Читая книги серии ЖЗЛ...

Моему дяде
Юрию Васильевичу Мамаеву,
дважды Лауреату Государственной премии Союза ССР
с любовью и признательностью,
посвящаю



Книга не только лучший подарок,
она ещё и отменный Учитель
и прекрасный собеседник...
А.В. Орлов

***

Читая великолепную книгу Ольги Игоревны Елисеевой "Григорий Потемкин" из известной серии ЖЗЛ (жизнь замечательных людей на обложке книги просто "ПОТЕМКИН"), встретился с фрагментом текста письма Светлейшего Князя Григория Александровича Потемкина летом 1783 года, адресованного главному его Читателю и Адресату - Императрице и Самодержице Всероссийской и своей венчаной жене Екатерине II и относящегося к характеристике усилий Франции, прознавшей про планы Российской Империи присоединить Крым.

Осмелюсь процитировать два абзаца из этой отменной книги О.И. Елисеевой, посвящённых русско-французским "отношениям" по поводу "крымской" политики Российской Империи и их оценке Светлейшим Князем Григорием Александровичем Потемкиным:

"Не сумев повлиять на Россию через Швецию, Версаль в 1783 году попытался действовать сам, но тоже потерпел неудачу. 26 июня французский посланник маркиз де Верак зачитал вице-канцлеру графу И.А. Остерману так называемую "Вербальную ноту" своего правительства. Франция выражала недовольство активизацией действий России в Крыму и настаивала на своих "добрых услугах", то есть на посредничестве в урегулировании конфликта. Документ был переслан Потемкину, и тот 16 июля отправил Безбородко "Политические замечания".
"Французская нота, доказательство их наглости, - писал князь, - тем больше дерзновенная, что они видели во время войны своей с Англией момент, в который во власти ея величества было помощью одной только тамо находившейся эскадры довести их до того, чтобы не нашлись в силах лет сто мешаться в дела чужие. Препятствует ли им Россия удерживать за собой завоевание важнее гораздо Крыма? Они карабкаются  все господствовать и вмешиваться в чужие дела, где их не просят. ...Рассмотрите хорошенько Веракову ноту, вы увидите, как они выдают себя быть арбитром наших дел и будто мы от них зависимы". После совета с Потемкиным Екатерина санкционировала ответ. Франции напомнили захват Корсики в 1768 году и заявили, что намерение России присоединить Крым "никак уже отменено быть не может". Таким образом, дипломатические усилия ни одной из европейских держав воспрепятствовать действиям Петербурга на Юге не смогли.".

Несколько мудрых и хлёстких характеристик не только тогдашней политики Франции, да и не только Франции, а и всей европейской своре, - вынесли до сих пор актуальный и по ныне современный приговор европейской политической "цивилизации".

Замените маркиза де Верака на фамилии современных французских политиков и "пасьянс" сойдётся вновь и ситуационно, и географически, и политически, да и в деталях всё сложится узнаваемо. А между тем 242 года минуло с тех пор.

Оценка гения почти всегда точна и кратка.

Браво, Светлейший, браво! Достойны Вы этого Титула, во веки веков достойны!


"25" сентября 2025 года

Москва Екатерининская и Потемкинская


Рецензии