Демон и я Альманах Миражистов

 
ДЕМОН И Я
 
Альманах Миражистов

 Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ, Николай ЕРЁМИН,
Никита С МИТРОХИН, Владимир СЕМЁНОВ,
Аркадий КУТИЛОВ, Владимир КОСТРОВ
2025
    
Альманах Миражистов 

 
ДЕМОН И Я
 
Альманах Миражистов
Автор бренда МИРАЖИСТЫ, составитель и издатель Николай Ерёмин
nikolaier@mal.ru
телефон 8 950 401 301 7
На обложке Демон Михаила Врубедя
Кошек нарисовала  Кристина Зейтунян-Белоус
© Коллектив авторов 2025г
 
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ
Альманах Миражистов
 
 
 Пятница 19 сентября 2025
ВКонтактеTelegramYouTubeRSS 

• ГЛАВНАЯ
• О ГАЗЕТЕ
• ТЕМЫ
• СПЕЦПРОЕКТЫ
• ПОРТФЕЛЬ ЛГ
• КОНКУРСЫ
• ПОДПИСКА
1. Главная
2. Статьи
3. 21 мая 2025 г.
Литература
Творческое завещание Кедрова
 
Константин Кедров и художник Никас Сафронов демонстрируют Свидетельство о регистрации Центра в момент открытия
25 мая 2025 года исполнится сорок дней кончины Константина Кедрова. В этот воскресный день его прах будет погребен на московском Донском кладбище.
Мы, сподвижники, собеседники, ученики Константина Александровича, ценители его таланта видим нашу общую стратегическую задачу в том, чтобы хранить память ушедшего мастера.
Заботой о сохранении своего наследия был поглощен и сам Константин Александрович. Доподлинно известно, что за несколько недель до смерти, он направил электронное письмо на имя мэра Москвы, где прямо обозначил намерение организовать музей в собственном доме.
Хозяин этого гостеприимного дома — личность абсолютно незаурядная. Лауреат множества российских и европейских премий, крупнейшей азиатской премии Манхэ. Вровень с Кедровым-поэтом стоят Кедров-драматург, доктор философии, лектор и педагог (профессор Литинститута), художник-абстракционист. Литературная жизнь Константина Кедрова подытожена восемью томами собрания сочинений (это издание будет продолжено). Его архив вобрал в себя созданное его супругой — замечательной поэтессой Еленой Кацюбой (1946—2020), а также Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, Генрихом Сапгиром и другими лучшими русскими поэтами и художниками второй половины XX века и первой четверти XXI века.
Многое в направлении «музеизации» накопленных артефактов уже было сделано за предыдущие годы. В июне 2023-го Министерство юстиции РФ зарегистрировало Центр поэзии Константина Кедрова в его квартире на пятом этаже дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. 27 июля 2023 года Центр был торжественно открыт с участием представителей мира искусства и литературы. В настоящее время судьба музейного Центра Кедрова выглядит по целому ряду причин очень неопределенной.
Обращением к столичным властям поэт и москвич Константин Кедров выразил свою последнюю личную волю. Сбудется ли его тщательно обдуманное завещание — зависит от всех причастных сторон.
Маргарита Аль, Лада Аникина, Александр Бубнов, Александр Вепрёв, Марина Вульфсон, Николай Ерёмин, Татьяна Зоммер, Хизри Ильясов, Александр Карпенко, Галина Кацюба, Алла Кессельман, Мария Коровина, Елена Краснощёкова, Наталья Ландышева, Никита Митрохин, Сергей Нещеретов, Полина Ольденбург, Инесса Портяная, Софья Проскурякова, Галина Рыбакова, Галина Свинцова, Александр Себелев, Константин Спасский, Евгений Степанов, Эдуард Трескин, Геннадий Филимонов, Алексей Чуланский, Андрей Явный

Обсудить в группе Telegram

Обязательно прочитайте!
 
• Константин Кедров. Поэтический космос (монография)

 

Я видел облако в печали
Кедров-Челищев
Я видел облако в печали
Печаль за облаком плыла
А мы смотрели и молчали
Печаль такие вот дела

Вослед за облаком печальным
Мысль необъятная плыла
В нее я верил изначально
Не ведая добра и зла

Все бесконечно необъятно
Я что то высказать успел
Простите если непонятно
Я только жил я только пел

22 сентября 2023


Все встретимся в небесном интернете
Кедров-Челищев
Все встретимся в небесном интернете
Всех приютит небесный интернет
Все дети взрослые и взрослые как дети
На все семь бед всегда один ответ

Рай это встреча любящих друг друга
Все остальное суета сует
Я только циркуль созданный для круга
Вычеррчивающий пути планет

Твоя орбита и моя орбита
Слились в один причудливый узор
В той партитуре музыка забыта
В той перспективе затерялся взор

20 сентября 2023

Жизнь становится все таинственней
Кедров-Челищев
Я стремился к любви и к истине
И уже звучит как пословица
Жизнь становится все таинственный
Все таинственный жизнь становится

Стих похожий на щебетание
К слуху нежится и ласкается
Нам дано прикоснуться к тайне
И всю жизнь мы к ней прикасаемся

Словно вновь впервые смотрю кино
Где все истинное не истинно
Все таинственное единственно
Все единственное таинственно

12 сентября 2023
Жизнь становится все таинственней
Кедров-Челищев
Я стремился к любви и к истине
И уже звучит как пословица
Жизнь становится все таинственный
Все таинственный жизнь становится

Стих похожий на щебетание
К слуху нежится и ласкается
Нам дано прикоснуться к тайне
И всю жизнь мы к ней прикасаемся

Словно вновь впервые смотрю кино
Где все истинное не истинно
Все таинственное единственно
Все единственное таинственно

12 сентября 2023


 
Николай ЕРЁМИН
Альманах Миражистов
 
 
НЕИЗЛЕЧИМОЕ  Николай ЕРЁМИН

Новости


ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ ХХI ВЕКА ОТМЕНЯЕТСЯ

 Литературная гостиная Союза писателей XXI века, которая должна была состояться 16 сентября (во вторник) 2025 года в Малом зале ЦДЛ, по независящим от нас причинам отменяется. О месте и времени новой встречи будет сообщено в этом месяце. Следите за сообщениями на портале Читальный зал.
Приносим свои извинения.
Работа будет продолжена.
По всем вопросам нашей организации обращайтесь к Президенту СП ХХI века Евгению Викторовичу Степанову по эл. почте: stepanovev@mail.ru

Пресс-служба Союза писателей ХХI века


2025-09-11

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЭМЫ «СТЕПАНОВИАНА»

ХХ-й век пропал.
Сменилась эра,
Когда  -  век ХХ1-й на дворе! –
Степанов изгнан был из ЦДэЛа,
Увы и ах, в холодном сентябре…

Куда, кому нести за словом слово?

Как хорошо,
Что крыша есть в Быково,
Весенний сад, осенний огород,
Весёлый пёс
И мудрый кот-воркот!
2025

***
О длинные ночи, бессонные ночи!
В душе утомлённой, как в космосе, пусто.
Мерцают далёкие мысли и чувства,
А дни всё короче, и жизнь всё короче…

По радио – проповедь: жизнь после смерти
Во имя любви, и надежды, и веры…
Откроешь глаза – исчезают химеры.
Ах, белые ангелы, черные черти…

Проносится ветер, жесток и неистов…
И хочется с кем-нибудь за руки взяться,
Обняться, ещё на земле продержаться
В стране богомольцев и атеистов.

Я в храм захожу, чтоб укрыться от ветра,
А в храме – усопшего хор отпевает…
Увы, ни любовь, ни надежда, ни вера
От вечного ветра людей не спасает…

И нет утешенья от лжи и от правды.
Всё просто и сложно, всё глупо и мудро…
И все просыпаются, солнышку рады, -
И всем улыбается тихое утро…


ОКТАВА ПРО ЛЕКАРСТВО ОТ ВСЕГО 

- Поэзия – лекарство от всего,
Всегда и всем полезное, зело…
Не буду раскрывать я, в чём секрет,
Но – помогает! – мне сказал поэт.

