/
Понять только через осознание Брахмана.
Очевидную цель всего сущего можно постичь, обретя Брахмана,
Поскольку Брахман — это то, познав что, познаёшь всё.
«Что это такое, господин мой,
Благодаря чему становится известным всё это?» Ангирас сказал ему: «Те,
Кто познал Брахмана, говорят нам, что человек
Должен постичь два вида знания — высшее и низшее. Низшее из них
Состоит
Из Ригведы, Яджурведы, Самаведы (...), а высшее — это то,
С  помощью чего
Постигается бессмертное (Брахман)».
— Мундака-упанишада, гимны 1.1[103]
В других частях «Упанишад» устанавливается связь между Брахманом
И всеми знаниями,
Так что любые вопросы о видимой цели/телеологии разрешаются,
Когда Брахман
Познан в совершенстве. Это можно найти в «Айтарея-упанишаде» 
И «Брихадараньяка-упанишаде».
Знание — это око всего сущего, и на знании оно зиждется. Знание —
Это око мира, и знание — это основа. Брахман есть знание.
— Айтрея-упанишада, гимны 3.3
Одна из главных причин, по которой следует осознать Брахмана,
Заключается в том, что это избавляет человека от страданий.
Согласно традиции адвайта-веданты,
Это происходит потому, что человек обладает
Способностью и знанием различать неизменное (Пуруша; Атман-Брахман)
И постоянно меняющееся (Пракрити; майя), поэтому он не привязан
К преходящему, мимолетному и непостоянному.
Следовательно, человек доволен только своим истинным «я», а не телом
Или чем-то еще. Дальнейшее развитие идеи
Брахмана как центральной телеологической проблемы
Можно найти в комментариях
Шанкары к «Брахма-сутрам» и его «Вивекачудамани».
В Брихадараньяка-упанишаде упоминается, что атман
«Не трепещет от страха и не страдает», а в Иша-упанишаде 
Также говорится о том, что страдание
Не существует, когда человек становится Брахманом,
Поскольку он видит себя во всех
Существах и всех существ в себе.
Знаменитый комментатор Адвайта-веданты
Шанкара отмечал, что Шабда-прамана (эпистемология священных писаний)
И анубхава (личный опыт) являются
Высшим и единственным источником знания/изучения Брахмана,
И что его цель или существование невозможно проверить самостоятельно,
Поскольку он не является
Объектом восприятия/вывода
(Если только человек не достиг духовного уровня, тогда его истина
Становится
Самоочевидной/интуитивной)
И находится за пределами концептуализации.
Но он отмечает, что сами Упанишады в конечном счёте были созданы
На основе использования
Различных праман для постижения высших истин (как видно
Из философских изысканий
Яджурведы). С этим согласны все школы веданты.
Эти телеологические дискуссии вызвали ряд опровержений
Со стороны конкурирующих философских течений,
Касающихся происхождения/назначения Брахмана и авидьи
(Невежества), а также взаимосвязи между ними,
Что привело к появлению таких школ, как кашмирский шиваизм и другие.

Брахман как сотериологическая концепция: мокша
Ортодоксальные школы индуизма, особенно школы Веданты,
Санкхьи и йоги, сосредотачиваются на концепции Брахмана и Атмана
В своем обсуждении мокши. Адвайта-веданта
Утверждает, что между Атманом и Брахманом
Нет различия между бытием и небытием. Знание Атмана
(Самопознания)
Является синонимом знания Брахмана внутри человека и вне его.
Кроме того, познание Брахмана ведёт
К ощущению единства со всем сущим, самореализации,
Неописуемой радости и мокше (свободе, блаженству) , потому что Брахман-Атман —
Это начало и конец всего сущего, универсальный принцип, лежащий
В основе всего, что существует, сознание,
Пронизывающее всё и вся. [107]
Теистическая подшкола, такая как Двайта-веданта
В индуизме, исходит из тех же предпосылок, но добавляет,
Что индивидуальное «Я» и Брахман различны, и тем самым приходит
К совершенно иным выводам,
В которых Брахман концептуализируется
Подобно Богу в других основных мировых религиях.
Теистические школы утверждают,
Что мокша — это любящий, вечный союз или близость индивидуального
«Я» к отличному и отдельному Брахману (Вишну, Шива или эквивалентный
Генотеизм).
В этих направлениях индуизма Брахман считается высшим
Совершенством бытия, к которому каждое «Я» стремится
Своим путём ради мокши.
 
