Николай Тимофеевич Яковлев
Как вяснилось позднее фреска с фасада дома на Лачплеша 100 практически точная копия рисунка Ивана Билибина 1901 года. Замок на пригорке Билибин нарисовал в качестве иллюстрации к сказке «Марья Моревна». Изначально на рисунке видны деревья, согнувшиеся под напорами ветра. Если присмотреться, то контуры деревьев видны и на рижской фреске, просто со временем краска выцвела и они пропали
Что интересно, но и Баба Яга тоже, скорее всего, срисована с Билибинского рисунка для сказки «Василиса Прекрасная». Правда рижская Яга изображена верхом на палке, а не в ступе, как у Билибина.
Подобных украшений в Риге больше нигде нет, хотя на родине архитектора, в Санкт-Петербурге, и в Москве подобным образом оформлены многие шедевры модерна.
Николай Тимофеевич Яковлев (26 июля 1879, Санкт-Петербург, Российская империя – 17 апреля 1956, Москва, РСФСР) – архитектор.
В Риге Яковлев проработал чуть более трех лет, а по его задумкам было построено— 16 зданий!
Талантливый и точно мечтательный Николай Яковлев учился в петербургском приюте, в котором учились сироты и дети из малообеспеченных семей. После окончания реального училища он смог поступить в престижный по тем временам Институт гражданских инженеров и продолжил образование в Рижском политехническом институте.
Второй дом-терем (бывший доходный дом Тринки) по проекту Николая Яковлева на улице Даугавпилс, 23 отсчитывает свою историю с 1911 года. В это строение стиля арт-нуво тоже прочитываются славянские мотивы. Может, это фантазия, но своей формой здание сильно напоминает луковицу в разрезе.
Но не удержался архитектор — пошалил: на фасаде дома на Матиса, 17 (бывший доходный дом Зусы) поселил двух грифонов (мифические существа с головой, когтями и крыльями орла и телом льва), которым поручил охранять вход в здание от злых сил, что они и делают с успехом вот уже как столетие.
Шедевры русского неоклассицизма в Риге: ул. Кр. Барона 52 и ул. А. Чака 57
«Неоклассицизм» ретроспективистов распространился в основном в крупных городах, особенно в Петербурге и Москве. Это высокие доходные дома, чьи фасады украшали отдельные элементы классицизма: колонны и пилястры с классическими капителями, т.н. «Диоклетианово окно»: застеклённая арка, разделённая на три части. Дома, расположенные на углу улицы, часто венчали башенки, только теперь это не псевдоготические шпили и не пузатые купола необарокко, а круглые бельведеры под куполами, напоминающие творения мастеров Ренессанса. Скульптурных украшений на фасадах почти не было.
Вообще влияние архитектуры Санкт-Петербурга особенно чувствуется в творчестве Николая Яковлева, наверняка он часто вспоминал о своей родине и следил за царившими там архитектурными тенденциями. Именно оттуда пришёл новый стиль ретроспективизм. В широком понимании этого термина практически всё творчество Яковлева можно отнести к этому направлению, но чаще всего под этим подразумевают обращение архитекторов к традиционным для русской архитектуры элементам. И тут главенствующую роль сыграла не столько традиционная русская архитектура, сколько классицизм - стиль «золотого века» России.
С началом Первой мировой войны Николай Тимофеевич Яковлев покидает Ригу, уезжает в Петроград, и там продолжает работать как архитектор. В 1914 году Яковлев сделал несколько проектов жилых зданий в городе на Неве. Вплоть до 1917 года он работал в департаменте гражданских дел Петрограда. В 1920-23-х годах Н.Т.Яковлев работал в Северокавказском управлении железных дорог, написал работу об архитектуре Монголии. Затем переехал в Москву, где вплоть до выхода на пенсию работал в Народном комиссариате транспортных путей.
Последние шесть лет жизни, с 1950 по 1956 год Яковлев преподавал в Московском железнодорожном техникуме. По воспоминаниям дочери архитектора, Николай Тимофеевич часто вспоминал годы, проведённые в Риге. Его самой любимой работой был дом с изображениями сказочных героев на фасаде. К сожалению, новых зданий архитектор так и не построил. Сегодня имя Николая Яковлева известно лишь узкому кругу архитекторов и знатоков архитектуры, а о его творениях многие рижане и не знают, хотя множество раз проходили мимо.
Умер Николай Яковлев за пределами Латвии в 1956 году. Но у меня такое впечатление, что рижский период был не просто его молодыми дерзкими годами, но и самым плодовитым периодом как архитектора.
Свидетельство о публикации №125092507960