- Желательно, пока ещё не лень,
По строчке принимать, 3 раза в день…
И лучше – с водкой, или с коньяком! -
В компании с подружкой и с дружком…



СОНЕТ ПРО ЗАПОЙ
                «Проснись страна от запоя»
                Константин Кедров

Страна проснулась от запоя
И удивилась: что такое?
Одни покойники вокруг!
И не понять, кто враг, кто друг…
Вновь – лживые живые трупы,
В партийные собравшись группы,
Газету «Кривда» издают…
И песню старую  поют:
«Мы - из ковчега – дети Ноя -
И вышли все мы из запоя,
И к коммунизму держим путь,
Чтоб вновь напиться и заснуть…»

Страна проснулась… – Боже мой! -
Сказала – и  ушла в запой…


ПЕСНЯ

Погрусти со мной, моя родная,
Руку дружбы нежно протяни…
Посидим с тобою, вспоминая
Радостью окрашенные дни…

Слышишь? Видишь? Вот ведь как бывает,
Грозно, как в лихие времена,
За окном гремит и полыхает
Новая гражданская война…

Слышишь?-  Слышу…- Видишь, видишь? – Вижу:
Полосы огня – за рядом ряд…
Ах, на чью – никто не знает – крышу
Смертоносный упадёт снаряд?

Погрусти со мной, моя родная,
Руку дружбы нежно протяни…
Скоро мы – от края и до края –
На земле останемся одни…
2014-2025



ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ
***
В мире – море созвучий…
Ни волны, ни строфы,
Ни строки не улучшить  -
До последней графы…

***
Жизнь продляют нано-технологии…
Но какие старики убогие!
А кого ни спросишь – все подряд -
Боже! - стать бессмертными хотят…



ИКОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА

Правда с кривдой перекручены…
На лице – судьбы печать.
И молчит великомученик,
Зная всё – молчит опять.


ГРАФО-МАНИЯ

Пишет женщина…Пишет мужчина…
О страданьях своих – день и ночь…
Графо-мания неизлечима...
Никому и ничем не помочь.


Сентябрь 2025 г КрасноАдск-КрасноРайск-КрасноЯрск

ТАЙНЫ И СЕКРЕТЫ
Из новой книги четверостиший
* * *
О, Муза!
И в поэзии, и в прозе
Ты хороша,
Как водка на морозе.

.* * *
Был случаен наш шалаш,
Рай, в который всякий вхож.
«Мой!», «Моя!» – какая блажь!
«Навсегда!» – какая ложь…

* * *
Были жёлтыми одуванчики,
Стали белыми на лугу.
Здесь играли мальчики мячиком…
Сколько лет я его берегу!
 
* * *
Вновь поэты – озноб по коже,
Под диктовку, не зная сами,
Все – поют про одно и то же,
Только разными голосами.
 
 * * *
Горькой кажется сладкая водка…
И горчайшее пиво сластит…
И душа, как подводная лодка, –
В глубине… А на море - штормит...
 
* * *
Диссиденту улыбнулся президент:
– Как Россию изменить в один момент? –
И услышал: – Знаю, знаю, как с ней быть:
Не её, а ей лишь можно изменить!

* * *
Закатилось солнце, даль померкла,
И стихов сюжет довольно прост:
Позади – порог, ведущий в церковь,
Впереди – дорога на погост.
 
* * *
– И почему на просторах прогресса
Я не имею, как все,  мерседеса?
И не умею водить мерседес? –
Не отвечают ни Бог и ни Бес…
 
ИЗВЛЕЧЕНИЕ КВАДРАТНОГО КОРНЯ
 
Извлеки Квадрат Малевича
Из ума Иван-царевича –
И получишь на века
Ты Ивана-дурака!


МАНТРЫ ПОЭТА КРУЧЁНЫХ

Мантры Кручёных мозги прочищают,
К лику учёных меня причащают,
Где «Дыр бул щыл Убешщур скум», –
С радостью разум заходит за ум!         
 
* * *
Моя душа обледенела…
Твоя душа оцепенела…
И я не знаю, как, любя,
Соединить с тобой себя.
 
* * *
На земле, мечтой отмеченной,
Как туманом или дымом,
Каждый хочет быть замеченным
И – любить, и – быть любимым..
 
* * *
Неутомимый оптимизм
Прошёл – и завладел умами
Неутолимый пессимизм…
Ах, что же завтра будет с нами?
 
* * *
О, прекрасные мгновения! –
Наших снов прикосновения,
Наших страстных слов и уст,
Без которых мир так пуст...
 
* * *
От края до края, и дальше, за край,
Звучи, моя музыка! Лира, играй!
Пусть струны – в каком неизвестно году –
От страсти порвутся, со мной не в ладу!
 
* * *
Полночь... Пенье рядом и вдали...
Шебурша мечтательно и звёздно,
Дремлют полушария Земли
В полушарьях головного мозга...
 
 
* * *
Почему друзья-политики
Не выдерживают критики?
Потому что – Прочь беги! –
Все они давно враги.

* * *
Поэзия бессмертна и прекрасна!
И всё же…Всё же – времени подвластна…
И непременно в разных временах
Становится иной, увы и ах!
 
* * *
Река…Полночные светила…
И я, один на берегу,
Могу представить то, что было,
А то, что будет, – не могу!
 

СВЕТ ВЕЧЕРНИЙ

Свет вечерний падает на лица.
Пролетает паутинки нить.
Тишина…И хочется смириться
И свою молитву сочинить.


СЕМЬЯ

Жена ворчит, собака лает
При свете солнца и луны –
А мои брюки выцветают
И превращаются в штаны…
 
* * *
Смысла нет ни в чём…
Мысль, увы, летуча…
…От звезды лучом
Осветилась туча…
 
***
– Ах, как жизнь прекрасна! –
Лишь подумал ты,
А звезда погасла…
О, мечты, мечты!

* * *
Среди болот, лесов, морей,
До горизонта от погоста –
Руины родины моей,
И люди маленького роста…
   
* * *
Сумасшедшие – Хи-хи-хи! –
Надсмехаясь над жизнью своею,
Мне показывают стихи…
Я читаю их – и умнею…
 
 
СУПРЕМАТИЗМ

В черноте Малевича квадрата
Я на фоне правды или лжи
Вижу отражённую когда-то
Пустоту любой живой души.
   
* * *
У женщин любовь к возрожденью
Сильней, чем любовь у мужчин,
Готовых всегда к возраженью…
Но – следствие не без причин.

 ***
 Я – бекар, а ты – бемоль,
От игры меня уволь...
Ты – не ты... а  я – не я...
Воля вольная моя...

* * *
Что было, сплыло и промчалось мимо,
Так сердцу мило и неповторимо,
Что хочется заплакать, вспоминая...
Поскольку жизнь в душе уже иная...
 
* * *
Шепчу стихи… Темно и тихо.
На память – каждая строка.
Поэзия – секретный выход,
Увы, в тупик из тупика…

 Г Красноярск 2025 г
ОТКУДА И КУДА 

***
О, юбилейная Москва!
Дарю тебе своё ква-ква…
Тебе, известный там и тут,
Литературный институт.

Спасибо, строгая столица,
Что ты была со мной мила,
Что сквозь препоны и границы
Ты на Парнас меня вела…

Где Пушкин, Хлебников, Есенин,
И Кедров встретили меня,
Чтоб жил я в теме, признан всеми,
Суть вдохновения ценя…

Где, меж литературных асов
И всех, желающих летать,
Как Бог царил Борис Тарасов,
Храня земную благодать…

Где Герцен с Зоей Кочетковой
Меня встречали, седока,
Чтоб мой Пегас, сменив подковы,
Всё дальше мчался, сквозь века…

Где затухающий Костров,
Неутомимый острослов,
Читает, грустный, на пределе,
Стихи прощанья в ЦДЭЛЕ…

Москва, прости меня, прощай,
Возьми, оставь себе на чай
Всё, что потратить я хотел
Меж юбилейных слов и дел…


ГЕНИЙ

Вышел гений из тумана,
Вынул книгу из кармана –
И давай стихи читать
Про любовь и благодать…
И в туман с собою звать
Всех, кто слушает, опять…

Как когда-то  - всем в пример –
Звал толпу слепой Гомер…


СОНЕТ ПРО МАНИ-МАНИ

Какая малость – Мани-мани…
Любовь держалась на обмане!
Пока в кармане деньги были,
Казалось – мы любовь любили…

Танцуя, пели, трали-вали…
И даже вместе ночевали…

Какая жалость, Мани-мани,
Что деньги кончились в кармане!
И сразу изменилась карма,
А, вроде, было всё шикарно…

Катались на автомобиле…
И вдруг – друг друга разлюбили,
А ведь хотели – Боже мой! –
Хранить любовь любой ценой…



***
Я не хочу обидеть никого:
Ни недруга, ни друга моего...
Они ж:- За око- око! – Там и тут
Себя в моих поэмах узнают...