Индуистские школы мысли
Веданта
Концепция Брахмана, его природа и связь с Атманом
И наблюдаемой
Вселенной — это основное различие между различными
Школами Веданты в индуизме.
Адвайта - Веданта
Адвайта-веданта исповедует недуализм. Брахман —
Единственная неизменная реальность,
Нет никакой двойственности, нет ни ограниченного индивидуального «Я»,
Ни отдельного неограниченного космического «Я»,
А есть только единое «Я»,
Единое бытие во всём пространстве и времени. Вселенная и «Я»
Внутри каждого существа — это Брахман, и Вселенная и «Я»
Вне каждого существа — это Брахман. Брахман — это начало и конец всего Сущего,
Материального и духовного. Брахман — это первоисточник всего Сущего.
Он утверждает, что Брахман нельзя ни познать, ни воспринять
(Как объект интеллектуального знания), но его можно изучить и осознать
Всем людям. Цель адвайта-веданты — осознать,
Что наше «Я» (Атман)
Скрыто от нас невежеством и ложной
Идентификацией
("Авидья"). Когда Авидья устраняется, Атман
("Я" внутри человека) осознается как идентичное Брахману. Брахман –
Это не внешняя, отдельная, двойственная сущность, Брахман
Находится внутри каждого человека, утверждает
Школа индуизма Адвайта-Веданта.
Брахман - это все вечное,
Неизменное
И то, что действительно существует. Эта точка зрения излагается
В этой школе во многих различных формах, таких как "Экам сат"
(«Истина одна"), и всё есть Брахман.
Вселенная не просто происходит из Брахмана, Она является Брахманом. Согласно
Ади Шанкаре, стороннику адвайта-веданты, знание о Брахмане,
Которое даёт шрути, невозможно получить
Никаким другим
Способом, кроме самоисследования. В адвайта-веданте ниргуна-Брахман
Считается высшей и единственной реальностью.
Сознание — это не свойство Брахмана,
А скорее его природа. В этом отношении адвайта-веданта
Отличается от других школ веданты.
Примеры стихов из «Бхагавад-гиты»:
Подношение — это Брахман; жертвоприношение — это Брахман;
Брахман, предложенный огню Брахмана.
Брахман будет достигнут тем, кто всегда видит Брахмана
В действии.
Тот, кто находит своё счастье внутри,
Свою радость внутри,
И свой свет внутри,
Тот йогин достигает блаженства Брахмана,
Становясь Брахманом.
— «Бхагавад-гита»

Двайта-веданта
Брахман в двайта-веданте — это понятие,
Аналогичное Богу в основных мировых религиях. Двайта утверждает,
Что индивидуальное «Я» зависит от Бога, но при этом отличается
От него.  Философия двайты выступает
Против концепции совместного существования
Брахмана и конечных существ. Она считает,
Что любая концепция совместного существования
Или недвойственности (адвайта) несовместима с природой
Трансцендентного совершенства Брахмана.
Мадхва придаёт большое значение уникальной индивидуальности
Каждого существа (вишеша).
Двайта проповедует таттваваду,
Которая означает понимание различий между таттвами (важными
Свойствами) сущностей в рамках универсального субстрата
Следующим образом:[]
1. Джива-Ишвара-бхеда — различие между «Я» и Верховным Богом
2. Джада-Ишвара-бхеда — различие между неодушевлённым и Верховным Богом
3. Мита-джива-бхеда — различие между любыми двумя «Я»
4. Джада-джива-бхеда — различие между неодушевлённым и «Я»
5. Мита-джада-бхеда — различие между любыми двумя неодушевлёнными объектами
Вишишта-адвайта
В Вишишта-адвайте Рамануджа утверждает,
Что Брахман — это Бог, и что этот Бог — Нараяна. В своем комментарии
К Брахма сутрам Рамануджа определяет Брахмана
Как ""высшую личность", Того, кто по своей собственной природе
Свободен от всех несовершенств и обладает множеством
Бесчисленных благоприятных качеств непревзойденного
Совершенства".
Используя это определение, Рамануджа утверждает,
Что Брахман должен быть Богом, потому что качества Брахмана
Непревзойденно превосходят все остальные, и, таким образом,
"Таким образом может быть обозначен только Господь всего,
А "Брахман" в первую очередь обозначает его одного".
Рамануджа утверждает, что отношения
Между Богом и индивидуальными "я" должны быть отношениями
Преданности, и мокша, или освобождение, по его словам, вызвано
Поклонением "я" Брахману: "Прекращение bondage...is быть достигнутым
Только по милости высшей Личности,
Которая довольна медитацией
Поклоняющегося,
Которая является преданностью".

Ачинтья Бхеда Абхеда
Философия Ачинтья Бхеда Абхеда схожа с Двайтадвайтой (дифференциальным монизмом).
В этой  философии Брахман не только безличен,
Но и личностен.
Этот Брахман является
Верховной Личностью Бога, хотя на первой стадии осознания
(С помощью процесса, называемого джняна)
Абсолютной Истины Он осознается как безличный Брахман,
Затем как личный Брахман,
Имеющий вечную обитель Вайкунтха (также известную
Как Брахмалоках санатана),
Затем как Параматма (с помощью процесса йоги –медитации
На Высшее "я", Вишну-Бога в сердце) — Вишну (Нараяна,
Также в сердце каждого), у которого много обителей, известных
Как Вишну локи (Вайкунтха), и, наконец (Абсолютную Истину
Постигает бхакти)
Как Бхагаван, Верховная Личность Бога, который является
Источником как Параматмы, так и Брахмана
(Личного, безличного или и того,
И другого).

