Детские дошкольные годы Глава 2

            
С началом цветения полевых цветов начиналась медогонка. Начинали качать мед. Медогонка проходила примерно с июня и до конца августа.

Пчеловод подходил к улью, открывал его, вытаскивал рамку и распечатывал её. Это процесс удаления восковых крышечек, закрывающих ячейки. Делают это специальным пасечным ножом. Главное – аккуратно и чисто срезать или вскрыть восковые крышечки, не повредив при этом сам сот. Срезанные крышечки – забрус. Это – ценнейший продукт, насыщенный ферментами, прополисом и пыльцой, его собирают отдельно.

 Распечатанную рамку ставят в кассеты медогонки для откачки мёда. Медогонка – это центрифуга. Принцип работы прост: кассеты с распечатанными рамками раскручивается вручную. Под действием центробежной силы жидкий мед вылетает из открытых ячеек, ударяется о стенки бака медогонки и стекает вниз.

Из медогонки мед попадает в первую емкость – обычно это большой эмалированный бак. Здесь происходит первичное отстаивание. Теплый мед, только что вышедший из сотов, содержит множество мелких пузырьков воздуха, восковых крошек и других механических примесей. Мед оставляют на несколько часов, иногда на ночь. За это время воздушные пузырьки поднимаются вверх, образуя пену, а более тяжелые частички оседают на дно. Пену аккуратно снимают шумовкой или ложкой.

Следующий этап – фильтрация. Ее цель – удалить все оставшиеся мельчайшие частицы, чтобы мед был кристально чистым. Его переливают через систему фильтров. Чаще всего используют двойную или тройную фильтрацию.

После фильтрации мед поступает в емкости для хранения и созревания. Это могут быть большие фляги из нержавеющей стали или пищевого пластика, реже – деревянные бочонки. Емкости заполняют не до самого верха, оставляя небольшое пространство. Их плотно закрывают крышками. В этих емкостях мед дозревает. Даже после откачки в нем продолжаются естественные ферментативные процессы, начатые пчелами.

 Мед "успокаивается", окончательно избавляется от микропузырьков, его аромат и вкус становятся более гармоничными. Этот этап может длиться от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от сорта меда и условий хранения. Хранят мед в темном, прохладном (но не холодном) и сухом месте - у нас назывался омшаник.

Откачка меда – это тяжелый физический труд. Переносить полные рамки, часами стоять у стола для распечатки, вращать ручку медогонки, переливать тяжелые емкости с медом – все это требует сил.

На зиму, как я уже упоминал, улья переносили для зимовки в омшаник, это ещё более тяжелый труд.

В помощь отцу для откачки меда на лето присылали помощника.

Я тоже там крутился, мне доверяли покрутить ручку центрифуги. А вообще я носился по всей пасеке. Как-то раз меня сильно покусали пчелы, мать потом говорила, что я даже потерял сознание. Но потом я нашел с пчелами общий язык, или они со мной. Им ведь тоже хочется жить, но укусив человека, они оставляют жало в теле человека и погибают. Иногда за назойливость они кусали меня, но эти укусы я переносил легко: вытащил жало и всё.

Однажды помощника отца укусил шмель, тот бедняга пролежал целый день. Ведь укус шмеля равен укусам двенадцати пчел.

Я любил мёд. Его наливали в чашку, давали ломоть хлеба, я его макал в мёд и ел, с появлением помидор и огурцов ел мёд с ними.

Бегал по пасеке, да и за пределами по лесу босиком, а ведь там было полно змей. Я этого не боялся по малолетству, но и родители не пугались. Более того в лесу водились медведи. От взрослых я слышал, что они первыми не нападают на человека, более того, услышав разговор человека, они уходят в сторону. Поэтому гуляя по лесу я громко кричал, как мне казалось – пел. Мать, когда я подрос, со смехом рассказывала мне об этих моих песнях.

Был у нас надежный охранник – пес Дружок, дворняжка, средней комплекции. Но страж строгий и надежный. Были летом случаи, когда медведи ночью, видимо, надеялись полакомиться медком – догадливые черти, заходили на территорию пасеки. Дружок поднимал громкий лай, отец выходил, стрелял из ружья, и вскоре лай прекращался. А утром отец находил медвежьи следы. А однажды, тоже ночью, Дружок вступил в схватку с медведем, и тот изрядно подрал ему бок. Отец подлечил его, и пёс снова был в строю.

Охранял Дружок нас и от змей. Если он находил их на территории или недалеко от дома, в схватке со змеёй он тащил её к дому, и дальше в жесткой динамичной схватке добивал её. Он хватал змею зубами, стараясь ближе к голове, и отскакивал мгновенно, чтобы не допустить её укуса. Его реакция опережала реакцию змеи. Вскоре та, истекая кровью, подыхала.

Был у нас и кот. Дружил он с Дружком, и летом любили они в обнимку греться на солнышке. А вот ночью они были раздельно. Дружок оставался на улице охранять пасеку, а кота опускали в погреб охранять от мышей. Иногда я умудрялся прятать его к себе в постель. Но утром получал взбучку от отца. И за дело. У кота ведь были свои обязанности - оберегать дом от мышей.

                Продолжение:


Рецензии