И сразу вызывают на дуэль,
Чтоб поразить обманчивую  цель...

И я, чтоб отодвинуть смерти час,
Взаимопонимание ценя,
Твержу: - Поэмы эти не про вас!
Все – для меня они и про меня!



СОНЕТ ПРО   НИ ДАТЬ, НИ ВЗЯТЬ

- Всё кончено! – сказал поэт,
Дитя Советского союза…

- Ну, нет! Всё начато, привет! –
Спокойно возразила Муза.
Ты – в теме.  В ней, ни дать ни взять,
Спасение и благодать.

Пиши по сердцу и уму!
Пусть знают люди, что к чему…

Воспоминания свежи:
Актёр, привыкший жить во лжи,
И глупая актриса-муза...
Увы, и ты, дитя союза, -
Как лучший, лгущий нам, поэт,
Что правды не было и нет...



ПЕВЕЦ

- В любимой солнечной отчизне
Я пел, как все, и пил, как все...
И выжил при  Солнцеализме,
И нынче, при Капитализме,
Я жив, как все, - во всей красе...
Где, кто не курит и не пьёт,
В трудах - до пенсии - помрёт...
Как говорится, честь по чести -
Скончавшись на рабочем месте...
Ни в мире, ни в стране родной,
Певец  не вечен под Луной...

***
Законодатели России
Вновь, в ожидании Мессии,
Решают, как Его схватить
И за решётку посадить...

И Он Россию – Бог ты мой!
Опять обходит стороной...


ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ


***
И смех, и грех:
Свободу возлюбя,
Уйти от всех,
Чтобы прийти в себя...

***
Я чувствую оптический обман
И акустический – и всё-таки живу…
Кружится голова…Пластается туман…
Но -  хор огней - во сне и наяву…

***
- Откуда и куда  -  и звук, и свет? –
Спросил своих читателей поэт.
- Сквозь вечной бесконечности года,
Увы, - из ниоткуда в никуда!


ХИРОМАНТ

- На ладони линия жизни,
Глянь – короче линии смерти…
Но рождённые  в  н а ш е й   отчизне
Все – бессмертны, уж вы мне поверьте.

НА ПОЭТИЧЕСКОЙ ТАМОЖНЕ   

СОНЕТ ПРО МОЕГО ДРУГА

Год – как не стало Русакова…
Поэт, от слова и до слова,
Я с ним, а он со мной дружил
И очень дружбой дорожил…

Прозаик, но при всём при этом
Он чувствовал себя поэтом.
«Свидетельствует Вещий знак»:
Его любимец – Пастернак,
И Маяковский,   всякий раз
И мне внушали, и ему,
Что  «жизнь прекрасна» - без прикрас…

Читатель из народных масс,
Открой любой его рассказ, -
И ты добавишь, что к чему…
2025


ОКТАВА В ЧЕСТЬ  Роберта ШТИЛЬМАРКА,
Написавшего  роман «Наследник из Калькутты»
                В.В.Монахову

В местах лишения свободы
Наследник из Калькутты жил…

Им неспроста в лихие годы
Крутой роман написан был…
Чтобы – зачитанный до дыр –
Библиотек живой  кумир
Напомнил каждому: -   Эх Ма,
Свобода - лучше, чем тюрьма!
сентябрь 2025г КрасноАдск-КрасноРайск-КрасноЯрск


СОНЕТ- РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
эпиграф «Гигиена
Кедров-Челищев: литературный дневник
С милой или с милым
Мойте руки с мылом
© Copyright: Кедров-Челищев, 2020»

Был я Музе мил –
С мылом ноги мыл
Ей  - и юшку пил...
 Счастлив,  при Луне,
И она - зане -
Мыла ноги мне,
Счастлива вполне...
Хорошо быть милым,
Там, где юшка с мылом,
Если ты поэт...
Плохо быть немилым
Там, где  мыла нет...
В буднях бытия
Как несчастлив я!


ОКТАВА ПРО ДЕТСТВО

В детстве было хорошо, однако,
В царстве поэтических теней
Подружиться с книгой Пастернака,
Сравнивая свет ночей и дней...

Где над тенью Солнца и Луны
Вдохновенью не было цены...
Не случайно снова в те края
Возвратиться хочет тень моя...

СОНЕТ ПРО МОДЕРАЦИЮ

Нынче в моде модерации:
Удалять, чуть что «не так»
Просто так, без мотивации,
Всё, что сочинил чудак,
Фантазёр или балбес,
В ком играют Бог и Бес
То ли в шутку, то ль всерьёз,
Отвечая на вопрос:
Что он ищет целый век,
Этот странный имярек?
Где давно запрещено,
Что немодно и грешно…
А что свято – вот беда! –
Недоступно никогда…



В БУДУЩЕМ

Кто будет мною заниматься?
Известно, кто: Реанимация!
Она пыталась неспроста
Реанимировать Христа...

Недаром – чудо из чудес:
Он вдруг воистину воскрес...


ОКТАВА ПРО ЛЮБОВЬ НА ПОТОМ 

Дорогая, не надо истерик.
Опыт нашей любви очень горек.
Я тебе не открою Америк,
Но скажу как пророк и историк:

Скоро ангелы спляшут и черти
На моей неожиданной тризне…
Так люби же меня после смерти…
Только крепче люби, чем при жизни!
               

ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ

«Лицом к лицу лица не увидать
Сергей ЕСЕНИН  1924 год»

Такая в сердце боль! Такая жалость:
Россия в маски замаскировалась...
«Лицом к лицу лица не увидать»
Поэт был прав тогда...И вот - опять.


В ПРОШЛОМ

Друг или недруг? Не велик, не мал,
Он за плечо меня приобнимал,
Безмолвно проявляя интерес...
И вдруг шагнул:   - Друг? Недруг?  -  и исчез...


***
- Ты уничтожил все свои стихи.
Зачем? Они ведь были не плохи.
- Зачем- зачем...Чтоб молвить от души,
Что «Не плохи» не то, что « - Хороши!»


НА ПОЭТИЧЕСКОЙ ТАМОЖНЕ

Жизнь на таможне всё дороже…
Пропустит? Нет? Сквозь решето…
И всё же помоги, О, Боже,
И ей, и мне – лет через сто…

Николай ЕРЁМИН Сентябрь 2025 г Красноярск.
И вот -недавно обнаруженное мною как бы послесловие
 из опубликованных рецензий
ПРО ЕРЁМИНА И ЕГО НОВОГОДНЮЮ ЁЛКУ.
**********
Вы-гений. Сплав ума и стали.
Да Вам тако-о-о-о-е по плечу!!!
...А ёлку эту где достали?
И я такую же хочу...
**********
Дорогой Николай Николаевич, Вы наинеобыкновеннейший,наичестнейший,наимудрейший,
наи...(дальше - перечень всего того, что должно восторгать нормального человека).
Хочу смотреть на мир Вашими глазами, всё легко понимать и периодически сражать вселенскую хандру стопроцентным "попаданием" стихотворения в цель.
С уважением, Щербакова

Светлана Щербакова 9   30.12.2016 07:12   •   Заявить о нарушении / Удалить


Николай ЕРЁМИН  Сентябрь 2025 г Красноярс

 
Никита С МИТРОХИН
Альманах Миражистов

 

 

Последнее интервью с Константином Кедровым
№ 2025 / 15, 18.04.2025, автор: Никита С. МИТРОХИН

Константин Кедров
16 апреля не стало Константина Александровича Кедрова – поэта, философа, создателя концепции метаметафоры, одного из последних по-настоящему больших умов русской литературы. Публицист и издатель Никита С. Митрохин, начиная с октября 2024 года, работал с Кедровым над книгой для новой серии «24 часа с…». Задумка была простой: беседы с главным героем книги в 12 главах – каждая глава представляет собой запись на бумаге двухчасового интервью. В связи с кончиной поэта-легенды, выдержки из этих бесед предложены нашей редакции как единое и последнее интервью с Константином Александровичем. Далее слово Митрохину.
Эта публикация для портала «Литературная Россия» с одной стороны эксклюзив. А с другой стороны – возможно скромное подведение черты всей работы. Увы, но книга «24 часа с Константином Кедровым» может не состояться. Классиком, – а теперь его так можно называть, – было завизировано лишь 11 бесед из 12 записанных. А этика журналиста строго запрещает публиковать интервью без согласования текста с респондентом.
Поэтому в данном материале я представлю ответы на некоторые вопросы, которые Константин Александрович видел в расшифровке и одобрил. Конечно, они не дадут полного представления о нём, но, возможно, послужат ещё одним кирпичиком в постаменте его нерукотворного памятника.