Движение Бхакти
Движение бхакти
В индуизме построило свою теософию на двух концепциях Брахмана —
Ниргуна и Сагуна. Ниргуна Брахман —
Это концепция Высшей Реальности как бесформенного,
Лишённого атрибутов
И  качеств.
Сагуна Брахман, напротив, представлялся и развивался
Как имеющий форму, атрибуты и качества.
Эти две традиции имели параллели в древних пантеистических
Непроявленных и теистических проявленных традициях
Соответственно и прослеживаются до диалога Арджуны и Кришны
В Бхагавад-гите.
Это один и тот же Брахман, но рассматриваемый
С двух точек зрения: одна из Ниргуни, сосредоточенной на знании,
И другая из Сагуни, сосредоточенной на любви, объединенные как Кришна
(8-е воплощение Господа Вишну) в Гите.
Поэзия Ниргуны бхакты была Джнана-шрайи,
Или уходила корнями в знание.
Поэзия е.   Сагуны бхакты была Према-шрайи, или уходила корнями
В любовь.  В бхакти акцент делается на взаимной любви и преданности,
Когда преданный любит Бога, а Бог любит преданного.
Джанин Фаулер утверждает, что концепции Ниргуны и Сагуна-Брахмана,
Лежащие в основе теософии движения Бхакти,
Претерпели более глубокое развитие благодаря идеям Веданты
Школы индуизма, особенно идеям адвайта—веданты
Ади Шанкары, Вишиштадвайта-веданты Рамануджи и двайта—веданты Мадхвачарьи.
Два влиятельных трактата 12 века о бхакти
Были Сандилья Бхакти сутра - трактат, перекликающийся с Ниргуна-бхакти,
И Нарада Бхакти сутра - трактат, который тяготеет к Сагуна-бхакти.
Ниргуна и Сагуна концепции Брахмана в движении бхакти
Ставили учёных в тупик, особенно Ниргуни традиция, поскольку
Она предлагает, по словам Дэвида Лоренцена, «искреннюю преданность Богу
Без атрибутов,даже без какой-либо определяемой личности».
Тем не менее, учитывая «горы литературы о Ниргуни бхакти»,
Добавляет Лоренцен, бхакти к Ниргуна Брахману
Была частью индуистской
Традиции
Наряду с бхакти к Сагуна Брахману.  Это были два
Альтернативных способа представления Бога во времена
Движения бхакти.
 
Буддийское понимание Брахмана
Буддизм отвергает учение Упанишад о Брахмане и Атмане
(Постоянном «Я», сущности). По словам Дэмиена Кауна,
«Будда сказал, что не может найти доказательств существования
Ни личного «Я» (атмана), ни его космического аналога (Брахмана)».
Метафизика буддизма отвергает Брахмана
(Высшее бытие),
Брахманоподобную сущность, «Я» и всё,
Что метафизически эквивалентно им, в соответствии с доктриной Анатты ,
Но их вера в Трайкайю очень похожа на характеристики Брахмана:
Сат-чит-ананда.
По словам Мерва Фаулера, некоторые формы буддизма включают
В себя концепции, схожие с представлениями о Брахмане.
В качестве Примера Фаулер приводит раннюю школу буддизма сарвастивада,
Которая «приняла очень пантеистическую религиозную философию и сыграла
Важную роль в развитии махаяны».
По словам Уильяма Теодора Де Бари,
В доктринах школы Йогачара буддизма Махаяны
«Тело Сущности, Абсолютный Будда, пронизывающий
Всю вселенную и лежащий в её основе,
На самом деле был Мировым Я, Брахманом из Упанишад, в новой форме».
По словам Фаулера, некоторые учёные отождествляют буддийскую нирвану,
Понимаемую как высшая реальность,
С индуистским Брахманом/атманом. Фаулер утверждает,
Что эта точка зрения
«Не получила широкой поддержки
В буддийских кругах». 
Он утверждает, что авторы ряда текстов Махаяны
Старались отделить свои идеи от учения Упанишад о Брахмане.

Брахма как заменитель Брахмана в буддийских текстах
Духовная концепция Брахмана гораздо старше
В ведической литературе], и некоторые учёные предполагают,
Что божество Брахма могло возникнуть
Как персонификация и образ с формой и атрибутами
(Сагуна-версия) безличного, ниргуна (без атрибутов),
Бесформенного универсального принципа, называемого Брахманом.
 В индуистских текстах одно из самых ранних упоминаний
О божестве Брахме наряду с Вишну и Шивой встречается  Пятой Прапатхаке (уроке)
Майтраяния-упанишады,
Которая, вероятно, была написана в конце I тысячелетия
До н. э., после возникновения буддизма.
Ранние буддисты критиковали концепцию Брахмы,
И тем самым полемически критиковали ведическую и упанишадскую
Концепцию гендерно нейтрального, абстрактного метафизического Брахмана.
Эта критика Брахмы в ранних буддийских текстах
Направлена на высмеивание Вед, но в тех же текстах
Метта (любящая доброта, сострадание) называется
Состоянием единения с Брахмой. Ранний буддийский подход к Брахме
Заключался в отрицании любого аспекта творца при сохранении системы
Ценностей ведических Брахмавихары концепций
В буддийской системе ценностей. 


Рецензии