Басни Жана де Лафонтена. На злобу дня
Басни на злобу дня.
Осёл и Собака.
Зачем насиловать природу.
Себя нельзя переменить,
И неуклюжему уроду
Едва ль возможно ловким быть.
Однако редко тот, кого судьба ласкает,
Врождённый свой талант умело применяет.
Пускай не служит вам образчиком Осёл.
Который ради полученья
Хозяйского расположенья
К хозяину ласкаться подошёл.
Он про себя раздумывал: «Ужели
Собачку ждёт и ласка, и хвала,
За то лишь, что она с хозяйкою мила?
Меня же, бедного Осла,
Побои только ждут, обидно в самом деле.
А в сущности, что делает она?
Лишь лапку подаёт – вот весь талант собачки.
За что ей сыплются хозяйские подачки?
Работа эта, право, не трудна,
И если только в этом дело,
Его я выполню умело»
Проникнутый намереньем таким,
Осёл к хозяину подходит неуклюже,
Копытом стоптанным своим
Его ласкает и к тому же
Ещё ревёт, да как! Мелодией такой
Он скрасить, знать, хотел поступок дерзкий свой.
«Ого! Вот нежности! Эй, палку мне скорее! –
Хозяин закричал, - Запел ты невпопад!»
Пришлось запеть Ослу совсем на новый лад
И положить конец своей плохой затее.
Лягушка и крыса.
Кто хочет обмануть другого, тот нередко
Сам попадается», - сказал Мерлен давно.
Сужденье это очень метко.
Да жаль, в наш век состарилось оно:
Однако же вернусь к повествованью:
У берега пруда откормлена, жирна,
Предавшись сладкому мечтанью,
Сидела Крыса: видимо, она
Совсем была не склонна к воздержанью.
С ней разговор Лягушка завела
И молвила: «Я угощу на славу,
Пойдём ко мне». Пришёлся зов по нраву –
И Крыса радостно согласие дала.
Какие ж тут ещё, казалось бы, приманки!
Однако же Лягушка ей поёт
О редкостях трясины и болот,
О прелестях диковинной гулянки
Под гладью тинистою вод,
О том, как побродив по всем болотам этим,
Она вернётся с гордостью домой
И в добрый час расскажет детям
Про жителей страны чужой,
Про управленье, общество и нравы
Лягушечьей державы.
Всё хорошо, да горе только в том,
Что Крыса плавает с трудом.
Но Квакушка и здесь нашлася: Крысы ногу
К своей ноге привязывает вмиг,
С подругой вместе в воду – прыг!
И вот пускаются в дорогу…
Но, очутясь среди болот,
Хозяйка гостью тянет в лоно вод,
Чтоб, все обычаи коварно нарушая,
Скорей в болоте Крысу утопить.
Пожива, дескать, не простая,
Такой кусок не шутка раздобыть!..
Лягушка про себя мечтает. Крыса ж бьётся,
Взывает к небесам. Лягушка знай смеётся
Да тянет Крысу вниз… Среди борьбы такой
Вдруг коршун закружил в выси под облаками.
Увидел Крысу он, упал с небес стрелой,
Схватил её, взвился и – вытащил когтями
Лягушку с Крысой заодно:
Погибнуть им обеим суждено.
А Коршун рад – событие такое
Не принесло ему вреда,
На ужин рыбу и жаркое
Заполучил он без труда.
Таков судьбы закон суровый,
Предупрежденье шлёт он нам –
Кто для других сплетает ковы,
В них попадает часто сам!
Мстительный Конь и Олень.
Конь не всегда служил рабом для человека.
За много сотен лет до нынешнего века,
Когда кореньями питался род людской,
Ослы и лошади паслись в глуши лесной.
В то время не было ни седел, ни строений,
Ни сбруй, удобных для сражений,
Ни шор, ни дрожек, ни возков,
Как не было ни свадеб, ни пиров.
Вот в те – то времена поспорил Конь с Оленем
О быстроте своих могучих ног:
Но перегнать Оленя он не смог,
И, давши волю зависти и пеням,
Он к человеку с жалобой пошёл.
Тот скакуна взнуздал, вскочил в седло, дал шпоры
И полетел чрез лес и горы,
Поля и долы,
Оленя догонять. Без состраданья,
Покоя он бедняге не давал
И так его, загнал,
Что испустил Олень в конце концов дыханье,
Конь благодетеля тепло благодарит:
«Спасибо, - говорит, -
Я возвращусь к себе, чтоб снова жить на воле».
Но человек в ответ: «Оставь свои мечты!
Я понял лишь теперь, на что годишься ты.
Останься здесь со мною… В холе.
Накормлен и согрет,
Ты проживёшь, не зная огорченья!»
Увы, на что нам жизни наслажденья,
Когда свободы нет!
Тут понял Конь свою неосторожность…
Но поздно! – Цепи на ногах,
Конюшня ждёт. Утрачена возможность
Бежать неволи злой – и умер он в цепях,
Порабощённый тесною конюшней.
А отнесися он к обиде равнодушней,
Его судьба была б не та.
Для многих в мщенье тайная отрада –
Но ради мщенья жертвовать не надо
Тем, без чего вся жизнь ничтожна и пуста. 9
Свидетельство о публикации №125092502909