 
О поэзии и культуре
Бодрый и улыбающийся он встречал меня от раза к разу на пороге своей квартиры. В 2023 году она обрела статус объекта культуры, став «Центром поэзии Константина Кедрова». Именно тут он сочинял свои новые произведения и… публиковал в социальных сетях. Да, по разным сведениям, полное собрание сочинений поэта бралось издавать и Издательство Игоря Сазонова, и член ДООС Маргарита Аль. Сам Константин Александрович отмечал, что этим вопросом занимается Дмитрий Кравчук, руководящий Российским союзом писателей. Но признавал, что книг не встретишь в магазинах, а наиболее полное собрание его сочинений есть именно в интернете. И там оно расходится на цитаты и репосты.
На столике у окна и на стенах очень много фигурок стрекоз от разных мастеров. Это следствие работы его поэтического движения, Добровольного общества охраны стрекоз. Сокращённо – ДООС.
– Константин Александрович, ваш Центр поэзии представляет собой музей, творческую мастерскую или что-то ещё?
– Наверное, это в первую очередь квартира-музей, – пожал плечами поэт. – Совместно с Еленой Кацюба мы долгие годы собирали самые важные экспонаты, связанные с метаметафорой, метакодом и ДООС. А также, тут собраны книги Елены Кацюба, она своё творчество называла лингвистическим реализмом. Когда из слов получаются другие слова, когда сюжет подчиняется силе слов. Но остаётся именно сюжетом.

– А как появилось общество?

– Это случилось в 1983 году, повлияли афганские события. Я написал в шутку стихотворение и подписал его «ДООС». Это была своего рода химера философского учения «Даос» и оборонной организации ДОСААФ. Хотелось мира и спокойствия, отстаивающего идеалы мира, спокойствия и стойкости добродетелей человека. Идея понравилась моим друзьям, и так образовалось поэтическое движение «Добровольное общество охраны стрекоз», а сокращённо ДООС. Андрей Вознесенский захотел быть стрекозавром, Это понравилось Генриху Сапгиру (автор строк «Погода была ужасная…» – Прим.). Он тоже захотел быть стрекозавром. Наш друг, югославский, а после сербский поэт Милорад Павич тоже решил присоединиться. Он стал сербозавром. А я решил быть стихозавром.

– Далеко не все поэтические движения живут десятилетиями. Как удалось ДООС с 1984 года дойти до наших дней?

– ДООС существовал и существует благодаря высокой самооценке тех людей, которые в него входят. Поэт должен быть готов к тому, что он пишет для себя и для избранных. Это нормально. И сегодня я могу отметить неоспоримый факт применительно к поэтам ДООС: избранных у нас оказалось в достатке. Нашим лозунгом остаётся строчка Крылова «Ты всё пела? Это дело». Вот только у нас упор идёт на слово «это». Поэт должен петь. И это его дело! Тем более, с годами у нас только прибавляется членов.

– Сколько в общей сложности членов ДООС?

– Немного, – задумался создатель легендарного творческого кружка. – Я думаю, если считать со всеми, кто уже ушёл в мир иной… не больше 100 человек. Люди разбросаны по всему миру. Например, в Вене у нас есть член ДООС Виктор Клыков, который популяризирует русскую литературу. А есть в ДООС те, кто её создаёт. И сам факт существования ДООС и известности его членов свидетельствует о том, что количество не преобладает над качеством. Мою поэму «Компьютер любви» перевели на 12 языков мира, Вознесенский и Евтушенко тоже известны за пределами Отечества. И таких поэтов хватает: кто-то является гордостью своего региона, например, Николай Ерёмин, кто-то целой страны.

 

Забегая вперёд, отмечу, что мы вернулись к беседе о ДООС спустя время. Когда я набрался то ли смелости, то ли наглости узнать у Константина Кедрова каким образом люди становятся членами ДООС. Поэт с улыбкой ответил: «Просто попросить. Мы никогда и никого не приглашаем в ДООС. Но, если человек разделяет наши взгляды, то мы готовы его принять. А ещё… быть готовым к посвящению в члены ДООС».

После этого, я, а также Константин Спасский, Алексей Лызин и Татьяна Копыленко стали со временем членами ДООС. Оказалось, посвящение подобно рыцарскому. Поэт читает свои стихи, а стихозавр Кедров пластиковым мечом, купленным ещё в 1980-е прикасается к плечам посвящаемого. Если, вступает женщина – меч заменяют причудливой фигуркой стрекозы на палочке. А посвящаемый в этот момент приносит присягу делу служения искусству: стоя на одном колене читает стихотворение или приносит клятву.

 

– Константин Александрович, как вы считаете, отчего поэты-шестидесятники собирали целые стадионы, а сейчас звучат мнения, что поэзия никому не нужна?

– Думаю, это звучит не от большого ума, – заметил Кедров. – Поэзия и сейчас популярна, как самостоятельный вид искусства, так и благодаря музыкантам и певцам. Но раньше вся страна гналась за поэзией. Это было чем-то сокровенным. А сейчас страна обогнала свою поэзию. И всю культуру обогнала. Культура где-то далеко и отдельно, а общество где-то впереди. Это не значит, что культура стала хуже, это просто данность, которую нужно осмыслить.

– Но тогда возникает вопрос о витальности культуры в целом. Из ваших слов выходит, она будет оставаться в будущем где-то на периферии сознания.

– Культура и должна оставаться на периферии сознания. Это и есть тот самый метакод, каждого из нас. Когда он частично схожий у людей, то появляется единое культурное пространство и его заполняет общество. И думаю, переживать за судьбу поэзии в этом смысле вовсе не стоит. Россия поэтоцентричная страна. Уберите Пушкина и Лермонтова из XIX века. И что получите? Всё, нет толком представлений о том времени. Уберите Маяковского и Есенина из XX столетия – и люди перестанут понимать историю того времени. Конечно, в связи с неслыханными возможностями масс-культуры, культура и поэзия в своём изначальном понимании проигрывают. Но уверяю вас, наше столетие не останется без поэтов. Возможно, их просто ещё не услышали, хотя бы потому, что они ещё не все прозвучали.

О противостоянии и жалобах

Константин Кедров посвятил жизнь любимому делу и не оглядывался на внешние проблемы, какой бы сложной не оказывалась жизнь. А между тем, в его прошлом было изгнание с должности преподавателя в Литературном институте им. А.М. Горького за «излишнюю религиозность в стихах». Его исключили из Союза писателей СССР и лишили работы. Ему приходилось перебиваться случайными заработками. И между тем, в КГБ проходила проверка, о необходимости возбудить против него дело. А публикации… в ту пору он стал для всех незаметным.

– Известно, что в вашем личном деле, вас обозначали как «лесника». Почему?
– Мой прадед Фёдор Сергеевич Челищев. Он был помещиком в Калужской губернии. Выращивал леса. Корабельные. Это значит те деревья, из которых делали корабли. Потом, уехал в Швейцарию, изучил лесное дело и остался там. Как я потом узнал, не найдя той самой «излишней религиозности» в произведениях, дело хотели повернуть таким образом. Но, не случилось, распался СССР.

– Как вообще возникли эти обвинения в излишней религиозности?

– На меня подал жалобу один из студентов. Причины мне до сих пор неизвестны. Но судьба этого студента сложилась неожиданно – он в итоге стал служителем церкви, насколько мне известно.

– Вы рассказываете об этом с улыбкой, но ведь переживать такое страшно. Вас и тогда всё происходящее не пугало?

– Тогда мне было тяжело в материальном плане. Сами понимаете, уже не такой молодой человек, без работы и особых перспектив. Приходилось и продавать семейные ценности и браться за всё, что предложат. Но в творческом плане, я не чувствовал давления. Так сложилось, что я начал свою жизнь в эпоху изоляции. Тогда много чего было нельзя. И я имел выбор: либо писать, как хочу, либо я всё время оглядываюсь и, думаю, как бы кому-то угодить. Я решил отринуть внутреннюю несвободу и писать, будто мне можно вообще всё. Так, собственно и возник ДООС. В наше общество вошли люди с большим запасом творческой энергии. Люди, готовые к тому, что никто их не напечатает, не издаст и не прочтёт.

– Жизнь потом сводила вас с теми людьми, которые писали на вас жалобы и ставили подножки?

