О профилактике геморрагических инсультов

Работая в Научно-Исследовательской Медицинской Лаборатории я сдружился со своей коллегой, врачом-невропатологом, кандидатом медицинских наук, Татьяной Викторовной Эрам, светлая ей память! Моя работа, собственно, и предполагала тесное коллегиальное сотрудничество с ней и другими врачами, биологам и физиологами. Но с ней сложились не просто хорошие коллегиальные отношения, но и вполне дружественные и я часто помогал ей при разных неврологических тестах, которые она проводила с пациентами. Благодaря ей узнал о внешнем, «некровавом» (NON INVASIVE) методе изучения мозгового кровообращения – РеоЭнцефалоГрафией, заключавшемся в регистрации изменений силы очень слабого и неощущаемого тока высокой частоты, пропускаемого через голову с кожи. (Позже познакомился лично с основоположником этого метода в СССР профессором Х.Х Яруллиным.) Поскольку кровь и окружающие ткани имеют различную электропроводность, систоличекие волны, приходящие в сосуды мозга, вызывают изменения проводимости в целом, что и регистрируется прибором реоэнцефалографом.

И раз, беседуя с ней после проверки неврологического статуса пациента, перенесшего инсульт, мы разговорились на эту тему. Татьяна Викторовна тогда сказала мне:
Вы, конечно, знаете, обстоятельства смерти Екатерины Второй, Великой?
Да, – ответил я не очень уверенно, – она, кажется, умерла в туалете?
Не умерла, – поправила Татьяна Викторовна, – а ТАМ у неё случился геморрагический инсульт, то есть перфорация краниального кровеносного сосуда и кровоизлияние в мозг.
Есть, как вы, наверно, знаете, два вида инсультов: Геморрагический, вышеупомянутый, и эмболический, то есть некая закупорка сосуда мозга тромбом, воздушным пузырьком при небрежной внутривенной инъекции или, при травмах мозга, чем-либо другим.

Тут я вспомнил печальную историю, с которой был знаком лично. В семье моего друга детства произошло схожее несчастье с молодым братом отца друга. У мужчины, пианиста по профессии, не старика и даже не пожилого человека, а всего двадцати восьми лет, случился геморрагический инсульт в туалете и он вскоре умер.
 
Какой-то очень нехороший и злой человек, даже книжку накропал на эту тему, – добавила Татьяна Викторовна, -- «О знаменитых людях, умерших в туалете».
А Пушкин тоже не удержался от очередной подлости, написав мерзкий стишок об этом трагическом событии:
«Старушка милая жила
Приятно и немного блудно,
Вольтеру первый друг была,
Наказ писала, флоты жгла,
И умерла, садясь на судно...»

А, в чём, собственно, причина именно такого, наверно, довольно частого события?
 – В запорах, хронических и упорных! Плюс, скрытая или явная гипертония.
Тут я выдал свою «гениальную» медицинскую идею:
Так, Татьяна Викторовна, чего проще? Пусть люди пожилые или не пожилые, но страдающие от этого недуга, берут РЕГУЛЯРНО слабительные и тем избегнут инсульта!
Да, я за неделю, – шутливо добавил, – сделаю кандидатскую диссертацию  с таким вот названием: «К приёму слабительного как профилактического средства предотвращения геморрагических инсультов».
Татьяна Викторовна улыбнулась, слегка иронически, и осторожно добавила: Но у вас же нет диплома врача...
Татьяна Викторовна, – возразил я, – научную степень дают за диссертацию, а не за диплом!
В общем, посмеялись и забыли об этом курьёзе...

А недавно один знакомый старый хрыч (врач на пенсии) сообщил мне, что он использует не слабительное, а таблетки Магния, каждая 400 мг, раз в день или по две в день 200-250 мг. Действие, – как сказал он, – несравненно более «мягкое» и физиологичное, то есть ближе к «натуральным процессам» в системе пищеварения...
Такие дела, как любил говаривать один мой знакомый.

Вспомнил эту историю НЕ в туалете, в отличие от своего игривого стишка «Баллада о клозете», давно уже опубликованного, который тоже был сочинён НЕ ТАМ!
26 IX 2025


Рецензии