Басни Жана де Лафонтена. На злобу дня

Басни Жана де Лафонтена.

Басни на злобу дня.

Осёл и Собака.

Зачем насиловать природу.
Себя нельзя переменить,
И неуклюжему уроду
Едва ль возможно ловким быть.
Однако редко тот, кого судьба ласкает,
Врождённый свой талант умело применяет.
Пускай не служит вам образчиком Осёл.
           Который ради полученья
           Хозяйского расположенья
                К хозяину ласкаться подошёл.
                Он про себя раздумывал: «Ужели
           Собачку ждёт и ласка, и хвала,
           За то лишь, что она с хозяйкою мила? 
                Меня же, бедного Осла,
Побои только ждут, обидно в самом деле.
            А в сущности, что делает она?
Лишь лапку подаёт – вот весь талант собачки.
            За что ей сыплются хозяйские подачки?
                Работа эта, право, не трудна,
                И если только в этом дело,
                Его я выполню умело»
             Проникнутый намереньем таким,
             Осёл к хозяину подходит неуклюже,
                Копытом стоптанным своим
                Его ласкает и к тому же
             Ещё ревёт, да как! Мелодией такой
Он скрасить, знать, хотел поступок дерзкий свой.
             «Ого! Вот нежности! Эй, палку мне скорее! –
              Хозяин закричал, - Запел ты невпопад!»
              Пришлось запеть Ослу совсем на новый лад
              И положить конец своей плохой затее.

Лягушка и крыса.

Кто хочет обмануть другого, тот нередко
Сам попадается», - сказал Мерлен давно.
Сужденье это очень метко.
Да жаль, в наш век состарилось оно:
Однако же вернусь к повествованью:

У берега пруда откормлена, жирна,
       Предавшись сладкому мечтанью, 
       Сидела Крыса: видимо, она
Совсем была не склонна к воздержанью.
       С ней разговор Лягушка завела
       И молвила: «Я угощу на славу,
Пойдём ко мне». Пришёлся зов по нраву –
       И Крыса радостно согласие дала.
Какие ж тут ещё, казалось бы, приманки!
       Однако же Лягушка ей поёт
       О редкостях трясины и болот,
       О прелестях диковинной гулянки
       Под гладью тинистою вод,
О том, как побродив по всем болотам этим,
        Она вернётся с гордостью домой
        И в добрый час расскажет детям
        Про жителей страны чужой,
        Про управленье, общество и нравы
        Лягушечьей державы.
        Всё хорошо, да горе только в том,
       Что Крыса плавает с трудом.
Но Квакушка и здесь нашлася: Крысы ногу
        К своей ноге привязывает вмиг,
        С подругой вместе в воду – прыг!
        И вот пускаются в дорогу…
        Но, очутясь среди болот,
        Хозяйка гостью тянет в лоно вод,
Чтоб, все обычаи коварно нарушая,
        Скорей в болоте Крысу утопить.
        Пожива, дескать, не простая,
        Такой кусок не шутка раздобыть!..
Лягушка про себя мечтает. Крыса ж бьётся,
Взывает к небесам. Лягушка знай смеётся
Да тянет Крысу вниз… Среди борьбы такой
Вдруг коршун закружил в выси под облаками.
Увидел Крысу он, упал с небес стрелой,
Схватил её, взвился и – вытащил когтями
        Лягушку с Крысой заодно:
        Погибнуть им обеим суждено.
        А Коршун рад – событие такое
        Не принесло ему вреда,
        На ужин рыбу и жаркое
        Заполучил он без труда.

Таков судьбы закон суровый,
Предупрежденье шлёт он нам –
Кто для других сплетает ковы,
В них попадает часто сам!

Мстительный Конь и Олень.

Конь не всегда служил рабом для человека.
За много сотен лет до нынешнего века,
Когда кореньями питался род людской,
Ослы и лошади паслись в глуши лесной.
       В то время не было ни седел, ни строений,
Ни сбруй, удобных для сражений,
Ни шор, ни дрожек, ни возков,
Как не было ни свадеб, ни пиров.
Вот в те – то времена поспорил Конь с Оленем
       О быстроте своих могучих ног:
       Но перегнать Оленя он не смог,
       И, давши волю зависти и пеням,
       Он к человеку с жалобой пошёл.
Тот скакуна взнуздал, вскочил в седло, дал шпоры
       И полетел чрез лес и горы,
       Поля и долы,
      Оленя догонять. Без состраданья,
      Покоя он бедняге не давал
      И так его, загнал,
Что испустил Олень в конце концов дыханье,
      Конь благодетеля тепло благодарит:
      «Спасибо, -  говорит, -
      Я возвращусь к себе, чтоб снова жить на воле».
Но человек в ответ: «Оставь свои мечты!   
      Я понял лишь теперь, на что годишься ты.
       Останься здесь со мною… В холе.
       Накормлен и согрет,
       Ты проживёшь, не зная огорченья!»
Увы, на что нам жизни наслажденья,
Когда свободы нет!
       Тут понял Конь свою неосторожность…
        Но поздно! – Цепи на ногах,
         Конюшня ждёт. Утрачена возможность
         Бежать неволи злой – и умер он в цепях,
         Порабощённый тесною конюшней.
А отнесися он к обиде равнодушней,
Его судьба была б не та.

Для многих в мщенье тайная отрада –
Но ради мщенья жертвовать не надо
Тем, без чего вся жизнь ничтожна и пуста.                9


               


Рецензии