– Конечно сводила. Замалчивание поэтов и писателей, умаление значимости чьих-либо творческих инициатив я считал и по сей день считаю преступлением писательского сообщества, против самих читателей. И по сей день есть в литературе люди, которые настроены резко против самого моего существования. Я стараюсь с ними лишний раз не встречаться и не допускать их в своё окружение.

– Есть примеры?

– Их много, но я приведу лишь один. Когда развалился Союз писателей СССР, меня приглашали вступить в Союз писателей России. Я не член этого объединения до сих пор. Я помню, как газеты травили близких мне по духу Пастернака и Вознесенского. Да и меня самого. Я не хочу переживать ничего подобного. Само собой, сейчас бы меня никто с треском выгонять не стал. Но, назвав себя наследником и преемником, нужно хотя бы принести извинения тем, кого оклеветали и унизили. А раз этого нет, то взгляды не изменились. Да и люди, которые это делали в ту пору, все также оставались в Союзе. Зачем же мне с ними быть заодно? Смена названия и новое время для того явно не веские причины.

О шестидесятниках, своём поколении и нашем времени

Очень часто Константина Кедрова обозначали, как поэта-шестидесятника. Сам он себя таковым не считал, объясняя, что и родился позже, и в большую литературу пришёл совсем в другом десятилетии.
– С нашим поколением история обошлась люто, – в одной из бесед посетовал Константин Александрович. –  Моё поколение – это Алексей Хвостенко, Александр Ерёменко, Эдуард Лимонов, Николай Рубцов. Все мы пришли в поэзию окольными тропами.
– А почему так произошло?
– Когда началась оттепель, то пришли более старшие поэты. Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко. Они долго ждали своего часа, и он пришёлся на то время, когда мы только начинали.

– Исторический контекст очень важен. Тем более, глазами очевидца.

– Когда к власти пришёл Никита Хрущёв, ему нужно было на кого-то опереться. Страна пришла в себя после войны (Великой Отечественной – Прим.) и захотелось чего-то доброго, светлого и яркого. Но так было не всегда же. Сначала Хрущёв предлагал Вознесенскому уехать из страны. Это было известный процесс, где генсек отчитал Андрея в присутствии всего Президиума ЦК. Но в ту пору начались перфомансы художников. Это привлекало много внимания и выставляло страну в нехорошем свете. Поэтому Хрущёву потребовались поэты как культурная сила, которая звучала.

– Но каким образом эта культурная сила звучала сильнее и художников, и других голосов?

– Скажем так, поэзия была разрешена. А художники были запрещены. Людям проще было оказаться под влиянием поэтов, чем художников. Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина – это была тройка, которая работала. И это видели все. И с ними можно было вести диалог. Поэтому, власть не сильно притесняла поэтов. На пресловутые стадионы, где читались стихи, людей иногда специально свозили со всего города. Это считалось важным культурным событием, которое нельзя пропускать. Ну, а поскольку в таланте выступающим отказать было нельзя, то люди проникались строками и шли за поэтами довольно охотно.
 
– Почему всё изменилось? Почему ваше поколение так не поддерживали?

– Всё изменилось потому, что фокус сместился на прозу. Вышла повесть «Один день из жизни Ивана Денисовича», стали появляться рукописи в самиздате. А также, в тамиздате – пропаганда из-за рубежа. Тогда, решено было, что вслед за художниками, нужно запретить и литераторов. Мы попали как раз на этот период.

– И поэтому не случилось поэтов-семидесятников, а звучать вы стали в восьмидесятые…

– Да, совершенно верно. Благодаря поддержке шестидесятников, благодаря интересу со стороны читателей. У каждого из поэтов моего поколения был свой, сложный путь. И каждый из нас прошёл его по-своему. Мне повезло. В 1984 году Андрей Вознесенский убедил поэта Алексея Парщикова поступить в Литинститут. Они дружили семьями. В Литинституте Алексей познакомился уже со мной. Рассказал Вознесенскому про это знакомство. И – возникла идея встретиться. Вместе с Еленой Кацюба мы приехали в Переделкино к Вознесенскому в гости. Я прочёл поэму «Компьютер любви» и Андрею она очень понравилось. Он пригласил меня участвовать в новых концертных программах.

– Но поэтам вашего поколения в целом всё же досталось меньше славы, чем шестидесятникам.

– Да, к сожалению, сместился вектор внимания. Как-то, встретившись с Эдуардом Лимоновым уже в нулевые, я его спросил: «Почему ты перестал писать свои замечательные стихи?». Мы были знакомы давно, но та встреча была неожиданной. Гуляли по Москве часов пять, общаясь обо всём. И я понимал, что ему всё так же интересна литература. Он всё так же остаётся поэтом. Но не пишет. Вот мне и стало интересно, отчего так. «Ну, что я могу сделать, если не пишется?» – воскликнул тогда Лимонов. А потом добавил: «А не пишется, потому что понимаю, что никому бы я был не нужен со своими стихами…». Он очень чутко ощущал время. И был убеждён, что времена поэзии прошли. Но в тот момент поэзия и правда звучала куда тише, чем сейчас.

– А что сейчас такого случилось, что поэзия стала звучать снова громко?

– Случились вы – новые люди! – улыбнулся Кедров. – Дмитрий Кравчук, используя возможности Российского союза писателей, проводит премию «Поэт года». Её можно по-разному оценивать. Но это привлекает внимание к поэзии. А благодаря вам от Русского литературного центра выходит альманах «День поэзии». И если раньше Всемирный день поэзии был всё же чем-то кулуарным, для ДООСов и эстетов, то теперь этот праздник собирает большой зал людей со всей России и даже из других стран. А Владимир Семёнов в Доме Лосева устраивает литературоведческие лекции. На них собираются люди разных возрастов. Много и молодых, которым интересна поэзия и история поэзии. Поэтому и звучит она громче, чем раньше…

Удивительно, но всего три недели назад мы говорили с Константином Кедровым о том, что необходимо восстановить историческую справедливость и вернуть также «ленинградский выпуск» «Дня поэзии». Планировали, открыть в альманахе новую рубрику «Память», где будем представлять поэтов дней минувших.

Но теперь приходится публиковать эти отрывки из наших бесед. Они – и документ эпохи, и живое свидетельство интеллектуальной свободы, которой Кедров оставался верен до последнего дня.

Новостной формат (да и жанр интервью) обязывают быть лаконичным. А потому множество ярчайших мыслей и идей, высказанных за 24 часа с Константином Кедровым, не прозвучали сегодня. Но достаточно открыть его произведения, чтобы эти часы бесед с поэтом-легендой растянулись на дни и месяцы.

Никита С. МИТРОХИН,
Глава Русского литературного центра,Заслуженный работник культуры РФ
10 комментариев на «“Последнее интервью с Константином Кедровым”»
 Николай ЕРЁМИН:
22.04.2025 в 07:38
Константину Александровичу КЕДРОВУ
1.
Нет-нет, нельзя, мой друг,
Без сил, без воли, вдруг –
В больниццу, словно в Рай…
Вернись! Не умирай!

2.СОНЕТ ВОСЛЕД

На грани слов и числ,
Где все слова – дела,
Жизнь потеряла смысл.
Смерть смысл приобрела.

Стремление к рублю
Приравнено к нулю.

Стремление к любви –
К затмению Земли,
И Солнца, и Луны?
К молчанию струны?

Нет! Смертью смерть поправ
В лучах Зари ты, здрав,
Теперь в стихах живёшь…
Невидим? Ну, так что ж…

