Птичка божия не знает... Невежество критика
- В литературе как и в жизни появляются новоявленные разоблачители утвердившихся истин. Они в полной уверенности, что приводят логичные и ясные аргументы, «размазывают по стенке» классиков. Никто и не догадывался о провалах и нелепостях, но вот явился он «просветитель» и нас «просветил». На этот раз разоблачению подверглось солнце русской поэзии — А.С. Пушкин. Чему же так воспротивился новоявленный пушкинист? От чего в конце своего опуса он возопил «И это "наше всё"?... - Читаем «Крутых холмов устаньте на вершине» Рамзан Назиров.
Но прежде, чем опровергать критика, насладимся великолепным четверостишием из стихотворения Пушкина «Сон».
Друзья мои! возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине,
Крутых холмов устаньте на вершине,
И в долгу ночь глубок ваш будет сон.
Мы как будто в одно мгновение оказались на холмах вместе с посохом и ощутили сладость сна предстоящей ночи. Но совсем по другому воспринял стих критик, вот его замечания:
1. Идея четверостишия банальна: физическая усталость способствует глубокому сну. (Р.Назиров)
ВОЗРАЖЕНИЕ
Так любая эмоция банальна. Смех вызывает радость, горе слезы, быстрый бег одышку — так что теперь за банальностью физиологических реакций стихов не писать или отказывать им в оригинальной идее?.. Так это дело физиологов, находить новые реакции на жизненные проявления, а не поэтов. Поэты призваны отразить те чувства, которые их волнуют, в этом уникальность переживания, а не в том, что такое уже существует.
2. В третьей строке – нелепый порядок слов, однако, можно понять, что рекомендуется устать на вершине крутых холмов.
Но, во-первых, у холмов не может быть одной общей вершины, во-вторых, устают не на вершине холма, а при восхождении на него. Эту строку надо было доработать, например, так: «Взбирайтесь на крутых холмов вершины». (Р.Назиров)
ВОЗРАЖЕНИЕ
Критик не догадывается, что в литературе существует инверсия, изменение привычного порядка слов, что вполне оправдывает написанное Пушкиным, но даже более, в книгах по литературному мастерству настоятельно рекомендуется искать инверсию, выстраивать необычный порядок слов, чтобы предложение было не банально, а обрело новизну. Другой вопрос, что это может резать ухо, как нашему критику, он привык к штампованному языку и не приемлет изменений. Так это его ухо, а не наше. Нашему звучит вполне приемлемо, и позволяет применить рифму.
3. В четвёртой строке неверно «И в дОлгу ночь…».
Во-первых, краткая форма прилагательного «дОлгая» - «долгА», а не «дОлга».
Во-вторых, долгие ночи бывают зимой. А зимой, по глубокому снегу, невозможно ходить в лесу, бродить по долине, восходить на холмы.
Лучше было бы так: «И до утра глубок ваш будет сон». (Р.Назиров)
ВОЗРАЖЕНИЕ
Ну вот что тут сказать?.. Только то, что критик проявляет дремучее невежество. Он не знает, что Пушкин использовал в своей поэзии старославянизмы, которые придавали одухотворенный строй стихам.
«…Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и ТУМАННУ даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в ЛОНО тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в ОСЬМНАДЦАТЬ лет….»
Теперь наш критик будет брать стих с употреблением старославянизма и критиковать, упрекая поэта в неправильном использование окончания или пропущенной буквы. Употребление слова «долгу» в значении «долгий» взято из праславянского dьlgъ, которое в том же чешском так и звучит dlouhу;
А закончим наши возражения критику мы стихотворением Пушкина про птичку, где также употребляется слово «долгу», и где превратим нашего невежественного критика в птичку, которая не знает для чего и как пишутся стихи, и которой лучше сидеть смирно на ветке, а не чирикать.
Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В ДОЛГУ ночь на ветке дремлет..
Свидетельство о публикации №125092304073
Дмитрий Постниковъ 23.09.2025 23:04 Заявить о нарушении