3.ПОЛУСОНЕТ ВОСЛЕД

Он всех поэтов как поэт
Звал за собой: идти на свет…
И много лет – незаменим –
Он был учителем моим:
Как видеть вдаль и вглубь, и ввысь…
– Где ты, Учитель?
Отзовись!
17 апреля 2025, сам себе не веря Николай ЕРЁМИН КрасноАдск –КрасноРайск-КрасноЯрск
Ответить
 Дядя Ваня:
22.04.2025 в 12:33
Довольно глубокие мысли. И неожиданные.
К сожалению, могу сказать, что знал Кедрова лишь в период своего обучения в Литинституте с 1978 по 1983 годы. Это был очень яркий и интересный преподаватель.
Многими годами позже, лишь в 2006 году вновь встретились во Франции. Он приехал на выставку, как и я. Обнялись, поздоровались и договорились созваниваться. Увы, с тех пор и не общались.
Выдающаяся личность и необычный поэт нашей эпохи.
Ответить
 Андрей Д:
15.05.2025 в 01:58
Спасибо.
Ответить
 Лев Полыковский:
15.05.2025 в 11:44
С Кедровым я общался в файсбуке. Писал на его мысли свои двухстишья, он писал непонятно И пытался шутливо на это намекнуть. Но он не понял моего юмора и удалил меня из друзей. Его метаметафора вообще нечто непонятное. Я пытался в неё вникать, но увы.
Ответить
 Эксперт:
15.05.2025 в 19:03
В 20-м веке был Хлебников, в XXI – Кедров… Что изменилось в поэзии? Ни – че – го. Поэзия предпочитает ум, а не заумь, образ, а не образец. Эпоха черных квадратов умерла вместе с Малевичем…
Ответить
 Профессор Преображенский:
16.05.2025 в 04:39
Верно, Эксперт.
Подписываюсь под каждым Вашим словом.
Ответить
 Эксперт:
16.05.2025 в 16:35
Я знавал Кедрова в лучшие дни, когда он работал в Литинституте. Это семидесятые – начало восьмидесятых… Всё было в пределах разумного. А потом Остапа понесло… В девяностые годы было много шума по поводу метаметафористов – Еременко и др., по сути же тот же Ерёменко – рядовой пародист, попытавшийся спародировать всю русскую литературу 20 века. Но шум утих, а гениев на Олимпе не прибавилось… Забыты были и литературные игры начала 21 века – ДООС и прочее. Чем бы поэт не тешился, лишь бы гонорара не просил… А в принципе, интересный собеседник, знающий литературовед. Не увлёкся бы формотворчеством с подачи позднего Вознесенского, был бы нормальный поэт, не хуже многих… я так думаю.
Ответить
 Владимир:
16.05.2025 в 21:43
Когда “кончается” содержание, “начинается ” форма. Вот такая вот метаметафора.
Ответить
 Филологиня:
16.05.2025 в 22:16
Чем бы поэт НИ тешился, вообще-то…
А в целом – согласна.
Ответить
 Эксперт:
17.05.2025 в 12:45
Замечание верное, Даль аплодирует. А вот для Кедрова это уже не имеет никакого значения.

 
 
Владимир
СЕМЁНОВ
Альманах Миражистов



 
12 ноября 2024 года в Зимнем саду отеля "Савой" в Москве состоялась церемония завершения Первого сезона литературной премии Константина Кедрова. Были торжественно вручены призы лауреатам и памятные награды друзьям и партнерам Центра поэзии Константина Кедрова. Церемония награждения была приурочена к дню рождения Президента Центра Константина Александровича Кедрова, который сам поздравил лауреатов и вручил им награды.
С приветственным словом к лауреатам обратился Президент Русского ПЕН-центра Владимир Олегович Семёнов: "Действительно, эта премия долгожданная. Мы видели желание Константина Кедрова отметить тех, кто продвигает авангардную поэзию, в ком горит живое слово, кто является соратником поэзии. Премия состоит из нескольких частей, и одна из них включает ныне живущих поэтов, которые активно пишут. В качестве приза – издание книг лауреатов премии.

Я хочу пожелать, чтобы премия Константина Кедрова, которая проходит сегодня в первый раз, стала ежегодной, чтобы мы каждый раз чествовали нашего любимого поэта и отмечали тех, кто действительно занимает место вокруг Центра Кедрова".


Источник Премия организована Центром поэзии Константина Кедрова и проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Партнеры премии: Русский ПЕН-центр, Библиотека-музей "Дом А.Ф. Лосева", Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова, литературный портал Библио ТВ.
Человек-космос. Константину Кедрову – 80!
Статья
Кедров Константин Александрович
Текст
Владимир Семенов
Фотография
lgz.ru
Источник
Литературная газета
Ноя 9 2022
Президент Русского ПЕН-центра Владимир Семёнов поздравляет с юбилеем профессора Литинститута Константина Александровича Кедрова на страницах «Литературной газеты».
Скриншот

Наверное, писать о настоящем друге несложно, особенно если это что-то юбилейное. Но когда перед нами не просто человек, а целое явление культуры, то важно избежать дежурных фраз и банальностей. А здесь именно такой случай: Константин Александрович Кедров отмечает восьмидесятилетний юбилей. И он мой друг и великий поэт России, поэт грандиозный и парадоксальный, создатель космических метафор, для которых придумал специальный термин – метаметафоры, ниспровергатель традиционных поэтических форм и размеров, ничем не уступающий Маяковскому и Хлебникову. Человек невероятных парадоксов, совершивший удивительные поэтические открытия, к характеристике которых как нельзя лучше подходит определение «единство и борьба противоположностей». Хотя сам Константин Александрович, возможно, вступит в спор с подобной коннотацией, поскольку считает себя не просто идеалистом, но идеалистом субъективным, недвусмысленно ставящим под сомнение всю нашу реальность. Во всяком случае, в тех формах, в каких мы привыкли её видеть. И здесь Константин Кедров рассуждает не только как поэт, уносящийся своими мыслями далеко за пределы нашего мироздания, но и как философ. А он действительно философ, причём классический и дипломированный, доктор философских наук, защитивший диссертацию о «поэтическом космосе» не где-нибудь, а в самом Институте философии Российской академии наук.

Что касается стихов Константина Кедрова, то, едва начнёшь погружаться в хитросплетения его строк, сразу же отметишь их непохожесть на другие поэтические образцы. В этом абсолютная уникальность его поэтического дарования. Тонкая лиричность поэзии Константина Кедрова, её легкость и романтическая направленность дают ощущение «включённости» поэта в мировую поэзию, но эта «включённость» не вполне укладывается в привычные рамки поэтической традиции. Это поэзия реалистическая и одновременно сюрреалистическая, причём её реалистичность сублимируется не в воздушные сентиментальные акварели, а предстаёт перед нами грандиозными импрессионистскими полотнами, написанными решительными мазками, смело сочетающими в себе все оттенки художественной палитры. Здесь нет подражательства или постмодернистских игр с образами в стиле дежавю. А череда возникающих картин и зарисовок стремительно проносится перед глазами, как будто ты смотришь в окно несущегося по незнакомой местности поезда и стараешься уловить и осознать увиденное. Голова идёт кругом от переполняющих чувств, и ты уже не в силах оторваться от той перспективы, которая вырисовывается перед твоими глазами, с её узнаваемостью и новизной. Это чётко подметил ещё Андрей Вознесенский, который в предисловии к первому поэтическому сборнику Константина Кедрова, «Компьютер любви», в 1990 году написал, что этого поэта «смело можно назвать Иоанном Крестителем новой метаметафорической волны в поэзии».

Когда мы познакомились с Константином Александровичем и я пригласил его в только что созданную «Боголюбовскую литературную гостиную» для интервью, то был поистине поражён безграничностью рассуждений и глубиной его умозаключений. Рассуждая на самые обыденные темы, Константин Кедров высказывал мысли и идеи космической всеохватности, но делал это с такой лёгкостью и доходчивостью, что казалось, будто он держит в уме весь запас человеческой мысли, накопленный за всю его историю.

Именно тогда мне и захотелось организовать цикл лекций Константина Кедрова, охватывающий все наиболее известные, знаковые имена мировой литературы. А позднее созрел ещё один замысел, касающийся столпов мировой философской мысли, который, как и первый, мы реализуем в двух знаменитых московских библиотеках – Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова и Библиотеке-музее «Дом А.Ф. Лосева». Для меня особенно важно, чтобы как можно большее число людей получило возможность услышать лекции Константина Кедрова, поэтому мы их записываем и выкладываем в интернете. И любой желающий может с ними ознакомиться.

А непосредственно к юбилею в Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова мы подготовили выставку живописных инсталляций и монотипий «Параллельные миры Константина Кедрова». С 10 ноября в течение месяца помимо живописных работ зрители смогут увидеть книги, награды, литературные артефакты и личные вещи писателя.

Энциклопедизм и умение проанализировать любой процесс, любое явление, вскрыть глубинную сущность любого события – вот то, что меня продолжает поражать в Константине Кедрове. Он стал для меня учителем жизни, учителем, дающим особый методологический подход для оценки всего, что происходит вокруг. И за это я ему особенно благодарен.

Владимир Семёнов,
президент Русского ПЕН-центра

Поздравляем Константина Александровича Кедрова с 80-летием! Крепкого здоровья, долгих лет и новых метаметафор!

Анонс

12 ноября в 14.00 в Малом зале ЦДЛ пройдёт литературно-музыкальная встреча, приуроченная к 80-летию Константина Кедрова. Вход свободный.
 

 
 Аркадий КУТИЛОВ
Альманах Миражистов
 
 
 

 
 
                Стихи Аркадия Кутилова  (1940-1985)

...Поэзия - не поза и не роль.
Коль жизнь под солнцем -вечное сраженье, -
стихи - моя реакция на боль,
моя самозащита и отмщенье!

                В гостинице
Даёт мне ключ приветливая тетя,
отводит койку, стол и табурет...
Сижу, пишу... А в комнате напротив
она и он плетут любовный бред.
Она рыдает – он в ответ рыдает,
она молчит – и он сидит молчком...
А я пишу... Мне вымысла хватает...
И сам я был влюблённым дурачком...
Теперь пишу о шуточках погоды,
о соловьях, о жизни, о судьбе...
Я всё пишу: закаты и восходы,
и крики ветра, близкие к мольбе...
...Она ушла разгневанно и быстро...
Остался стон и шорохи листвы...
А в комнате банально грохнул выстрел.
И я пишу: "Банально грохнул вы…"

                Автопортрет
Коварный, вздорный, непослушный,
один, как ёлочка в бору...
И нет опасности насущной,
что я от скромности умру.
За кем-то смерть летит в конверте,
за кем-то долг бежит босой...
За мной гоняется бессмертье
с тупой заржавленной косой.
Я винный след в тайге оставлю,
закуской белок подкормлю.
Я пьянством Родину прославлю,
свою Россию-во-хмелю.
Я сам с собой устрою встречу,
надев на голову ведро...
По соловью шарахну речью,
и цаплю цапну за бедро...
Пусть ваш Пегас стыдливо прячет
свои голубой невинный глаз...
С тоскливым храпом жеребячьим
кобылу любит мой Пегас!
Пройдут в народе чудо-слыхи,
что я таков, а не таков...
Мои уродливые стихи
нужнее правильных стихов.
.
Вкладыш к моей трудовой книжке

 

Вот я умру, и вдруг оно заплачет,
шальное племя пьяниц и бродяг...
...Я был попом, – а это что-то значит!
Я был комсоргом, – тоже не пустяк!
Я был мастак с багром носиться в дыме.
Я с топором вгрызался в синий бор.
Я был рыбак, и где-то на Витиме
мой царь-таймень не пойман до сих пор.
Я был художник фирмы «Тети-мети».
Я под Смоленском пас чужих коров.
Я был корреспондентом в райгазете
и свёл в могилу двух редакторов.
Учил детей и им читал по книжке,
как стать вождём, диктатором Земли…
И через год чудесные мальчишки
мою квартиру весело сожгли!
Я был завклубом в маленьком посёлке.
Поставил драму «Адский карнавал»...
И мой герой, со сцены, из двустволки,
убил парторга. В зале. Наповал.
Бродягой был и укрывался небом.
Банкротом был – не смог себя убить...
Я был… был… был... И кем я только не 6ыл!
Самим собой?.. А как им надо быть?..
 
Любовь
Я влюблён...
Отвлекаться нельзя...
Ты да я, да транзистор на кресле...
Потихоньку
исчезли друзья,
и враги потихоньку исчезли.
Мы одни.
Заметает наш след
голубая любовная вьюга...
Как вчера
мы любили весь свет,
так сегодня мы любим друг друга.

***
Деревня Н. не знала гроз.
Покой и тишь – её основа...
Но в каждом доме был Христос
с лицом Емельки Пугачёва.

***
Хвалю запев в любом рассказе,
и сам начну издалека:
...Стоят казармы на Парнасе,
снежком присыпаны слегка.
Здесь начеку зимой и летом
поручик Лермонтов и Фет...
И сам Шекспир здесь спит одетым
уже четыре сотни лет.
Лишь иногда тумана стенка
качнется в мареве луны, –
и на свиданье Евтушенко
крадется мимо старшины...
Лишь иногда майорской дочке
ударят в сердце соловьи, –
и Вознесенский прячет очи,
ещё хмельные от любви...
Бессмертье скучное изведав,
томятся пленники времен.
И за казармой Грибоедов
из пистолета бьет ворон...
Вот так великие зимуют,
и дозимуют, наконец, –
когда к Парнасу напрямую
прискачет пламенный гонец.
И Блок ружьем ссутулит спину,
и Маяковский – с палашом...
Парнас пустеет, а в долину
стремятся вороны гужом...
Война сегодня быстротечна,
война бездумна и беспечна,
война всеядна, как война, –
ей даже музыка нужна...
Но под полотнищами света,
под вой военныя трубы –
конец войне, и над планетой
взошли салютные столбы.
И сквознячком в народной массе
летает дым – победный чад...
Гудит толпа... А на Парнасе
казармы холодно молчат.

***
Только я... А другие умеют...
Только я... А дождусь ли плода?
Только я... А другие умнее..
Только я – ни туда, ни сюда.
Вот приятель – из первых в Союзе,
что железо по-новому гнут...
Вот сосед – подженился на Музе,
а из лиры сварганил хомут.
Только я – неимущий и тощий,
только я – не найду уголок.
Только я – все тычками, на ощупь,
Только я, да Есенин, да Блок.


***
Своей родне обиду я пою:
я был в огне, во вшах, крови и поте,
я танки опрокидывал в бою,
а вы мне на похмелку не даете!
Не цените раненьев и наград
и цену вы не знаете герою...
Я вам сейчас устрою Сталинград!
И Курскую дугу я вам устрою!
Пусть вьётся ваша дрянь и ваша пыль,
и брань моя гремит свинцовым градом!
А ну, противотанковый костыль,
шарахни хоть разок по этим гадам!
И вспыхнет под злодеями земля,
пощады эти «викинги» запросят.
Пусть вынесут мне ровно три рубля,
но чтобы на брильянтовом подносе!
...Стою один в пороховом дыму...
Ну вынеси мне тройку, Акулина!..
Ну вынеси, и я еёё приму,
как раньше – ключ от города Берлина.
  * * *
Эх, Аркаша, нам ли горевать.
в двух шагах от ядерного взрыва!..
Знай работу, «телек» и кровать,
да в субботу – пять бутылок пива.

Соблюдай умеренность в любви,
не умей свистать разбойным свистом
И во сне удачу не зови,
и не пей с лихим авантюристом.

Не теряй ни сон, ни аппетит,
пусть душа от горестей не хмурится…
И к тебе, конечно, прилетит
птица счастья – бройлерная курица.
Источник https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/494924.html

 




 
 Владимир КОСТРОВ(1935 – 2022)
Альманах Миражистов
 
* * *
 
Луна протягивает руки,
былинки в поле шевеля.
А на меня со всей округи
смурные лают кобеля.
Рыдает выпь – глухая птица...
Не муж законный, не жених,
спешу последний раз напиться
из окаянных глаз твоих.
Не родниковой, первородной,
а полной страсти и беды,
той подколодной, приворотной,
почти бессовестной воды.
Наперекор стыду и страху
я у судьбы любовь краду.
В твои колени, как на плаху,
шальную голову кладу.
Как дождь, весёлой брагой брызжет
лихая песня соловья.
И ведьмой в древнем чернокнижье
судьба записана моя.
Но так прекрасно, так отважно
тобой душа моя больна.
Какая ночь! Какая жажда!
Какая полная луна!
1980
 
* * *
Полон взгляд тихой боли и страха,
Что тебе я могу обещать?
На пространстве всеобщего краха
Обещаю любить и прощать.
 
Всей судьбою своей окаянной
Обещаю не прятать лица.
Обещаю любить постоянно,
Обещаю прощать до конца.
 
Ты в глазах у меня не седая,
Ты смеёшься, беду отводя,
Вся желанная, вся молодая,
В тонких линзах из слёз и дождя.
 
Прогони эту злость и усталость,
Нас вдвоём и судьбе не избыть.
Всё пропало, а сердце осталось,
Обещая прощать и любить.
 
* * *
В темнеющих полях ещё белеют лица,
И смертная на них уже упала тень.
Нам не в чем упрекнуть солдат Аустерлица,
Но завтра, Бонапарт, настанет новый день.
 
Ещё стоит разрыв бризантного снаряда,
Но гамбургский счёт уже один-один.
Ещё теплы тела в окопах Сталинграда,
Но в стёклах мёртвых глаз уже горит Берлин.
 
И рано, господа, нам подбивать итоги –
Не нами этот мир вращать заведено,
В морях или горах, дворце или остроге,
Но завтра новый день наступит всё равно.
 
* * *
В керосиновой лампе – клочок огня.
Всё моё у меня под рукой.
Ты, Россия моя, наградила меня
Песней, женщиной и рекой.
 
Нет. Поля и леса не пустой матерьял,
Да и солнышко вдалеке.
Но себя я терял, когда изменял
Песне, женщине и реке.
 
У собрата денег полон кошель,
Пуст карман моего пиджака.
Но с годами всё так же прекрасна цель –
Песня, женщина и река.
 
И когда, с последним ударом в грудь,
Сердце станет на вечный покой,
Я хотел бы услышать не что-нибудь –
Песню женскую над рекой.
 
Памяти Георгия Свиридова
 
Незримы и невыразимы,
Лишённые телесных пут,
Рождественские серафимы
Теперь Свиридову поют.
О тесноте земной юдоли,
Где каждый звук его зачат,
В морозном небе, в чистом поле
Распевы горние звучат.
И хора сладкое согласье,
Мерцающее в звёздной мгле,
Так внятно говорит о счастье,
Ещё возможном на земле.
И как пророк в сухой пустыне,
С надеждой глядя в небеса,
Почти оглохшая Россия
Внимает эти голоса.
Молись и верь, Земля родная,
Проглянет солнце из-за туч…
А, может быть, и двери рая
Скрипичный отворяет ключ.
 
* * *
То в ночи она вспыхнет, как спичка,
А в стихе тугодумном умрёт…
Ах, поэзия, вольная птичка –
Где захочется, там и поёт.
Как порывы весеннего ветра,
К педантизму любому глуха,
То сверкнёт в чертеже геометра,
То засвищет в рожке пастуха.
О, не молкни свободное пенье.
И в столице, и в тёмном лесу.
Ах, оставьте душе оперенье
И в глазах сохраните слезу.
И всё жду я её по привычке,
Вот уж иней блестит на стерне.
Я бы умер в чужой стороне
Там ведь нет этой маленькой птички.
 
* * *
Громок ты,
и успеха достиг,
и к различным эстрадам притёрся.
Только русский лирический стих
вроде как-то стыдится актёрства.
Словно скрежет железа о жесть,
словно самая пошлая проза,
неуместны заученный жест,
модуляция, дикция, поза.
Словно бы не хотел, а соврал,
словно фальшь протащил в эти залы.
Словно и не поэт ты,
а Карл.
Карл, укравший у Клары кораллы.
 
* * *
Герой и мученик овации,
Будь снисходителен вдвойне.
Меняются администрации,
А ты останешься в цене.
 
Не торопись. Стихи раскуплены.
Легко выходят книги в свет.
По Бенедиктову и Кукольнику —
Ты замечательный поэт!
 
Ты возвышаешься по-прежнему
Над нами гордой головой,
Вниманьем Рейгана и Брежнева
Подсвечен нимб высокий твой.
 
И, пожиная что посеяно,
Над тем подумай, старина:
А любит всё-таки Есенина
Россия, дикая страна.
 
* * *
Вот избушка.
Печка.
Лавочка.
Тень упала под плетень.
Друг сердечный, балалаечка,
начинай своё трень-брень.
Позови народ на улицу,
инструмент мой дорогой.
Что в одной душе аукнется,
пусть откликнется в другой.
Вдоль всего села
до кузницы
свой диктат распространи,
безыскусная искусница –
три щемящие струны.
Не баянною примерностью,
не роялевым огнём, –
простотой и неприметностью
как вы схожи с соловьём!
Хорошо, милой, на лавочке
посидеть с тобой впотьмах,
на коленях балалаечка
и частушка на губах:
«Балалаечка играет,
Моё сердце замирает».
 

* * *
Выходец из волости лесистой,
бражник, сочинитель, острослов,
в глубине истории российской
жил Ермил Иванович Костров.
В переводах был
весьма исправен,
пил вино, работал не спеша.
О Кострове Пушкин и Державин
говорили: «Добрая душа».
Годы шли
уже двадцатым веком,
о любви, а не о пустяках
вновь с Костровым,
добрым человеком,
Маяковский говорил в стихах.
Буду жить
с такой фамильей древней,
не употреблю её во зло.
Классиков высокое доверье
на мою фамилью снизошло.
Чем за то доверье отплачу им?
Впрочем, перспективы не плохи.
Вознесенский, Храмов, Феликс Чуев
посвящали мне свои стихи.
Может быть, хоть этим буду славен
на просторах матушки-Руси.
Я – Костров.
А кто из них Державин
или Пушкин, Боже упаси?!
 
* * *
Закат приморский умирает,
и чайка реять устаёт.
А в парке музыка играет,
и сладко женщина поёт.
 
И снова молодость маячит,
как наваждение, как сон.
Ворчит тромбон, и скрипка плачет,
и обольщает саксофон.
 
И взоры бродят, пламенея,
среди каштанов и аркад.
Златые цепи Гименея,
на травы падая, звенят.
 
О нет, компьютерным железом
так сладко сердце не проймёт.
Сияющий, за волнорезом
проходит белый теплоход.
 
Зачем ты, сердце, замираешь?
И почему желанья ждёшь?
Зачем ты, музыка, играешь?
О чём ты, женщина, поёшь?
1979

* * *
 
Мы – последние этого века,
Мы великой надеждой больны.
Мы – подснежники. Мы из-под снега,
Сумасшедшего снега войны.
 
Доверяя словам и молитвам
И не требуя блага взамен,
Мы по битвам прошли, как по бритвам,
Так, что ноги в рубцах до колен.
 
И в конце прохрипим не проклятья –
О любви разговор поведём.
Мы последние века. Мы братья
По ладони, пробитой гвоздём.
 
Время быстро идёт по маршруту,
Бьют часы, отбивая года.
И встречаемся мы на минуту
И прощаемся мы навсегда.
 
Так обнимемся. Путь наш недолог.
На виду у судьбы и страны.
Мы – подснежники. Мы из-под ёлок,
Мы – последняя нежность войны.
 
© Владимир Костров, 1966–2010.
© 45-я параллель, 2010.


 
ССЫЛКИ НА АЛЬМАНАХИ ДООСОВ И МИРАЖИСТОВ
Читайте в цвете на старом ЛИТСОВЕТЕ!
Пощёчина Общественной Безвкусице 182 Kb Сборник Быль ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ из Красноярска! Вышла в свет «ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ» Сто лет спустя после «Пощёчины общественному вкусу»! Группа «ДООС» и «МИРАЖИСТЫ» под одной обложкой. Константин КЕДРОВ, Николай ЕРЁМИН, Марина САВВИНЫХ, Евгений МАМОНТОВ,Елена КАЦЮБА, Маргарита АЛЬ, Ольга ГУЛЯЕВА. Читайте в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска! Спрашивайте у авторов!
06.09.15 07:07

45-тка ВАМ new
КАЙФ new
КАЙФ в русском ПЕН центре https://penrus.ru/2020/01/17/literaturnoe-sobytie/
СОЛО на РОЯЛЕ
СОЛО НА РЕИНКАРНАЦИЯ
Форма: КОЛОБОК-ВАМ
Внуки Ра
Любящие Ерёмина, ВАМ
Форма: Очерк ТАЙМ-АУТ

КРУТНЯК
СЕМЕРИНКА -ВАМ
АВЕРС и РЕВЕРС

ТОЧКИ над Ё
ЗЕЛО
РОГ ИЗОБИЛИЯ  БОМОНД

ВНЕ КОНКУРСОВ И КОНКУРЕНЦИЙ


КаТаВаСиЯ

КАСТРЮЛЯ и ЗВЕЗДА, или АМФОРА НОВОГО СМЫСЛА  ЛАУРЕАТЫ ЕРЁМИНСКОЙ ПРЕМИИ


СИБИРСКАЯ

СЧАСТЛИВАЯ


АЛЬМАНАХ ЕБЖ "Если Буду Жив"

5-й УГОЛ 4-го



Альманах Миражистов  чУдное эхо
В ЖЖ https://nik-eremin.livejournal.com/686170.html?newpost=1
На сьтихи.ру
http://stihi.ru/2025/09/14/843



 
               

 
Альманах Миражистов
ДЕМОН И Я

Альманах Миражистов
СОДЕРЖАНИЕ
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ, Николай ЕРЁМИН,
Никита С МИТРОХИН, Владимир СЕМЁНОВ,
Аркадий КУТИЛОВ, Владимир КОСТРОВ

 
Альманах Миражистов

КрасноярсК
2025
 
 Автор бренда МИРАЖИСТЫ
Николай Николаевич Ерёмин - составитель альманаха
ДЕМОН И Я

  Красноярск, телефон 8 950 401 301 7  nikolaier@mail.ru

               


Рецензии